Администрирование в 2007 году

В статье о бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов на 2007 год  («Бюджетный учет» № 11/2006, стр. 12) отмечена неизменность структуры кода бюджетной классификации. Однако функции элементов кода классификации поступлений  все же изменились. Об этом рассказывает С.С. БЫЧКОВ – заместитель начальника отдела методологии исполнения бюджетов Департамента бюджетной политики Минфина России.

Наступающий год обещает стать финальным в части создания исчерпывающей нормативно-правовой базы по вопросам администрирования. В первых двух разделах настоящей статьи рассмотрены все основные элементы нормативно-правовой базы, регулирующей:
• порядок назначения (закрепления) органа государственной власти (органа местного самоуправления) в качестве администратора соответствующих поступлений в бюджеты;
• порядок администрирования поступлений в бюджеты.
Кроме того, в 2007 году будут решены противоречия, связанные с присвоением значения кода вида доходов (вида источников финансирования дефицитов бюджетов). Напомню, что подобные значения присваиваются иерархически с учетом:
• положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих нормативы отчислений в бюджеты бюджетной системы;
• вида обязательств плательщика по уплате начисленных сумм в бюджетную систему, возникающих в соответствии с законодательными актами и гражданско-правовыми отношениями между бюджетными учреждениями и плательщиками.
В течение ряда лет формулировка кодов бюджетной классификации в части «прочих поступлений» содержала противоречивые элементы, связанные с указанием норматива распределения таких поступлений в бюджеты. Как известно, норматив распределения конкретного вида поступлений в бюджеты бюджетной системы может быть установлен только:
• Бюджетным кодексом Российской Федерации;
• законом (решением) о бюджете.
В настоящей статье подробно рассмотрены пути решения данной проблемы, реализованные в Приказе № 112н.
В соответствии с указаниями Минфина России о применении бюджетной классификации, действовавшими в 2004 – 2005 годах значение кода элемента соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий федеральных органов власти (органов власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления) по установлению:
• ставок налога;
• размеров неналоговых платежей.
При этом факт указания значений кода элемента особой роли для администраторов поступлений не играл. Начиная с 2006 года появляется практическое применение кода элемента, связанное с представлением администраторами поступлений бюджетной отчетности. В заключительной части статьи показано, каким образом в зависимости от наличия полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) соотносятся между собой:
• порядок представления бюджетной отчетности;
• значения кода элемента

Назначение (закрепление) администраторов поступлений
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе закреплять источники доходов соответствующего бюджета за администраторами поступлений в соответствующий бюджет.

Внимание! При этом администраторами в общем случае являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления), осуществляющие в отношении платежей в бюджет (пеней и штрафов по ним):
• контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты;
• начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм.

В течение 2005 – 2006 годов  указанная норма реализовывалась следующим образом. Органы государственной власти (органы местного самоуправления) не имели права закреплять доходный источник за кем бы то ни было, если он уже был закреплен за федеральными органами государственной власти в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации. При этом любой доходный источник федерального бюджета был закреплен за федеральными органами государственной власти.
Однако в связи с разграничением полномочий по исполнению государственных функций между уровнями бюджетной системы Российской Федерации администраторами доходных источников бюджетов вышестоящих уровней должны являться и органы государственной власти (органы местного самоуправления) нижестоящих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Например, таким доходным источником является арендная плата за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню.
Приказ № 96н отметил доходные источники федерального бюджета, администраторами которых могут быть как федеральные органы государственной власти, так и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Логично распространить в 2007 году такое закрепление на все доходные источники бюджетов, администраторами которых могут быть одновременно органы государственной власти (органы местного самоуправления) разных уровней бюджетной системы.

Кроме того, предполагается, что с 1 января 2007 года исполнение федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) в части поступлений, администрируемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляется с применением единого значения кода администратора. Например, любому администратору поступлений в федеральный бюджет – органу государственной власти субъекта Российской Федерации присваивается значение кода администратора «888».

Администрирование поступлений
Организация работы по администрированию поступлений в бюджеты в 2007 году предположительно выглядит так, как показано на схеме 3. Четыре звена приведенное схемы последовательно выполняются органами, организующими исполнение бюджетов, и администратором поступлений.

Утверждение процедуры издания НПА администраторов
Примерная система нормативно-правовых актов по закреплению доходных источников бюджетов Российской Федерации за администраторами в 2007 году показана на схеме 2. Отмечу, что положения по организации работы территориальных органов администраторов поступлений по администрированию должны быть утверждены нормативно-правовыми актами администраторов поступлений. Так, например, в части исполнения федерального бюджета на 2006 год такая процедура установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г. № 101 «О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2006 год”» (далее – Постановление № 101). В этом постановлении сказано, что федеральные органы государственной власти – администраторы доходов федерального бюджета в двухмесячный срок после вступления в силу постановления обязаны обеспечить закрепление соответствующих полномочий администратора доходов федерального бюджета за их территориальными органами и учреждениями. Исполнить указанные нормы возможно только в том случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета – администратор поступлений утвердит нормативно-правовой акт. Именно этот акт должен содержать положения, наделяющие полномочиями по администрированию конкретных поступлений в федеральный бюджет:
• территориальные органы администратора поступлений в федеральный бюджет (распорядителей средств федерального бюджета);
• федеральные бюджетные учреждения, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета,
Отмечу, что Постановление № 101 рассматривает доходные источники только федерального бюджета. Очевидно, следующим логическим шагом станет утверждение нормы, в соответствии с которой администратор поступлений обязан закрепить поступления в другие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за его структурными подразделениями . Аналогичным образом органам, организующим исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации (бюджетов муниципальных образований), следует инициировать утверждение процедуры издания нормативных правовых актов администраторов поступлений – органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) с целью организации работы указанных администраторов.

Содержание НПА
Желательно, чтобы нормативно-правовой акт администратора не только указывал за кем закреплен тот или иной доходный источник, но и четко распределял полномочия (функции) по администрированию каждого конкретного вида поступлений между администратором и его территориальными органами (учреждениями). Так, например, необходимо четко обозначить, какие функции администратора исполняются территориальными органами администратора (учреждениями), а какие исключительно администратором при подготовке бюджетной отчетности для представления в соответствующий орган, организующий исполнение бюджета, и прогнозов поступлений в бюджеты.

Информационное взаимодействие
Соглашение об информационном взаимодействии с территориальным органом Федерального казначейства определяет формат передачи информации о поступлениях в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации администратору (территориальному органу администратору), а также передачи администратором (территориальным органом администратором) информации:
• об уточнении вида принадлежности платежа;
• о принятых решениях по возврату плательщикам излишне уплаченных сумм.
Сроки и формы передачи информации (в электронном или бумажном виде) также устанавливаются соглашением. Первичные документы, включаемые в состав формата передачи, оформляются в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 16 декабря 2004 г. № 116н и приказом Минфина России от 16 ноября 2004 г. № 106н. Эти первичные документы – основание для отражения поступлений в бюджетном учете:
• финансовых органов;
• органов Федерального казначейства;
• администраторов поступлений.

Бюджетный учет и отчетность
Отдельным нормативно-правовым актом или приложением к нормативно-правовому акту о наделении территориальных органов администратора (учреждений) полномочиями по администрированию конкретных видов поступлений администратора (территориального органа администратора или учреждения) целесообразно утвердить:
• порядок ведения бюджетного учета соответствующих поступлений;
• порядок представления отчетности по поступлениям в бюджет.


При этом структурные подразделения, которые непосредственно осуществляют действия, приводящие к возникновению дебиторской задолженности, целесообразно наделить полномочиями по ведению учета начисленных сумм, то есть занесению текущих записей:
• в журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
• в журнал по прочим операциям (в части операций с бюджетными кредитами).
Это логично, так как именно указанные структурные подразделения «генерируют» первичные документы (платежные документы, договоры, соглашения и т.д.), являющиеся основанием для отражения операций начисления в указанных журналах, а именно:

Дебет 1 205 хх 560
«Увеличение дебиторской задолженности по …»
Кредит 1 401 01 100
«Доходы учреждения»,

где хх – соответствующий счет аналитического счета
– начисление поступлений от налогов, доходов от собственности, доходов от оказания платных услуг, сумм принудительного изъятия, трансфертов, страховых взносов, доходов от реализации активов, прочих доходов;

Дебет 1 207 хх 540
«Увеличение задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным …»
Кредит 1 401 01 120
«Доходы от собственности»,
где хх – соответствующий счет аналитического счета
– начисление поступлений от процентов, штрафов и пеней по предоставленным из бюджета бюджетным кредитам, государственным кредитам;

Дебет 1 207 хх 540
«Увеличение задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным …»
Кредит 1 304 05 540
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по предоставлению бюджетных кредитов»,

где хх – соответствующий счет аналитического счета
– начисление поступлений от возврата бюджетных кредитов и одновременного отражения операции предоставления из бюджета бюджетных кредитов;

Дебет 1 209 хх 560
«Увеличение дебиторской задолженности по недостачам…»
Кредит 1 401 01 172

«Доходы от реализации активов»,
где хх – соответствующий счет аналитического счета
– начисление сумм выявленных недостач, хищений, потерь активов.


Определим понятия

Для упрощения изложения практических вопросов об организации ведения администраторами бюджетного учета и бюджетной отчетности определим понятия «администратор» и «территориальный орган администратора».

Администратор – главный распорядитель средств бюджета, а также бюджетные учреждения, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, наделенные полномочиями по администрированию соответствующих поступлений нормативным правовым актом администратора. Заключает соглашения об информационном взаимодействии с территориальными органами Федерального казначейства и ведет в полном объеме бюджетный учет закрепленных за ними поступлений.

Территориальный орган администратора – распорядитель (получатель,  являющийся органом государственной власти, органом местного самоуправления) средств бюджета. Заключает соглашения об информационном взаимодействии с территориальными органами Федерального казначейства и ведет в полном объеме бюджетный учет закрепленных за ними поступлений.



В нормативно-правовом акте администратора (территориального органа администратора или его учреждения) целесообразно указать, какие именно первичные документы являются основанием для отражения операции начисления поступлений. Так, например, можно определить первичным документом представленные администратору до совершения им юридически значимого действия плательщиком государственной пошлины:
• исполненное банком платежное поручение на перечисление дохода в бюджет;
• соответствующие платежные документы для физических лиц.
В иных случаях общим правилом является то, что таким документом должен быть юридически значимый документ, подтверждающий факт зачисления сумм поступлений в бюджеты. Конкретный вид документа в зависимости от специфики деятельности администратора устанавливается нормативным правовым актом администратора (территориального органа администратора).
Кроме того, во избежание появления невыясненных поступлений администратору (территориальному органу администратора) целесообразно централизованно довести до своих структурных подразделений, осуществляющих начисление, единый формат занесения реквизитов в поля получателя платежа соответствующих платежных документов:
• ИНН, КПП администратора (территориального органа администратора);
• номер счета на балансовом счете № 40101 (40105 для инвалюты), КБК, код ОКАТО.
В конечном итоге необходимые реквизиты должны попасть непосредственно к плательщику. Напомним, что указанная процедура необходима потому, что в соответствии со статьей 20 Бюджетного кодекса ответственность за правильность оформления платежных документов на перечисление поступлений в бюджеты возлагается на администратора.
Помимо ведения учета поступивших сумм структурные подразделения могут оформлять платежные поручения на возврат излишне уплаченных сумм в бюджеты. Полномочия по оформлению платежных поручений на возврат излишне уплаченных сумм также устанавливаются нормативным правовым актом администратора (территориального органа администратора). Учет поступивших сумм по данным территориальных органов Федерального казначейства осуществляется тем структурным подразделением администратора (территориального органа администратора), которое непосредственно взаимодействует с территориальным органом Федерального казначейства. Учет кассовых поступлений в бюджеты отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 1 210 02 100
«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам»
Кредит 1 205 хх 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по …»,
где хх – соответствующий счет аналитического счета
– кассовые поступления от налогов, доходов от собственности, доходов от оказания платных услуг, сумм принудительного изъятия, трансфертов, страховых взносов, прочих доходов;

Дебет 1 210 02 ххх
«Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов по …»
Кредит 205 09 660
«Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов»

где ххх код КОСГУ – 400 (620, 630)
– кассовые поступления от реализации активов;

Дебет 1 401 01 100
«Доходы учреждения»
Кредит 1 210 02 ххх
«Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам»,

где ххх код КОСГУ – 400 (620, 630) – кассовые поступления от реализации активов
– кассовые поступления, подлежащие распределению по нескольким бюджетам бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, установленным бюджетным законодательством;

Дебет 1 210 02 120
«Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам от собственности»
Кредит 1 207 хх 640
«Уменьшение задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным…»,
где хх – соответствующий счет аналитического счета
– кассовые поступления от процентов, штрафов и пеней по предоставленным из бюджета бюджетным кредитам;

Дебет 1 210 02 640
«Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от возврата бюджетных кредитов»
Кредит 1 207 хх 640
«Уменьшение задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным…»,

где хх – соответствующий счет аналитического счета
– кассовые поступления от погашения бюджетных кредитов;

Дебет 1 210 02 140
«Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 209 хх 660
«Погашение дебиторской задолженности по недостачам…»,

где хх – соответствующий счет аналитического счета
– кассовые поступления сумм выявленных недостач, хищений, потерь активов.

Отражение в бюджетном учете сумм поступлений, подлежащих распределению по разным бюджетам в соответствии с установленными нормативами, имеет свою специфику. Здесь важную роль играет код элемента (12 – 13 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации, кода источников финансирования дефицитов бюджетов).
Учет производится на основании справки о перечислении поступлений в бюджеты, полученной от территориального органа Федерального казначейства. Получив справку, администратор (территориальный орган администратора) отражает сумму перечислений в бюджеты, которые отличны от бюджета, соответствующего коду элемента, следующим образом:

Дебет 1 401 01 100
«Доходы учреждения»
Кредит счета 1 210 02 100
«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам».

Например, суммы денежных взысканий (штрафов) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, отражаемые по коду бюджетной классификации 182 1 16 03030 01 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» с кодом элемента «01», распределяются так:
• в федеральный бюджет – 50 %;
• в бюджеты муниципальных образований – 50 %.
Соответственно только половину суммы штрафа налоговый орган отразит бухгалтерской записью:

Дебету 1 401 01 100
«Доходы учреждения»
Кредиту счета 1 210 02 100,
«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджета по поступившим в бюджет доходам».

Это обстоятельство крайне важно в связи с тем, что администраторы обязаны вести отдельные главные книги по бюджетам, соответствующим кодам элемента, по которым отражаются администрируемые поступления. Поэтому квартальный и годовой отчеты об исполнении того бюджета, который соответствует коду элемента, установленному для данных поступлений, оформляется администратором на основании сальдированных сумм, отраженных на счетах аналитического учета счета 1 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов».
В рамках мониторинга, контроля и анализа поступлений администратор представляет бюджетную отчетность об администрируемых им поступлениях в органы, организующие исполнение соответствующих бюджетов. При этом бюджетная отчетность представляется следующим образом:
• о поступлениях с кодом элемента «01» – в Федеральное казначейство;
• о поступлениях с кодами элемента «02», «03», «04», «05», «10» – в финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований вне зависимости от того, получателем средств какого бюджета является администратор.
Например, администратором поступлений от региональных налогов, отражаемых по коду элемента «02», является Федеральная налоговая служба – получатель средств федерального бюджета. Таким образом ФНС представляет бюджетную отчетность о поступлениях от региональных налогов в финансовые органы субъектов Российской Федерации.
На текущий момент неоднозначным представляется вопрос о порядке представления бюджетной отчетности о поступлениях. Существующий порядок представления бюджетной отчетности применим фактически только в том случае, если администратором является главный распорядитель (получатель) средств бюджета того же уровня, что и код элемента, по которому отражаются соответствующие поступления.
Например, Федеральная миграционная служба является администратором поступлений от государственной пошлины, которые отражаются по коду элемента «01». Следовательно Управления Федеральной миграционной службы представляют бюджетную отчетность об этих поступлениях в Федеральную миграционную службу, которая в свою очередь представляет сводный отчет о поступлениях в Федеральное казначейство.
В то же время Приказом № 96н предусмотрено, что некоторые поступления, отражаемые по коду элемента «01», администрируются также:
• органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
• органами местного самоуправления.
К таким доходным источникам относятся, в частности:
• государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств;
• госпошлина за рассмотрение заявлений на выдачу лицензий и за выдачу лицензий;
• платежи за пользование лесным фондом и лесами иных категорий.
Эта ситуация регулируется письмом Минфина России от 14 июля 2006 г. № 02-13-10/1890. В нем сказано, что администраторы – органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) представляют отчетность в Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, с которыми указанные администраторы заключили соглашения об информационном обмене о поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации. Упомянутые управления на основании представленной бюджетной отчетности составляют сводную бюджетную отчетность для представления ее в Федеральное казначейство.
Другая особенность связана с представлением бюджетной отчетности о поступлениях, отражаемых по кодам элемента «02», «03», «04», «05», «10», администраторами которых являются получатели средств федерального бюджета. В этом случае целесообразно нормативным правовым актом администратора установить, какие именно структурные подразделения представляют бюджетную отчетность о поступлениях с вышеуказанными кодами элемента в соответствующие органы, организующие исполнение бюджетов.
Например, по региональным налогам (код элемента «02») бюджетную отчетность представляют управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации в финансовые органы субъектов Российской Федерации. А вот бюджетную отчетность о поступлениях местных налогов (коды элемента «03», «04», «05», «10») представляют инспекции ФНС России в финансовые органы муниципальных образований. Вместе с тем отметим, что обозначенные вопросы о порядке представления администраторами бюджетной отчетности о поступлениях окончательно могут быть решены только через внесение соответствующих изменений в приказы Минфина России, регулирующие составление и представление бюджетной отчетности.

Новые коды видов доходов
В «Бюджетном учете» № 11/2006 на странице 16 приведены основные новшества классификации бюджетов Российской Федерации. Кодировка налоговых и таможенных поступлений фактически не изменилась. Единственное отличие от кодов видов доходов (видов источников финансирования дефицита бюджетов), установленных приказом Минфина России от 21 декабря 2005 г. № 152н, проявляется в названии подстатей, соответствующих поступлениям, мобилизуемым на территории муниципальных образований. Кодировка указанных подстатей осуществляется в зависимости от видов муниципалитетов:
• внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
• муниципальных районов, городских округов, поселений.
Что касается остальных неналоговых доходов, то здесь следует обратить внимание на следующие моменты, не рассмотренные в предыдущем номере «Бюджетного учета».

Платежи за добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов
В соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса для платежей за добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов установлен норматив распределения между бюджетами бюджетной системы, отличный от норматива распределения платежей за добычу общераспространенных и прочих полезных ископаемых. В связи с этим добавлены новые коды видов доходов:
• для налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов;
• для разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в  лицензии (бонусы), при пользовании недр, содержащих месторождения природных алмазов.

Обособленный учет некоторых доходов
С целью ведения выведения некоторых поступлений из состава прочих доходов от оказания получателями средств федерального бюджета платных услуг, введены коды видов доходов, соответствующие поступлениям по следующим доходам:
• от операций с продукцией особого хранения;
• от импортеров за выдачу акцизных марок;
• поступающих в порядке возмещения федеральному бюджету средств, выплаченных на покрытие процессуальных издержек.

Секвестрованная древесина
В соответствии с проектом Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» средства от реализации секвестрованной древесины зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 100 %. Поэтому для указанных средств предусмотрен отдельный код видов доходов. При этом указанная норма проекта закона, имеющая больший приоритет, отменяет положение Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 19 апреля 1994 г. № 25 «О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню» о зачислении указанных средств в бюджеты бюджетной системы.

Денежная наличность
В соответствии с проектом Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 100 % денежные взыскания (штрафы):
• за нарушение порядка работы с денежной наличностью, ведения кассовых операций;
• за невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций.
Следовательно указанные средства выводятся из состава прочих денежных взысканий (штрафов), подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных образований. Кроме того им присваивается отдельный код видов доходов.

Принудительное изъятие
Возврат в бюджеты бюджетной системы сумм, израсходованных незаконно или не по целевому назначению, носит принудительный характер. Таким образом, указанные средства являются суммами принудительного изъятия, отражаемыми по коду экономической классификации «140», и выводятся из состава прочих доходов бюджетов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства. Этим поступлениям также присвоены отдельные коды видов дохода.

Замена слов
Важной отличительной чертой Приказа № 112н в части названия кодов видов неналоговых доходов является замена слов «зачисляемые в бюджет» или «доходы (средства) бюджета» на слова, указывающие каким образом соответствующие виды доходов мобилизуются в бюджеты бюджетной системы.
Например, название кода видов доходов 1 13 03020 «Прочие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от оказания платных услуг и компенсации затрат государства» заменено на название «Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации и компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации». При этом снимаются противоречия между положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации и положениями бюджетного законодательства в части установления нормативов распределения между бюджетами бюджетной системы.
Например, доходы от оказания платных услуг, получаемые получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации, могут быть направлены по нормативу, установленному законом о бюджете субъекта Российской Федерации, в любые бюджеты бюджетной системы без противоречия положениям Приказа № 112н.

Код элемента
Во второй части статьи рассмотрен порядок практического применения кода элемента при исполнении бюджетов. В соответствии с указанным порядком значение кода элемента указывает, в какой орган, организующий исполнение бюджета, следует представлять бюджетную отчетность о поступлениях с данным значением кода элемента.
Бюджетная отчетность со значением кода элемента «01» представляется в Федеральное казначейство, бюджетная отчетность со значением кода элемента «02» представляется в финансовый орган субъекта Российской Федерации и т. д. Рассмотрим соотношение между:
• практической функцией кода элемента;
• соответствием значения кода элемента бюджету бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий федеральных органов власти (органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления) в соответствии с законодательством Российской Федерации (законодательством субъектов Российской Федерации, законодательными актами органов местного самоуправления) по установлению ставок налога и размеров неналоговых платежей.
Напомню, что вопросы исполнения бюджетов в общем виде существенно связаны с вопросами планирования и составления бюджетов. В данном случае указанная связь выражается в необходимости использования органами, организующими исполнение бюджетов, оперативной информации о динамике кассовых поступлений и динамике дебиторской задолженности для следующих действий:
• принятие решения о конкретных значениях ставок налога, о размерах неналоговых платежей;
• прогнозирование поступлений в бюджеты на среднесрочную перспективу, осуществляемое исходя из информации, указанной администраторами поступлений в формах бюджетной отчетности в процессе исполнения бюджетов.
Таким образом, представлявшийся в течение ряда лет «лишним» код элемента выполняет важную роль связующего звена между потоками информации, необходимыми для формирования социально-экономического прогноза на среднесрочную перспективу и направления налогово-бюджетной политики.
В связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имеются особенности осуществления местного самоуправления в переходный период в части постепенной передачи полномочий по исполнению соответствующих бюджетов муниципальных образований органам местного самоуправления:
• городских округов;
• внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
• муниципальных районов и поселений.
Отдельного анализа требует порядок применения кодов элемента «03», «04», «05» и «10». Специфика применения указанных кодов элемента заключается в том, что в переходный период 2006 – 2009 годов часть поселений не имеют самостоятельных бюджетов. Как следствие, возникает неопределенность в выборе кодов элементов в зависимости от наличия самостоятельных бюджетов поселений. Чтобы устранить такую неопределенность, Минфином России предложено несколько универсальных признаков, заложенных в формулировке видов поступлений в соответствии с Приказом № 112н, по которым однозначно определяется код элемента (см. таблицу «Признаки кода элемента»).
Важно отметить, что по завершении переходного периода  все четыре признака кода элемента будут полностью соответствовать с общему определению кода элемента. Такая преемственность имеет важное значение еще и потому, что при выделении самостоятельных бюджетов поселений не потребуется перекодировки кодов бюджетной классификации и учетных данных.


Схемы и таблицы

Схема 1. Элементы кода классификации поступлений

Знак кода бюджетной классификации (КБК)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Код администратора

код вида доходов (код вида источников финансирования дефицитов бюджетов)

код элемента

 

код программы

Код экономической классификации

- Конкретное значение кода администратора указывает на тот орган государственной власти (орган местного самоуправления), который обязан выполнять функции администратора поступлений, классифицируемых посредством кода вида доходов (кода вида источников финансирования дефицитов бюджетов).

- Значения кода вида доходов (кода вида источников финансирования дефицитов бюджетов) описывают множество видов кассовых поступлений.

- Значение кода элемента показывает, какой бюджет является правораспорядителем соответствующего вида поступлений.

- Наконец, значение кода экономической классификации отражает экономическую сущность проводимой администратором поступлений операции, вследствие которой формируются соответствующие кассовые поступления в бюджеты.

Таблица 1. Примерная система нормативно-правовых актов по закреплению доходных источников бюджетов Российской Федерации за администраторами в 2007 году

Признаки нормативно-правового акта (НПА)

Составляющие системы

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

Наименование НПА

Отдельное приложение к закону о бюджете субъекта Российской Федерации (закону или решению о бюджете муниципального образования)

Отдельное приложение к закону о бюджете субъекта Российской Федерации

Отдельное приложение к закону или решению о бюджете муниципального образования

Перечень, утвержденный законом о бюджете субъекта Российской Федерации (законом (решением) о бюджете муниципального образования)

Перечень, приведенный для сведения в законе о бюджете субъекта Российской Федерации (законом (решением) о бюджете муниципального образования)[1]

За кем закреплено администрирование

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления)

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации

Орган местного самоуправления

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления)

Федеральный орган государственной власти

Наименование доходного источника

Поступления в бюджет субъекта Российской Федерации (бюджет муниципального образования)[2]

Поступления в бюджет муниципального образования

Поступления в бюджет поселения

Поступления в федеральный бюджет (федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации)

Поступления в бюджет субъекта Российской Федерации (бюджет муниципального образования)



[1] Дополнительно в законе (решении) о бюджете муниципального района или городского округа приводится перечень органов государственной власти субъекта Российской Федерации – администраторов поступлений в бюджет муниципального образования, а в законе (решении) о бюджете поселения приводится перечень органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципального района – администраторов поступлений в бюджет поселения.

[2] В НПА обязательно должны быть выделены КБК для отражения администрируемых поступлений.

Таблица 2. Бюджетная отчетность администратора

Наименование отчета

Что отражается  в отчете

Информация, формируемая в отчете

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)

Суммы администрируемых поступлений по данным счета 0 401 01 000

«Финансовый результат текущей деятельности учреждения»

Начисление администрируемых поступлений по состоянию на отчетные даты

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127)

Суммы кассовых поступлений от соответствующего начисления

по счету 1 210 02 000

«Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов»

Кассовые поступления в бюджеты по состоянию на отчетные даты

Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130)

Дебиторская задолженность по счетам: 0 205 00 000 «Расчеты с дебиторами по доходам», 0 207 00 000 «Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам», 0 209 00 000 «Расчеты по недостачам», 0 210 00 000 «Расчеты с прочими дебиторами»

Дебиторская задолженность по администрируемым поступлениям по состоянию на отчетные даты

 

Примечание: В связи с продолжающимся переходом администраторов на метод начисления поступлений и выбытий из бюджета в соответствии с письмом Минфина России от 28.04.2006 № 02-14-13/1080 ф. 0503121 и ф. 0503130 в Федеральное казначейство пока не представляются. При этом отметим, что представление бюджетной отчетности о поступлениях в полном формате возможно только при условии последовательного выполнения администратором всех звеньев представленной схемы организации работы по администрированию поступлений.

Таблица 3. Признаки кода элемента

Характеристика

Наименование признака

«территориальный»

«мобилизационный»

«бюджетный»

«собственности»[1]

Принадлежность

Территориальное расположение объектов налогообложения (земельных участков)

Место мобилизации поступлений, определенное администратором поступлений[2]

Бюджет, получателем средств которого является администратор

Собственность актива, подлежащего продаже или использованию в установленном порядке

Пример

применения

Если земельный участок, сдаваемый администратором в аренду, расположен в границах поселения, то значение кода элемента «10». Та же ситуация в границах городского округа – значение кода элемента «04»

Поступления, мобилизуемые в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения – код элемента «03», в границах городского округа –«04», в границах муниципального района– «05»..

Если администратор, оказывающий платные услуги, является получателем средств бюджета муниципального района, то код элемента – «05».

Если собственником имущества, сдаваемого в аренду, является орган местного самоуправления поселения, то значение кода элемента – «10»



[1] Не применять к земельным участкам.

[2] Применять только в части поступлений от задолженностей по отмененным налогам и сборам.


Реклама