Репортаж с моря

Большинство из нас мечтают побывать в Сочи: море, пляж, солнце. Еще лучше, когда удается совместить приятное с полезным – обучение с отдыхом. Многим компания ««Кейсистемс»» предоставила такую возможность. 18 – 23 июня сего года прошел семинар, посвященный вопросам учета и администрирования поступлений в бюджетную систему, проектирования, составления и использования бюджетов субъектов, муниципальных образований и поселений.

В ходе семинара его участники узнавали о программных продуктах, выпускаемых компанией «Кейсистемс», об изменениях, произошедших с нормативными актами (в частности, с Бюджетным кодексом), общались, обменивались друг с другом опытом, задавали вопросы и совместно находили ответы на животрепещущие и, казалось бы, неразрешимые вопросы.
Надо сказать, семинар посетили представители финорганов и администраторы поступлений практически всех субъектов нашей великой родины. Участвовали и Республики Адыгея, Башкортостан, Калмыкия, Дегестан, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Омская, Волгоградская, Липецкая, Астраханская, Сахалинская, Ленинградская, Амурская, Курганская области, Ненецкий автономный округ. А среди выступающих были Кобзева Наталья Геннадьевна (начальник отдела организации распределения поступлений между бюджетами), Бородастова Валентина Владимировна (начальник отдела методологии, администрирования и отчетности доходов федерального бюджета финансово-экономического управления Федеральной Регистрационной Службы), представители финансовых служб субъектов РФ и ведущие специалисты компании «Кейсистемс».
Как мне показалось, некоторые несознательные граждане приехали на семинар в расчете на то, чтобы просто отдохнуть, подышать морским воздухом, приобрести красивый загар. Но не тут-то было, остаться без знаний не удалось никому. Условно семинар был разделен на две части. Первая предназначалась для финорганов, вторая – для администраторов.

Полезно для финорганов…

На семинаре поднималось множество проблемных моментов. Одни участники задавали вопросы, другие совместно с чиновниками из Федерального казначейства отвечали, приходя в итоге к консенсусу. Среди вопросов были и такие. Имеет ли право финорган субъекта создавать в районе обособленное подразделение для осуществления казначейского исполнения бюджета района (поселений)? Попробуем разобраться. В настоящее время в приказе Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н существуют понятия финансовый орган и уполномоченный орган (это региональные и местные казначейства). В скором времени последнее из них исчезнет. В новой редакции Бюджетного кодекса его уже нет, готовятся поправки к приказу № 1н. Исполнять бюджет, к примеру, поселений должны сами поселения. Более того, статьи 7 – 9 Бюджетного кодекса устанавливают полномочия соответствующих финорганов: федеральных, субъектов и местных. Возможность передать полномочия существует лишь в схемах «муниципальное образование – муниципальное образование», «поселение – муниципальный район». Передавать полномочия субъекту нельзя.
Очень интересовала участников и тема лицевых счетов. Однако за неимением времени участники решили собраться в «тесный кружок» заинтересованных и обсудить проблемы за круглым столом.

Решаем проблемы вместе

В ходе столь бурного обсуждения участники пришли к выводу, что без грамотного программного обеспечения наладить работу не получится. На помощь пришли специалисты компании «Кейсистемс», рассказав о своих продуктах. Возьмем одну из первых разработок – «Бюджет – КС». Данный программный продукт является частью автоматизированной информационной системы «Финансы» Минфина России (АИС «ФИНАНСЫ») и разрабатывается в ее составе. «Бюджет – КС» позволяет проектировать расходы, прогнозировать доходы, вести реестры расходных обязательств, бюджетополучателей, учитывать лимиты бюджетных обязательств, вести бухучет и составлять разнообразную отчетность (см. рис. 1). 

бу7-рис1
В программе заложена возможность работы в условиях единого счета бюджетных и внебюджетных средств, централизованного исполнения бюджетов поселений на уровне районного финансового органа в единой базе данных. Подсистемами программы являются: «Смета – КС», «Зарплата – КС», «Кадры –КС», «Дело – КС», «Свод – КС». Думаю, никому не нужно объяснять функциональное назначение таких подсистем.

Взаимодействие с ИФНС

Компания «Кейсистемс» предоставляет финансовым органам в том числе и возможность взаимодействовать с налоговой службой. Как мы знаем, к этому обязывает совместный приказ Минфина России от 25 февраля 2005 г. № 28н и ФНС России № САЭ-3-10/58. Основными преимуществами подсистемы является то, что она поддерживает структуру и формат информации, передаваемой в электронном виде управлениями ФНС в финансовые органы (это относится и к обратной ситуации), позволяет формировать отчеты по принятой информации из ФНС в различных разрезах с подведением подитогов с любой детализацией.
Кроме того, в подсистеме заложен мощный контролирующий механизм (см. рис. 2).

бу7-рис2
Поступающая из ФНС информация не всегда корректна. В связи с этим возникает необходимость отслеживания входящих сведений. На первом этапе контроля формируется протокол принимаемой информации, на втором – осуществляется проверка справочной информации. После синхронизации со справочниками формируется соответствующий отчет, протокол логического контроля. Третий этап контроля – визуальный: его производят непосредственно по переданной информации. Здесь можно увидеть правильны ли переданные сведения, или произошло занижение (завышение) сумм.
Конечно, для пользователя наиболее удобным вариантом применения данной подсистемы является ее совместное использование с комплексом «Бюджет – КС». Ведь в данном случае информация о бюджетной классификации, ОКАТО будут находится в единой справочной системе, благодаря чему отпадает необходимость несколько раз вводить одну и ту же информацию.

… и администраторов

Эту часть семинара открывала Бородастова Валентина Владимировна. Она отметила хорошую работу территориальных органов Росрегистрации в части администрирования доходов. И, надо сказать, было за что. Ведь проблема невыясненных поступлений в Росрегистрации практически решена. Налажена работа по обеспечению плательщиков необходимыми реквизитами и информацией о порядке оформления платежных документов для перечисления государственной пошлины и иных платежей в бюджет, а также по оперативному уточнению невыясненных поступлений на соответствующие коды бюджетной классификации. По состоянию на 1 июня 2007 года доля невыясненных платежей в общем объеме поступлений по главе 321 «Федеральная регистрационная служба» составила 0,06 процентов. Кроме того, возвраты плательщикам излишне перечисленных в бюджет денежных средств осуществляются в законодательно установленные сроки. Валентина Владимировна обратила внимание слушателей на отдельные вопросы, касающиеся учета поступлений, в том числе и на учет штрафов.
Одна из слушательниц задала вопрос о том, можно ли при потере квитанции принимать к исполнению заявления плательщиков на возврат, к которым приложена копия квитанции или письменное подтверждение банка, в котором написано, что плательщик – физическое лицо действительно заплатил определенную сумму? На что Валентина Владимировна ответила следующее. Согласно Налоговому кодексу в случае, если государственная пошлина полностью подлежит возврату, основанием для возврата служит заявление плательщика, к которому должен быть приложен только оригинал платежного документа. И никакие иные документы его заменить не смогут. От участников поступало еще великое множество актуальных на сегодняшний день вопросов. Они решались в рамках круглых столов.

О программе

В работе многие из присутствующих администраторов используют программный продукт компании «Кейсистемс» – «Администратор – Д». Он предназначен для автоматизации учета и администрирования поступлений неналоговых доходов в бюджетную систему в финорганах субъектов и муниципальных образований (см. рис. 3).

бу7-рис3
Этот продукт позволяет не только получать и пересылать информацию из органов федерального казначейства, но и осуществлять анализ и учет поступлений, подготавливать и передавать пакеты отчетности в структурные и отраслевые подразделения, отчетности для свода. В программе можно вести бухгалтерский учет в части администрирования поступления, экспортировать бухгалтерские записи в другие программные продукты. Кроме того, программа позволяет производить весьма важные для администраторов операции:

  • регистрировать заявления плательщиков на проведение возвратов излишне или ошибочно уплаченных сумм и уточнение вида и принадлежности платежа, регистрировать решения о проведении возврата плательщику;
  • оформлять по данным первичных документов и импортировать в транспортную систему Федерального казначейства документов на уточнение вида, принадлежности платежа и на возврат денежных средств плательщику;
  • работать с невыясненными поступлениями;
  • принимать из органа Федерального казначейства информацию о поступлениях доходов и проведенных внебанковских операциях;
  • формировать аналитическую и сводную отчетность по платежам и операциям в любом разрезе за произвольный период с возможностью подведения нарастающих итогов;
  • подготавливать и передавать пакеты отчетности в вышестоящие и нижестоящие организации.

Про Бюджетный кодекс

Изменения, внесенные в главный для участников бюджетного процесса документ, коснулись и администраторов поступлений. Как именно, рассказала Кобзева Наталья Геннадьевна. Итак, в Бюджетный кодекс вводятся два новых понятия: главный администратор и администратор доходов. В настоящее время существует только определение администратора доходов бюджета. И не совсем понятно, кто же является администратором: сам орган власти или его территориальные органы. В связи с этим ежегодно в рамках реализации закона о федеральном бюджете устанавливается обязанность органов государственной власти закрепить администрируемые доходы за территориальными органами и подведомственными учреждениями. На практике это выполняется не всеми органами государственной власти. Введение отдельных понятий как главный администратор доходов бюджета и администратор доходов бюджета, разграничение их полномочий позволит создать более прозрачные условия для осуществления администрирования. Каковы же функции главного администратора, администратора, чем они отличаются? Прежде всего главный администратор формирует перечень подведомственных ему администраторов, утверждает его, издает нормативные акты, наделяющие территориальные органы и подведомственные учреждения полномочиями администратора доходов, формирует и представляет в Федеральное казначейство бюджетную отчетность, сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета, составления и ведения кассового плана, то есть осуществляет прогнозирование, администрируемых им доходов.
Полномочия администратора – это контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Собственно, все то же самое, что и в настоящее время. При этом установлено, что эти функции осуществляются администраторами в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами, доведенными главными администраторами, в ведении которых они находятся. Для осуществления этих целей в законе о бюджете на 2008 год и на период до 2010 года планируется утвердить перечень главных администраторов доходов федерального бюджета и администрируемых ими доходов. Однако это не говорит о том, что территориальные органы и подведомственные им бюджетные учреждения могут администрировать такие доходы без нормативного акта, доведенного до них главным администратором. В случае отсутствия нормативного акта главного администратора, закрепляющего за своими территориальными органами и подведомственными учреждениями функции администратора, они фактически не будут считаться администраторами. Соответственно поступления будут учитываться органами Федерального казначейства как невыясненные.
Также Бюджетный кодекс предусматривает, что с 1 января 2009 года органы Федерального казначейства будут вести лицевые счета администраторов. Прежде всего, лицевые счета администраторов вводятся с целью зеркального отражения норм как по расходам, так и по доходам. То есть администратору, по аналогии с бюджетополучателем, будет направляться выписка из лицевого счета. Лектор отметила, что выписка из лицевого счета будет содержать не только поступления и возвраты по данному администратору, но и внебанковские операции – операции по уточнению платежей. То есть она будет содержать все операции, совершенные по администратору. Возможно, что в выписке из лицевого счета администратора будет предусмотрена возможность отражения платежей, поступивших в бюджетную систему минуя распределительный счет органов Федерального казначейства. Это не означает, что до плательщиков не должны доводиться реквизиты счетов и другие реквизиты, необходимые для заполнения платежного поручения. Предполагается, что в этой связи претерпят некоторые изменения и формы документов, предоставляемых администраторам. Например, планируется изменение формы документов на уточнение платежей, а также на возврат поступлений (заявка на возврат в рамках доходов и расходов будет единой, но порядок ее заполнения – различен). В целях усовершенствования своих технологий, в том числе и по совершенствованию организации документооборота с администраторами, Федеральное казначейство перейдет на новый программный продукт, о чем администраторы доходов будут оповещены заранее.


На заметку
Все нормативные акты главного администратора должны содержать полный перечень кодов бюджетной классификации. Это относится как к доходам федерального бюджета, так и к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Отсутствие в нормативном акте главного администратора какого либо кода бюджетной классификации фактически приведет к невозможности его администрирования. Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления, не поименованные в законе (решении) о бюджете как главные администраторы доходов, не смогут осуществлять функции главного администратора, а его территориальные органы и подведомственные учреждения – соответственно функции администраторов.


Интересно всем

WEB и SMART

Во всех перечисленных нами программах заложена возможность подключения удаленных рабочих мест по технологии WEB* и SMART. Не пугайтесь незнакомых понятий. На самом деле все просто. По сути центральная база (сервер базы данных и сервер приложений, последний из которых осуществляет взаимодействие с пользователем, предоставляет его интерфейс) устанавливается в финансовом органе, а подведомственные учреждения, администраторы имеют возможность пользоваться этой базой (пользователь работает только с интерфейсом), вводя при входе логин/пароль, IP адрес. При этом подведомственным учреждениям нет необходимости устанавливать у себя программное обеспечение, достаточно лишь обычного браузера Internet Explorer.
Преимуществами такой системы является то, что обновляется только серверная часть, а информация всегда оперативна. Пользователь сразу видит свои платежи и оперативно отслеживает остатки финансирования и ассигнований, информация вводится в режиме on line в единую базу данных, нет необходимости выгружать формы документов в электронный формат, передавать их по электронной почте или локальной сети, прием документов, их корректировка производится в реальном времени. Кроме того, небольшой трафик позволяет работать на любых каналах связи, например:

  • Локальная сеть (Ethernet);
  • Спутник;
  • ADSL, DSL, Strim и другие технологии связи по телефонной линии;
  • Обычный модем (от 33600);
  • GPRS.

Такая система позволяет не только вводить документы, но и принимать их из других систем в формате, утвержденном Минфином. Это позволит избежать повторного ввода тем, кто ведет внутреннюю смету в других программах. После ввода документа можно подтвердить его подлинность и достоверность двумя способами:

    • наложить собственную электронно-цифровую подпись (ЭЦП). При этом ЭЦП могут накладывать несколько человек (до 5 уровней ЭЦП): сам исполнитель, контролер, руководитель, казначей и так далее. В этом случае всегда можно отследить изменение документа и определить ответственного за его ввод. При этом предусмотрены возможности подписи документов напрямую в базе, подпись посылок;
    • прикрепить первичную копию (отсканированные счет-фактура, договора, другие документы, «первичка» в формате MS OFFICE). Эти документы хранятся на сервере приложений и доступны в любое время.

Для организации взаимодействия с вышестоящими органами (ГРБС, ТОФК) реализована работа с аналитическими признаками. Для каждой группы пользователей можно определить перечень доступных аналитических признаков. Например, для распорядителя можно определить признаки «Одобрено вышестоящим», без которого невозможно будет зачисление документа. Также есть признак «Забраковано», для которого возможно ввести причину браковки, которую может посмотреть клиент.
Согласитесь, технология WEB – удобное для работы изобретение. Но жизнь не стоит на месте. Справедливо это и для распределительных систем. Более «продвинутой» схемой передачи информации является система SMART (см. рис.4).

бу7-рис4

Госзаказ

Одной из новейших разработок компании «Кейсистемс» является программа «Госзаказ – КС». Эта система предназначена для ведения реестра контрактов и учета их исполнения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2006 г. № 807. Про ее основные возможности и порядок внедрения в Липецкой области рассказывала Пернебекова Лиана Александровна, начальник отдела информационных технологий управления финансов Липецкой области. «Госзаказ – КС» позволяет проводить учет размещения заказов с возможностью автоматизированного формирования контрактов, учет контрактов и их изменений, учет исполнения контрактов, учет счетов на оплату и контроль цены продукции. Также предусмотрены: формирование и публикация реестра контрактов в сети Интернет, составление аналитической отчетности по исполнению контрактов и экономии размещения заказов, автоматизированное формирование бюджетных обязательств на основании контрактов, контроль наличия свободного остатка ассигнований и резервирование сумм, автоматизированное взаимодействие с заказчиками (ГРБС, ПБС).
Как и в случае со всеми остальными подсистемами, в подсистеме «Госзаказ – КС» удобнее работать совместно с «Бюджет – КС» (см. рис. 5).

бу7-рис5
Это позволяет контролировать наличие обеспеченности лимитами бюджетных обязательств, анализировать исполнение контрактов по бухгалтерским документам (расшифровкам к договорам, платежным поручениям), появляется возможность электронного обмена документами с применением ЭЦП и аудита действий пользователей.


Подробнее
Компания «Кейсистемс» – динамично развивающаяся компания. Если несколько лет назад основные усилия были направлены на разработку и внедрение комплекса «Бюджет – КС», то в настоящее время существует множество подсистем, предназначенных для ведения бюджетного учета на уровне местного самоуправления и поселений («Бюджет – КС для поселений»), делопроизводства, кадрового учета, автоматизации бухгалтерского учета исполнения сметы расходов и доходов («Смета – КС»), прогнозирования доходов, планирования расходов, регулирования межбюджетных отношений.
Все программы и подсистемы интегрированы друг с другом и могут работать с применением технологий WEB и SMART. Это позволяет избежать двойного ввода данных, ускорить документооборот между службами учреждения, повысить эффективность работы.



* К примеру, в Липецкой области внедрение комплекса «Администратор – Д» с применением данных технологий начнется в июле-августе этого года. А комплексы «Бюджет – WEB» (предназначена для составления и исполнения доходов и расходов бюджетов субъектов и муниципальных образований) и «Свод – WEB» внедрены в таких субъектах РФ как республика Удмуртия, республика Саха (Якутия), Брянская, Липецкая, Кировская, Сахалинская, Читинская области и другие.

Реклама