Главная книга – 2008

#?23096?# Наступил новый 2008 год. О том, какие изменения он внес в бюджетный учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляемый органами Федерального казначейства, мы расскажем в данной статье.

Н.М. Горина,
начальник отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов, заместитель главного бухгалтера Управления Федерального казначейства по Московской области


В соответствии с Бюджетным кодексом Федеральное казначейство является органом государственной власти Российской Федерации, наделенным полномочиями по кассовому исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, органы Федерального казначейства выступают в роли трех субъектов бюджетного учета:
  • главного распорядителя (распорядителя), получателя бюджетных средств;
  • органа, организующего исполнение федерального бюджета;
  • органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
и используют все счета единого Плана счетов.

Как было

При отражении в бюджетном учете операций на счетах федерального бюджета до 1 января 2008 года действовал следующий порядок учета.
  1. Как органы, организующие исполнение федерального бюджета, органы Федерального казначейства учитывали операции, проводимые  на лицевых счетах для учета операций по исполнению федерального бюджета, открытых на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета».
  2. Как органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, органы Федерального казначейства учитывали операции:
  • по поступлениям в бюджетную систему РФ и их распределению между бюджетами бюджетной системы РФ на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации»;
  • на лицевых счетах для учета операций по исполнению федерального бюджета, открытых на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета» (за исключением учета лимитов бюджетных обязательств);
  • на лицевых счетах для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов, открытых на балансовом счете № 40503 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации»;
  • на лицевых счетах для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных учреждений, открытых на балансовом счете  № 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений»;
  • на лицевых счетах для учета таможенных и других платежей от внешнеэкономической деятельности в валюте Российской Федерации, открытых на балансовом счете № 40314 «Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности»;
  • операции с наличными денежными средствами федеральных бюджетных учреждений на балансовом счете № 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям».
Вышеизложенная учетная политика имела два существенных недостатка.

Во-первых, «двойной учет» органами Федерального казначейства операций на балансовом счете № 40105.

Во-вторых, полномочия органов Федерального казначейства по учету операций федеральных учреждений со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, и со средствами, полученными во временное распоряжение, достаточно обширны и являются по сути полномочиями органа, организующего исполнение бюджета.

Назрела логичная необходимость внесения изменений в бюджетный учет операций по кассовому обслуживанию исполнения и кассовому исполнению федерального бюджета.

Как стало

До внесения соответствующих уточнений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н, начиная с первого рабочего дня 2008 года при ведении бюджетного учета операций на счетах федерального бюджета органам Федерального казначейства необходимо руководствоваться указаниями письма Федерального казначейства от 21 декабря 2007 г. № 42-7.1-15/2.6-430.

Согласно вышеуказанному письму:
1) как органы, организующие исполнение федерального бюджета, органы Федерального казначейства должны учитывать операции:
  • на лицевых счетах для учета операций по исполнению федерального бюджета, открытых на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета»;
  • на лицевых счетах для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов, открытых на балансовом счете № 40503 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации»;
  • на лицевых счетах для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных учреждений, открытых на балансовом счете  № 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений»;
  • на лицевых счетах для учета таможенных и других платежей от внешнеэкономической деятельности в валюте Российской Федерации, открытых на балансовом счете № 40314 «Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности»;
2) как органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, органы Федерального казначейства должны учитывать операции:
  • по поступлениям в бюджетную систему РФ и их распределению между бюджетами бюджетной системы РФ на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации»;
  • операции с наличными денежными средствами федеральных бюджетных учреждений на балансовом счете № 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям».
Кроме того, с 1 января 2008 года Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 74н, установлены новые коды бюджетной классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, которые являются неотъемлемой частью кода счетов бюджетного учета.

Нужно реформировать

Учитывая вышеизложенное, органам Федерального казначейства необходимо провести реформацию Главной книги органа, организующего исполнение федерального бюджета, и Главных книг органа, осуществляющего кассовое исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, в части переноса остатков на 1 января 2008 года по счетам бюджетного учета по приносящей доход деятельности и деятельности со средствами во временном распоряжении и в соответствии с новой бюджетной классификацией. Правильное оформление операций, связанных с реформацией Главной книги, является показателем грамотного ведения бюджетного учета органами Федерального казначейства.

Операции по реформации должны быть оформлены Справкой по форме 0504833 и содержать следующие операции:

Федеральный бюджет

Дебет
100 01 05 02 01 010000 3 202 01 000
«Средства единого счета бюджета»
Кредит
100 08 02 01 00 01 0000 3 203 02 000
«Средства единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов»

— на сумму остатка, сложившегося по счету 3 203 02 000 на конец года;

Дебет
100 01 05 02 01 01 0000 2 202 01 000
«Средства единого счета бюджета»
Кредит
100 08 02 01 00 01 0000 2 203 02 000
«Средства единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов»
— на сумму остатка, сложившегося по счету 2 203 02 000 на конец года.

Особое внимание необходимо уделить переносу остатков средств федерального бюджета. Поскольку в Главной книге органа, организующего исполнение федерального бюджета, на конец 2007 года данные средства уже были отражены, то проводка будет выражать лишь изменение бюджетной классификации:

Дебет
100 01 05 02 01 01 0000 1 202 01 000
«Средства единого счета бюджета»
Кредит
100 08 02 01 00 01 0000 1 202 01 000
«Средства единого счета бюджета»
— на сумму остатка, сложившегося по счету 1 202 01 000 на конец года.

Также в данной Справке должны быть проведены операции по переводу счетов бюджетного учета, изменения в коде которых не произошли. Тем не менее формально они должны быть выполнены, как отражающие перенос остатков из Главной книги органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета, в Главную книгу органа, организующего исполнение бюджета:

Дебет
100 00000000000000 2 402 03 000
«Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета»
Кредит
100 00000000000000 2 402 03 000
«Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета»

— на сумму остатка, сложившегося по счету 2 402 03 000 на конец года;

Дебет
100 00000000000000 2 211 00 000
«Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет»
Кредит
100 00000000000000 2 211 00 000
«Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет»
— на сумму остатка, сложившегося по счету 2 211 00 000 на конец года
(данная проводка делается Отделениями Управления Федерального казначейства в условиях функционирования ЕКС 40503);

Дебет
100 00000000000000 3 211 00 000
«Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет»
Кредит
100 00000000000000 3 211 00 000
«Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет»
— на сумму остатка, сложившегося по счету 3 211 00 000 на конец года
(данная проводка делается Отделениями Управления Федерального казначейства в условиях функционирования ЕКС 40302);

Дебет
100 00000000000000 2 308 00 000
«Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет»
Кредит
100 00000000000000 2 308 00 000
«Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет»
— на сумму остатка, сложившегося по счету 2 308 00 000 на конец года
(данная проводка делается Управлениями Федерального казначейства в условиях функционирования ЕКС 40503);

Дебет
100 00000000000000 3 308 00 000
«Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет»
Кредит
100 00000000000000 3 308 00 000
«Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет»
— на сумму остатка, сложившегося по счету 3 308 00 000 на конец года
(данная проводка делается Управлениями Федерального казначейства в условиях функционирования ЕКС 40302).

Необходимость оформления последних четырех проводок обусловлена письмом Федерального казначейства от 16 января 2007 г. № 42-7.1-15/2.6-10. А именно: по результатам финансового года не подлежат списанию заключительными оборотами на финансовый результат счета расчетов 2(3) 211 00 000, 2(3) 308 00 000, применяемые для учета расчетов Управления и Отделений в условиях ведения единых счетов для учета средств по приносящей доход деятельности и средств, полученных во временное распоряжение учреждений.

Важным моментом является операция по переводу исходящих остатков по счету 3 307 00 180 из Главной книги органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, на входящий остаток по счету 3 402 03 000 в Главной книге органа, организующего исполнение федерального бюджета:

Дебет ППП
00000000000000 3 307 00 180
«Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов»
Кредит
100 00000000000000 3 402 03 000
«Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета»
— на сумму остатка, сложившегося по счету 3 307 00 180 на конец года.

В Главной книге органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, остатки по счетам бюджетного учета 1 203 02 000, 1 402 03 000, сложившиеся на конец 2007 года, не переносятся как входящие остатки на начало 2008 года.

Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты

Дебет
100 01 05 02 01 хх 0000 1 203 02 000
«Средства единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов»
Кредит
100 08 02 01 00 хх 0000 1 203 02 000
«Средства единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов»
— на сумму остатка, сложившегося по счету 1 203 02 000 на конец года;

Дебет
100 01 05 02 01 хх 0000 2 203 02 000
«Средства единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов»
Кредит
100 08 02 01 00 хх 0000 2 203 02 000
«Средства единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов»
— на сумму остатка, сложившегося по счету 2 203 02 000 на конец года;

Дебет
100 01 05 02 01 хх 0000 1 203 03 000
«Средства единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, в пути»
Кредит
100 08 02 01 00 хх 0000 1 203 03 000
«Средства единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, в пути»
— на сумму остатка, сложившегося по счету 1 203 03 000 на конец года;

где хх — код элемента источников финансирования дефицитов бюджетов, который принимает следующие значения:
02 — бюджет субъекта Российской Федерации;
03 — бюджет внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
04 — бюджет городских округов;
05 — бюджет муниципального района,
10 — бюджет поселения.

Источник: © Бюджетный учет, 2008, № 2



Реклама