Бюджетная классификация: отдельные вопросы
Несмотря на то что изменения бюджетной классификации Российской Федерации в части сравнения 2006 – 2007 годов носили текущий характер (более подробно с этой темой можно ознакомиться в предыдущих номерах журнала), в Министерство финансов Российской Федерации продолжают поступать запросы о порядке ее применения.
Новиков Д.В., советник Отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации
Учитывая изложенное, предлагаю разобрать отдельные вопросы применения бюджетной классификации Российской Федерации, наиболее часто встречающиеся в последнее время.
Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 152н, действовавшим в 2006 году, было установлено, что доходы муниципальных образований, полностью или частично не перешедших на новую систему организации местного самоуправления, отражаются по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации с указанием в 12–13 разрядах двадцатизначного кода значения элемента доходов «03» (местный бюджет).
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. № 168н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее – Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации), вступившим в силу с 1 января 2007 года, значение элемента доходов «03» соответствует бюджетам внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В связи с этим просим разъяснить, какое значение элемента доходов следует применять при отражении поступлений в бюджеты указанных выше муниципальных образований?
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации доходы муниципальных образований, полностью или частично не перешедших на систему организации местного самоуправления, предусмотренную Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отражаются с применением кода элемента доходов «05» (бюджет муниципального района).
Законодательством, регламентирующим деятельность представительного органа власти субъекта Российской Федерации, определены следующие положения:
в случае если депутаты Законодательного Собрания, осуществляющие свою деятельность на профессиональной постоянной основе, а также руководители структурных подразделений аппарата Законодательного Собрания и их заместители увольняются, они продолжают получать назначенную им заработную плату до устройства на новое место службы (работы), но не более одного года, кроме того, если на новом месте службы (работы) указанные лица получают заработную плату ниже размеров прежней, то им производится доплата до уровня прежней оплаты труда;
депутатам, осуществляющим полномочия на непрофессиональной непостоянной основе, на основании решения председателя областного Законодательного Собрания выплачивается единовременное денежное вознаграждение.
Какие статьи экономической классификации должны быть применены для отнесения расходов на:
1) выплату назначенной заработной платы (доплаты до прежнего уровня оплаты труда);
2) выплату единовременного денежного вознаграждения по решению председателя областного Законодательного Собрания?
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации расходы на выплату в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации назначенной заработной платы, а также на доплату до уровня прежней оплаты труда категориям лиц, поименованным в запросе, следует относить на подстатью 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления».
Расходы же на выплату единовременного денежного вознаграждения депутату, осуществляющему полномочия на непрофессиональной непостоянной основе, осуществляемые в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации по решению председателя Законодательного Собрания, следует относить на подстатью 226 «Прочие услуги».
Национальная оборона и правоохранительные органы
При осуществлении модернизации объектов осуществляется оплата договоров и контрактов, предусматривающих приобретение оборудования и материалов, выполнение монтажных и пуско-наладочных работ. Просим разъяснить правильность отнесения указанных расходов на целевую статью 203 00 00 «Закупки вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в целях обеспечения государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа», виды расходов 229 «Электронная техника и средства связи», 231 «Другие вооружения, военная и специальная техника», 232 «Прочая продукция производственно-технического назначения», статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» экономической классификации расходов.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации в рамках целевой статьи 203 00 00 «Закупки вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в целях обеспечения государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа», увязанной с видами расходов 229 «Электронная техника и средства связи», 231 «Другие вооружения, военная и специальная техника» и 232 «Прочая продукция производственно-технического назначения» и статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, подлежат отражению расходы, включенные в государственную программу вооружения в рамках государственного оборонного заказа и направляемые на выплаты по договорам, предусматривающим поставку вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества (далее – оборудование).
Если оборудование требует проведения монтажных и пусконаладочных работ, а поставщик в соответствии с договорными обязательствами выполняет указанные работы, обеспечивая их необходимыми расходными материалами, применение указанных выше показателей бюджетной классификации Российской Федерации возможно только в случае включения стоимости этих работ и материалов в первоначальную стоимость оборудования.
Культура
На какую статью экономической классификации расходов следует относить расходы по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, а также расходы на пополнение музейных коллекций (приобретение музейных предметов,) находящихся в оперативном управлении музея - бюджетного учреждения?
Согласно пункту 13 Положения о музейном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 179, музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав музейного фонда Российской Федерации, подлежат учету и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, определяемыми Министерством культуры Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или владении они находятся. При этом отражение музейных предметов и музейных коллекций на балансе юридического лица, в оперативном управлении или пользовании которого они находятся, не допускается.
В связи с изложенным для применения подстатьи 225 «Услуги по содержанию имущества» (при отражении расходов на реставрацию музейных предметов), а также статей группы 300 «Поступление нефинансовых активов» (при отражении расходов на приобретение музейных предметов) экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (приложение 5 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации) оснований нет и расходы, указанные в вопросе, следует относить на подстатью 226 «Прочие услуги».
Социальное обеспечение
Расходы на приобретение одежды и обуви для детей из неблагополучных семей, временно проживающих в социальных приютах и соцально-реабилитационых центрах, запланированы по разделу 1000 «Социальная политика», подразделу 1002 «Социальное обслуживание населения», целевой статье 505 00 00 «Меры социальной поддержки граждан» по подстатье экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации 262 «Пособия по социальной помощи населению». Правильно ли применена бюджетная классификация в данном случае?
Для правильного применения бюджетной классификации Российской Федерации при отражении расходов, связанных с обеспечением и содержанием детей-сирот и детей из неблагополучных семей в детских домах, социальных приютах, соцально-реабилитационых центрах и тому подобных государственных или муниципальных бюджетных учреждениях, следует проводить четкую грань между социальным обеспечением и содержанием указанных выше категорий детей в соответствующих учреждениях.
Так, в соответствии Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, применяемыми в 2007 году, расходы, связанные с:
– предоставлением установленных законодательством дополнительных гарантий по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей из неблагополучных семей, в том числе приобретение для них продуктов питания, одежды и обуви, канцелярских принадлежностей, возмещением расходов образовательных учреждений на их обучение, выплатой ежегодного и единовременного денежных пособий и прочие расходы, связанные с социальной поддержкой указанных категорий детей, а также с их полным государственным обеспечением за время пребывания в семье приемных родителей, опекуна, попечителя, подлежат отражению по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в рамках раздела 1000 «Социальная политика», подраздела 1003 «Социальное обеспечение населения», целевой статьи 505 00 00 «Меры социальной поддержки граждан»;
– приобретением продуктов питания, мягкого инвентаря, канцелярских принадлежностей и прочих материальных ценностей, а также услуг по бесплатному медицинскому обслуживанию, бесплатному проживанию в общежитии и услуг, необходимых для предоставления полного государственного обеспечения детей-сирот и детей из неблагополучных семей, во время пребывания их в соответствующем государственном или муниципальном учреждении подлежат отражению по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, исходя из экономического содержания осуществляемых расходов. При этом применяются показатели функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, по которым отражаются расходы на обеспечение деятельности соответствующих государственных или муниципальных учреждений.
Общие вопросы.
По какой статье экономической классификации осуществлять приобретение разнонаправленного (различные виды контроля доступа) программно-аппаратного комплекса»?
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации расходы, связанные с приобретением различных модификаций программно-аппаратного комплекса, предназначенного в том числе для обеспечения защиты от несанкционированного доступа к обрабатываемой на электронной технике информации, следует относить на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
На какие показатели функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации следует относить расходы по опубликованию в официальном печатном издании информации о размещении заказов на приобретение нефинансовых активов и услуг в целях обеспечения текущей деятельности учреждений?
В соответствии с требованиями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации расходы на оплату услуг по опубликованию в официальном печатном издании информации о размещении заказов на приобретение нефинансовых активов или услуг в целях обеспечения текущей деятельности учреждений, осуществляемые в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», следует относить на подстатью 226 «Прочие услуги» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (приложение 5 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации).
Что касается функциональной классификации, то упомянутая выше подстатья должна применяться в увязке с показателями функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, по которым отражаются расходы на текущее содержание учреждений, приобретающих указанные выше услуги.
Так, например, если потребность в приобретении указанных выше услуг возникнет у Минздравсоцразвития России, расходы по их оплате должны быть отражены в рамках раздела 0900 «Здравоохранение и спорт», подраздела 0904 «Другие вопросы в области здравоохранения и спорта», целевой статьи 001 00 00 «Руководство и управление в сфере установленных функций» вида расходов 005 «Центральный аппарат».
Просим сообщить, предусмотрено ли бюджетным законодательством Российской Федерации осуществление за счет средств федерального бюджета добровольного страхования транспортных средств, закрепленных за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления? Если расходы могут осуществляться за счет бюджетных средств, просьба указать, по каким статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации они должны учитываться.
Для ответа на данный вопрос изначально необходимо ознакомиться с положениями Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон).
В соответствии со статьей 3 Закона страхование в Российской Федерации осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования.
Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом, они содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.
Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие:
а) субъекты страхования;
б) объекты, подлежащие страхованию;
в) перечень страховых случаев;
г) минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения;
д) размер, структуру или порядок определения страхового тарифа;
е) срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов);
ж) срок действия договора страхования;
з) порядок определения размера страховой выплаты;
и) контроль за осуществлением страхования;
к) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования;
л) иные положения.
На основании изложенного можно сделать вывод, что условия и порядок осуществления конкретного вида добровольного страхования не могут быть определены в законодательном порядке.
Таким образом, добровольное страхование транспортных средств, закрепленных за федеральными бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, за счет средств федерального бюджета не допускается.
Просим разъяснить порядок применения экономической классификации расходов при отражении расходов на оплату работ по монтажу и демонтажу кондиционеров.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации расходы на указанные цели подлежат отнесению на статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в следующем порядке:
в случае если заключен договор на приобретение кондиционера, а проведение монтажных работ согласно условиям договора осуществляет поставщик, вся сумма выплат по данному договору (с учетом стоимости монтажных работ) подлежит отражению по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
если же на проведение монтажных работ заключен отдельный договор, расходы на выплаты по данному договору следует относить на подстатью 226 «Прочие услуги». По данной подстатье также подлежат отражению расходы, производимые при необходимости демонтажа кондиционера (в целях утилизации списанного оборудования), или же расходы, производимые при необходимости перемещения кондиционера в другое помещение и осуществляемые на основании договора, предусматривающего как демонтаж оборудования, так и монтаж его на необходимом месте.
По какой статье экономической классификации расходов следует отражать перечисление филиалом головному учреждению части прибыли, полученной от предпринимательской деятельности и остающейся после уплаты налога на прибыль?
В соответствии со статьей 55 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства, при этом сам филиал юридическим лицом не является.
В связи с этим для правильного применения бюджетной классификации Российской Федерации при отражении операций, связанных с перечислением филиалом головному учреждению части прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, необходимо учитывать статус инициатора трансакции, а именно:
– если он является подведомственным учреждением, имеющим статус юридического лица, операция отражается с применением кода счета бюджетного учета 40101241;
– если же он является обособленным подразделением головной организации, не имеющим статуса юридического лица, операция отражается с применением кода счета бюджетного учета 30404000.
При этом в обоих перечисленных случаях в 1–3 разрядах номера счета указывается код соответствующей главы.