Отдельные вопросы применения Бюджетной классификации
Действующие в настоящее время Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации утверждены приказом Минфина России от 8 декабря 2006 г. № 168н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее по тексту статьи – Указания). Данный приказ вступил в силу с 1 января 2007 года. Одновременно утратили силу следующие приказы Минфина России:
- от 21 декабря 2005 г. № 152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;
от 1 марта 2006 г. № 34н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 152н»;
- от 30 марта 2006 г. № 50н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 152н»;
- от 20 июля 2006 г. № 96н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 152н»;
- от 25 августа 2006 г. № 111н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 152н»;
- от 25 августа 2006 г. № 112н «О применении бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2007 год»;
- от 22 сентября 2006 г. № 119н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 152н»;
- от 31 октября 2006 г. № 132н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 152н».
Основные изменения
Ознакомившись с положениями приказа Минфина России от 8 декабря 2006 г. № 168н, можно сделать вывод, что изменения, которые произошли с бюджетной классификацией с 1 января 2007 года, носят текущий характер.
Они выразились в:
– необходимой корректировке классификации доходов бюджетов Российской Федерации (приложение 1 к Указаниям), особенно группы 000 2 00 00000 00 0000 000 «Безвозмездные поступления»;
– уточнении и появлении новых показателей функциональной классификации (целевые статьи (приложение 3 к Указаниям) и виды расходов (приложение 4 к Указаниям));
– редакционной правке наименований отдельных показателей классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации (приложение 7 к Указаниям), в части группы 000 06 00 00 00 00 0000 000 «Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности»;
– продолжении работы по закреплению доходных источников за конкретными администраторами в рамках приложения 11 «Администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации».
Более подробно указанные изменения были рассмотрены на базе приказа Минфина России от 25 августа 2006 г. № 112н «О применении бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2007 год» в № 11/2006 «Бюджетного учета».
Учитывая отсутствие каких-либо кардинальных изменений в бюджетной классификации, можно сделать обоснованный вывод о том, что вопросы применения бюджетной классификации, которые остались открытыми в 2006 году, не утратят своей актуальности и в году 2007. Рассмотрим некоторые из них.
Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты
Вопрос. Приказом Минфина России от 20 июля 2006 г. № 96н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 152н» перечень целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации дополнен статьей 795 00 00 «Целевые программы муниципальных образований». Возникают вопросы об отражении расходов на реализацию целевых программ муниципального образования с использованием указанной статьи:
– какие подразделы функциональной классификации расходов нужно применять: соответствующие направлениям расходования средств (например, 0302 «Органы внутренних дел» и 0901 «Здравоохранение») или отражать все программы только по подразделам, включающим расходы на решение других вопросов по отрасли (например, 0313 «Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности» и 0904 «Другие вопросы в области здравоохранения и спорта»)?
– какие виды расходов (кроме вида расходов 213 «Строительство объектов для нужд отрасли») можно использовать при отражении затрат на выполнение программных мероприятий? К примеру, вправе ли учреждение для отражения расходов по программе, направленной на модернизацию наружного освещения, использовать вид расходов 412 «Мероприятия по благоустройству городских и сельских поселений», а по программам, направленным на усиление борьбы с преступностью и обеспечение первичных мер пожарной безопасности, вид расходов 253 «Обеспечение функционирования органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности»?
Ответ. Разделом III «Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации» Указаний установлены существенные требования утвержденной структуры функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Их необходимо соблюдать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при формировании расходных статей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Одним из таких требований является отражение расходов на реализацию целевых программ по всем направлениям финансирования, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, государственные капитальные вложения и иные мероприятия, по соответствующим разделам функциональной классификации (при этом используются целевые статьи 100 00 00 «Федеральные целевые программы», 522 00 00 «Региональные целевые программы», коды программ/подпрограмм и виды расходов, соответствующие мероприятиям, осуществляемым в рамках целевых программ) (далее – Требование).
Если учесть пояснение, сделанное в скобках, станет очевидным, что примененный в данном абзаце термин «разделы» подразумевает не разделы, как первый уровень функциональной классификации, а структуру ее показателей в разрезе существующих четырех уровней.
Исходя из сути вопроса, можно сказать, что существует потребность корректировки текста Указаний в части замены термина «разделы», примененного в Требовании, на термин «показатели».
Учитывая, что Указания были дополнены новой целевой статьей 795 00 00 «Целевые программы муниципальных образований», на органы местного самоуправления, планирующие применить данную статью, распространяется указанное выше Требование (данное требование сохранилось и в Указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 8 декабря 2006 г. № 168н).
Таким образом, для отражения расходов на реализацию программ муниципальных образований должна применяться статья 795 00 00 «Целевые программы муниципальных образований» в увязке с разделами, подразделами и видами расходов, соответствующими мероприятиям, осуществляемым в рамках указанных программ.
В части вопроса о том, какие виды расходов необходимо использовать при отражении расходов на выполнение программных мероприятий (кроме вида расходов 213 «Строительство объектов для нужд отрасли»), необходимо отметить следующее.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при формировании, утверждении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов обеспечивают (ст. 3 Закона от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (с учетом последующих изменений)):
– идентичность построения функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в части целевых статей и видов расходов;
– преемственность кодов целевых статей и видов расходов, применяемых при формировании расходов федерального бюджета, для аналогичных расходов, осуществляемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
При этом указанная статья наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления правом принимать решения о дополнении перечней целевых статей и видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, утверждаемых указанным Законом.
Учитывая изложенное, для отражения расходов по программе, направленной на модернизацию наружного освещения, было бы абсолютно правильно примененять статью 795 00 00 «Целевые программы муниципальных образований» (при необходимости эту статью можно детализировать в рамках программного среза) в увязке с видом расходов 412 «Мероприятия по благоустройству городских и сельских поселений».
Применение же вида расходов 253 «Обеспечение функционирования органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности» при отражении расходов, осуществляемых в рамках программ, направленных на усиление борьбы с преступностью и обеспечение первичных мер пожарной безопасности, вступит в противоречие с Указаниями. Дело в том, что данный вид затрат предназначен для отражения расходов на текущее содержание (обеспечение деятельности) правоохранительных органов и органов национальной безопасности.
Учитывая, что обособленный вид расходов, предназначенный для отражения расходов на указанные цели, Указаниями не предусмотрен, органу местного самоуправления следует воспользоваться правом, закрепленным за ним статьей 3 Закона от 15 августа 1996 г. в части принятия решения о дополнении перечня видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации необходимым видом расходов (например, «Мероприятия по усилению борьбы с преступностью» или «Мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности»).
Вопрос. Формирование бюджетов субъектов Российской Федерации на 2007 год осуществлялось в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 августа 2006 г. № 112н «О применении бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2007 год». При этом, в данном приказе отсутствует код доходов бюджетной классификации Российской Федерации, предназначенный для учета доходов субъектов Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет из местных бюджетов.
В связи с изложенным просим разъяснить, по какому коду доходов бюджетной классификации Российской Федерации в 2007 году учитывать указанные выше доходы бюджетов субъектов Российской Федерации?
Ответ. В целях возможности отражения в 2007 году в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации средств от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет, поступающих из местных бюджетов, классификация доходов бюджетов Российской Федерации (приложение 1 к Указаниям) дополнена следующими необходимыми для этих целей кодами:
000 1 18 02020 02 0000 151 Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет из местных бюджетов
000 1 18 02030 02 0000 151 Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет из бюджетов городских округов
000 1 18 02040 02 0000 151 Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет из бюджетов муниципальных районов
000 1 18 02050 02 0000 151 Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет из бюджетов поселений.
Вопрос. Просим дать разъяснения по следующим вопросам:
– по какому разделу: 0900 «Здравоохранение и спорт» или 1100 «Межбюджетные трансферты» и, соответственно, подразделу функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации следует отражать средства, перечисляемые из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджеты территориальных государственных ФОМС по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения;
– по какому коду доходов бюджетной классификации следует отражать получение указанных средств территориальными государственными ФОМС?
Ответ. Согласно Указаниям расходы бюджетов субъектов Российской Федерации по передаче территориальным ФОМС средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения подлежат отражению по разделу 0900 «Здравоохранение и спорт», подразделу 0901 «Здравоохранение» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
В доходной части бюджетов территориальных ФОМС средства на указанные выше цели подлежат отражению по коду 000 1 02 02060 09 0000 160 «Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемые в территориальные фонды обязательного медицинского страхования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации» классификации доходов бюджетов Российской Федерации (приложение 1 к Указаниям) с указанием в рамках 1 – 3 разрядов соответствующего кода администратора.
Национальная оборона и правоохранительные органы
Вопрос. На какой код ЭКР следует отнести расходы на изготовление и установку надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников» в случае:
– оплаты памятника организации-изготовителю;
– возмещения учреждением расходов родственникам погибшего?
Ответ. Согласно Указаниям расходы на изготовление и установку надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим, осуществляемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 460 подлежат отнесению на подстатью 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления». При этом указанная подстатья применяется для отражения расходов учреждения независимо от того, производится ли оплата памятника организации-изготовителю, или учреждение возмещает затраты родственникам погибшего (умершего) военнослужащего.
Вопрос. На какую статью ЭКР следует отнести расходы на приобретение санаторно-курортных путевок для военнослужащих?
Ответ. Согласно Указаниям расходы на приобретение санаторно-курортных путевок для военнослужащих подлежат отнесению на подстатьи ЭКР в следующем порядке:
– расходы на приобретение путевок для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, подлежат отнесению на подстатью 212 «Прочие выплаты»;
– расходы на приобретение путевок для военнослужащих, уволенных с военной службы, подлежат отнесению на подстатью 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления».
Общие вопросы
Вопрос. На какую статью экономической классификации следует относить расходы по приобретению официальной справочно-информационной литературы для работников бюджетного учреждения?
Ответ. Книжная, иная печатная продукция, в том числе печатная сувенирная продукция, предназначенная для продажи, кроме библиотечного фонда и бланочной продукции, подлежит учету на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 66 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н). В связи с этим расходы на приобретение официальной справочной литературы, в случае если она не входит в состав библиотечного фонда, следует относить на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» ЭКР бюджетов Российской Федерации.
Вопрос. На какой код экономической классификации следует отнести плату за предоставление информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2004 г. № 773?
Ответ. Обращаясь в соответствующий орган за информацией о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, учреждение фактически приобретает информационную услугу. Поэтому соответствующие расходы следует относить на подстатью 226 «Прочие услуги».
Вопрос. На какую подстатью ЭКР следует относить расходы на оплату услуг по погрузочно-разгрузочным работам?
Ответ. При заключении договоров, предметом которых выступают погрузочно-разгрузочные работы, расходы на оплату договорных обязательств подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие услуги».
Д.В. Новиков, советник отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации