Вопросы применения бюджетной классификации Российской Федерации
Д.В. Новиков, советник Отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации
***
Доходы
ВОПРОС: Просим разъяснить порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации при отражении денежных средств, поступающих в бюджеты ТФОМС из лечебно-профилактических учреждений в порядке восстановления средств, использованных не по целевому назначению.
ОТВЕТ: В соответствии с требованиями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 8 декабря 2006 г. № 168н (далее — Указания № 168н), возврат лечебно-профилактическими учреждениями средств, предоставленных бюджетами ТФОМС и использованных не по целевому назначению (далее — средства), осуществляется в следующем порядке:
- если возврат средств производится в рамках того бюджетного года, в котором они были предоставлены, средства подлежат отражению по показателям бюджетной классификации, в соответствии с которыми они были предоставлены лечебно-профилактическим учреждениям из бюджетов ТФОМС, в порядке восстановления кассовых расходов;
- если же выявлено, что факт нецелевого использования средств имел место в предшествующие годы, они подлежат возврату в бюджеты ТФОМС с отражением по коду 395 1 13 03090 09 0000 130 «Прочие доходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования от оказания платных услуг и компенсации затрат бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования».
Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты
ВОПРОС: В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ) (далее — Кодекс) с 2008 года едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами доходов бюджетов являются:
- налоговые и неналоговые доходы;
- безвозмездные поступления.
- 1 00 00000 00 — налоговые и неналоговые доходы;
- 2 00 00000 00 — безвозмездные поступления;
- 3 00 00000 00 — доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В связи с этим просим дать разъяснения по применению пункта 4 статьи 20 Кодекса и бюджетной классификации Российской Федерации при отражении доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
ОТВЕТ: Этот вопрос привлекает внимание большого количества участников бюджетного процесса, но, не вдаваясь в полемику, позволю себе дать лишь одну, единственно верную рекомендацию — в целях качественной разработки проекта закона субъекта Российской Федерации (решения муниципального образования) о бюджете на очередной финансовый год необходимо принять в качестве руководства Указания № 74н.
Сделать это необходимо в силу следующих причин:
- во-первых, решение о формировании доходной части региональных (местных) бюджетов в разрезе двух групп классификации доходов: «Налоговые и неналоговые доходы» и «Безвозмездные поступления» — вступит в противоречие с Указаниями № 74н;
- во-вторых, если доходная часть бюджета сформирована и утверждена на базе положений статьи 20 Кодекса, в ближайшее же время придется вносить в закон (решение) о бюджете изменение, так как 2 ноября 2007 года были приняты Закон № 247-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» и Закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», предусматривающий в том числе изменение структуры классификации доходов бюджетов в части дополнения ее третьей группой «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности».
- при освобождении от должности лица, замещавшего государственную должность, ему до устройства на новое место работы в течение одного года выплачивается назначенное денежное вознаграждение, а в случае если на новом месте работы лицо, замещавшее государственную должность, получает заработную плату ниже размера прежнего денежного вознаграждения, производится доплата до уровня прежнего денежного вознаграждения;
- в установленных законодательством случаях гражданские служащие при освобождении от замещаемой должности имеют право на получение денежного содержания до устройства на новое место работы в течение одного года.
В Указаниях № 168н в подстатье экономической классификации расходов 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления» указываются расходы на выплату дополнительного ежемесячного обеспечения к пенсиям государственных служащих и единовременных денежных выплат категориям граждан, ранее занимавших должности в соответствии с законодательством Российской Федерации, тогда как вышеупомянутые расходы, по нашему мнению, таковыми не являются. В связи с этим полагаем, что более логичным было бы относить данные расходы на подстатью экономической классификации расходов 211 «Заработная плата» в увязке с целевой статьей 0010000 «Руководство и управление в сфере установленных функций» и соответствующими разделом и подразделом функциональной классификации расходов.
В бланке консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на 2007 год подстатья 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления» применяется только в рамках раздела 1000 «Социальная политика», тогда как поименованные выше расходы по сути своей являются сохраняемой в течение определенного периода времени заработной платой, содержащей все ее составляющие (должностной оклад, надбавки, премии и т. д.), что вызывает сомнение в правильности отнесения данных расходов к пенсиям.
Просим разъяснить порядок отражения указанных выше расходов.
ОТВЕТ: Для ответа на поставленный вопрос изначально необходимо опровергнуть логические предположения авторов.
Подстатья 211 «Заработная плата» изначально предусмотрена для отражения расходов на оплату труда, осуществляемую на основании трудовых договоров, о чем сказано в преамбуле расшифровки указанной подстатьи.
Во-первых, в ситуации, изложенной в вопросе, о наличии трудового договора с получателями соответствующих выплат говорить не приходится, поскольку он был расторгнут при увольнении сотрудника, соответственно основания для применения подстатьи 211 «Заработная плата» отсутствуют.
Во-вторых, целевая статья 0010000 «Руководство и управление в сфере установленных функций» и соответствующие раздел и подраздел функциональной классификации расходов, по которым подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности соответствующего учреждения, в данном случае применяться не должны, так как при осуществлении указанных выплат реализуются социальные гарантии бывшим сотрудникам, обусловленные их законодательно закрепленным статусом, а не осуществляются расходы, направляемые на обеспечение деятельности соответствующего учреждения.
В связи с изложенным и в соответствии с требованиями Указаний № 168н расходы на выплату лицам, замещающим государственные должности, назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы в течение одного года, на доплату этим лицам до уровня прежней оплаты труда, а также иные аналогичные расходы, осуществляемые в соответствии с региональным законодательством, регламентирующим денежное вознаграждение и социальные гарантии лиц, замещающих государственные должности, следует относить на подстатью 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления», которая и предназначена в том числе для отражения расходов, осуществляемых за счет средств бюджетов и направленных на реализацию мер социальной защиты категорий граждан, ранее занимавших должности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная подстатья должна быть увязана со следующими показателями функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации:
- разделом 1000 «Социальная политика»;
- подразделом 1003 «Социальное обеспечение населения»;
- целевой статьей 5140000 «Реализация государственных функций в области социальной политики»;
- видом расходов 703 «Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, доплаты к пенсиям, дополнительное материальное обеспечение, пособия и компенсации».
Просим разъяснить, по каким разделу, подразделу, целевой статье, виду расходов и статье ЭКР необходимо отразить расходы местного бюджета на указанные выше цели?
ОТВЕТ: Очевидно, что из местного бюджета муниципальному унитарному предприятию предоставляются субсидии, расходы на предоставление которых в соответствии с требованиями Указаний № 168н подлежат отражению по подстатье 241 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, увязанной со следующими показателями функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации: разделом 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство», подразделом 0502 «Коммунальное хозяйство», целевой статьей 3510000 «Поддержка коммунального хозяйства», видом расходов 197 «Субсидии».
ВОПРОС: В собственности города имеется жилищный фонд как в многоквартирных жилых домах, так и в частном секторе, который предоставлен по договорам социального найма. В соответствии со статьей 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, предоставленного по договору социального найма. Просим разъяснить, по каким кодам бюджетной классификации производить расходы на капитальный ремонт жилищного фонда, предоставленного по договорам социального найма (общежитий).
ОТВЕТ: В соответствии с требованиями Указаний № 168н расходы на ремонт жилищного фонда, предоставленного по договорам социального найма, осуществляемые в соответствии со статьей 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует отражать по подстатье 225 «Услуги по содержанию имущества» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (приложение 5 к Указаниям № 168н), увязанной со следующими показателями функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации:
- разделом 0500 «Жилищно- коммунальное хозяйство»;
- подразделом 0501 «Жилищное хозяйство»;
- целевой статьей 3500000 «Поддержка жилищного хозяйства;
- видом расходов 410 «Мероприятия в области жилищного хозяйства».
ОТВЕТ: Расходы местного бюджета на компенсацию транспортным компаниям расходов по доставке учащихся до места учебы и обратно в соответствии с требованиями Указаний № 168н относятся на статью 290 «Прочие расходы».
ВОПРОС: В рамках областной целевой программы учреждения командируют спортсменов и тренеров для участия в учебно-тренировочных сборах, окружных, всероссийских и международных соревнованиях с возмещением расходов по командированию (оплата проезда, проживания, денежных компенсаций на питание во время соревнования и суточных в пути). Спортсмены и тренеры, командируемые в составе сборной команды области, могут быть как штатными сотрудниками учреждения, так и не состоять в штате учреждения.
Просим дать разъяснение, по какой статье экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации следует относить расходы на командирование спортсменов и тренеров, производимые в рамках областной целевой программы?
ОТВЕТ: Расходы учреждений по оплате проезда, проживания, денежных компенсаций на питание во время соревнования и суточных в пути, осуществляемые при командировании спортсменов и тренеров на различного рода соревнования, подлежат отражению по статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в следующем порядке:
- в случае если лица, направляемые на соревнования, не состоят в трудовых отношениях с направляющим учреждением (в основном — спортсмены), расходы следует относить на подстатью 226 «Прочие услуги»;
- при направлении на соревнования спортсменов и тренеров — сотрудников направляющих учреждений расходы подлежат отражению по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации исходя из их экономического содержания.
Национальная оборона и правоохранительные органы
ВОПРОС: Согласно Указаниям № 168н и письму Минфина России от 14 апреля 2006 г. № 02-14-10/880 выплаты компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», производятся с предметной статьи 290 «Прочие расходы».
Просим дать разъяснение, по какой статье экономической классификации следует относить компенсацию расходов организаций и граждан, связанных с подготовкой граждан по основам военной службы в учебных пунктах организаций.
Например: компенсация расходов на учебно-материальную базу учебных пунктов (закупка макетов учебного оружия, учебной литературы, наглядных пособий, плакатов, учебного инвентаря, расходы на косметический ремонт кабинетов и т. д.).
Согласно требованиям Указаний № 168н расходы на выплату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» компенсаций, связанных в том числе с подготовкой граждан по основам военной службы в учебных пунктах организаций (кроме федеральных учреждений), подлежат отражению по статье 290 «Прочие расходы» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
ВОПРОС: В целях исключения случаев различного толкования Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации в части обеспечения социальных гарантий лицам, подвергшимся воздействию радиации, просим разъяснить порядок применения функциональной и экономической классификации при отнесении расходов по выплате пособий и компенсаций гражданскому персоналу из подразделений особого риска Министерства обороны Российской Федерации.
ОТВЕТ: Расходы на выплату пособий и компенсаций гражданскому персоналу подразделений особого риска Министерства обороны Российской Федерации (из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации) предусмотрены в сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2007 год по главе 187 «Министерство обороны Российской Федерации», разделу 0200 «Национальная оборона», подразделу 0201 «Вооруженные Силы Российской Федерации», целевой статье 2020000 «Воинские формирования (органы, подразделения)», виду расходов 472 «Пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа», подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
ВОПРОС: Просим разъяснить, на какой вид расходов следует относить расходы продовольственной службы Министерства обороны Российской Федерации, связанные с оплатой услуг по ремонту и техническому обслуживанию техно логического оборудования: 221 «Продовольственное обеспечение» или 233 «Обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации»?
ОТВЕТ: В сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2007 год расходы на оплату услуг по ремонту и техническому обслуживанию технологического оборудования, предназначенного для хранения и приготовления пищи, в рамках главы 187 «Министерство обороны Российской Федерации» предусмотрены по виду расходов 221 «Продовольственное обеспечение», увязанному с подстатьей 225 «Услуги по содержанию имущества» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
ВОПРОС: Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» в целях большей открытости деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в Минобороны России проводится работа по информированию российской общественности об их деятельности.
В рамках этой работы проводится информирование граждан, организаций, представителей средств массовой информации, российской и зарубежной общественности о строительстве, применении, повседневной жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечивается информационная поддержка мероприятий, проводимых в Минобороны России, осуществляются информационные мероприятия по привлечению граждан для поступления на военную службу.
В связи с изменениями в бюджетной классификации Российской Федерации, вступающими в силу с 1 января 2008 года, просим дать разъяснения по отнесению вышеуказанных расходов на разделы (подразделы), целевые статьи и виды расходов классификации расходов бюджетов.
ОТВЕТ: Ведомственной структурой расходов федерального бюджета на 2008 год (приложение 28 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов») расходы на информирование российской общественности о деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации предусмотрены по главе 187 «Министерство обороны Российской Федерации», разделу 0200 «Национальная оборона», подразделу 0201 «Вооруженные Силы Российской Федерации», целевой статье (программе) 2017000 «Обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации», виду расходов 014 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и национальной обороны».
ВОПРОС: Бюджетные учреждения, подведомственные ФСИН России, расходуют средства на транспортировку, хранение и изготовление продуктов питания для спецконтингента. Следует ли для отражения данных расходов применять целевую статью 2160000 «Содержание спецконтингента»?
ОТВЕТ: Сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2007 год расходы на транспортировку (доставку), хранение и изготовление продуктов питания, в том числе для спецконтингента, предусмотрены по главе 320 «Федеральная служба исполнения наказаний» в рамках целевой статьи 2010000 «Материально-техническое обеспечение» и вида расходов 253 «Обеспечение функционирования органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
ВОПРОС: В целях исполнения федеральным органом исполнительной власти возложенных на него задач существует необходимость приобретения вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества, а также его монтаж и наладка в рамках одного договора.
Просим вас разъяснить, по какой целевой статье (2030000 «Закупки вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в целях обеспечения государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа» или 1020000 «Непрограммные инвестиции в основные фонды») необходимо осуществлять оплату указанных договоров, то есть следует ли отдельно отражать расходы на строительно-монтажные работы, если их проведение входит в обязанности поставщика в рамках договора на приобретение объектов нефинансовых активов, нуждающихся в таком монтаже?
ОТВЕТ: В соответствии с требованиями Указаний № 168н расходы, осуществляемые федеральным органом исполнительной власти в рамках государственного оборонного заказа и в целях обеспечения государственной программы вооружения на основании договоров на приобретение вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и иного имущества, предусматривающих в необходимых случаях проведение поставщиком объектов нефинансовых активов монтажных и (или) наладочных работ, согласно требованиям Указаний № 168н подлежат отражению в рамках целевой статьи 2030000 «Закупки вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно- технического назначения и имущества в целях обеспечения государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа». Аналогичные расходы, осуществляемые вне рамок государственной программы вооружения, подлежат отражению по целевой статье 2040000 «Закупки вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения».
ВОПРОС: С 2008 года вводится в действие новая бюджетная классификация Российской Федерации, в которой отсутствует целевая статья (вид расходов), позволяющая обособить целевое предназначение расходов на оплату труда гражданского персонала федеральных органов государственной власти, в которых предусмотрена военная (правоохранительная) служба, то есть одних из социально значимых и ресурсоемких расходов.
На основании изложенного и в целях обеспечения прозрачности расходов (на этапах планирования, использования, анализа и контроля за расходованием бюджетных ассигнований) представлялось бы целесообразным выделить указанные расходы на оплату труда гражданского персонала в отдельную целевую статью (вид расходов).
Просим прокомментировать данную ситуацию.
ОТВЕТ: Согласно абзацу 6 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ) перечень и коды целевых статей и (или) видов расходов федерального бюджета в части, касающейся финансового обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение военной и правоохранительной службы, должны обеспечивать сопоставимость и соблюдение единых принципов отражения соответствующих расходов.
В федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации не предусмотрено прохождение военной (правоохранительной) службы, расходы по оплате труда находят отражение в рамках целевых статей, по которым осуществляется финансовое обеспечение функционирования указанных органов государственной власти. В связи с этим в целях обеспечения единства принципов отражения расходов расходы по оплате труда гражданского персонала включены в состав расходов, отражаемых по программам, включающим в себя расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение военной (правоохранительной) службы.
Кроме того, расходы по оплате труда гражданского персонала (и сопутствующие им расходы) в силу своей сущности являются предметом экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации и подлежат отражению по соответствующим подстатьям статьи 210 «Оплата труда и начисления на оплату труда» экономической классификации в рамках целевых статей и видов расходов, предусматривающих расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение военной и правоохранительной службы.
В связи с изложенным дополнение классификации расходов бюджетов обособленным показателем (целевой статьей или видом расходов), предназначенным для отражения указанных выше расходов, представляется нецелесообразным.
***
Образование
ВОПРОС: В связи с неоднозначным толкованием экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в части порядка проведения расходов на обеспечение льгот по коммунальным услугам для педагогических работников пенсионного возраста, проживающих в сельской местности, просим разъяснить, на какую подстатью — 262 «Пособия по социальной помощи населению» или 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления» следует относить указанные расходы?
ОТВЕТ: В соответствии с требованиями Указаний № 168н расходы, связанные с оплатой педагогическим работникам пенсионного возраста льгот по коммунальным услугам и осуществляемые на основании Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», следует относить на подстатьи экономической классификации в следующем порядке:
- в случае если выгодоприобретатель — педагогический работник пенсионного возраста продолжает преподавательскую практику на основании трудового договора, указанные выше расходы подлежат отнесению на подстатью 212 «Прочие выплаты»;
- если же он окончил преподавательскую деятельность и вышел на пенсию, расходы подлежат отнесению на подстатью 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления».
ОТВЕТ: В соответствии с требованиями Указаний № 168н для отражения расходов на возмещение сотрудникам стоимости путевок на их санаторно-курортное лечение, осуществляемых за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, должна применяться статья 212 «Прочие выплаты».
ВОПРОС: В соответствии с региональным законодательством, регулирующим вопросы сферы образования, и в частности устанавливающим социальные гарантии работникам образовательных учреждений, устанавливается ежемесячное социальное пособие:
- педагогическим работникам образовательных учреждений — молодым специалистам;
- педагогическим работникам — ветеранам труда, имеющим почетные звания Российской Федерации, СССР, РСФСР, либо удостоенным звания Героя Социалистического Труда, а также имеющим почетное звание «Народный учитель».
Просим разъяснить, на какую статью (подстатью) экономической классификации относить расходы по выплате этих ежемесячных социальных пособий?
ОТВЕТ: Согласно требованиям Указаний № 168н и учитывая, что расходы на выплату ежемесячного социального пособия педагогическим работникам образовательных учреждений осуществляют учреждения-работодатели, их следует относить на подстатью 212 «Прочие выплаты» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
***
Общие вопросы
ВОПРОС: Учреждение закупает программно-аппаратный комплекс «Соболь», предназначенный для обеспечения защиты от несанкционированного доступа к электронной технике. Поставка данного устройства сопровождается накладной. На какую статью экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации относить расходы по приобретению данного комплекса?
ОТВЕТ: Расходы на приобретение программно-аппаратного комплекса «Соболь», предназначенного для обеспечения защиты от несанкционированного доступа к электронной технике, следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» или на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в соответствии с критериями отнесения нефинансовых активов к объектам основных средств или материальных запасов, установленными Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 г. № 25н.
ВОПРОС: Согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в случае если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, этот контракт заключается с участником конкурса только после осуществления им определенных действий, в том числе после передачи заказчику в залог денежных средств. Кроме того, указанный Закон предусматривает внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.
Просим разъяснить, на какую статью экономической классификации следует относить расходы бюджетных учреждений — участников конкурсов на указанные выше цели?
ОТВЕТ: В соответствии с требованиями Указаний № 168н расходы по передаче заказчику в залог денежных средств, а также по внесению денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, как не связанные с оплатой труда, приобретением услуг учреждениями для собственных нужд, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, предоставлением за счет средств бюджетов безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения, подлежат отнесению на статью 290 «Прочие расходы» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
ВОПРОС: Просим дать разъяснение по вопросам применения экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации при отражении кассовых расходов на:
- оформление технических условий для установки приборов учета расхода холодной и горячей воды, электросчетчиков;
- проведение плановых поверок технического состояния приборов учета расхода холодной и горячей воды, электросчетчиков;
- приобретение сверл для электродрелей.
- расходы на оплату услуг по проведению плановых поверок технического состояния приборов учета расхода холодной и горячей воды, электросчетчиков на подстатью 225 «Услуги по содержанию имущества»;
- оплату услуг по оформлению технических условий для установки приборов учета расхода холодной и горячей воды, электросчетчиков на подстатью 226 «Услуги по содержанию имущества»;
- расходы на приобретение сверл для электродрелей на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».
На какую статью экономической классификации следует отнести соответствующие расходы?
ОТВЕТ: Согласно требованиям Указаний № 168н расходы на выплату компенсации, установленной пунктом 9 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подлежат отражению по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению».
ВОПРОС: Просьба разъяснить порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации при отражении сумм, поступающих на лицевые счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на возмещение коммунальных услуг в соответствии с заключенными договорами.
Вопрос этот возник в связи с неопределенностью, вытекающей из противоречия между совместными указаниями Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 17 февраля 2007 г. № 01-01-17/2, от 14 февраля 2005 г. № 42-7.1-01/5.1-32 и от 15 февраля 2007 г. № 42-2.2-04/3 в части идентификации операций по доходам, полученным бюджетным учреждением от возмещения ему коммунальных услуг, по коду КОСГУ 180 «Прочие доходы» либо 130 «Доходы от оказания платных услуг».
ОТВЕТ: В соответствии с требованиями Указаний № 168н средства, поступающие бюджетным учреждениям-арендодателям от арендаторов в возмещение коммунальных расходов, должны быть отражены по коду 180 «Прочие доходы» экономической классификации доходов (пункт 4 раздела II «Классификация доходов бюджетов Российской Федерации» Указаний), поскольку указанные поступления не являются доходами от продажи услуг.
ВОПРОС: Просим ответить, на какую статью (подстатью) ЭКР бюджетов Российской Федерации следует отнести суммы материальной помощи, оказываемой бюджетными учреждениями- работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту)?
ОТВЕТ: В соответствии с требованиями Указаний № 168н расходы бюджетных учреждений на выплату бывшим сотрудникам (пенсионерам по возрасту) единовременной материальной помощи следует относить на подстатью 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления».
Одновременно следует отметить, что экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления как за счет средств бюджетов, так и за счет средств, полученных из внебюджетных источников, при этом данная классификация лишь определяет порядок отнесения на соответствующие статьи и подстатьи расходов бюджетных учреждений, а не устанавливает возможность расходования бюджетных средств на те или иные цели.
Таким образом, расходы на выплату указанной выше материальной помощи могут быть осуществлены за счет бюджетных средств только при наличии нормативно-правового акта муниципального образования, устанавливающего соответствующее обязательство. В противном случае выплата может быть осуществлена за счет средств, полученных учреждением от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, при наличии соответствующей записи в разрешении на использование внебюджетных средств.
Источник: © Бюджетный учет, 2007, № 12