Главная книга – 2008
#?23096?# Наступил новый 2008 год. О том, какие изменения он внес в бюджетный учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляемый органами Федерального казначейства, мы расскажем в данной статье.
Н.М. Горина,
начальник отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов, заместитель главного бухгалтера Управления Федерального казначейства по Московской области
В соответствии с Бюджетным кодексом Федеральное казначейство является органом государственной власти Российской Федерации, наделенным полномочиями по кассовому исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, органы Федерального казначейства выступают в роли трех субъектов бюджетного учета:
- главного распорядителя (распорядителя), получателя бюджетных средств;
- органа, организующего исполнение федерального бюджета;
- органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Как было
При отражении в бюджетном учете операций на счетах федерального бюджета до 1 января 2008 года действовал следующий порядок учета.- Как органы, организующие исполнение федерального бюджета, органы Федерального казначейства учитывали операции, проводимые на лицевых счетах для учета операций по исполнению федерального бюджета, открытых на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета».
- Как органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, органы Федерального казначейства учитывали операции:
- по поступлениям в бюджетную систему РФ и их распределению между бюджетами бюджетной системы РФ на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации»;
- на лицевых счетах для учета операций по исполнению федерального бюджета, открытых на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета» (за исключением учета лимитов бюджетных обязательств);
- на лицевых счетах для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов, открытых на балансовом счете № 40503 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации»;
- на лицевых счетах для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных учреждений, открытых на балансовом счете № 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений»;
- на лицевых счетах для учета таможенных и других платежей от внешнеэкономической деятельности в валюте Российской Федерации, открытых на балансовом счете № 40314 «Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности»;
- операции с наличными денежными средствами федеральных бюджетных учреждений на балансовом счете № 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям».
Во-первых, «двойной учет» органами Федерального казначейства операций на балансовом счете № 40105.
Во-вторых, полномочия органов Федерального казначейства по учету операций федеральных учреждений со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, и со средствами, полученными во временное распоряжение, достаточно обширны и являются по сути полномочиями органа, организующего исполнение бюджета.
Назрела логичная необходимость внесения изменений в бюджетный учет операций по кассовому обслуживанию исполнения и кассовому исполнению федерального бюджета.
Как стало
До внесения соответствующих уточнений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н, начиная с первого рабочего дня 2008 года при ведении бюджетного учета операций на счетах федерального бюджета органам Федерального казначейства необходимо руководствоваться указаниями письма Федерального казначейства от 21 декабря 2007 г. № 42-7.1-15/2.6-430.Согласно вышеуказанному письму:
1) как органы, организующие исполнение федерального бюджета, органы Федерального казначейства должны учитывать операции:
- на лицевых счетах для учета операций по исполнению федерального бюджета, открытых на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета»;
- на лицевых счетах для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов, открытых на балансовом счете № 40503 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации»;
- на лицевых счетах для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных учреждений, открытых на балансовом счете № 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений»;
- на лицевых счетах для учета таможенных и других платежей от внешнеэкономической деятельности в валюте Российской Федерации, открытых на балансовом счете № 40314 «Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности»;
- по поступлениям в бюджетную систему РФ и их распределению между бюджетами бюджетной системы РФ на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации»;
- операции с наличными денежными средствами федеральных бюджетных учреждений на балансовом счете № 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям».
Нужно реформировать
Учитывая вышеизложенное, органам Федерального казначейства необходимо провести реформацию Главной книги органа, организующего исполнение федерального бюджета, и Главных книг органа, осуществляющего кассовое исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, в части переноса остатков на 1 января 2008 года по счетам бюджетного учета по приносящей доход деятельности и деятельности со средствами во временном распоряжении и в соответствии с новой бюджетной классификацией. Правильное оформление операций, связанных с реформацией Главной книги, является показателем грамотного ведения бюджетного учета органами Федерального казначейства.Операции по реформации должны быть оформлены Справкой по форме 0504833 и содержать следующие операции:
Федеральный бюджет
Дебет100 01 05 02 01 010000 3 202 01 000
«Средства единого счета бюджета»
Кредит
100 08 02 01 00 01 0000 3 203 02 000
«Средства единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов»
— на сумму остатка, сложившегося по счету 3 203 02 000 на конец года;
Дебет
100 01 05 02 01 01 0000 2 202 01 000
«Средства единого счета бюджета»
Кредит
100 08 02 01 00 01 0000 2 203 02 000
«Средства единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов»
— на сумму остатка, сложившегося по счету 2 203 02 000 на конец года.
Особое внимание необходимо уделить переносу остатков средств федерального бюджета. Поскольку в Главной книге органа, организующего исполнение федерального бюджета, на конец 2007 года данные средства уже были отражены, то проводка будет выражать лишь изменение бюджетной классификации:
Дебет
100 01 05 02 01 01 0000 1 202 01 000
«Средства единого счета бюджета»
Кредит
100 08 02 01 00 01 0000 1 202 01 000
«Средства единого счета бюджета»
— на сумму остатка, сложившегося по счету 1 202 01 000 на конец года.
Также в данной Справке должны быть проведены операции по переводу счетов бюджетного учета, изменения в коде которых не произошли. Тем не менее формально они должны быть выполнены, как отражающие перенос остатков из Главной книги органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета, в Главную книгу органа, организующего исполнение бюджета:
Дебет
100 00000000000000 2 402 03 000
«Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета»
Кредит
100 00000000000000 2 402 03 000
«Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета»
— на сумму остатка, сложившегося по счету 2 402 03 000 на конец года;
Дебет
100 00000000000000 2 211 00 000
«Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет»
Кредит
100 00000000000000 2 211 00 000
«Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет»
— на сумму остатка, сложившегося по счету 2 211 00 000 на конец года
(данная проводка делается Отделениями Управления Федерального казначейства в условиях функционирования ЕКС 40503);
Дебет
100 00000000000000 3 211 00 000
«Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет»
Кредит
100 00000000000000 3 211 00 000
«Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет»
— на сумму остатка, сложившегося по счету 3 211 00 000 на конец года
(данная проводка делается Отделениями Управления Федерального казначейства в условиях функционирования ЕКС 40302);
Дебет
100 00000000000000 2 308 00 000
«Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет»
Кредит
100 00000000000000 2 308 00 000
«Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет»
— на сумму остатка, сложившегося по счету 2 308 00 000 на конец года
(данная проводка делается Управлениями Федерального казначейства в условиях функционирования ЕКС 40503);
Дебет
100 00000000000000 3 308 00 000
«Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет»
Кредит
100 00000000000000 3 308 00 000
«Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет»
— на сумму остатка, сложившегося по счету 3 308 00 000 на конец года
(данная проводка делается Управлениями Федерального казначейства в условиях функционирования ЕКС 40302).
Необходимость оформления последних четырех проводок обусловлена письмом Федерального казначейства от 16 января 2007 г. № 42-7.1-15/2.6-10. А именно: по результатам финансового года не подлежат списанию заключительными оборотами на финансовый результат счета расчетов 2(3) 211 00 000, 2(3) 308 00 000, применяемые для учета расчетов Управления и Отделений в условиях ведения единых счетов для учета средств по приносящей доход деятельности и средств, полученных во временное распоряжение учреждений.
Важным моментом является операция по переводу исходящих остатков по счету 3 307 00 180 из Главной книги органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, на входящий остаток по счету 3 402 03 000 в Главной книге органа, организующего исполнение федерального бюджета:
Дебет ППП
00000000000000 3 307 00 180
«Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов»
Кредит
100 00000000000000 3 402 03 000
«Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета»
— на сумму остатка, сложившегося по счету 3 307 00 180 на конец года.
В Главной книге органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета, остатки по счетам бюджетного учета 1 203 02 000, 1 402 03 000, сложившиеся на конец 2007 года, не переносятся как входящие остатки на начало 2008 года.
Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты
Дебет100 01 05 02 01 хх 0000 1 203 02 000
«Средства единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов»
Кредит
100 08 02 01 00 хх 0000 1 203 02 000
«Средства единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов»
— на сумму остатка, сложившегося по счету 1 203 02 000 на конец года;
Дебет
100 01 05 02 01 хх 0000 2 203 02 000
«Средства единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов»
Кредит
100 08 02 01 00 хх 0000 2 203 02 000
«Средства единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов»
— на сумму остатка, сложившегося по счету 2 203 02 000 на конец года;
Дебет
100 01 05 02 01 хх 0000 1 203 03 000
«Средства единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, в пути»
Кредит
100 08 02 01 00 хх 0000 1 203 03 000
«Средства единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, в пути»
— на сумму остатка, сложившегося по счету 1 203 03 000 на конец года;
где хх — код элемента источников финансирования дефицитов бюджетов, который принимает следующие значения:
02 — бюджет субъекта Российской Федерации;
03 — бюджет внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
04 — бюджет городских округов;
05 — бюджет муниципального района,
10 — бюджет поселения.
Источник: © Бюджетный учет, 2008, № 2