Учет пособий по временной нетрудоспособности
Неверная трактовка нормативных актов, регулирующих учет пособий за счет средств Фонда социального страхования, приводит к ошибочным выводам. Например, о необходимости детальной разработки нового финансового механизма.
В нашу редакцию пришло письмо, из которого мы приведем отдельные выдержки:
«В 2006 году возникла острая необходимость в определении финансового механизма исполнения указанных документов в части выплаты пособия по временной нетрудоспособности (далее – пособие)…»
«…каким должен быть финансовый механизм исполнения, с одной стороны – финансирования выплаты пособия Фондом социального страхования Российской Федерации и, с другой стороны, – непосредственной выплаты пособия, осуществляемой работодателем ?»
«…Что касается расходов «на выплату пособия за период начиная с третьего дня временной нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации», то представляется неправомерным проведение таких выплат по коду экономической классификации 213 «Начисления на оплату труда» с последующим зачетом Фондом социального страхования Российской Федерации сумм выплат в счет текущих расходов по оплате учреждением единого социального налога (в части средств, распределяемых в установленном порядке Фонду социального страхования Российской Федерации по коду классификации доходов бюджетов 000 1 02 01020 07 0000 110). Подобная «схема с последующим зачетом» приводит к искажению и рассогласованию в учете бюджетных средств федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации – в федеральном бюджете не находят надлежащего отражения кассовые поступления по единому социальному налогу, так как работодатель, произведя по коду экономической классификации 213 «Начисления на оплату труда» выплату «пособия за период начиная с третьего дня временной нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации», вынужден уменьшать расходы по оплате Единого социального налога за соответствующий период (по коду классификации доходов бюджетов 000 1 02 01020 07 0000 110) на сумму произведенной выплаты. Поэтому именно выполнение условия финансирования выплаты пособия за счет своих средств как работодателем, так и Фондом социального страхования Российской Федерации (ст. 1 Закона №180-ФЗ) позволит использовать соответствующие средства по их целевому назначению, определяемому кодами экономической классификации…».
Средства федерального бюджета, предназначенные для расходов по оплате учреждением единого социального налога (код экономической классификации 213 «Начисления на оплату труда»), не могут считаться средствами Фонда социального страхования Российской Федерации также и по причине их фактического отражения на соответствующих банковских балансовых счетах. До тех пор, пока средства по коду экономической классификации 213 «Начисления на оплату труда» не будут списаны с лицевого счета получателя бюджетных средств, они являются средствами федерального бюджета по кассовым выплатам и отражаются на балансовом счете 40105 «Средства федерального бюджета».
После списания средств по коду экономической классификации 213 «Начисления на оплату труда» с лицевого счета получателя бюджетных средств и отражения их на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» указанные средства становятся средствами по кассовым поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации (далее - Бюджетная система). Только после того, как поступившие на балансовый счет 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» кассовые поступления в Бюджетную систему в виде Единого социального налога будут распределены в установленном порядке, в том числе на балансовый счет 40402 «Фонд социального страхования Российской Федерации», они становятся средствами Фонда социального страхования Российской Федерации. Теперь, используя код экономической классификации 261 «Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения», становится возможным осуществить финансирование выплаты пособия Фондом социального страхования Российской Федерации за счет своих средств…».
«…Финансовый механизм реализации выплаты пособия по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации может быть подобен финансовому механизму, установленному письмом Министерства финансов Российской Федерации от 23 января 2006 года №02-14-10/96, по средствам, получаемым бюджетными учреждениями в рамках программ обязательного медицинского страхования от страховых компаний и (или) из бюджетов территориальных фондов медицинского страхования…».
Наша редакция обратилась к Г.И. Маклевой – начальнику Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства. Галина Ивановна прокомментировала это письмо так:
«Налоговым кодексом, а именно статьей 243, предусматривается уменьшение налогоплательщиками сумм единого социального налога, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Установленный порядок расчетов по выплате пособий по государственному социальному страхованию путем исключения встречных денежных потоков обеспечивает соблюдение сроков выплаты пособий.
Искажений и несоответствий данных в бюджетном учете и отчетности, на которые указывает автор письма, не происходит, что можно проиллюстрировать бухгалтерскими записями и отчетностью по отражению указанных операций всеми участниками бюджетного процесса:
– плательщиками единого социального налога;
– администратором единого социального налога, в данном случае Федеральной налоговой службой Российской Федерации (далее ФНС), код главы 182;
– распорядителем средств бюджета – Фондом социального страхования Российской Федерации (далее Фонд), код главы 393;
– органами, организующими исполнение бюджетов (Фондом, Федеральным казначейством, финансовыми органами бюджетов субъектов и муниципальных образований),
– органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов (Федеральным казначейством).
Обратите внимание! Уменьшение налогоплательщиками сумм единого социального налога в части операций со средствами Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Пенсионного Фонда Российской Федерации законодательством не допускается.
Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете операций по начислению единого социального налога, его уплате и выплатам пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с приказами Минфина России:
– от 10 февраля 2006 г. № 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету»,
– от 21 декабря 2005 г. № 152н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации».
ЕСН в части ФСС у налогоплательщика
Налогоплательщик отражает всю сумму единого социального налога, подлежащую перечислению в Фонд, по кредиту счета 0 303 02 000 «Расчеты по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации». Начисление пособия относится в уменьшение сумм задолженности по единому социальному налогу (дебет счета 0 303 02 000). При этом денежные средства, оплаченные с лицевого счета налогоплательщика, открытого на едином счете бюджета (в данном случае счет № 40105 «Средства федерального бюджета»), равны сумме начисленной задолженности по единому социальному налогу.
В нашем примере (см. приложение к статье, размещенном в блоке «Новые документы в бюджетном учете», стр. ХХ – прим. ред.):
– начислено единого социального налога у плательщика по коду 213 «Начисления на оплату труда» – 100 единиц (операция 1);
– перечислено органами Федерального казначейства как органами, организующими исполнение бюджета, так и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета, с единого счета бюджета по коду экономической классификации 213 «Начисления на оплату труда» – соответственно 20, 20 и 60 единиц (операции 3, 7, 8).
ЕСН в части ФСС у налоговой службы
ФНС как администратор единого социального налога в бюджете Фонда отражает:
– на основании налоговой декларации плательщика всю сумму единого социального налога, подлежащую поступлению в бюджет Фонда, – 100 единиц (операция 9), а также расходы, произведенные налогоплательщиком за счет средств Фонда путем уменьшения задолженности плательщика (кредит счета 1 205 01 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по налоговым доходам») с отнесением этой задолженности на внутренние расчеты с Фондом (дебет счета 1 304 04 261 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) получателями средств по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному социальному и медицинскому страхованию населения»), – 40 единиц (операция 10);
– на основании выписки из Сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета территориального органа Федерального казначейства погашение задолженности налогоплательщика по единому социальному налогу при зачислении средств на счет 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» – 60 единиц (операция 11).
Таким образом, в Отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127) ФНС отражает все 100 единиц доходов Фонда, в том числе:
– 60 единиц – как кассовые операции;
– 40 единиц – как некассовые операции.
ЕСН у Фонда социального страхования
У Фонда как органа, организующего кассовое исполнение своего бюджета на основании выписки со счета № 40402 «Фонд социального страхования Российской Федерации» отражается поступление денежных средств – 60 единиц (операция 12), в Отчете о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503123);
У Фонда как бюджетного учреждения на основании Расчетной ведомости (ф. 4-ФСС РФ) отражается начисление задолженности по выплате пособий перед плательщиками Фонда – 40 единиц (операция 13), а также на расходы, произведенные плательщиками за счет средств Фонда, уменьшается задолженность перед плательщиками путем отнесения ее на внутренние расчеты с ФНС – 40 единиц (счет 1 304 04 261, операция 14).
Кроме того, операция 14 отражается Фондом, как получателем бюджетных средств, в Отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127) в разделе 2 «Расходы бюджета» в графе «некассовые операции».
В консолидированном отчете об исполнении бюджета Фонда (ф. 0503128), сформированном на основании отчетов об исполнении бюджетов ФНС и Фонда (ф.0503127) отражаются следующие показатели:
– доходы бюджета Фонда – 100 единиц;
– расходы бюджета Фонда – 40 единиц;
– изменение остатков денежных средств Фонда – 60 единиц.
В сводном балансе Фонда в результате консолидации сумм Фонда и ФНС по счету 1 304 04 261 остаток равен нулю».