Администрирование поступлений от денежных взысканий (штрафов)

В связи с проводимой реформой организации исполнения бюджетов существенно изменился порядок администрирования денежных взысканий (штрафов). С.С. БЫЧКОВ – заместитель начальника отдела формирования расходных обязательств и исполнения бюджетов Департамента бюджетной политики Минфина России продолжает знакомить наших читателей с тонкостями администрирования (см. «Бюджетный учет» № 5/2006)

До 1 января 2005 года формальными  администраторами поступлений от денежных взысканий (штрафов) были налоговые органы и Минфин России. С прошлого года введен институт администрирования поступлений в бюджетную систему, что послужило основой для формирования новой системы взаимодействия между органами государственной власти при мобилизации поступлений в бюджетную систему. Эти существенные изменения определили два основных направления реструктуризации нормативной правовой базы, в рамках которых решаются вопросы администрирования денежных взысканий (штрафов):
– вопросы исполнения администраторами поступлений в бюджет процедур по взысканию денежных взысканий (штрафов), а также проблема определения администратора поступлений в бюджет от конкретного денежного взыскания (штрафа);
– вопросы отражения денежных взысканий (штрафов) по кодам бюджетной классификации и их зачисления в бюджеты.
Ниже приведены детальные ответы на эти вопросы .

Как «найти» администратора
При решении вопроса, связанного с поступлением в бюджеты от денежных взысканий (штрафов), прежде всего необходимо руководствоваться соответствующими кодексами (см. перечень «Нужный кодекс»)

Нужный кодекс

Денежное взыскание (штраф)

Кодекс

Штрафы за административные правонарушения

Кодекс об административных правонарушениях

Штрафы и суммы в возмещение ущерба государства по результатам рассмотрения уголовных дел

Уголовный кодекс

Штрафы и санкции, наложенные органами госвласти за нарушение норм законодательства Российской  Федерации

Гражданско-процессуальный кодекс

Арбитражно-процессуальный кодекс

Уголовно-процессуальный кодекс

 Судебные штрафы


В Приложении 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 21 декабря 2005 г. № 152н (далее – Приложение 11) администраторы поступлений в бюджет от денежных взысканий (штрафов) перечислены как в явном (см. перечень «Приложение 11: явные администраторы») так и в неявном виде. Например, в явном виде не утверждены администраторы поступлений в бюджет от взысканий целого ряда штрафов за административные правонарушения, администраторы поступлений от реализации имущества, изъятого у должника в возмещение материального ущерба государству, а также администраторы поступлений в бюджет от взысканий судебных штрафов.

Приложение 11: явные администраторы

Вид денежного взыскания (штрафа)

Явный администратор

Поступления в бюджет от взысканий штрафов и сумм в возмещение ущерба государству по результатам рассмотрения уголовных дел

Органы ФССП России

Органы МВД России

Поступления в бюджет от взысканий штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах

Органы ФНС России

Поступления в бюджет от взысканий некоторых штрафов за административные правонарушения

Самые различные варианты. Один из них:: администраторов штрафов за административные правонарушения в области налогов и сборов – ФНС России

Для того чтобы подойти к решению вопроса об определении «неявного» администратора поступлений в бюджет от денежных взысканий (штрафов), необходимо руководствоваться законодательными нормами, устанавливающими универсальное определение администратора поступлений в бюджет.
В соответствии со статьей 20 Бюджетного кодекса администратор поступлений в бюджет выполняет следующие функции:
– начисления и учета;
– контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
– ряд других функций.
Для решения вопроса закрепления конкретного доходного источника за органом государственной власти (бюджетным учреждением) необходимо определить орган государственной власти, который начисляет сумму штрафа. Это непросто, учитывая, что в отличие от других доходных источников существуют значительные трудности в определении органа государственной власти, начисляющего штраф по результатам рассмотрения конкретного дела о правонарушении. Суть проблемы в том, что дело о правонарушении может передаваться в судебные органы, которые выносят решение о наложении штрафа. Однако в силу специфики работы судебных органов суды не могут являться администраторами поступлений в бюджет. В связи с этим процедура определения администратора имеет следующий вид.

Административные правонарушения
При взыскании штрафов за административные правонарушения исполнительными органами власти по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях администраторами поступлений в бюджет являются органы исполнительной власти, вынесшие постановление о наложении штрафа. Такой критерий определения администратора выбран потому, что в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях не совпадают  между собой:
– орган исполнительной власти, оформляющий постановление о наложении штрафа;
– орган власти, который возбуждает дело об административном правонарушении.
Поскольку дебиторская задолженность возникает при начислении конкретной суммы штрафа, то орган власти, который возбуждает дело об административном правонарушении, может быть не причастным к начислению суммы штрафа или оформлению окончательного решения о наложении штрафа. Именно поэтому администратором поступлений в бюджет становится орган исполнительной власти, который оформил постановление о наложении штрафа (начисляющий сумму штрафа).
В соответствии со статьями 23.1, 28.8 и частью 2 статьи 29.9 Кодекса об административных правонарушениях орган исполнительной власти может направить дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд. Этим активно пользуются на местах для решения проблемы исполнения принудительной уплаты начисленного штрафа через органы Федеральной службы судебных приставов.

Если постановление вынес суд…
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в суде может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. При этом выше мы уже отмечали, что судебные органы не могут выполнять функции администратора поступлений в бюджет.
В этом случае при определении администратора нужно руководствоваться различными процессуальными кодексами. Так, статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо применять в случае направления дела об административном правонарушении органом исполнительной власти в арбитражный суд исполнение требований судебных актов о взыскании сумм принудительного изъятия в доход бюджета.
Администрирование осуществляется налоговым органом или иным уполномоченным государственным органом по месту нахождения должника. Уполномоченным государственным органом на взыскание сумм принудительного изъятия является администратор поступлений в бюджет – орган исполнительной власти, направляющий соответствующее дело об административном правонарушении в арбитражный суд.
Статья 428 Гражданского процессуального кодекса – для случаев направления дела об административном правонарушении органом исполнительной власти в суды общей юрисдикции и мировым судьям. При этом исполнительный лист на взыскание суммы принудительного изъятия, начисленной при рассмотрении указанных исков, выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом судебным приставам. Администратор поступлений в бюджет от соответствующих денежных взысканий (штрафов) в такой ситуации – орган исполнительной власти, направляющий соответствующее дело об административном правонарушении в суды общей юрисдикции, мировым судьям.
У читателя может возникнуть вопрос, почему администратором не является Федеральная служба судебных приставов при условии, что в основном органы исполнительной власти передают дела об административном правонарушении в суды для исполнения принудительной уплаты начисленного штрафа через органы Федеральной службы судебных приставов. Ответ на этот вопрос заключается в том, что должник может уплатить штраф в добровольном порядке, не дожидаясь оформления исполнительного листа, на основе которого судебный пристав взыскивает штраф в принудительном порядке.
Дополнительным аргументом является и то, что при исполнении судебным приставом обязательств по принудительному взысканию штрафа с должника, в случае если взыскателем является физическое лицо, получателем штрафа является взыскатель, а не судебный пристав. Аналогичная ситуация имеет место и в случае, когда взыскателем является орган исполнительной власти. Разница лишь в том, что поступления от денежных (взысканий) штрафов любого вида зачисляются на единый балансовый счет, открытый органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России (а не на счета органов государственной власти), по учету всех доходов, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации.
В связи с таким порядком зачисления всех доходов судебные органы зачастую совершенно неоправданно указывают в исполнительных листах в полях, содержащих информацию о взыскателе, реквизиты Минфина России. При этом отметим, что Минфин России как орган, организующий исполнение бюджетов, никакого отношения к начислению каких-либо штрафов за административные правонарушения не имеет. Это подтверждается и перечнем органов власти, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. 23.1 – 23.66 КоАП): Минфин России в нем отсутствует.
Расхожее представление о том, что Минфин России «владеет казной Российской Федерации», не соответствует действительности, поскольку, несмотря на наличие единого балансового счета, на который поступают суммы штрафов, необходимым условием ведения учета поступлений от денежных (взысканий) штрафов является наличие информации о начислении суммы штрафа, которой помимо судебных органов в рассматриваемом случае владеет исключительно орган исполнительной власти, направляющий дело в суд.
Таким образом, в рассмотренных выше случаях взыскателем (администратором поступлений в бюджет) является орган исполнительной власти, направляющий дело об административном правонарушении в суд.

Судебные штрафы
Для того чтобы правильно определить администратора, необходим закрытый перечень судебных штрафов. Его вполне можно составить самостоятельно (см. перечень «Закрытый список судебных штрафов»)

Закрытый список судебных штрафов

Вид нарушений

Где искать

Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава; непринятие мер по частному определению суда или представлению судьи; воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя; непредставление информации для составления списков присяжных заседателей; невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя, должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении; воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя; заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом

Ст. 17.3 – 17.9,

19.24 КоАП

Невыполнение требования суда о представлении доказательств по причинам, признанным судом неуважительными

Ч. .3 ст. 57  ГПК

Нарушение наложенного в рамках мер по обеспечению иска запрета совершать определенные действия

Ч. .2 ст. 140 ГПК

Нарушение порядка в судебном заседании по рассмотрению гражданских дел

Ч. 3 ст. 159 ГПК

Уклонение переводчика от явки в суд или от надлежащего исполнения своих обязанностей

Ч. 4 ст. 162 ГПК

Неявка в судебное заседание по неуважительным причинам свидетеля, эксперта, переводчика

Ч. 2 ст. 168 ГПК

Неисполнение обязанности сообщить о мерах, принятых по частному определению суда

Ч. 2 ст. 226 ГПК

Неявка в судебное заседание, в котором рассматривается дело, возникшее из публичных правоотношений, представителя органа госвласти, органа местного самоуправления или должностного лица, явка которых была признана судом обязательной

Ч. 4 ст. 246 ГПК

Непредставление должностными лицами истребуемых судом доказательств по делам, возникающим из публичных правоотношений

Ч. 2 ст. 249 ГПК

Утрата должностным лицом исполнительного документа

ст. 431 ГПК

Нарушение порядка в судебном заседании по рассмотрению уголовных дел

Ч. 1 ст. 258  УПК

Неявка в суд присяжного заседателя по рассмотрению уголовных дел без уважительной причины

Ч. 3 ст. 333 УПК

Невыполнение поручителем своих обязанностей

Ч. 4 ст. 103 УПК

Неисполнение обязанности представить истребуемое арбитражным судом доказательство

Ч. 9 ст. 66 АПК

Неисполнение определения об обеспечении иска лицом, на которое арбитражным судом возложены обязанности по исполнению обеспечительных мер

Ч. 2 ст. 96 АПК

Нарушение порядка в судебном заседании по рассмотрению арбитражных дел

Ч. 5 ст. 154 АПК

Неявка в арбитражный суд на судебное заседание

Ч. 4 ст. 156 АПК

Неявка в арбитражный суд эксперта, свидетеля, переводчика по неуважительным причинам

Ч. 2 ст. 157 АПК

Неявка в арбитражный суд на судебное заседание представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных должностных лиц по неуважительным причинам

Ч. 3 ст. 194 АПК

Утрата должностным лицом исполнительного листа (по арбитражным делам)

Ст. 331 АПК

Неисполнение судебного акта банком или кредитной организацией и другими лицами

Ст. 332 АПК

Нарушение порядка в судебном заседании в конституционных судах

Ст. 54 ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ

Другие аналогичные виды нарушений

УПК, АПК, ГПК


Закрытый перечень судебных штрафов показывает, что к судебным штрафам не относятся штрафы за административные правонарушения, дела о которых направлены органом исполнительной власти в суд, поскольку судебные штрафы взыскиваются исключительно за нарушения судебного процесса. К сожалению, в практике применения кодов классификации доходов бюджетов встречаются случаи, когда к судебным штрафам относят и штрафы по делам, направляемым органами исполнительной власти в суд, что на основании вышеизложенного не соответствует действительности.
Как уже отмечалось выше, администратором поступлений в бюджет является тот орган власти, который начисляет или имеет информацию о начислении. В данном случае всю информацию о начислении имеют исключительно судебные органы, которые не могут являться администраторами поступлений в бюджет.
В то же время наиболее «близкими» органами исполнительной власти в части получения информации о начисленных суммах судебных штрафов являются органы Федеральной службы судебных приставов. Так, при принудительном взыскании судебного штрафа органы Федеральной службы судебных приставов получают информацию о начислении судебного штрафа непосредственно через исполнительные листы. Единственной проблемой остается получение информации о начислении при добровольной уплате судебного штрафа. В этом случае следует организовать технологически простой информационный обмен между судебными органами и органами Федеральной службы судебных приставов. Таким образом, администратором поступлений в бюджет от судебных штрафов является Федеральная служба судебных приставов.

Оформление платежных документов
В связи с тем что администратор поступлений в бюджет выполняет функцию контроля за правильностью исчисления и уплаты платежа, администратор поступлений в бюджет от денежных взысканий (штрафов) в рамках исполнения указанной функции доводит до плательщика следующие реквизиты, указываемые в полях «Получатель» платежного поручения, на перечисление суммы денежного взыскания (штрафа) в бюджетную систему Российской Федерации:

– в поле (61) «ИНН получателя» и поле (103) «КПП получателя» указывается ИНН, КПП территориального органа администратора поступлений в бюджет, в ведении которого находится орган (учреждение, подразделение) – взыскатель суммы штрафа (в скобках указывается название управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации);
– в поле (17) «№ Сч.» указывается  балансовый счет № 40101 «Доходы, распределяемые между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», открытый в учреждениях Банка России управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации;
– в поле (104) указывается код бюджетной классификации, соответствующий государственной пошлине;
– в поле (105) указывается код ОКАТО по месту мобилизации суммы денежного взыскания (штрафа).

Оформление платежных документов на перечисление в доход бюджетов сумм денежных взысканий (штрафов) физическими лицами осуществляется администратором поступлений в бюджет в аналогичном порядке.

Заполняем платежное поручение

Поля

Что необходимо указывать

«ИНН получателя», «КПП получателя»

Значения ИНН, КПП территориального органа администратора, заключившего соглашение (договор) об информационном обмене о поступлениях в бюджет от денежных взысканий (штрафов) с соответствующим органом Федерального казначейства

«№ Сч.»

Значение 20-значного балансового счета, открытого в учреждениях Банка России управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, с которым администратор заключил соглашение (договор) об информационном обмене о поступлениях в бюджет от денежных взысканий (штрафов)

ОКАТО

Код ОКАТО, соответствующий территории административно-территориального образования, на которой находится указанный орган

Обратите внимание! Если администратором поступлений в бюджет направлено дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд, и суд вынес решение о взыскании штрафа, то указывается код ОКАТО, соответствующий  территории административно-территориального образования, на которой расположен судебный орган. Если администратор поступлений в бюджет сам вынес постановление о наложении штрафа, то указывается код ОКАТО, соответствующий  территории административно-территориального образования, на которой расположен администратор поступлений в бюджет

Учет поступлений от денежных взысканий (штрафов)
При определении администратора поступлений в бюджет от денежных взысканий (штрафов) мы уже отмечали, что в ведении администратора поступлений в бюджет находится информация о начисленных и поступивших суммах штрафов в бюджет. В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н, администратор заносит в Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам (форма по ОКУД 0504071) следующие бухгалтерские записи о начисленных суммах штрафов:

Дебет 1 205 04 560
«Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 401 01 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия».

В то же время следует выделить два вопроса, связанных с отражением администратором поступлений в бюджет от денежных взысканий (штрафов) операций начисления сумм штрафов.

Учет документов
Администратор должен учитывать документы, подтверждающие сведения о начисленных суммах штрафов исходя из перечисленных выше критериев определения администратор поступлений в бюджет от конкретного денежного взыскания (штрафа). Так, если администратор непосредственно выносит постановление о наложении штрафа, подтверждающим документом о начислении суммы штрафа является указанное постановление. Если же администратор передает дело в суд, то подтверждающим документом о начислении суммы штрафа является постановление (определение) суда, передаваемое в соответствии с законодательством Российской Федерации взыскателю (администратору), либо исполнительный лист.

Учет поступлений
Бюджетное законодательство не накладывает каких-либо ограничений по передаче полномочий по осуществлению учета «штрафных» поступлений внутри структурных подразделений органа государственной власти. Поэтому порядок ведения бюджетного учета поступлений структурными подразделениями администратора утверждается приказом органа государственной власти (органа местного самоуправления), в ведении которого находятся указанные структурные подразделения.
Подтверждение уплаты денежного взыскания (штрафа) в бюджетную систему формируется органом Федерального казначейства, с которым заключен договор (соглашение) об информационном обмене о поступлениях, на основе выписки из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета (приказ Минфина России от 16 декабря 2004 г. № 116н, далее – Приказ № 116н), который в свою очередь формируется на основе платежных документов, заполненных плательщиком в порядке, описанном выше. По получении выписки администратор делает следующую бухгалтерскую запись:

Дебет 1 210 02 140
«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 205 04 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия».

Помимо выписки из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета орган Федерального казначейства направляет администратору справку о перечислении поступлений в бюджеты, отражающую распределение суммы государственной пошлины по бюджетам Российской Федерации. На основе этой справки администратор составляет бюджетную отчетность по поступлениям от государственной пошлины. Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью:

Дебет 1 401 01 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия»
Кредит 1 210 02 140
«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия».

Организационно-распорядительные документы
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г. № 101 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» установлено, что федеральным администраторам поступлений в бюджет необходимо обеспечить закрепление доходных источников за территориальными органами администратора и находящимися в его ведении бюджетными учреждениями. При этом целесообразно в соответствующих приказах администратора по каждому доходному источнику указать:
– какие полномочия администратора выполняются подразделением (учреждением) территориального органа администратора;
– какие полномочия администратора выполняются территориальным органом администратора и какие полномочия выполняются непосредственно администратором .

Представление выписки из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета осуществляется только управлениями Федерального казначейства по субъекту. На практике это означает ограничение на организацию информационного обмена между подразделениями администратора и органами Федерального казначейства: соглашение об информационном взаимодействии заключается между территориальным органом администратора и УФК.
В этом случае в платежных документах в полях «ИНН получателя», «КПП получателя» указывается ИНН, КПП территориального органа администратора. Если же соглашение об информационном взаимодействии заключается с подразделением, бюджетным учреждением, находящимся в ведении территориального органа администратора, указывается ИНН, КПП подразделения, бюджетного учреждения.
Выделяются два варианта ведения бюджетного учета поступлений администратором при условии, что соглашение заключается с территориальным органом администратора (см. таблицу «Варианты учета»).

Варианты учета 

варианта

Суть

Запись в  документе

1

Бюджетный учет всех операций по начислению и соответствующих поступлений осуществляется территориальным органом администратора или администратором

Процедуры передачи информации о начислении от подразделений, бюджетных учреждений территориальному органу администратора

2

Бюджетный учет осуществляет подразделение или бюджетное учреждение, находящееся в ведении территориального органа администратора

Процедуры передачи информации о поступлениях от территориального органа администратора подразделениям, а также бюджетным учреждениям, осуществляющим начисление

Универсальным критерием при выборе варианта является минимизация административных издержек, связанных с информационным обменом внутри структурных подразделений администратора.

Бюджетная классификация
При рассмотрении вопроса определения администратора поступлений в бюджет от денежных взысканий (штрафов) указывалось, что денежные взыскания (штрафы) группируются по следующим основным направлениям:
– штрафы за нарушение уголовного законодательства и суммы в возмещение ущерба имуществу за уголовные преступления;
– штрафы за административные правонарушения;
– штрафы за правонарушения в области налогов и сборов;
– судебные штрафы (штрафы за нарушение законодательства о суде и судопроизводстве);
– cанкции за нарушение законодательства;
– иные суммы принудительного изъятия (например, доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев).
Рассмотрим последовательно порядок отражения по кодам бюджетной классификации и зачисления в бюджеты каждой из вышеприведенных групп денежных взысканий (штрафов).

Штрафы за нарушение уголовного законодательства и суммы в возмещение ущерба имуществу за уголовные преступления
Отражаются по кодам бюджетной классификации 000 1 16 21000 00 0000 140 с обязательным указанием кода администратора (1 – 3 знаки КБК), определяемого в соответствии с вышеизложенным порядком, и разбивкой кодов видов доходов (4 – 11 знаки КБК) в зависимости от зачисления суммы денежного взыскания (штрафа) в конкретный бюджет.
При этом следует отметить, что в соответствии со статьей 46 Бюджетного кодекса штрафы за нарушение уголовного законодательства подлежат зачислению в бюджеты городских округов (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и, следовательно, отражаются по коду бюджетной классификации 000 1 16 21030 01 0000 140.
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы в возмещение ущерба имуществу зачисляются в бюджет, определяемый решением суда, и могут быть отражены по кодам бюджетной классификации 000 1 16 21010 01 0000 140, 000 1 16 21020 02 0000 140 и 000 1 16 21030 01 0000 140 в зависимости от уровня бюджетной системы, в бюджет которого зачисляются указанные суммы.

Административные штрафы
При формировании структуры кодов бюджетной классификации, по которым отражаются штрафы за административные правонарушения, законодателем заложен принцип однозначного соответствия кода бюджетной классификации и конкретной области законодательства Российской Федерации, за нарушение которой взыскивается административный штраф.
Например, штрафы за административные правонарушения законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) отражаются по кодам бюджетной классификации 000 1 16 02010 01 0000 140 и 000 1 16 02020 02 0000 140 в зависимости от того, орган государственной власти какого уровня налагает штраф, с обязательным указанием кода администратора и взыскиваются в соответствии со статьей 14.6 Кодекса об административных правонарушениях.
Штрафы за административные правонарушения законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг (ст. ст. 15.17 – 15.24 КоАП РФ) отражаются по коду бюджетной классификации 000 1 16 15000 01 0000 140 с обязательным указанием кода администратора. Штрафы за административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ) отражаются по коду бюджетной классификации 000 1 16 30000 01 0000 140.

Без уникального кода
Некоторым штрафам за административные правонарушения в конкретной области законодательства Российской Федерации не присвоены уникальные коды бюджетной классификации. К таким штрафам, например, относятся штрафы за нарушения иммиграционных правил, правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников. Такие штрафы отражаются по кодам бюджетной классификации 000 1 16 90000 00 0000 140 с обязательным указанием кода администратора и в разбивке по кодам видов доходов в зависимости от бюджета, в который зачисляются штрафы.
Помимо вопросов отражения штрафов за административные правонарушения по кодам бюджетной классификации финансисты часто задают вопрос, в какой бюджет зачисляются штрафы за административные правонарушения. Неопределенность связана с тем, что название кодов бюджетной классификации не содержит отсылки на бюджет, в который зачисляются штрафы.
Схема определения бюджета, в который зачисляется штраф, выглядит следующим образом. Сначала определяем, присутствует ли код бюджетной классификации в перечне неналоговых доходов, утвержденном приложением 2 к Федеральному закону от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», который устанавливает нормативы отчислений в бюджеты от соответствующих поступлений в бюджетную систему.
В случае отсутствия кода бюджетной классификации в указанном перечне просматриваются другие законодательные акты Российской Федерации, а также законодательные акты субъекта Российской Федерации на предмет наличия в них нормативов отчисления в бюджеты от данного штрафа. Например, статьей 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их исполнения» установлено, что штрафы за нарушение правил зачисляются по следующим нормативам:
– в федеральный бюджет – 50 %;
– в бюджет субъекта Российской Федерации – 50 % (по месту нахождения органа, принявшего решение о наложении штрафа).
Если и в указанных законодательных актах не содержатся нормы, регулирующие нормативы отчислений в бюджеты, то в соответствии со статьей 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы зачисляются в бюджеты муниципальных образований по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. 

Штрафы за правонарушения в области налогов и сборов
Такие штрафы можно разделить на следующие группы:
– штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, исчисляемые в привязке к налогооблагаемой базе;
– штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, связанные с нарушениями налогоплательщиками правил постановки на налоговый учет, сроков представления сведений об открытии или закрытии банковских счетов, несоблюдением порядка пользования и владения имуществом, на которое наложен арест, иных нарушений, допущенных при  налогообложении;
– штрафы за административные правонарушения в области налогов и сборов.

Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, исчисляемые в привязке к налогооблагаемой базе (ст. 119, п.3 ст.120 НК РФ) отражаются по коду вида доходов, на который зачисляется налог, по которому допущено нарушение. При этом в платежных документах указывается код программ 3000. Например, налогоплательщиком не представлена налоговая декларация по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет. Штраф за нарушение законодательства о налогах и сборах отражается по коду бюджетной классификации 182 1 01 01011 01 3000 110.
Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, связанные с нарушениями налогоплательщиками правил постановки на налоговый учет, сроков представления сведений об открытии или закрытии банковских счетов, несоблюдением порядка пользования и владения имуществом, на которое наложен арест, иных нарушений, допущенных при налогообложении (ст. 116, 117, 118, п.п1 и 2 ст.120, ст.125, 126, 128, 129, 129.1, 132, 134, п.2 ст.135 и ст.135.1, п.7 ст. 366 НК РФ), и отражаются по коду бюджетной классификации 182 1 16 03010 01 0000 140 и коду бюджетной классификации 182 1 16 03020 02 0000 140 при зачислении штрафа за нарушение налогоплательщиком требований по регистрации объектов налогообложения налога на игорный бизнес (п. 7 ст. 366 НК РФ).
Штрафы за административные правонарушения в области налогов и сборов взыскиваются в порядке и размерах, определенных в статьях 15.3 – 15.9 КоАП, и отражаются по коду бюджетной классификации 182 1 16 03030 01 0000 140.

Судебные штрафы (штрафы за нарушение законодательства о суде и судопроизводстве)
При определении администратора поступлений в бюджет от денежных взысканий (штрафов) был приведен перечень статей процессуальных кодексов, регулирующих их взимание. Теперь остается определить коды бюджетной классификации, по которым отражаются судебные штрафы.
Судебные штрафы (штрафы за нарушение законодательства о суде и судопроизводстве) отражаются по единственному коду бюджетной классификации 322 1 16 17000 01 0000 140.

Санкции за нарушение законодательства
Сюда относят суммы принудительного изъятия за нарушение норм законодательства, исчисляемые в привязке к доходам должника, полученным в результате нарушения данной области законодательства. Например, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» Субъект естественной монополии обязан перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную им в результате нарушения настоящего Федерального закона, в срок, установленный решением органа регулирования естественной монополии. Поступления от указанных санкций отражаются по коду бюджетной классификации 000 1 16 02010 01 0000 140 с обязательным указанием кода администратора (в данном случае органа регулирования естественной монополии).
В бюджетной классификации также предусмотрен код бюджетной классификации 000 1 16 02020 02 0000 140, применяемый в том случае, если штрафы налагаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Иные суммы принудительного изъятия
Сюда относят средства, которые нельзя отнести ни к одной из вышеперечисленных групп денежных взысканий (штрафов). К таким суммам принудительного изъятия относятся, например, средства страховых выплат при возникновении страховых случаев на федеральных автомобильных дорогах и имущественных комплексах, необходимых для их эксплуатации. Данные средства отражаются по коду бюджетной классификации 000 1 16 24000 01 0000 140.
Другой разновидностью сумм принудительного изъятия указанной категории являются средства, получаемые от реализации изъятого имущества. Например, органы Рослесхоза реализуют  незаконно заготовленную и не вывезенную по истечении установленных сроков (секвестрованную) древесину.
Операции по реализации изъятого (обращенного в собственность государства) имущества классифицируется по кодам операций сектора государственного управления 410 «Уменьшение стоимости основных средств» и 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов». Поэтому иные суммы принудительного изъятия нужно отражать по кодам бюджетной классификации 000 1 14 03000 00 0000 410 (440) с обязательным указанием кода администратора и в разбивке кодов видов доходов в зависимости от бюджета, в который поступают средства.


Реклама