Бюджетная классификация: отдельные вопросы

В прошлом номере (стр. 26) «Бюджетный учет» открыл цикл публикаций с разъяснениями порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации. Как и прежде проблемы классификации комментирует Д.В. НОВИКОВ, советник Отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики Минфина России

Как показали прокурорские проверки, итог которых подвел Генеральный прокурор В.В. Устинов в своем докладе «О состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации в 2005 году и о проделанной работе по их укреплению», многие участники бюджетного процесса смутно представляют себе, из чего складываются доходы и расходы бюджета. Неудивительно, что в таких условиях Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 152н (далее – Указания) многие участники бюджетного процесса называют новыми. Фактически же порядок бюджетной классификации кардинально изменился не с 2006 года, а с 2005.

«Неизвестные» администраторы доходов
В «Бюджетном учете» № 3/2006 (стр. 35) мы уже рассматривали проблему администрирования доходов федерального бюджета в виде взыскания сумм в возмещение причиненного государству ущерба. Функции администрирования в этом случае, по мнению автора, логично было бы возложить на учреждения, сотрудники которых вначале допустили недостачу, а потом ее возместили. Однако на практике это потребовало бы от органов Казначейства заключения многочисленных соглашений об администрировании с бюджетными учреждениями.
Существуют и другие случаи, когда администратор на первый взгляд неизвестен. Например, Федеральная служба по надзору в сфере связи (далее – Россвязьнадзор) задала сотрудникам Минфина России такой вопрос:

? Россвязьнадзор не внесен в перечень администраторов платежей (приложение 11 «Администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации» к Указаниям), однако в силу специфики деятельности осуществляет администрирование отдельных доходных источников. Например, зачет или возврата средств, ошибочно перечисленных операторами связи. Просим разработать и издать нормативный правовой акт, наделяющий Россвязьнадзор полномочиями администратора.

Согласно абзацу 3 статьи 2 Федерального закона 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ) основные источники доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации закреплены за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации. Перечень администраторов приведен в приложении 11.1 «Администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации» к Закону № 115-ФЗ (далее – Приложение 11.1). Администраторами являются:
– органы государственной власти Российской Федерации;
– органы управления государственными внебюджетными фондами;
– Центробанк России (осуществляет в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним).
Также Приложение 11.1 закрепляет в 2006 году за всеми администраторами следующие доходы:
000 1 13 02031 01 0000 130 «Прочие сборы за выдачу лицензий федеральными органами исполнительной власти»;
000 1 13 03010 01 0000 130 «Прочие доходы федерального бюджета от оказания платных услуг и компенсации затрат государства»;
000 1 16 90030 00 0000 140 «Прочие поступления от денежных  взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в местные бюджеты».

Отвечая на запрос Россвязьнадзора, Минфин России отметил, что и сама федеральная служба, и ее территориальные органы осуществляют администрирование указанных выше трех видов доходов, используя в 1-3 разрядах код 079. Причем основанием для этого является не только Закон № 115-ФЗ, но и нижеперечисленные нормативные документы:
– Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»;
– Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 318 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи».
Таким образом, Россвязьнадзор является администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации, наделенным соответствующими обязанностями и полномочиями, в том числе и в части принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет. Естественно, сотрудники Минфина России считают, что необходимость разработки и издания отдельного нормативного правового акта, наделяющего Россвязьнадзор полномочиями администратора поступлений в бюджеты Российской Федерации, отсутствует.

Ненайденные коды доходов
Иногда тот или иной доход трудно идентифицировать с тем, что упомянуто в Указаниях. В этом случаи возникают следующие вопросы.
? По каким кодам бюджетной классификации следует отражать возврат остатков финансирования прошлых лет?
В случае необходимости зачисления в доход бюджета остатков финансирования прошлых лет возвращаемые средства подлежат отражению по соответствующим подстатьям статьи 000 1 13 03000 00 0000 130 «Прочие доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства» классификации доходов бюджетов Российской Федерации (приложение 1 к Указаниям).

? По каким кодам отражать доходы бюджетов Российской Федерации, предназначенные для отражения регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья?
Для отражения регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья должны применяться следующие коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации (приложение 1 к Указаниям):
000 1 07 02010 01 0000 110 Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный);
000 1 07 02020 01 0000 110 Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья, за исключением газа горючего природного.
Администрирование указанных платежей осуществляет Федеральная налоговая служба (приложению 11 к Указаниям). Поэтому в 1–3 разрядах двадцатизначного кода следует указывать соответствующий код администратора (182), а в рамках 14–17 разрядов – проводить установленную частью 3 «Программа (подпрограмма)» раздела II «Классификация доходов бюджетов Российской Федерации» Указаний детализацию, а именно:
1000 – сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);
2000 – пени и проценты по соответствующему платежу;
3000 – суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу огласно законодательству Российской Федерации.

Инвестиции и ценные бумаги
При формировании проектов бюджетов на 2006 год некоторые финансовые органы субъектов Российской Федерации решили, что порядок отнесения расходов на соответствующие статьи бюджетной классификации Российской Федерации не соответствует требованиям Бюджетного кодекса. Их выводы смотри в справке «Что нашли финограны»

Что нашли финорганы

 

Бюджетный кодекс

Приложение № 7 к Закону № 115-ФЗ

инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц являются одной из форм расходов бюджетов (ст.69 БК РФ)

по коду 000 05 00 00 00 00 0000 530 определена статья «Приобретение (увеличение стоимости) акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности».

бюджетные инвестиции в компании «небюджетной» сферы означают возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества этих фирм. Такие инвестиции оформляются участием Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах в виде акций или иных форм участия в капитале (ст.80 БК РФ)

Такое сопоставление нормативных положений вызвало следующие сомнения.
? Из одновременного применения норм Бюджетного кодекса и Федерального закона № 115-ФЗ вытекает, что бюджетные инвестиции юридическим лицам как одна из форм капитальных расходов бюджетов должны отражаться в источниках финансирования дефицитов бюджетов. Это делает неясным принцип экономического определения расходов бюджета в целом. Каковы правила применения бюджетной классификации в этом случае?

Для правильного применения бюджетной классификации Российской Федерации, в разрезе поставленного вопроса, необходимо проводить четкое разграничение операций, связанных:
– с бюджетными инвестициями;
– с различными формами участия в капитале.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Бюджетного кодекса предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц.
Данное право при осуществлении бюджетных инвестиций, в частности в открытое акционерное общество, подтверждается Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Общество передает инвестору свои акции на сумму, эквивалентную произведенным инвестициям. Подобные ценные бумаги должны удостоверять права имущественного характера участника (акционера) по отношению к обществу. Это – неотъемлемое условие осуществления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Такое положение закреплено в Порядке выделения средств из федерального бюджета негосударственным коммерческим организациям при условии обеспечения участия Российской Федерации либо увеличения доли Российской Федерации в уставных капиталах этих организаций, который утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. № 548 (далее – Порядок).
Таким образом, при осуществлении бюджетных инвестиций в открытое акционерное общество, акции не становятся собственностью инвестора. В этом случае возникает право государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставного (складочного) капитала и имущества открытого акционерного общества, подтвержденное акциями такого общества, в обязательном порядке переданными инвестору в сумме, эквивалентной произведенным инвестициям.
Согласно Порядку выделение средств из федерального бюджета негосударственным коммерческим организациям, включенным в Федеральную адресную инвестиционную программу в качестве организаций-получателей бюджетных средств, осуществляется целевым назначением на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию. Подобные расходы возможны лишь в том случае, если будут включены в ведомственную структуру расходов федерального бюджета на указанные цели. Напомним, что структура должна быть утверждена федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Согласно Указаниям выделение средств из федерального бюджета негосударственным коммерческим организациям в 2006 году необходимо отражать в функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации по соответствующим разделам; подразделам; целевым статьям; видам расходов.
Причем сделать это нужно в увязке со статьей экономической классификации расходов 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» (введена Приказом Минфина России от 21 декабря 2005 г. № 152н).
Вместе с тем, приобретение ценных бумаг, в том числе акций, в государственную (муниципальную) собственность не является расходами бюджета, поскольку не носит целевого характера и не может быть отражено в функциональной классификации расходов бюджета. В соответствии со статьей 95 Бюджетного кодекса изменение остатков средств бюджетов, в том числе приобретение ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.п.), подлежит отражению в составе источников финансирования дефицитов бюджетов.

Ведомственные целевые программы
Ведомственные целевые программы утверждаются приказами соответствующего органа исполнительной власти (разработчика программы) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». При этом возникает вопрос:

? По какой целевой статье расходов отражать целевые программы?

При отражении расходов на реализацию ведомственных целевых программ, разрабатываемых соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, возможны три варианта, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Отражение целевых программ

 

Целевая статья Функциональной классификации расходов (ФКР)

Особое условие применения

Примечания

522 0000

«Региональные целевые программы»

Ведомственная целевая программа разработана и утверждена соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ в целях реализации региональной целевой программы

Необходимо использовать программный срез*

Определена решением органов госвласти субъекта РФ**

 

 

 

При наличии «своей» статьи, отличной от целевой статьи ФКР 522 0000 «Региональные целевые программы»

 

Закреплена Законом о бюджете субъекта РФ Федерации за соответствующим органом исполнительной власти

Финорган субъекта РФ в целях определения принадлежности расходов к разработанной и реализуемой им ведомственной целевой программе может установить необходимую детализацию программного среза*.

* Знаки 4–7 семизначного кода целевой статьи.

** Основание – статья 3 Закона № 115-ФЗ.

Как видно из таблицы 1, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определить порядок применения перечня целевых статей ФКР для отражения субъектами бюджетного планирования, находящимися в ведении субъекта РФ, расходов на реализацию разработанных и утвержденных ими ведомственных целевых программ.

Продажа земли
В последнее время в Минфин России все чаще поступают запросы, связанные с продажей земли. Приказом Минфина России от 14 сентября 2005 года № 119н «О применении Бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2006 год» был установлен КБК 000 06 03 000 02 0000 430 «Поступления от продажи иных земельных участков (в том числе предназначенных для целей жилищного строительства), находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации». Однако Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. № 176-ФЗ стал именовать указанный выше код по-другому: «Поступления от продажи земельных участков, предназначенных для целей жилищного строительства, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга». Сразу же возник вопрос:

? Какой код бюджетной классификации необходимо применять для учета поступлений от продажи иных земельных участков до разграничения государственной собственности, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации?

Операции, связанные с продажей земельных участков, нормативы распределения поступлений по которым установлены пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», подлежат отражению по коду 000 06 03 00 00 01 0000 430 «Поступления от продажи иных земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и не предназначенных для жилищного строительства» классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации (приложение 7 к Указаниям) с указанием в рамках 1–3 разрядов соответствующего кода администратора.

Местное самоуправление
Как показали результаты недавних прокурорских проверок, во многих муниципальных образованиях не приняты нормативные правовые акты, определяющие порядок составления и рассмотрения проектов местных бюджетов.
Те муниципальные образования, что не попали в обзор Генерального прокурора, задают следующие вопросы.

? Просим разъяснить порядок экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации при отражении расходов муниципальной администрации на приобретение услуг по следующему перечню:
– уличное освещение;
– озеленение;
– ремонт дорог;
– уборка улиц, парков.
Варианты приобретения услуг:
– заключение подведомственным администрации учреждением (управление жилищно-коммунального хозяйства) прямых договоров с исполнителями;
– средства на указанные цели передаются муниципальному унитарному предприятию, и оно приобретает услуги от имени муниципалитета.

Если договоры заключены с хозяйствующими субъектами на оказание услуг по уличному освещению, озеленению, ремонту дорог, уборке улиц, парков  в целях нужд городского округа, то расходы по их оплате следует относить на подстатью 225 «Услуги по содержанию имущества». В случае перечисления администрацией городского поселения средств муниципальному унитарному предприятию «Служба Заказчика», которое от имени муниципалитета заключает с хозяйствующими субъектами договоры на оказание вышеперечисленных услуг, расходы подлежат отнесению на подстатью 241 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям».

Силовые структуры
О проблемах, связанных с отменой приказа Минфина России от 10 декабря 2004 г. № 114н,  мы рассказывали в «Бюджетном учете» № 3/2006 (стр. 24). Наиболее распространенные вопросы из серии «не устарели ли разъяснения Минфина России, разъясняющие приказ № 114н» приведены ниже.

? Просим указать порядок применения экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, при отражении в 2006 году расходов на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 704 в части выплаты компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации.

В соответствии с разделом IV «Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации» Указаний (далее – ЭКР) расходы военных комиссариатов, через которые Министерство обороны Российской Федерации осуществляет выплату компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации, следует относить на статью 290 «Прочие расходы».

? В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» лица, получающие пенсию прокурорских работников, а также члены их семей имеют право на медицинское обслуживание и обеспечение лекарственными средствами за счет средств федерального бюджета. По какой статье экономической классификации должны отражаться указанные расходы?

В соответствии с ЭКР расходы Генеральной прокуратуры Российской Федерации на оплату медицинских услуг (в том числе обеспечение лекарствами), оказываемых лицам, получающим пенсию прокурорских работников, следует относить на подстатью 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления». Дело в том, что данная статья помимо прочих функций аккумулирует расходы по реализации мер социальной защиты категориям граждан, ранее занимавших должности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом расходы должны соответствовать законодательству Российской Федерации, осуществляться за счет средств бюджетов, а не  пенсионного, медицинского или социального страхования.

Районы Крайнего Севера
Указания относят расходы по оплате стоимости проезда к месту отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на подстатью 212 «Прочие выплаты». В этой связи участники бюджетного процесса задают вопрос:

? На какие статьи экономической классификации должны быть отнесены расходы по оплате постельных принадлежностей в поездах и расходы по оплате различных сборов (при их наличии) при приобретении билетов на проезд всеми видами транспорта?

Вышеперечисленные расходы осуществляются учреждением в целях обеспечения установленного законодательством Российской Федерации права сотрудника на оплату работодателем один раз в два года проезда к месту использования отпуска и обратно, а не в целях приобретения услуг для обеспечения собственных нужд учреждения.
Таким образом, поскольку выгодоприобретателем в результате производимых расходов является именно сотрудник, а не учреждение, осуществляющее выплату, все расходы, связанные с проездом сотрудника к месту использования отпуска и обратно, подлежат отражению по подстатье 212 «Прочие выплаты».


Реклама