Бюджетная классификация: отдельные вопросы

О том, как применять Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 2005 г. № 152н рассказывает Д.В. НОВИКОВ, консультант отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации.

Почему вышел новый приказ
Изменения структуры бюджетной классификации Российской Федерации (далее по тексту – бюджетной классификации), которая применялась при составлении и применяется при исполнении бюджетов в 2006 году, связаны с модификацией структуры бюджетной системы Российской Федерации. Особенно сильное влияние на изменения оказало реформирование муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Напомню, что с этого года предусмотрено разделение местных бюджетов (третьего уровня бюджетной системы Российской Федерации) на бюджеты:
– городских округов;
– муниципальных районов;
– поселений.
Этот факт обусловил необходимость детализации «элемента» (12 – 13 разряды двадцатизначного кода, единого для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации). Вместо общего до 1 января 2006 года значения элемента «03» (местный бюджет) в указанных классификациях была осуществлена следующая детализация:

– 03 Местные бюджеты;
– 04 Бюджеты городских округов;
– 05 Бюджеты муниципальных районов;
– 10 Бюджеты поселений.

Обратите внимание! Код элемента 03 «Местные бюджеты» сохранен для применения в тех субъектах Российской Федерации, которые по тем или иным причинам не осуществили переход на новую структуру бюджетной системы Российской Федерации.

Из-за того, что бюджетная классификация Российской Федерации:
– является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов;
– используется для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
– обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации
реформирование муниципальных образований предопределило:
– редактирование текстовой части Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (далее по тексту – Указания), утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 2005 г. № 152н (далее по тексту – Приказ № 152н);
– реструктуризацию самых объемных приложений к Указаниям.
В этой связи, после оценки масштабности предстоящих изменений, было принято решение о целесообразности издания нового приказа.

Изменения текущего характера
В Указаниях много изменений текущего характера, например, обновились:
– позиции классификации доходов бюджетов Российской Федерации,
– целевые статьи и виды расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Кроме того, были уточнены:
– экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации;
– классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
– приложение 11 «Администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации» к Указаниям.
Таким образом, за исключением новой структуры «элемента» (12 – 13 разряды двадцатизначного кода соответствующих классификаций), каких-либо кардинальных изменений в бюджетной классификации Российской Федерации в 2006 году не произошло.

Вопрос – Ответ
Несмотря на незначительность изменений функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, письма и запросы, поступающие в адрес Минфина России от участников бюджетного процесса, свидетельствуют о том, что применение именно этих классификаций в 2006 требует дополнительного рассмотрения и обсуждения.
При помощи схемы «Вопрос – Ответ» рассмотреть отдельные из наиболее часто встречающихся вопросов, поступающих из различных ведомств.

Вооруженные силы и правоохранительные органы

? В соответствии с Приказом № 152н расходы на выплату выходного пособия при увольнении следует относить на подстатью 262 «Пособия по социальной помощи населению». Какой вид расходов при этом должен быть применен: 239 «Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания» или 472 «Пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа»?

По виду расходов 239 «Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания» отражаются расходы на денежное довольствие и дополнительные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации действующим сотрудникам правоохранительных органов, имеющим специальные звания. Таким образом, расходы на выплату денежной компенсации уволенным (то есть бывшим) сотрудникам подлежат отнесению на подстатью 262 «Пособия по социальной помощи населению» экономической классификации расходов в увязке с видом расходов 472 «Пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа».

? На какие виды расходов следует отнести расходы на выплату выходного пособия увольняемым сотрудникам органов внутренних дел и на выплату суточных по командировочным расходам сотрудникам органов внутренних дел?

Такие расходы следует относить на подстатью 262 «Пособия по социальной помощи населению» в рамках вида расходов 472 «Пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа».

? На какой вид расходов и подстатью экономической классификации следует отнести расходы на выплату ежемесячной денежной компенсации к пенсии сотрудникам органов внутренних дел, получившим увечье при осуществлении служебной деятельности, исключающее возможность дальнейшего прохождения службы (ст. 29 Закона Российской Федерации «О милиции»)?

Эти расходы следует относить на подстатью 212 «Прочие выплаты» в рамках вида расходов 253 «Обеспечение функционирования органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности».

?  На какой вид расходов и код экономической классификации следует отнести расходы на выплату единовременного денежного пособия семьям сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебного долга (ст. 29 Закона Российской Федерации «О милиции»)?

Подобные расходы относят на подстатью 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления» в рамках вида расходов 472 «Пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа». При этом расходы на выплату единовременного денежного пособия семьям сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебного долга, следует относить на подстатью 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления» в рамках вида расходов 473 «Компенсации членам семей погибших военнослужащих».

? Какие расходы на приобретение вещевого имущества по виду расходов 220 «Вещевое обеспечение» следует относить на подстатью 310 «Увеличение стоимости основных средств», а какие на подстатью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»?

Расходы на приобретение вещевого имущества по виду расходов 220 «Вещевое обеспечение» следует относить на подстатью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Образование

? Как определить соответствующую статью экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации для отражения расходов высших учебных заведений по перечислению за счет внебюджетных средств целевого вступительного взноса в негосударственный пенсионный фонд?

Расходы высших учебных заведений на указанные цели возможны за счет внебюджетных источников (в части использования средств за счет чистой прибыли) в случае, если они предусмотрены нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими использование внебюджетных источников образовательных учреждений.
В соответствии с требованиями Указаний данные расходы, а также иные расходы учреждений высшего профессионального образования, осуществляемые в соответствии с договорами о негосударственном пенсионном обеспечении, следует относить на подстатью 212 «Прочие выплаты» экономической классификации расходов.

Культура

? Какую статью экономической классификации необходимо применять  при отражении расходов, связанных с изготовлением основных средств, театрального реквизита и декораций?

При заключении театром договора, предметом которого является изготовление объекта основных средств, реквизита или декораций из материалов подрядчика, расходы на выплаты по указанному договору следует относить, соответственно, на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» или на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» экономической классификации расходов в зависимости от того, к какой категории нефинансовых активов отнесены указанные выше объекты Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. № 70н.

Транспорт

На какую статью экономической классификации следует относить расходы на приобретение сигнализации для автомобиля?
Расходы на приобретение сигнализации для автомобиля следует относить на подстатью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», а расходы на оплату услуги по последующей ее установке – на подстатью 226 «Прочие услуги». Если же установка сигнализации осуществляется специалистами организации-продавца, то все расходы, связанные с оборудованием автомобиля сигнализацией, например:
–стоимость самого сигнального устройства;
– услуг по его установке
следует относить на подстатью 226 «Прочие услуги» экономической классификации расходов.

? Каков в 2006 году порядок отражения расходов, связанных с прохождением государственного технического осмотра транспортных средств?

В соответствии с требованиями Указаний, расходы, связанные с прохождением государственного технического осмотра транспортных средств, следует относить на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов в следующем порядке:
– расходы на оплату услуг по проведению проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» следует относить на подстатью 225 «Услуги по содержанию имущества»;
– расходы на уплату государственной пошлины за государственный технический осмотр транспортных средств следует относить на подстатью 290 «Прочие расходы».

? Можно ли относить расходы на выплаты по договору с медработником, проводящим освидетельствование водителей, состоящих в штате учреждения, на подстатью 222 «Транспортные услуги»?


В данном случае, если медицинский работник не состоит в штате учреждения, и с ним заключен договор гражданско-правового характера, безусловно, имеет место приобретение учреждением услуги. Однако, исходя из предмета договора, учреждению оказывается услуга по освидетельствованию водителей учреждения, то есть услуга, которая с точки зрения экономической классификации расходов никакого отношения к транспортной услуге не имеет.
Учитывая изложенное, расходы бюджетного учреждения, связанные с выплатами по договору на проведение освидетельствования водителей, в разрезе подстатей, детализирующих статью 220 «Приобретение услуг» экономической классификации расходов, могут быть классифицированы только как прочие и отнесены на подстатью 226 «Прочие услуги».


Судебные органы

? По каким статьям и подстатьям экономической классификации следует осуществлять расходы на:
– возмещение присяжным заседателям командировочных расходов, а также транспортных расходов на проезд к месту нахождения суда и обратно (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»);
– оплату процессуальных издержек судов в части выплаты ежемесячного государственного пособия обвиняемому, временно отстраненному от должности (п. 8 ч. 2 ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации);
– исполнение решений судебных органов в части выплаты ежемесячной денежной компенсации в качестве возмещения ущерба в результате смерти кормильца в порядке статьи 1089 Гражданского кодекса Российской Федерации;
– расходы на приобретение путевок действующим судьям и членам их семей в части обеспечения права на санаторно-курортное лечение, оплачиваемого за счет средств федерального бюджета (п. 5 ст. 19 Федерального закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»)?

Согласно Указаниям, перечисленные выше расходы подлежат отнесению на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в следующем порядке:
– расходы, связанные с возмещением присяжным заседателям командировочных расходов, а также транспортных расходов на проезд к месту нахождения суда и обратно, следует относить на статью 226 «Прочие услуги»;
– расходы по оплате процессуальных издержек судов в части выплаты ежемесячного государственного пособия обвиняемому, временно отстраненному от должности, следует относить на подстатью 262 «Пособия по социальной помощи населению»;
– расходы, связанные с исполнением решений судебных органов в части выплаты ежемесячного денежного возмещения вреда в связи со смертью кормильца следует относить на статью 290 «Прочие расходы»;
– расходы на приобретение путевок действующим судьям и членам их семей следует относить на статью 212 «Прочие выплаты».

Мобилизационная подготовка

? На какие статьи экономической классификации расходов следует относить расходы на ответственное хранение имущества гражданской обороны мобилизационного резерва (средств защиты населения)?

Расходы, связанные с выплатами по договору, предметом которого является ответственное хранение имущества гражданской обороны мобилизационного резерва (средств защиты населения), следует относить на подстатью 226 «Прочие услуги».

? На какие статьи экономической классификации расходов следует относить расходы на эксплуатационно-техническое обслуживание средств оповещения и связи гражданской обороны?

Расходы, связанные с выплатами по договору, предметом которого является эксплуатационно-техническое обслуживание средств оповещения и связи гражданской обороны, учитываемых на балансе соответствующего бюджетного учреждения, следует относить на подстатью 225 «Услуги по содержанию имущества».

Разное

? По какой статье экономической классификации следует отражать расходы на оплату санаторно-курортного лечения нуждающихся в нем сотрудников учреждения?

Расходы на указанные цели, осуществляемые за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, следует относить на подстатью 212 «Прочие выплаты» экономической классификации расходов.

? Куда относить на соответствующие подстатьи экономической классификации расходов по оплате билетов на паром, перевозящий пассажиров, их багаж, а также автомобили?

Расходы по оплате услуг парома, связанных с перевозкой пассажиров и их багажа, а также автомобилей, следует относить на подстатью 222 «Транспортные услуги» экономической классификации расходов.

? По какой статье экономической классификации следует осуществлять расходы на приобретение флагов и принадлежностей к ним для размещения в кабинетах руководителей?

Расходы на приобретение флагов и принадлежностей к ним для размещения в установленных случаях:
– в кабинетах руководителей федеральных органов исполнительной власти;
– в кабинетах заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти;
– на зданиях структурных подразделений
следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

? По каким статьям и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации необходимо отражать расходы, связанные с приобретением лифтового оборудования и пуско-наладочными работами по данному оборудованию?

Для правильного применения экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (приложение 5 к Указаниям) следует определить экономическое содержание производимых расходов при отражении расходов на приобретение лифтового оборудования и пуско-наладочные работы. Следует различать:
– ремонт с целью восстановления исправности или ресурса эксплуатации лифта;
– модернизацию лифта (либо отработавшего срок службы, либо до истечения срока службы лифта с целью улучшения его эксплуатационных и эстетических показателей).
В первом случае производится необходимая замена одного или нескольких узлов, без которых невозможна дальнейшая эксплуатация лифта. Во втором – подлежит замене морально и физически устаревшее оборудование, не соответствующее:
– современным техническим требованиям;
– требованиям безопасности;
– комфортности;
– пожаростойкости;
– вандалозащищенности и.т.д.
Кроме указанных двух ситуаций у бухгалтера могут возникнуть сложности и при учете закупки лифтового оборудования для установки в строящемся объекте. Необходимо проверить: включены ли расходы на приобретение оборудования в сводный сметный расчет стоимости капитального строительства.
Разобравшись таким образом в экономическом содержании указанных выше расходов, их следует отнести на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации согласно разделу 4 Указаний в следующем порядке:
– расходы на выплаты по договору на проведение капитального ремонта лифтового оборудования, включая приобретение исполнителем пришедших в негодность и подлежащих замене узлов, а также обеспечение необходимых пуско-наладочных работ, следует относить на подстатью 225 «Услуги по содержанию имущества», при самостоятельном приобретении учреждением необходимых для замены узлов, расходы на эти цели подлежат отнесению на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;
– расходы, связанные с модернизацией лифтов, следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
– расходы на приобретение лифтового оборудования и необходимые пуско-наладочные работы, осуществляемые при строительстве зданий (сооружений) и включенные в сводный сметный расчет стоимости капитального строительства, следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств».

? Возможно ли использовать средства экономии по смете доходов и расходов для отчислений первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу?

Пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» установлено, что размеры отчислений профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и иной работы в организации определяются в порядке и на условиях, установленных:
– федеральным законодательством;
– законодательством субъектов Российской Федерации;
– коллективным договором или соглашением.
В статье 377 Трудового кодекса определено, что отчисление работодателем денежных средств первичным профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу осуществляется только в случаях, предусмотренных коллективным договором.
Согласно Указаниям отчисления денежных средств профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу следует относить на статью 290 «Прочие расходы» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (приложение 5 к Указаниям). Вместе с тем, федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год расходы, связанные на отчисления федеральными бюджетными учреждениями средств первичным профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу, не предусматриваются, поскольку расходы бюджетных учреждений на иные цели, нежели предусмотренные статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не допускаются.
Что касается экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, то она является лишь группировкой расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления, как за счет средств бюджетов, так и за счет средств, полученных из внебюджетных источников. Она определяет единый для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации порядок отнесения на соответствующие статьи и подстатьи расходов бюджетных учреждений. При этом экономическая классификация никоим образом не устанавливает возможность расходования бюджетных средств на те или иные цели.
Таким образом, перечисление денежных средств первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурную работу на основании коллективных договоров может осуществляться за счет средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, с отражением по статье 290 «Прочие расходы».
Если же бюджетное учреждение не имеет предпринимательской деятельности и иных внебюджетных источников финансовых ресурсов, культурно-массовая и физкультурная работа может быть осуществлена первичной профсоюзной организацией за счет отчислений из заработной платы работников бюджетных учреждений в виде членских профсоюзных взносов.


Реклама