Вопрос — ответ
ВОПРОС: В учреждении отсутствует касса. Подотчетные суммы перечисляют сотрудникам на банковские карты. Соответственно в бухгалтерском учете операции с подотчетными суммами отражают в корреспонденции со счетом бюджетного учета 0 201 01 000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах». Подобная операция не предусмотрена Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее — Инструкция № 25н). Правомерны ли наши действия?
ОТВЕТ: На основании пункта 2.5 Положения от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт», юридическое лицо может осуществлять операции по получению наличных денежных средств с использованием расчетных (дебетовых) карт и кредитных карт. Это могут быть как расчеты, связанные с хозяйственной деятельностью, в том числе с оплатой командировочных и представительских расходов, так и иные операции. Следовательно, отражение в бюджетном учете операции по перечислению подотчетных средств на банковские карты бухгалтерской записью не противоречит Инструкции № 25н:
Дебет 0 208 00 000
«Расчеты с подотчетными лицами»
Кредит 0 201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов».
Отвечала О.Б. Воробьева, аудитор
***
ВОПРОС: На какой счет бюджетного учета следует относить следующие изделия медицинского назначения разового применения:
- акушерские комплекты (простыни защитные, пеленки впитывающие, салфетки хирургические, бирки для новорожденного, рубашки для роженицы, головные уборы и т. д.);
- халаты хирургические;
- фартуки медицинские, маски, бахилы и т. п.?
Поскольку изделия медицинского назначения, перечисленные в вопросе, являются предметами разового применения, их следует учитывать на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».
Отвечала О.Б. Воробьева, аудитор
***
ВОПРОС: В соответствии с ранее действовавшей инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 107н, по зданиям и сооружениям, являющимся памятниками архитектуры и искусства, износ не начислялся. Действующая в настоящее время Инструкция № 25н не содержит исключений по начислению амортизации по зданиям и сооружениям, являющимся памятниками истории и культуры. Просим дать разъяснения по следующим вопросам:
- начисляется ли амортизация по зданиям и сооружениям, являющимся памятниками истории и культуры;
- как определить сроки полезного использования данных объектов основных средств, если фактический срок использования большинства объектов превышает 100 лет;
- как отразить в бухгалтерском учете и отчетности начисленную амортизацию: в текущем периоде через счет 0 401 01 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» или в межотчетном периоде с использованием счета 0 401 03 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», принимая во внимание, что амортизация будет начислена единовременно за существенный временной период?
Сроки полезного использования определяются согласно постановлению Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов к подразделу «Жилища» относят исторические памятники, идентифицированные в основном как жилые дома, к подразделу «Здания» — исторические памятники, идентифицированные в основном как нежилые дома, к подразделу «Сооружения» — исторические памятники, идентифицированные в основном как сооружения.
При этом согласно методическим указаниям по внедрению инструкции по бюджетному учету, утвержденным приказом Минфина России от 24 февраля 2005 г. № 26н, в случае если фактический срок эксплуатации объекта основных средств, приобретенного до 1 января 2005 года, больше срока его полезного использования, амортизация доначислялась до 100 процентов в январе 2005 года с отражением по дебету счета 0 401 01 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов».
Отвечала О.Б. Воробьева, аудитор
***
ВОПРОС: Просим разъяснить, являются ли вложениями в основные средства, которые увеличивают стоимость незавершенного строительства, штрафные санкции, начисленные на сумму кредиторской задолженности, судебные издержки, уплаченные по исполнительному листу, пени и штрафы? Или данные затраты необходимо списать на расходы учреждения?
ОТВЕТ: В соответствии с Инструкцией № 25н основные средства принимают к учету по их первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств. При этом штрафные санкции, начисленные на сумму кредиторской задолженности, судебные издержки, уплаченные по исполнительному листу, пени и штрафы не являются фактическими вложениями в приобретение, сооружение и изготовление основных средств. Указанные расходы относятся на счет 0 401 01 290 «Прочие расходы».
Отвечала А.А. Комлева, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
***
ВОПРОС: Просим разъяснить, можно ли использовать инвентарную карточку группового учета основных средств (ф. 0504032) для учета зеленых насаждений.
ОТВЕТ: В соответствии с приказом Минфина России от 23 сентября 2005 г. № 123н инвентарная карточка группового учета основных средств (ф. 0504032) предназначена для учета группы однородных объектов основных средств: мягкого инвентаря, библиотечных фондов, сценическо-постановочных средств (декораций, мебели и реквизита, бутафории), предметов производственного и хозяйственного инвентаря стоимостью до 10 000 рублей.
Инвентарная карточка учета основных средств (ф. 0504031) применяется для индивидуального учета объектов основных средств, непроизведенных и нематериальных активов. На основании прилагаемой к объекту основных средств документации в инвентарной карточке указываются признаки объекта: инвентарный номер, чертеж, проект, модель, тип, марка, заводской (или иной) номер, дата выпуска (изготовления) (для животных, многолетних насаждений, земельных участков — соответственно дата рождения, дата закладки, дата регистрации); дата и номер акта ввода основных средств в эксплуатацию (для животных, многолетних насаждений, земельных участков — дата и номер акта приемки); первоначальная (восстановительная), кадастровая стоимость; сведения об амортизации по документам приобретения и переоценки.
Таким образом, для учета многолетних насаждений необходимо использовать инвентарные карточки учета основных средств (ф. 0504031).
Отвечала А.А. Комлева, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
***
ВОПРОС: В настоящее время на балансе учреждения числится программное обеспечение, приобретенное по государственному контракту, как объект основных средств по подстатье экономической классификации расходов федерального бюджета Российской Федерации 310 «Увеличение стоимости основных средств».
В соответствии с пунктом 10 Инструкции № 25н к основным средствам относят материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.
Программное обеспечение не подходит по данным характеристикам к объектам основных средств, и ему не может быть присвоен инвентарный номер. Кроме того, завышается база по налогу на имущество.
Просим дать разъяснение о возможности списания программных продуктов с баланса учреждения.
ОТВЕТ: В соответствии с приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее — Указания) затраты по оплате договоров на приобретение или создание объектов, относящихся к нематериальным активам, которые не имеют материально-вещественной структуры и на которые оформлены документы, подтверждающие исключительное право учреждения на них, в целях оказания государственных (муниципальных услуг) относят на статью 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов». Учет указанных активов должен осуществляться на счете 0 102 01 000 «Нематериальные активы».
Услуги в области информационных технологий (приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение, включая приобретение и обновление справочно-информационных баз данных) относят на статью 226 «Прочие работы, услуги». При этом инвентарный учет указанных выше прав не производится.
В случае приобретения технических средств (компьютеров) с предустановленным на них программным обеспечением последнее не принимается к бюджетному учету в виде отдельного инвентарного объекта.
Поэтому, если в бюджетном учете учреждения затраты на программное обеспечение отражены неверно, ошибку следует исправлять в соответствии с пунктом 4 Инструкции № 25н.
Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления методом «красное сторно» оформляют Справкой (ф. 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.
Отвечала А.Ю. Бунина, аудитор
Для справки
В соответствии с пунктом 4 Инструкции № 25н:
- ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и не требующая изменения данных в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»;
- ошибочная запись, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и требующая изменений в журнале операций, в зависимости от ее характера оформляется методом «красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;
- ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется методом «красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.
***
ВОПРОС: ГОУ ВПО выделены субсидии в качестве господдержки на внедрение инновационной образовательной программы в соответствии с договором, заключенным с Рособразованием. Также согласно договору учреждение осуществляет софинансирование программы из средств от оказания платных образовательных услуг. Каков порядок учета средств господдержки и софинансирования инновационных программ в целях исчисления налога на прибыль?
ОТВЕТ: Ответ на ваш вопрос можно найти в письмах Минфина России от 21 сентября 2007 г. № 03-03-05/237 и от 22 мая 2007 г. № 03-03-06/4/65. Так, при определении базы по налогу на прибыль не учитывают целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров) (п. 2 ст. 251 НК РФ). К целевым поступлениям относят в том числе целевые поступления из бюджета бюджетополучателям, использованные указанными получателями по назначению, и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. К указанным целевым поступлениям относят, в частности, суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Вышеуказанные средства являются целевыми поступлениями для государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования и на основании статьи 251 Налогового кодекса не подлежат обложению налогом на прибыль.
В случае если по условиям договора ГОУ приняло на себя обязательство по обеспечению софинансирования внедрения инновационной образовательной программы из средств, полученных им от платных образовательных услуг, то источником такого софинансирования может быть прибыль ГОУ, оставшаяся после налогообложения.
Обратите внимание: согласно Указаниям средства в виде субсидий из федерального бюджета на внедрение инновационных образовательных программ, поступающие на лицевой счет учреждения по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, следует отражать по коду 000 3 03 02000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Отвечала К.И. Ижевская, налоговый консультант
***
ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, как правильно оформить увольнение работника за прогул?
ОТВЕТ: Прогул относится к дисциплинарным проступкам, за совершение которых работодатель вправе применить такой вид дисциплинарного взыскания, как увольнение сотрудника.
- До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, составляют соответствующий акт об отказе или уклонении прогульщика дать такое объяснение. Форма акта не утверждена, поэтому его составляют в произвольной форме (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 31 октября 2007 г. № 4415-6). При этом непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
- После получения письменного объяснения или составления акта следует издать приказ о применении дисциплинарного взыскания (увольнении работника), который отдают работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если сотрудник отказывается ознакомиться с приказом под роспись, составляется соответствующий акт.
- В трудовую книжку работника вносят запись об увольнении в соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69.
Отвечала А.В. Калинина, эксперт по трудовому праву
***
ВОПРОС: У нас такая ситуация. На основании решения суда физическое лицо было восстановлено на работе и с учреждения взысканы средства за время вынужденного прогула в связи с незаконным увольнением. Облагаются ли НДФЛ и ЕСН компенсационные выплаты в размере среднего заработка?
ОТВЕТ: По решению суда работнику может быть выплачен средний заработок за все время вынужденного прогула (или разница в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы). Об этом сказано в статье 394 Трудового кодекса.
Согласно той же статье 394 Трудового кодекса работник должен быть восстановлен на прежней работе в случае признания его увольнения или перевода на другую работу незаконными. Следовательно, трудовые отношения между работником и работодателем восстанавливаются, трудовой договор считается нерасторгнутым, а значит, правовых последствий, связанных с увольнением работника, не возникает. Кроме того, пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса содержит закрытый перечень видов компенсационных выплат, освобождаемых от налогообложения. Выплаты в размере среднего заработка за все время вынужденного прогула, выплачиваемые в случае признания увольнения работника незаконным, в данный перечень не включены (письма Минфина России от 26 июля 2007 г. № 03-04-05-01/247, ФНС России от 4 апреля 2006 г. № 04-1-04/190). Таким образом, выплата среднего заработка за все время вынужденного прогула и разница в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы не являются компенсационными выплатами, связанными с увольнением работника.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что средний заработок за время вынужденного прогула и разница в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы (в том числе и индексированные с учетом инфляции), выплаченные по решению суда в случае признания им увольнения или перевода на другую работу незаконными, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Перейдем к ЕСН. В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса объектом обложения ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам, признают выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в их пользу по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, а также по авторским договорам). При этом согласно пункту 3 статьи 236 Налогового кодекса данные выплаты не признаются объектом налогообложения у налогоплательщиков-организаций, если такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса содержит исчерпывающий перечень видов компенсационных выплат, не подлежащих обложению ЕСН. Выплаты в размере среднего заработка за все время вынужденного прогула, выплачиваемые в случае признания увольнения работника незаконным, так же как и в случае с НДФЛ, в данный перечень не включены (письмо Минфина России от 24 января 2007 г. № 03-04-06-02/6).
Таким образом, указанная сумма среднего заработка подлежит обложению ЕСН в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 27 октября 2005 г. № 03-05-01-04/340).
Отвечала А.В. Калинина, эксперт по трудовому праву
Источник: © Бюджетный учет, 2008, № 2