Платежка по всем правилам
О правилах заполнения учреждениями платежных поручений при осуществлении кассовых операций в процессе исполнения бюджетов в соответствии с новым Положением об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, утвержденным 13 декабря 2006 г. № 298-П/173н рассказывает С.С. БЫЧКОВ – начальник отдела методологии исполнения бюджетов Департамента бюджетной политики Минфина России.
В соответствии с Положением Банка России о безналичных расчетах в Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 2-П и во исполнение положений Бюджетного кодекса в части исполнения бюджетов, Банком России и Минфином России утверждено Положение об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства от 13 декабря 2006 г. № 298-П/173н (далее – Положение). Оно вступило в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России» (п. 3.1 Положения), то есть 10 марта 2007 года. В этот же день утратило силу Положение Банка России и Минфина России от 20 мая 2004 г. № 257-П/46н (далее – Положение № 257-П/46н).
Несмотря на то что у обоих Положений один и тот же предмет регулирования, необходимость введения ряда принципиально новых дополнений и изменений тем не менее была. Она возникла в ходе перестройки бюджетного процесса согласно Концепции реформирования бюджетного процесса, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2004 г. № 249.
Для справки
|
Что нового?
В поле «Плательщик» платежного поручения указывают следующую информацию (п. 1.1.4 Положения):
- если лицевой счет в органе Федерального казначейства открыт бюджетополучателю, указывают полное или сокращенное наименование органа Федерального казначейства, в скобках – полное или сокращенное наименование бюджетополучателя, лицевой счет которого открыт в органе Федерального казначейства;
- если лицевой счет в органе Федерального казначейства открыт финансовому органу, указывают полное или сокращенное наименование органа Федерального казначейства, в скобках – полные или сокращенные наименования финансового органа и бюджетополучателя, лицевой счет которого открыт в финансовом органе.
Следующим принципиальным моментом является то, что Положение распространяется не только на операции, связанные с расчетами с подрядчиками и поставщиками, но и на следующие виды кассовых операций, проводимых по поручению органов государственной власти и созданных ими учреждений:
- кассовые выплаты, проводимые по поручению администраторов источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджетов;
- кассовые выплаты, проводимые по поручению получателей средств бюджетов со счетов органов Федерального казначейства;
- кассовые поступления на лицевые счета бюджетополучателей (в частности, при получении доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, восстановлении кассовых расходов).
Заметим, Положение не устанавливает правила оформления плательщиками, не являющимися бюджетными учреждениями, платежных поручений на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет (на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые на балансовом счете 40101). Эти правила утверждены приказом Минфина России от 24 ноября 2004 г. № 106н.
Поле 104
Если получателем по платежному поручению является бюджетополучатель, лицевой счет которого открыт в органе Федерального казначейства или в финансовом органе, лицевой счет которого также открыт в органе Федерального казначейства, в поле 104 указывают показатель бюджетной классификации Российской Федерации, в соответствии с которым указанные поступления подлежат отражению в учете администратора поступлений в бюджет либо бюджетополучателя, являющегося получателем указанных средств (п. 1.1.5 Положения). При этом остается открытым вопрос, какие именно показатели кода бюджетной классификации должны быть указаны в поле 104. Здесь следует обратить внимание на письмо Федерального казначейства от 19 февраля 2007 г. № 42–7.1–15/5.2–67, в соответствии с которым показатели кода бюджетной классификации в поле 104 указывают в следующем порядке:
– в случае перечисления плательщиком (независимо от того, является ли он получателем бюджетных средств) денежных средств на лицевой счет ПБС, открытый в органе Федерального казначейства или финансовом органе, в поле 104 указывают показатель кода бюджетной классификации Российской Федерации, в соответствии с которым указанные поступления будут отражены в учете данного ПБС. Например, при перечислении средств от продажи федеральным учреждением товаров в поле 104 указывается код бюджетной классификации 000 3 02 02010 01 0000 440;
– при перечислении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в поле 104 необходимо указывать показатель кода бюджетной классификации Российской Федерации, в соответствии с которым указанные поступления будут отражены в учете соответствующего администратора поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. К примеру, при перечислении учреждением НДФЛ, начисленного с применением ставки 13 процентов, в поле 104 указывают код бюджетной классификации 182 1 01 02021 01 1000 110;
– при осуществлении возврата денежных средств со счетов органов Федерального казначейства плательщикам поступлений – ПБС в бюджетную систему Российской Федерации в поле 104 указывается показатель кода бюджетной классификации Российской Федерации, согласно которому указанные суммы будут отражены на лицевых счетах, открытых данным получателям в органах Федерального казначейства или финансовых органах (например, при перечислении в бюджетную систему неиспользованных учреждениями субсидий, полученных от получателя средств федерального бюджета на балансовые счета 40503, 40603, 40703);
– при восстановлении кассовых расходов ПБС в поле 104 указывается показатель кода бюджетной классификации Российской Федерации, по которому был произведен кассовый расход (например, при перечислении поставщиками, подрядчиками сумм в погашение дебиторской задолженности, возникшей у бюджетополучателя, предоставившего аванс на поставку товаров, оказание работ, услуг).
О финансовом контроле
Проводимые с 2004 года административная и бюджетная реформы предопределили разграничение полномочий между участниками бюджетного процесса при исполнении бюджетов. Это относится и к учреждениям Банка России и к органам Федерального казначейства, и к финансовым органам. Так, учреждения Банка России теперь не вправе осуществлять текущий финансовый контроль за содержанием информации, указанной в полях платежного поручения, оформленного бюджетополучателями. Эту функцию исполняют исключительно органы Федерального казначейства и (или) финансовые органы (в зависимости от того, где открыты лицевые счета бюджетополучателей). В свою очередь, в части исполнения бюджетов учреждения Банка России могут лишь проверять наличие информации, необходимой для исполнения транзакций со счетов органов Федерального казначейства (финансовых органов или бюджетополучателей) на счета поставщиков, подрядчиков и счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые на балансовом счете 40101.
Вышеуказанный принцип заложен и в Положении. Так, в пунктах 1.1.1–1.1.5, 1.2.1–1.2.5 Положения содержатся нормы, запрещающие банкам осуществлять контроль за содержанием информации, указанной в соответствующих полях платежного поручения.
О субъектах
При перечислении денежных средств для обеспечения наличными деньгами ПБС субъектов Российской Федерации, расположенных за пределами административного центра субъекта Российской Федерации, в поле «Получатель» платежного поручения указывают сокращенное наименование органа Федерального казначейства, в котором открыт счет ПБС субъектов Российской Федерации, в скобках – сокращенное наименование бюджетополучателя (п. 1.3. Положения).
Введение указанной нормы обусловлено тем, что в условиях открытия лицевых счетов бюджетополучателей в органах Федерального казначейства (а не в финансовом органе) согласно Приказу № 1н, необходимы дополнительные указания в части оформления платежных поручений на перечисление средств со счетов по учету операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации на счета по учету наличных денег при наличии территориально распределенной системы ПБС субъектов РФ. При этом указанная норма аналогична соответствующим положениям о порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина России от 21 сентября 2004 г. № 85н.
В остальном нормы Положения повторяют нормы Положения № 257-П/46н с незначительными изменениями, которые отражены в пункте 2.6 Положения. Эти дополнения связаны с открытием всех единых счетов бюджетов исключительно органам Федерального казначейства.
Их параметры утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2004 г. № 249, Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314, Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649.