«Паутину» – на баланс
В наш век технического прогресса эффективно работать без Интернета сложно и неудобно. Всемирная сеть облегчает поиск необходимой информации, общение между контрагентами. А облегчит ли она жизнь бухгалтеру?
Сразу же хотелось бы заметить: некоторые бюджетные учреждения просто обязаны размещать информацию в Интернете (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информационной деятельности правительства Российской Федерации и Федеральных органов исполнительной власти). Кроме того, часть операций с государственными заказами также проводят через «всемирную паутину» (Закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).
Подключаемся!
Для подсоединения и использования сети заключают договор с организацией-провайдером. Конечно, оформляя его не нужно забывать о пределах выделенных лимитов. На основании контракта провайдер выставляет клиенту счет, в котором указаны объем трафика и его стоимость.
В налоговом учете расходы на подключение и использование Интернета относят к прочим (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ). В бюджетном – на подстатью ЭКР 221 «Услуги связи» (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утверждены приказом Минфина РФ от 21 декабря 2005 г. № 152н). При этом делают запись:
Дебет 0 401 01 221
«Расходы на услуги связи»
Кредит 0 302 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг связи».
Однако для принятия затрат на Интернет в качестве расходов, его использование должно быть целесообразно (связано с производственной деятельностью). Так, можно издать приказ, положение об использовании «паутины». В них определяют порядок и цели использования сети персоналом (к примеру, необходимость сдачи отчетности в электронном виде), фиксируют список должностей, работа которых требует выхода в Интернет. Для учебных учреждений актуален следующий момент: если оборудован компьютерный класс с доступом в Интернет, то в означенном приказе следует отразить учебные программы, освоение которых связано с сетью.
Доказательством производственного характера расходов может послужить тот факт, что «всемирная паутина» нужна учреждению для связи с контрагентами, для получения информации о сложившихся на рынке ценах (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 мая 2005 г. № А56-32891/04).
Сайт
Как было сказано выше, некоторые учреждения просто не могут эффективно работать без сайта, другим же он нужен для привлечения новых клиентов, сотрудников, учеников и т. д.
Для того чтобы сайт заработал, во-первых, необходимо его создать (разработать), во-вторых, зарегистрировать доменное имя (словесное название сайта), и, наконец, разместить в Интернете и осуществлять поддержку. Все это, понятно, требует определенных затрат.
Учреждение вправе разработать сайт «своими силами» или обратиться к специализированной компании. А вот регистрацию домена, размещение и поддержку web-сайта будет осуществлять организация-провайдер, с которой заключают договор хостинга*. Расходы на регистрацию домена включают в состав затрат по созданию нематериальных активов (письмо Минфина России от 17 июля 2003 г. № 04-02-05/2/37).
Разработка
Каким бы способом сайт ни создавался, ключевым аспектом является наличие или отсутствие у учреждения исключительных прав на него. От этого зависит отражение программного комплекса по созданию сайта в учете. В частности, если у учреждения будут исключительные права, то web-сайт, с полным правом можно отражать на счете 0 102 01 000 «Нематериальные активы». Это следует из требований, которые предъявляет Инструкция 25н, утвержденная приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее по тексту – Инструкция № 25н) к нематериальным активам. А именно:
– отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
– возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
– использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения;
– использование в течение длительного времени (свыше 12 месяцев);
– не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
– наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у учреждения на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.) или права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны (включая ноу-хау).
В противном случае расходы по созданию сайта нужно будет учитывать в составе подстатьи ЭКР 226 «Прочие услуги».
Если сайт создается сотрудником учреждения, проблем не возникает. Контент сайта (содержание: изображение, текстовая информация) является плодом деятельности работника, право на который принадлежит учреждению. Ведь «исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных, служебное произведение, созданные работником (автором) в связи с выполнением трудовых обязанностей или по заданию работодателя, принадлежит работодателю, если договором между ним и работником (автором) не предусмотрено иное» (п. 1 ст. 12 Закона от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз банных» и п. 2 ст. 14 Закона от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»).
При обращении к сторонней организации получить исключительные права довольно сложно. Как правило, удается выкупить лишь неисключительные на определенный период времени.
Внимание!
Если на сайте размещена рекламная информация об осуществляемой деятельности, а исключительных прав на него учреждение не имеет, затраты на разработку сайта учитывают в составе расходов на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ). Об этом сказано в письме Минфина России от 12 марта 2006 г. № 03-03-04/2/54.
Бухгалтерский учет
При наличии исключительных прав на сайт его в качестве НМА ставят на учет по первоначальной стоимости. Сюда относят стоимость фактических вложений на приобретение, изготовление с учетом предъявленного НДС (кроме приобретения (изготовления) в рамках деятельности, приносящей доход и облагаемой НДС).
Стоимость приобретения (изготовления) нематериальных активов включает в себя:
– суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);
– суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объектов нематериальных активов;
– таможенные пошлины, регистрационные сборы, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, связанные с уступкой (приобретением) исключительных (имущественных) прав правообладателя;
– вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены объекты нематериальных активов, в соответствии с условиями договора;
– иные расходы, непосредственно связанные с приобретением объектов нематериальных активов и доведением их до состояния, пригодного к использованию в установленных целях;
– расходы по изготовлению (израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на оплату труда, услуги сторонних организаций и т. д.).
Пример.
Учреждение заключило договор с фирмой-провайдером на создание интернет-сайта. Оплата производилась за счет бюджетных средств в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. За разработку дизайна учреждение заплатило 30 000 руб. (с НДС). За программное обеспечение, использованное для сайта, – 40 000 руб. (с НДС). Согласно договору к учреждению переходят все исключительные права на дизайн сайта сроком на 5 лет. На программное обеспечение, разработанное для сайта, учреждением получены неисключительные права на воспроизведение, распространение и переработку также на 5 лет.
Поскольку учреждение получило на программное обеспечение неисключительные права, оно не может учитывать его стоимость в составе НМА.
Стоимость регистрации доменного имени составляет 2000 руб.
Ежемесячные услуги хостинга составляют 1000 руб.
В бюджетном учете учреждения были сделаны следующие записи:
Дебет 1 106 02 320
«Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы»
Кредит 1 302 20 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов»
– отражены вложения в НМА – 30 000 руб.;
Дебет 1 401 01 226
«Расходы на прочие услуги»
Кредит 1 302 09 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг»
– отражены расходы на услуги сторонней организации по разработке программного обеспечения, использованного для сайта – 40 000 руб.;
Дебет 1 106 02 320
«Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы»
Кредит 1 302 20 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов»
– отражены вложения в НМА (регистрация доменного имени рассматривается как доведение сайта до рабочего состояния) – 2000 руб.;
Дебет 1 102 01 320
«Увеличение стоимости нематериальных активов»
Кредит 1 106 02 420
«Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы»
– принятие к учету НМА в сумме произведенных затрат – 32 000 руб. (30 000 + 2000);
Дебет 1 401 01 226
«Расходы на прочие услуги»
Кредит 1 302 09 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг»
– отражены расходы на услуги хостинга – 1000 руб.;
Затраты на последующую перерегистрацию (продление действия) доменного имени также включают в состав расходов на прочие услуги.
Ежемесячно, до погашения стоимости сайта, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором он принят к бухгалтерскому учету как НМА (п. 40 Инструкции № 25н.)**:
Дебет 1 401 01 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
Кредит 1 104 08 420
«Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации»
– начислена амортизация*** по web–сайту – 533, 33 руб.(32 000 руб. : 60 мес.).
«Первичка»
Аналитический учет объектов нематериальных активов (в том числе и сайта) ведется в Инвентарной карточке учета основных средств. Операции по выбытию и перемещению объектов нематериальных активов учитывают в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов. Поступление нематериальных активов, их внутреннее перемещение оформляют такими первичными документами: актом о приеме – передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), акте о приеме – передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031), накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. 0306032), требованием-накладной (ф. 0315006).
А.Ю. Ильина, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
* Хостинг – сдача в аренду пользователю части серверного пространства; поддержание работоспособности пользовательского сайта на веб-серверах; услуга по размещению веб-сайта клиента на веб-сервере, то есть предоставление подключения к Интернету и обслуживание.
**К учету сайт принимают по окончании работ по его созданию в момент размещения в Интернете.
***Срок полезного использования сайта может определяться исходя из срока действия патента, свидетельства, и т.д. Если срок полезного использования по нематериальным активам, определить невозможно, нормы амортизации устанавливают в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности учреждения) (п. 39 Инструкции № 25н).