Это все мелочи

бу-10-2
Согласитесь, что может быть легче, чем учет самых простых, постоянно окружающих нас вещей: карандашей, ножниц, ластиков, степлеров. Однако проблемы с канцтоварами все равно возникают. Ознакомьтесь со статьей, дабы они миновали вас.

А.Ю. Ильина, редактор-эксперт
журнала «Бюджетный учет»


В апреле — июне этого года чиновники выпустили письма, в которых объясняется, на какую статью нужно относить расходы по покупке канцелярских товаров.

Так, в совместном письме Минфина и Федерального казначейства России от 6 июня 2007 года № 42-7.1-17/2.2-200 и письме Федерального казначейства от 16 апреля 2007 года № 42-2.2-04/6а говорится, что расходы по оплате договоров на приобретение нефинансовых активов (канцелярских наборов, дыроколов, степлеров, антистеплеров, датеров, самонаборных штампов, канцелярских ножей, ножниц, точилок для карандашей, ножниц, лотков и зажимов для бумаг, папок, корзин для мусора, замков навесных и встроенных, луп, жалюзи, зеркал, настенных часов, топоров, лопат, домкратов, наборов инструментов для ремонта автомашин, кухонной утвари, флагов, гербов, книг учета, журналов регистрации, амбарных книг, географических карт, наглядных пособий, моек, кранов, сифонов и т. п.) следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» или на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в соответствии с критериями отнесения к объектам основных средств или материальных запасов, установленными Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 года № 25н (далее — Инструкция).

Мы освещали эти письма в новостях. И одна из читательниц задала вопрос: «Так как же определить критерии отнесения объектов к той или иной группе, на каком основании?».

Напомним, что основными средствами являются материальные объекты, которые независимо от их стоимости удовлетворяют следующим критериям (п. 10 Инструкции):
  • используются в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд;
  • находятся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданы в аренду (к основным средствам относится также имущество казны Российской Федерации и субъектов РФ);
  • срок полезного использования этих объектов превышает 12 месяцев.
Понятно что в отношении канцелярских товаров превалирующее значение при отнесении объектов к той или иной группе имеет срок полезного использования. В идеале, конечно, покупая товары в магазине, нужно просить у продавцов сертификат, техпаспорт, в которых будет прописан возможный срок использования объекта. Если этого сделать не удалось, можно созвать комиссию, которая и установит, сколько прослужит покупка. По нашему мнению, не обязательно собирать ее каждый раз при покупке новой ручки или карандаша. Учреждение может разработать документ, в котором будет прописано, какой объект сколько служит (пачка бумаги — 2 недели, карандаши, стержни, ручки — 3 месяца, ножницы, степлеры, подставки для бумаг, подставки для ручек и карандашей — более 12 месяцев) и в зависимости от этого к какой группе относится.

Определившись со сроком полезного использования, переходим к бухучету. Если речь идет о «долгоиграющих» товарах, используют счет 0 101 09 310 «Увеличение стоимости прочих основных средств». В противном случае применяют счет 0 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов». В последнем случае существует два варианта. Все зависит от того, каким образом оформлен договор на покупку и доставку канцелярских товаров.

1. Если закупка канцтоваров производится на основании одного договора, объектом которого является покупка и доставка товаров, используется счет 1 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»:

Дебет 1 105 06 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
Кредит 1 302 22 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

— отражена стоимость канцелярских товаров, отнесенная к материальным запасам.

2. Если закупка канцтоваров производится на основании двух  и более договоров (отдельно оплата товаров и доставки), то сначала применяют счет 1 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)».

Пример
Учреждение за счет средств бюджета приобрело канцелярские товары:
  • карандаши, ручки, бумагу (срок полезного использования менее 12 мес.) на сумму 500 руб.;
  • ножницы, степлеры (срок полезного использования более 12 мес.) на сумму 900 руб.
Доставка товаров обошлась учреждению в 100 руб.
Были заключены два отдельных договора: на покупку и доставку товаров.

Бухгалтерские записи в этом случае таковы:

Дебет 1 106 04 340
«Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»
Кредит 1 302 22 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— 500 руб. — отражена стоимость канцелярских товаров, отнесенная к материальным запасам;

Дебет 1 106 04 340
«Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»
Кредит 1 302 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг»
— 100 руб. — отражена стоимость доставки;

Дебет 1 105 06 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
Кредит 1 106 04 440
«Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»
— 600 руб. (500 + 100) — оприходованы канцелярские товары;

Дебет 1 302 22 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 304 05 340
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета, по приобретению материальных запасов»
— 500 руб. — оплачены материальные запасы.

Дебет 1 302 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг»
Кредит 1 304 05 340
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета, по приобретению материальных запасов»
— 100 руб. — оплачена доставка;

Дебет 1 101 09 310
«Увеличение стоимости прочих основных средств»
Кредит 1 106 01 410
«Уменьшение капитальных вложений в основные средства»
— 900 руб. — приняты к бухгалтерскому учету канцелярские товары, отнесенные к основным средствам;

Дебет 1 302 19 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 1 304 05 310
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета, по приобретению основных средств»
— 900 руб. — оплачены канцтовары, отнесенные к основным средствам.

Дебет 1 401 01 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
Кредит 1 101 09 410
«Уменьшение стоимости прочих основных средств».
— 900 руб. — списываются канцтовары, отнесенные к основным средствам, стоимость которых не превышает 1000 руб.

Подробнее
Срок полезного использования объектов основных средств определяется в соответствии с классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1). Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается учреждением в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей (п. 39 Инструкции).


Источник: © Бюджетный учет, 2007, № 10

Реклама