Централизация учетных функций: опыт Оренбургской области
С 2018 года в деятельность бухгалтерских структур различных уровней внедряются новые федеральные стандарты учета и отчетности. В связи с этим будет меняться порядок ведения бухгалтерского учета. Нововведения влекут за собой ряд существенных изменений, цель которых — повысить эффективность работы учреждений. Чтобы обеспечить качественный переход на новые стандарты и сэкономить средства, в Оренбургской области пошли по пути централизации учетных функций.
Е. Д. ФЕДОРОВА, директор государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр бюджетного учета и отчетности»
Среди целей, которые учреждению необходимо достичь при передаче учетных функций в централизованную бухгалтерию, можно выделить:
- переход на единую технологическую платформу и единую методологию учета, в том числе унификацию требований к представлению субъектами отчетности;
- приведение должностных обязанностей в соответствие штатному расписанию;
- сохранение квалифицированных специалистов;
- как следствие всего вышеперечисленного — повышение управляемости учреждения.
Современные технологии в сфере автоматизации учета позволяют рационально организовать бухгалтерский учет как отдельных учреждений, так и групп взаимосвязанных учреждений. Поэтому при выборе схемы централизации учета в Оренбургской области мы ознакомились с лучшими практиками российских регионов и выбрали механизм, который, на наш взгляд, наиболее точно соответствует местной специфике. Для этого рабочая группа, созданная распоряжением губернатора Оренбургской области от 12 сентября 2016 года, проанализировала программное обеспечение, используемое в учреждениях, вопросы информационной безопасности, текущую численность бухгалтеров и экономистов для определения оптимального числа сотрудников. После чего была разработана документация о передаче учетных функций от учреждений в создаваемую централизованную бухгалтерию.
Согласно разработанному рабочей группой соглашению к централизованной бухгалтерии перешли функции бюджетного планирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждений, бухгалтерского учета и составления отчетности. При этом обслуживаемые учреждения сохранили за собой обязанность оформлять все проводимые финансово-хозяйственные операции оправдательными документами, принимать участие в составлении проекта бюджетной сметы, заключать административно-хозяйственные договоры и государственные контракты, обеспечивать сохранность имеющихся нефинансовых активов, использовать материальные и финансовые ресурсы в соответствии с нормативами в рамках бюджетных смет.
Следующим этапом стало создание с 1 января 2017 года государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр бюджетного учета и отчетности» (ГКУ ЦБУ). В его полномочия входит ведение централизованного бюджетного учета и отчетности в органах государственной власти и государственных учреждениях Оренбургской области. Учредителем ГКУ ЦБУ и ответственным за проведение мероприятий по его созданию является Министерство финансов Оренбургской области.
На текущем этапе централизации в юрисдикцию ГКУ ЦБУ перешли:
- анализ баз данных бухгалтерского учета и отчетности, планирование и анализ деятельности учреждений;
- заключение соглашений о передаче функций;
- перенос копий учетных баз данных от учреждений;
- подключение к базе отчетности и планирования учреждений.
В результате проведенных мероприятий были сокращены 54 специалиста в 15 органах исполнительной власти и двух государственных казенных учреждениях, а экономия бюджетных средств только за 2017 год составила 30 миллионов рублей. Сэкономленные средства направлены и будут направляться в дальнейшем на развитие социально значимых и инвестиционных программ Оренбургской области. По данным на 1 июля 2018 года, ГКУ ЦБУ обслуживает 15 органов исполнительной власти и 5 подведомственных им ГКУ.
На сегодняшний день опыт Оренбургской области в сфере централизации учета и отчетности можно отнести к передовому среди субъектов России. Разработанная нами структура позволяет руководителю учреждения непосредственно взаимодействовать с назначенным куратором из ГКУ ЦБУ по вопросам планирования, исполнения сметы, уплаты налогов, администрирования доходов, ведения учета и составления отчетности. Благодаря использованию электронного документооборота с применением ЭЦП удалось значительно ускорить процесс обмена информацией, при этом обеспечив ее юридическую достоверность. Кроме того, ГКУ ЦБУ осуществляет постоянный финансовый контроль в части переданных полномочий по каждому обслуживаемому учреждению, регистрируя выявленные нарушения и оперативно сообщая о них. Все это обеспечивает повышение качества ведения учета и в конечном итоге — прозрачность управления общественными финансами региона.
Функции централизованной бухгалтерии:
- Составление бюджетной сметы, предварительного и планового реестра расходных обязательств, формирование необходимых показателей в АС «УРМ» и ПК «Web-планирование» в целях составления проекта областного бюджета.
- Учет финансовых и нефинансовых активов, расчет заработной платы, налогов, расчетов с поставщиками, с бюджетом и внебюджетными фондами, учет принятых бюджетных обязательств.
- Экономический анализ результатов деятельности, представление учреждению результатов анализа для принятия экономических и хозяйственных решений.
- Составление регистров бухгалтерского (бюджетного) учета в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Минфина России, составление и представление бухгалтерской, налоговой отчетности учредителю, в налоговые органы, внебюджетные фонды, органы статистики в части переданных полномочий.