Отдельные вопросы применения Бюджетной классификации Российской Федерации

«Бюджетный учет» продолжает цикл статей, посвященных вопросам применения бюджетной классификации Российской Федерации. Об этом нам рассказывает Д.В. Новиков, советник Отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации.

Для начала отмечу, что в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, разработанные Минфином России в соответствии со статьей 11 Закона от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (с учетом последующих изменений) и утвержденные приказом Минфина России от 8 декабря 2006 г. № 168н (далее – Указания) внесены очередные необходимые изменения (приказ Минфина России от 10 апреля 2007 г. № 34н, далее – Приказ).
К перечню основных вопросов, урегулированных Приказом, можно отнести следующие. Продолжена пообъектная детализация в рамках программного среза целевой статьи 104 00 00 «Федеральная целевая программа ‘Жилище’ на 2002 – 2010 годы (второй этап)».
Появилась новая целевая статья 110 00 00 «Государственная поддержка инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации на основании решений Правительства Российской Федерации», необходимым образом детализированная, в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. № 694 «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 1708-р».
Появились новые виды расходов: дописала

  • 584 «Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию отдельных полномочий в области лесного хозяйства», 620 «Реализация отдельных полномочий в области лесных отношений» в связи с введением в действие Лесного кодекса (Закон от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ);
  • 680 «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение ущерба, нанесенного сельхозтоваропроизводителям вследствие аномальных гидрометеорологических условий в зимний период 2005 – 2006 годов», 681 «Возмещение ущерба, нанесенного сельхозтоваропроизводителям вследствие аномальных гидрометеорологических условий в зимний период 2005 – 2006 годов» в целях возможности использования в 2007 году средств федерального бюджета, переданных в бюджеты субъектов Российской Федерации для возмещения ущерба, нанесенного сельхозтоваропроизводителям вследствие аномальных гидрометеорологических условий в зимний период 2005 – 2006 годов, и не использованных в 2006 году.
  • 682 «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 1 года в российских кредитных организациях» в связи с включением в 2007 году расходов по уплате процентов по краткосрочным кредитам в состав национального проекта «Развитие аграрно-промышленного комплекса» (с соответствующей корректировкой классификации доходов бюджетов).

Кроме того, перечень прямых получателей средств из федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. № 119 «О Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств» дополнен главой 186 «Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств».
В целях приведения показателей бюджетной классификации Российской Федерации в соответствие с пунктом 1 статьи 48 Закона от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» отредактированы: вид расходов 602 «Капитальные вложения и отселение граждан Российской Федерации из города Байконура» и код классификации доходов бюджетов Российской Федерации вид доходов 000 2 02 02037 04 0000 151 «Субвенции бюджету города Байконура на капитальные вложения и отселение граждан Российской Федерации».

Изменения также коснулись и приложения № 11 к Указаниям – Администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации, в основном, в соответствии с законом от 27 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Обязательное медицинское страхование

Вопрос. В соответствии с Указаниями по виду расходов 748 «Обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации отражают средства, перечисляемые из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС) учреждениям здравоохранения на обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
В соответствии с пунктом 18 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864, средства, предназначенные на обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан, перечисляются территориальными фондами обязательного медицинского страхования фармацевтическим организациям.
Просим разъяснить, следует ли в 2007 году отражать расходы бюджета ТФОМС по оплате счетов фармацевтических организаций за фактически отпущенные гражданам лекарственные средства, считая фармацевтические организации учреждениями здравоохранения по коду 748?
Ответ. Расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования по перечислению средств на счета фармацевтических организаций в субъекте Российской Федерации, осуществляемые на основании пункта 18 Порядка, подлежат отражению в рамках вида расходов 748 «Обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Национальная оборона и правоохранительные органы

Вопрос. По каким показателям бюджетной классификации следует отражать расходы на выплату денежных средств военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей?
Ответ. В соответствии с требованиями Указаний расходы на выплату денежных средств военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей (в порядке и размерах, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей») подлежат отражению по разделу 0200 «Национальная оборона», подразделу 0201 «Вооруженные Силы Российской Федерации», целевой статье 2020000 «Воинские формирования (органы, подразделения)», виду расходов 239 «Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания», подстатье экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации 212 «Прочие выплаты».

Вопрос. Каков порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации при отражении расходов на приобретение путевок в санатории, дома отдыха, пансионаты и туристические базы для военнослужащих, уволенных с военной службы?
Ответ. Согласно Указаниям расходы на приобретение путевок в санатории, дома отдыха, пансионаты и туристические базы для военнослужащих, уволенных с военной службы, подлежат отнесению на подстатью 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (в рамках целевой статьи 5050000 «Меры социальной поддержки граждан» и вида расходов 472 «Пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа»).

Вопрос. По какой целевой статье, виду расходов и подстатье экономической классификации расходов следует осуществлять приобретение ценных подарков для награждения военнослужащих, лиц из числа гражданского персонала, а также лиц, оказавших содействие в решении задач, возложенных на соответствующие федеральные органы исполнительной власти?
Ответ. Расходы на приобретение ценных подарков для награждения военнослужащих, лиц из числа гражданского персонала, а также лиц, оказавших содействие в решении задач, возложенных на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, подлежат отражению по целевой статье 201 00 00 «Материально-техническое обеспечение», виду расходов 253 «Обеспечение функционирования органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности», подстатье 290 «Прочие расходы» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Вопрос. По каким подразделам функциональной классификации расходов необходимо осуществлять расходы на содержание учреждений повышения квалификации кадров, здравоохранения, культуры, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, функционирующих в сфере безопасности государства или правоохранительной деятельности?
Ответ. В соответствии с Указаниями в рамках раздела 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» не отражают расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений дошкольного образования, школ, училищ, средних специальных учебных заведений, учреждений переподготовки и повышения квалификации кадров, высших учебных заведений, учреждений здравоохранения, культуры, даже если их контингент ограничивается только военнослужащими и членами их семей. Указанные расходы отражают по соответствующим подразделам, детализирующим разделы 0700 «Образование», 0800 «Культура, кинематография, средства массовой информации», 0900 «Здравоохранение и спорт».

Вопрос. По какой статье экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации следует относить расходы на выплату компенсаций в связи с повреждением здоровья лиц из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (непосредственно указанным лицам или их родственникам), которое исключает возможность дальнейшего исполнения ими своих обязанностей? Выплата указанных компенсаций осуществляется на основании решений судебных органов.
Ответ. В соответствии с требованиями Указаний расходы на выплату компенсаций в связи с повреждением здоровья (потерей кормильца) лицам из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации или же родственникам указанных лиц, осуществляемые на основании судебных решений, подлежат отражению по статье 290 «Прочие расходы».

Вопрос. Просим разъяснить вопрос по возмещению расходов, связанных с транспортными услугами. МЧС России производит централизованные закупки материально-технических средств и направляет их железнодорожным транспортом для обеспечения воинских частей войск гражданской обороны и подразделений Федеральной противопожарной службы, находящихся в подчинении территориальных органов МЧС России.
Территориальные органы МЧС России направляют материально-технические средства в подведомственные им подразделения для принятия на бюджетный учет и дальнейшего использования.
В связи с введением с 1 января 2007 года в бюджетной росписи МЧС России нового вида расходов 006 «Территориальные органы» хотелось бы знать: возможна ли оплата транспортных услуг по договорам, заключенным между территориальным органом МЧС России и транспортными организациями, на перевозку материально-технических средств для обеспечения воинских частей войск гражданской обороны и подразделений Федеральной противопожарной службы в разрезе ведомственной, функциональной и экономической классификации расходов по 03-09(10)-201-253-222?
Ответ. Расходы на оплату транспортных услуг, приобретаемых в целях обеспечения воинских частей войск гражданской обороны и подразделений федеральной противопожарной службы, находящихся в подчинении территориальных органов МЧС России, материально-техническими средствами, закупка которых осуществляется в централизованном порядке, согласно требованиям Указаний подлежат отражению по разделу 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», подразделам, соответственно, 0309 «Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданская оборона» и 0310 «Обеспечение противопожарной безопасности», целевой статье 2010000 «Материально-техническое обеспечение», виду расходов 253 «Обеспечение функционирования органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности», подстатье 222 «Транспортные услуги» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Вопрос. По какой целевой статье, виду расходов и статье экономической классификации расходов следует возмещать произведенные фактические расходы за 2006 год по проезду в отпуск и на лечение работникам территориальных органов МЧС России, если кредиторская задолженность за 2006 год представлена по статье 03-09(10)-202-253-222, которая отменена в территориальных органах МЧС России с 2007 года.
Ответ. Согласно Указаниям расходы на возмещение сотрудникам территориальных органов МЧС России, произведенных в 2006 году затрат по проезду в отпуск или на лечение, подлежат отражению по подстатье 222 «Транспортные услуги» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в рамках целевой статьи 0010000 «Руководство и управление в сфере установленных функций», вида расходов 006 «Территориальные органы».

Судебная система
Вопрос. По каким разделу, подразделу, целевой статье, виду расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации следует отражать расходы на оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение судьям, находящимся в отставке?
Ответ. Сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2007 год средства на расходы по оплате стоимости путевок на санаторно-курортное лечение судьям, находящимся в отставке, предусмотрены по следующим показателям функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации:
разделу 1000 «Социальная политика»;
подразделу 1001 «Пенсионное обеспечение»;
целевой статье 4900000 «Пенсии»;
виду расходов 461 «Пожизненное содержание судей».

Общие вопросы

Вопрос. Просим разъяснить порядок применения экономической классификации при отражении расходов на выплаты по договору, предметом которого является модернизация оборудования?
Ответ. В соответствии с требованиями Указаний расходы, связанные с модернизацией оборудования, подлежат отнесению на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в следующем порядке:
– если модернизация оборудования осуществляется на основании соответствующего договора со специализированной организацией-исполнителем, которая для выполнения работ самостоятельно приобретает необходимые для проведения модернизации комплектующие и расходные материалы, затраты на выплаты по указанному договору (с учетом стоимости комплектующих и расходных материалов, закупленных исполнителем) следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
– если договором на модернизацию предусмотрено, что исполнитель проводит соответствующие работы, а заказчик обеспечивает эти работы необходимыми комплектующими и расходными материалами, кассовые расходы заказчика-учреждения на оплату договора по модернизации оборудования следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств», а расходы на приобретение комплектующих и расходных материалов на подстатью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Вопрос. Бюджетное учреждение планирует установить противоугонное сигнальное устройство на автомобиль, находящийся на его балансе. На какую статью экономической классификации следует отнести расходы по установке сигнального устройства? Будут ли связанные с установкой сигнализации расходы увеличивать первоначальную стоимость транспортного средства, или же сигнальное устройство следует учесть в качестве отдельного объекта основных средств?
Ответ. В результате проведения данной операции у учреждения не появляется нового объекта нефинансовых активов. В данном случае расходы направлены на дооборудование автомобиля. Его первоначальную стоимость следует увеличить на стоимость сигнального устройства и работ по его монтажу (п. 13 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н).
Расходы, направленные на дооборудование объекта основных средств, подлежат отражению по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в следующем порядке:
1) расходы по дооборудованию, осуществляемому «под ключ» в специализированной организации, предоставляющей само сигнальное устройство, монтирующей его, относят на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
2) в случае заключения отдельных договоров на приобретение сигнального устройства и на его установку кассовые расходы по данным договорам подлежат отражению по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» и подстатье 226 «Прочие услуги» соответственно.

Вопрос. Полагаем, что в целях обеспечения финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных учреждениях непроизводственной сферы необходимо внести изменения в Закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (далее – Закон) и в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации в части дополнения экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации новой статьей соответствующего содержания.
Ответ. По данному предложению необходимо отметить следующее.
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию (ст. 5 Закона), то есть группировкой расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.
Дополнение экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации новой статей, предназначенной для отнесения расходов на осуществление вышеуказанных мероприятий, не представляется возможным. В этом случае не будет отражено экономическое содержание расходов, осуществляемых в рамках данных мероприятий.
Кроме того, экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации определяет лишь порядок отнесения расходов учреждений на соответствующие статьи и подстатьи, а не устанавливает возможность расходования бюджетных средств на те или иные цели.
В связи с изложенным основания для внесения предлагаемых изменений в Закон и, соответственно, в Указания, разработанные на основании статьи 11 Закона, отсутствуют.

Вопрос. В связи с отсутствием четких указаний в приказе Минфина России от 8 декабря 2006 г. № 168н об отнесении в 2007 году расходов бюджетных учреждений на оплату услуг паромной переправы просим разъяснить, на какую статью экономической классификации следует относить расходы по оплате указанных услуг?
Ответ. Начать здесь следует с того, что паромы речные как средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, относящиеся к подвижному составу водного транспорта (суда транспортные всех типов, суда служебно-вспомогательные, спасательные, ледоколы, буксиры, суда лоцманские и пр.) отнесены Общероссийским классификатором основных фондов (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359) к подразделу 15 0000000 «Средства транспортные».
Таким образом расходы по оплате услуг паромной переправы следует относить на подстатью 222 «Транспортные услуги».


Реклама