Отдельные вопросы применения Бюджетной классификации Российской Федерации.
В данной статье в рамках схемы «Вопрос-Ответ» будут разобраны наиболее часто встречающиеся в последнее время вопросы применения бюджетной классификации Российской Федерации.
Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты
Вопрос. Законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрены следующие расходы:
– на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования для детей-сирот во время их пребывания в соответствующих учреждениях;
– на выплату компенсации за питание в период практики студентов начального профессионального образования;
– на частичную компенсацию питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а также расходы на выплату частичной компенсации за питание детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
– на компенсацию проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также отдельным категориям обучающихся в бюджетных муниципальных образовательных учреждениях.
На какие статьи (подстатьи) экономической классификации следует относить расходы на указанные цели?
Ответ. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 8 декабря 2006 г. № 168н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее – Указания) расходы на указанные цели относят на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в следующем порядке:
– расходы на ежегодное пополнение мягкого инвентаря и обмундирования для детей-сирот следует относить на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;
– расходы на выплату компенсации за питание в период практики студентов начального профессионального образования относят на статью 290 «Прочие расходы»;
– расходы на частичную компенсацию питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а также расходы на выплату частичной компенсации за питание детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отражают по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению»;
– расходы на компенсацию проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также отдельным категориям обучающихся в бюджетных муниципальных образовательных учреждениях следует относить на подстатью 262 «Пособия по социальной помощи населению».
Вопрос. Какие статьи экономической классификации расходов бюджетов следует применять при отражении расходов на выплату различного рода компенсаций депутатам, осуществляющим депутатскую деятельность на постоянной и непостоянной основе?
Ответ. Расходы на выплату компенсаций депутатам законодательного (представительного) органа власти, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, подлежат отражению по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в следующем порядке:
– выплата компенсаций депутатам, осуществляющим депутатскую деятельность на постоянной основе, следует относить на подстатью 212 «Прочие выплаты»;
– выплаты компенсаций депутатам, осуществляющим депутатскую деятельность на непостоянной основе, относят на подстатью 226 «Прочие услуги».
Вопрос. Муниципальное бюджетное учреждение арендует помещения, необходимые для его функционирования. Согласно заключенному договору аренды арендатор возмещает арендодателю часть эксплуатационных и иных расходов (услуги связи, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества). Возможно ли все расходы, осуществляемые арендатором – бюджетным учреждением, относить на подстатью 224 «Арендная плата»?
Ответ. В соответствии с Указаниями расходы учреждения – арендатора на возмещение арендодателю эксплуатационных и иных расходов в объеме, осуществленном арендодателем в части предоставленных в аренду объектов, подлежат отражению по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации исходя из экономического содержания возмещаемых расходов, например:
– расходы на оплату счетов телефонной связи следует отражать по подстатье 221 «Услуги связи»;
– расходы на оплату водоснабжения, отопления арендованных помещений отражают по подстатье 223 «Коммунальные услуги»;
– расходы на ремонт используемого арендатором имущества, уборку арендуемых помещений – по подстатье 225 «Услуги по содержанию имущества» и так далее.
Национальная оборона и правоохранительные органы
Вопрос. Просим разъяснить порядок применения экономической классификации организациями национальной обороны и правоохранительной деятельности при отражении расходов на различного рода возмещения и взыскания в части исполнения судебных актов судебных органов по следующим направлениям:
– взыскание ежемесячных компенсаций вреда, причиненного здоровью военнослужащего;
– взыскание ежемесячных сумм возмещения родственникам погибшего военнослужащего вреда в связи с потерей кормильца;
– взыскание ежемесячных сумм компенсаций вреда, причиненного здоровью, гражданина (например, вследствие ДТП с участием автомашины войсковой части);
– возмещение взыскателям судебных издержек (услуги представителя, нотариальные услуги по оформлению доверенности на представителя).
Ответ. Согласно требованиям Указаний расходы, осуществляемые указанными выше учреждениями на основании решений судебных органов, следует относить на статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в следующем порядке:
– расходы на выплату компенсации в связи с повреждением здоровья военнослужащего, исключающим возможность дальнейшего прохождения военной службы, а также расходы на выплату компенсации родственникам погибшего военнослужащего в связи с потерей кормильца, следует относить на подстатью 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления»;
– расходы на уплату ежемесячной компенсации вреда, причиненного здоровью стороннего гражданина в результате ДТП, и т.п. относят на подстатью 290 «Прочие расходы»;
– расходы на возмещение взыскателям судебных издержек следует относить на подстатью 290 «Прочие расходы».
Вопрос.Просим разъяснить порядок применения экономической классификации при отражении расходов на индексацию несвоевременно выплаченных сотрудникам органов внутренних дел денежных средств за участие в боевых действиях, осуществляемых на основании решений судебных органов.
Ответ. В случае если сотрудник органа внутренних дел обратился в суд с требованием индексации несвоевременно выплаченных ему денежных средств за участие в боевых действиях и суд вынес решение об удовлетворении данного иска, такие расходы органа внутренних дел, подлежат отражению по подстатье 290 «Прочие расходы». Дело в том, что, согласно Указаниям, по данной статье отражают расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением услуг учреждениями для собственных нужд, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, предоставлением за счет средств бюджетов безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения.
Вопрос.По какой целевой статье (201 00 00 «Материально-техническое обеспечение» или 206 00 00 «Ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в целях обеспечения государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа») следует производить оплату услуг по техническому обслуживанию автомобилей? Правомерно ли оплачивать расходы по содержанию и эксплуатации нефинансовых активов вне рамок государственного оборонного заказа по целевой статье 201 00 00, в соотношении с видами расходов 224, 225, 231 и 232?
Ответ.Согласно требованиям Указаний расходы на оплату договоров, предметом которых выступает техническое обслуживание автотранспортных средств, а также расходы по содержанию и эксплуатации иных нефинансовых активов подлежат отражению по целевой статье 201 00 00 «Материально-техническое обеспечение», видам расходов 233 «Обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации» или 253 «Обеспечение функционирования органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности».
Вопрос.Правильно ли мы поступили, отразив операции по заключению договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов основных средств, по целевой статье 203 00 00? Или же следовало применить целевые статьи 102 00 00 и 201 00 00 соответственно?
Ответ. В соответствии с Указаниями в рамках целевой статьи 203 00 00 «Закупки вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в целях обеспечения государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа» подлежат отражению расходы, включенные в государственную программу вооружения в рамках государственного оборонного заказа и направляемые на выплаты по договорам, предусматривающим поставку вооружения, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества. Поэтому расходы, осуществляемые по договорам, предметом которых выступает строительство, реконструкция, техническое перевооружение, расширение и модернизация основных средств, подлежат отражению в рамках целевых статей 102 00 00 «Непрограммные инвестиции в основные фонды» или 201 00 00 «Материально-техническое обеспечение» соответственно.
Вопрос.Соотношение каких целевых статей и видов расходов 247 00 00/253; 247 00 00/225 (226 и т.д.) или 204 00 00/225 (226 и т. д.) должно использоваться при приобретении органами безопасности продукции, работ и услуг (приобретение и ремонт катеров, яхт и других плавсредств, автомобилей и специальной техники отечественного и импортного производства) по направлениям государственного оборонного заказа, не включенным в его основные показатели? Одновременно просим сообщить, по какой целевой статье, виду расходов и подстатье расходов экономической классификации должна осуществляться оплата соответствующих таможенных платежей при приобретении вышеуказанных объектов нефинансовых активов импортного производства?
Ответ. В соответствии с Указаниями расходы на приобретение продукции, работ и услуг по направлениям государственного оборонного заказа, не включенным в основные показатели государственного оборонного заказа, подлежат отражению в рамках целевых статей 203 00 00 «Закупки вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в целях обеспечения государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа», 204 00 00 «Закупки вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения» и, соответственно, 205 00 00 «Ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения», 206 00 00 «Ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в целях обеспечения государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа». Указанные целевые статьи должны быть увязаны с соответствующими видами расходов (в том числе: 225 «Корабли и катера» и 226 «Автобронетанковая техника») исходя из цели направления расходования средств, по которым они выделяются в рамках исполнения бюджета в очередном финансовом году.
Обратите внимание: при выделении дополнительных ассигнований предполагается, что основные показатели государственного оборонного заказа, определенные федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, не изменяются.
Одновременно следует отметить, что в случае возникновения необходимости осуществления расходов по уплате таможенных платежей при приобретении объектов нефинансовых активов импортного производства они подлежат отражению по целевой статье 201 00 00 «Материально-техническое обеспечение», виду расходов 253 «Обеспечение функционирования органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности», подстатье экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации 290 «Прочие расходы».
Вопрос. На какой вид расходов следует относить затраты по обеспечению оперативно-розыскной деятельности в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности?
Ответ. В соответствии с Указаниями расходы на оперативно-розыскную деятельность, осуществляемую в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, подлежат отражению в рамках вида расходов 254 «Специальные мероприятия».
Судебная система
Вопрос. На основании письма Минфина России от 14 апреля 2006 г. № 02-14-10/880 в составе «других аналогичных расходов» подстатьи 212 «Прочие выплаты» предусмотрены расходы на «возмещение расходов на приобретение путевок действующим судьям и членам их семей». Правомерно ли перечисление денежных средств с указанной подстатьи за путевки непосредственно санаторно-курортным учреждениям по договорам (счетам) или необходимо выплачивать судьям только компенсацию за приобретенные путевки?
Ответ. Согласно требованиям Указаний расходы на обеспечение путевками действующих судьей и членов их семей, осуществляемые в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», следует относить на подстатью 212 «Прочие выплаты». При этом такие расходы отражают по данной подстатье независимо от того, перечисляются средства за путевки соответствующей организации или же возмещаются судьям при самостоятельном приобретении ими проездных билетов.
Вопрос. После прекращения полномочий судьи ему за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсация на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта. На какую статью экономической классификации необходимо относить выплату указанной компенсации?
Ответ.Расходы федерального бюджета на выплату судьям, пребывающим в отставке, компенсации за приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта (городского, пригородного и местного сообщения), осуществляемые в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 851 «О порядке выплаты компенсации на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения судьям Российской Федерации после ухода или удаления их в отставку», отражают по подстатье 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления».
Общие вопросы
Вопрос.Просим сообщить, будут ли выпущены Минфином России разъяснения по порядку применения экономической классификации расходов бюджетов в 2007 году? Возможно ли до выхода данных разъяснений применять положения письма Минфина России от 14 апреля 2006 г. № 02-14-10/880?
Ответ. Учитывая, что экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации (приложение 5 к Указаниям) в сравнении с 2006 –2007 годами практически не изменилась и порядок ее применения остался прежним, Минфин России не планирует выпускать какие-либо разъяснения по данному вопросу.
Вместе с тем, если вопросы, разъяснения которых даны в письмах от 14 апреля 2006 г. № 02-14-10/880 и от 19 мая 2006 г. № 02-14-10/1300, остаются актуальными и в 2007 году их применение возможно считать обоснованным и целесообразным, в части, не противоречащей приказу Минфина России от 8 декабря 2006 г. № 168н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
Вопрос.Просим разъяснить порядок применения экономической классификации при отражении расходов на оплату работ по проведению очистки систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Ответ. В соответствии с Указаниями расходы на технологические нужды, к которым и относятся перечисленные в вопросе виды работ, подлежат отражению по подстатье 223 «Коммунальные услуги». Применение подстатьи 225 «Услуги по содержанию имущества» не представляется возможным.
Новиков Д.В., советник Отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации