ФСИН России: от ГУПов — к центрам трудовой адаптации осужденных
А.В. Кучерявенко,
заместитель главного бухгалтера Федеральной службы исполнения наказаний
В соответствии с Федеральными законами о федеральном бюджете на 2005 и 2006 годы постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 660 «Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней», на основании предшествующих указанным законодательным нормативным актам протокольных решений Правительства Российской Федерации в 2007 году государственные унитарные предприятия исправительных учреждений преобразованы в центры трудовой адаптации осужденных и учебно-производственные мастерские, а деятельность производственного комплекса уголовно-исполнительной системы переориентирована на решение социальных задач — восстановление и закрепление у осужденных профессиональных и трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе после истечения срока наказания.
Отрыв от старого
Реформирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы не могло не затронуть такие важные аспекты предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы, как планирование, учет и отчетность. Эти вопросы в созданных центрах трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских кардинальным образом отличаются от планирования, учета и отчетности в государственных унитарных предприятиях. Бухгалтерам и экономистам предстоит работа по освоению новой системы планирования, ведения учета и составления отчетности. Здесь следует особо отметить тот факт, что как такового переходного периода для перевода преобразованных центров трудовой адаптации осужденных и учебно-производственных мастерских с производственного бухгалтерского учета на бюджетный учет не существует. Поэтому обучение происходит и будет происходить в процессе работы.
Особенно ощутимы изменения в учете предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: другая методология, структура и характер отражения операций, нежели в государственных унитарных предприятиях. Структура и порядок заполнения форм бюджетной отчетности принципиально отличается от форм бухгалтерской отчетности в коммерческих организациях. Поэтому возникла необходимость изменения учетной политики преобразованных предприятий и освоения новых программ автоматизации бюджетного учета.
У бухгалтеров еще немало вопросов возникает в связи с переходом на казначейское исполнение бюджета. Теперь все денежные потоки учреждения проходят через органы федерального казначейства, которые в отличие от коммерческих банков предъявляют иные требования к оформлению и подтверждению платежных операций. Все денежные операции должны осуществляться в рамках утвержденной сметы доходов и расходов, которая представляет собой обоснованный план прихода и расхода денежных средств.
При работе с ОФК затруднения могут возникнуть у учреждений, отдаленных от административного центра. Например, при осуществлении расчетов за товарно-материальные ценности или услуги через коммерческие банки достаточно было представить правильно оформленное платежное поручение. А в ОФК к платежному поручению прикладываются копии контрактов или договоров, счетов, товарных накладных на поставку материальных ценностей или акты выполненных работ (оказанных услуг) и т. п. Уточнения по представленным документам могут послужить отсрочкой платежа на несколько дней, что не в лучшую сторону влияет на отношения с кредиторами. Для наглядности еще пример: в одном из ОФК Красноярского края открыты лицевые счета учреждениям нашей системы, которые удалены от ОФК на 200 км. Сообщение только железнодорожное и по расписанию. Для разового посещения казначейства затрачивается полтора дня на дорогу туда и обратно. Решить данную проблему можно путем внедрения электронной системы платежей. Но в настоящее время полной готовностью как ОФК, так и учреждения УИС похвастаться не могут. Но работа в этом направлении ведется активная и, уверен, проблема будет решена.
Таким образом, возникла необходимость в разработке ведомственного норматива по вопросам бюджетного планирования, учета и отчетности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности исправительных учреждений с учетом создания в их составе центров трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских.
Ведомственные рекомендации
В настоящее время уже подготовлен проект такого документа, который называется «Методические рекомендации по организации планирования, учета и отчетности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности исправительных учреждений с учетом создания в их составе центра трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских».
В данных рекомендациях мы постарались максимально ответить на все вопросы, с которыми приходится сталкиваться бухгалтерам системы: порядок составления и утверждения сметы доходов и расходов; взаимодействие с органами федерального казначейства; порядок формирования учетной политики; организация бухгалтерского учета по типовым хозяйственным операциям; калькуляция себестоимости готовой продукции; налоги и налогообложение предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений УИС; порядок составления отчетности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Этот документ призван помочь бухгалтерам и экономистам освоить процесс планирования, учета и составления отчетности предпринимательской и иной приносящей доход деятельности исправительных учреждений с учетом создания в их структуре центров трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских. В методических рекомендациях отражены как общие моменты планирования, учета и отчетности, так и специфические положения, присущие центрам трудовой адаптации осужденных и производственным мастерским учреждений уголовно-исполнительной системы.
Основополагающим понятием методических рекомендаций является предпринимательская деятельность учреждения. Согласно статье 2 Гражданского кодекса предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Следовательно, учреждения уголовно-исполнительной системы являются некоммерческими организациями.
Исходя из организационно-правовой формы бюджетные учреждения, в том числе и исправительные, имеют ряд особенностей:
- имущество, отражаемое на балансе учреждения, является собственностью государства;
- как некоммерческая организация бюджетное учреждение не определяет получение прибыли целью своей деятельности;
- деятельность учреждения полностью или частично финансируется из бюджета.
Пункт 16 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» дает такое право учреждениям, исполняющим наказания, но только для обеспечения собственной жизнедеятельности и привлечения осужденных к труду. При этом учреждения имеют право использовать имущество, переданное им в оперативное управление, для осуществления любой предпринимательской деятельности, не запрещенной законом.
Виды деятельности центров трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских должны осуществляться в соответствии с Генеральным разрешением и Положением учреждения.
В рамках учредительных документов учреждения должны быть определены конкретные виды предпринимательской деятельности. Именно в рамках устава должно быть прописано, по каким критериям разграничить работы, выполняемые учреждением за счет средств федерального бюджета, а какие он вправе осуществлять на платной основе. Также необходимо учесть, что пункты, включенные в Генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности, могут распространяться на то или иное конкретное учреждение только в том случае, если вид приносящей доход деятельности, указанный в Генеральном разрешении, нашел свое отражение в уставе этого учреждения.
При организации предпринимательской и иной приносящей доход деятельности необходимо строго руководствоваться нормами и правилами планирования, использования и учета доходов, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Учет затрат и формирование себестоимости
В учреждениях уголовно- исполнительной системы функционируют центры трудовой адаптации осужденных, производственные или учебные мастерские, подсобные хозяйства, типографии, организации для выполнения работ и оказания услуг, для заготовки и переработки материалов, строительства и прочие. Все они прежде всего были призваны обслуживать учреждения, в структуре которых состоят. Но поскольку на современном этапе развития рыночной экономики бюджетные учреждения являются неотъемлемыми ее участниками, то большинство центров трудовой адаптации и производственные мастерские выводят на рынки сбыта свою продукцию, оказывают различные платные услуги, выполняют определенные работы. Поэтому Федеральная служба исполнения наказаний уделяет особое внимание вопросам учета затрат и формирования себестоимости.
При разработке Инструкций по бюджетному учету, утвержденных приказами Минфина России от 26 августа 2004 г. № 70н и от 10 февраля 2006 г. № 25н, учитывалось существование во многих бюджетных учреждениях объектов предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. По своему функциональному предназначению бюджетные учреждения не могут быть крупными промышленными предприятиями с усложненной организационной структурой, поэтому при учете своих расходов на выпуск той или иной продукции, работ или услуг в рамках предпринимательской и иной приносящей доход деятельности согласно Инструкции по бюджетному учету используется только система учета полных затрат. Она представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, в соответствии с которой все прямые производственные затраты и все косвенные затраты включаются в себестоимость продукции (работы, услуги).
Эта система учета не совсем подходит для учреждений уголовно-исполнительной системы, в составе которых в результате реформирования государственных унитарных предприятий появились объекты предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, так как указанные учреждения постарались сохранить и даже расширить ассортимент выпускаемой продукции и перечень оказываемых работ и услуг, некоторые — в условиях сильнейшей конкуренции, и сохранить объемы выпускаемой продукции.
Как показывает практика, если учреждение ведет предпринимательскую деятельность, в процессе которой не только производит готовую продукцию, но и оказывает услуги, то учитывать затраты на одном счете 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» без дополнительной аналитики невозможно. Поэтому нужно вести раздельный учет формирования себестоимости услуг и выпускаемой готовой продукции, вводя в код аналитического счета (2 106 04 340) добавочные цифры для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям (пункт 9 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н).
Раздельный учет позволяет проследить за правильным определением фактической себестоимости производимой продукции, оказываемых работ и услуг, находить пути снижения затрат на выпуск продукции для повышения ее конкурентоспособности, что в рыночных условиях наиболее важно.
Методические рекомендации по организации планирования, учета и отчетности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности исправительных учреждений с учетом создания в их составе центра трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских содержат перечень типовых проводок различного рода операций по бюджетному учету, в том числе типовые проводки по формированию себестоимости продукции (см. таблицу 1).
Таблица 1. Типовые проводки
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма |
Начислена заработная плата рабочим по выпуску плитки тротуарной |
2 106 04 340
|
2 302 01 730
|
1000-00 |
Начислен ЕСН на заработную плату по выпуску плитки тротуарной |
2 106 04 340
|
2 303 02 730
|
262-00 |
Списана стоимость горюче-смазочных материалов на выпуск продукции |
2 106 04 340
|
2 105 03 440
|
180-00 |
Списана стоимость материалов на выпуск плитки тротуарной |
2 106 04 340
|
2 105 04 440
|
9530-00 |
Распределены начисленные накладные (общецеховые и общезаводские) расходы |
2 106 04 340
|
2 401 01 (221, 222, 223, 225, 226)
|
5080-00 |
Списана себестоимость готовой продукции |
2 401 01 130
|
2 106 04 440
|
16052-00 |
Отражена задолженность заказчика продукции (работ, услуг) |
2 205 03 560
|
2 401 01 130
|
17650-00 |
Начислен НДС |
2 401 01 130
|
2 303 04 730
|
3177-00 |
Источник: © Бюджетный учет, 2007, № 12