Вопрос-ответ

Какой код финансового обеспечения (КФО) следует применять при замене поставщиком лекарственных средств, не соответствующих требованиям нормативной документации, приобретенных за счет субсидии на финансовое обеспечение государственного задания (КФО 4)?

В соответствии с пунктом 36 СГС «Концептуальные основы» для целей бухгалтерского учета активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.

Если прекратилось соблюдение хотя бы одного из перечисленных в пункте 47 СГС «Концептуальные основы» условий, объект бухгалтерского учета выбывает с балансового учета (п. 48 СГС «Концептуальные основы») и отражается на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» для определения его дальнейшей функции (передачи, списания, реализации, использовании в ином назначении и т. д.). При этом положениями нормативных правовых актов по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета реализация, передача с забалансовых счетов не предусмотрена.

В случае замены поставщиком лекарственных препаратов, не соответствующих требованиям нормативной документации, в бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 4 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 4 105 31 440
«Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств — иного движимого имущества учреждения»
— изъятие из оборота лекарственных препаратов ввиду их несоответствия требованиям нормативной документации с одновременным отражением на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» (в целях сохранности лекарственных препаратов до возврата поставщику).

При предъявлении претензии поставщику на лекарственные препараты, изъятые из оборота в связи с их несоответствием требованиям нормативной документации, делается запись:

Дебет 4 209 34 560
«Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат»
Кредит 4 401 10 134
«Доходы от компенсации затрат»
— начисление задолженности в сумме требований по компенсации затрат, произведенных учреждением.

Возврат поставщику лекарственных препаратов, изъятых из оборота в связи с их несоответствием требованиям нормативной документации, отражается уменьшением забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении».

Поступление лекарственных препаратов от поставщика взамен изъятых из оборота в связи с их несоответствием требованиям нормативной документации отражается записью:

Дебет 4 105 31 340
«Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 209 34 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по компенсации затрат».

В случае возврата поставщиком денежных средств за лекарственные препараты, не соответствующие требованиям нормативной документации, в бухгалтерском учете данная операция отражается следующей бухгалтерской записью:

Дебет 4 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 4 209 34 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по компенсации затрат»
— возврат денежных средств от поставщика за л екарственные препараты с о дновременным отражением увеличения забалансового счета 17 «Поступление денежных средств» КОСГУ 134 «Доходы от компенсации затрат».

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА,
методолог, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Следует ли классифицировать в качестве объектов учета аренды объекты учета, возникающие при следующих условиях?

Между правительством области (ссудодатель) и органами исполнительной власти данной области (ссудополучатели) при согласии органа управления имуществом данной области и при участии эксплуатирующей организации — государственного учреждения, подведомственного правительству области, заключены договора безвозмездного пользования имуществом.

Предметом договоров является передача в безвозмездное пользование отдельных помещений нежилого здания, являющегося собственностью области (субъекта России), закрепленного на балансе правительства области. Договоры заключены на неопределенный срок.

Органы исполнительной власти используют недвижимое имущество для своего размещения. При этом обязательства по содержанию имущества и оплате коммунальных услуг осуществляет эксплуатирующая организация — государственное учреждение, подведомственное правительству области.

Предметом деятельности эксплуатирующей организации — государственного учреждения согласно его уставу является обеспечение коммунальными услугами, обслуживание, техническая эксплуатация и текущий ремонт зданий и сооружений, находящихся на балансе правительства области, органов исполнительной власти области и/или в собственности области (субъекта России).

Согласно статье 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности России (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам России — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта России).

От имени России и субъектов России права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса.

Согласно статье 125 Гражданского кодекса от имени России и субъектов России могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с уставом (основным законом) области (субъекта России), законами области (субъекта России) правительство области управляет и распоряжается собственностью области (субъекта России), а также управляет федеральной собственностью, переданной ему в управление в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Кроме того, в соответствии с уставом (основным законом) области (субъекта России) правительство области является высшим исполнительным органом государственной власти. При этом правительство области формирует иные (отраслевые, функциональные) органы исполнительной власти области.

В целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности информация об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с экономической сущностью фактов хозяйственной жизни, а не только их правовой формой (п. 68 СГС «Концептуальные основы»).

В соответствии с пунктом 41 СГС «Концептуальные основы» имущество, полученное субъектом учета от собственника (учредителя), за исключением денежных средств и эквивалентов, для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, признается для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности вкладом собственника (учредителя).

Согласно пункту 43 СГС «Концептуальные основы» увеличение полезного потенциала активов за отчетный период, связанное с вкладами собственником (учредителем), для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не признается доходом.

Отметим, что СГС «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов.

Учитывая изложенное, имущественное обеспечение правительством области деятельности формируемых им органов исполнительной власти данной области для целей бухгалтерского учета следует рассматривать с позиции имущественного вклада учредителя.

Принимая во внимание экономическую сущность хозяйственных операций, возникающих в рамках вышеуказанных отношений, в бухгалтерском учете правительства области (ссудодателя), органов исполнительной власти данной области (ссудополучателей), эксплуатирующей организации — государственного учреждения объектов учета аренды не возникает (положения стандарта СГС «Аренда» не применяются).

Полученные органами исполнительной власти объекты нефинансовых активов в целях контроля за их сохранностью в бухгалтерском учете правомерно отражать на счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Отвечала М. Ю. ВАСИНА,
советник государственной
гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Требуется ли согласие собственника на списание запасных частей, относящихся к особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ), со счета 0 105 00 000 «Материальные запасы»?

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Особенности списания движимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями (включая государственные академии наук и их подведомственные организации), федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) и их территориальными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов России установлены Положением, утвержденным постановлением Правительства России от 14 октября 2010 г. № 834 (далее — Положение).

В целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества организацией создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (п. 5 Положения).

Таким образом, списание особо ценного движимого имущества независимо от счета его учета требует решения собственника.

Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор

В каком случае учреждение обязано оформлять паспорт отходов?

59_2.png

Согласно Закону от 24 июня 1998 г. № 89‑ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

  • I класс — чрезвычайно опасные отходы;
  • II класс — высокоопасные отходы;
  • III класс — умеренно опасные отходы;
  • IV класс — малоопасные отходы;
  • V класс — практически неопасные отходы.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I–IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством России. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением требований к измерениям, средствам измерений, установленных законодательством об обеспечении единства измерений.

Федеральный квалификационный каталог отходов (далее — каталог отходов) утвержден приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242, согласно которому возможно определить класс отходов.

Например, в процессе финансово-хозяйственной деятельности, включая обучение слушателей, учреждением образования накоплены использованные картриджи офисного оборудования. Согласно каталогу отходов картриджи печатающих устройств с содержанием тонера 7 процентов и более отработанные относятся к коду 4 81 203 01 52 3, где «3» (последняя цифра в коде) означает класс отходов — III класс — умеренно опасные отходы.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами — влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 8.2 КоАП РФ).

Таким образом, оформление паспорта отходов вменяется учреждениям государственного сектора экономики согласно классу опасности.

Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант

По какой статье расходов следует оплачивать работы по замеру сопротивления заземления с протоколом испытания?

59_3.png

Согласно положениям Указаний № 65н на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне России, субъекта России, казне муниципального образования, в том числе на измерение сопротивления изоляции электропроводки, испытание устройств защитного заземления.

Исходя из норм Указаний № 65н работы по замеру сопротивления заземления с протоколом испытания следует отражать по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Отвечала А. А. КУЧЕРЕНКО, консультант

Орган местного самоуправления принял решение о предоставлении земельных участков, право собственности на которые не разграничено, в аренду.

До 2018 года такие участки не подлежали учету на балансовых счетах.

В связи со вступлением в силу федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора в 2018 году такие участки стали активом, так как приносят экономическую выгоду в виде арендных платежей, следовательно, должны быть приняты к учету на балансовых счетах.

На каком счете орган местного самоуправления должен отразить такие участки: 0 103 00 000 «Непроизведенные активы» или 108 «Нефинансовые активы имущества казны»? И какой документ должен стать основанием, ведь свидетельство о государственной регистрации права собственности или иного права пользования такими участками не может быть получено?

До принятия СГС «Аренда» земельные участки, переданные в аренду, право собственности на которые не разграничено, учитывались на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» (п. 381 Инструкции № 157н).

СГС «Аренда» определен порядок признания объектов учета при предоставлении имущества в пользование за плату (операционная аренда) в бюджетном учете арендодателя (арендатора).

Взаимоотношения арендодателя (наймодателя) и арендатора (нанимателя) по предоставлению имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование в соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса оформляются договором аренды (имущественного найма). При этом обратите внимание, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Согласно пункту 38 Инструкции № 162н в случае передачи имущества казны в операционную аренду делается бухгалтерская запись с одновременным отражением в структуре соответствующих групп (видов) нефинансовых активов на соответствующих забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта нефинансовых активов:

Дебет 0 108 00 000 (0 108 51 310, 0 108 52 310, 0 108 54 320, 0 108 55 330, 0 108 57 310)
«Нефинансовые активы имущества казны»
Кредит 0 108 00 000 (0 108 51 310, 0 108 52 310, 0 108 54 320, 0 108 55 330, 0 108 57 310)
«Нефинансовые активы имущества казны».

Кроме того, имущество казны, переданное органом, уполномоченным на управление таким имуществом, за плату или в безвозмездное пользование коммерческим и (или) некоммерческим организациям, реклассифицируется, но продолжает учитываться на счете 1 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну» (письмо Минфина России от 6 августа 2018 г. № 02-06-10/55503).

Отвечала Л. А. ЕМЕЛЬЯНОВА, консультант

Здание было получено в безвозмездное пользование без указания балансовой стоимости и в 2017 году учитывалось на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости один рубль.

Как будет учитываться это имущество в 2018 году — на счете 0 101 00 000 «Основные средства» по стоимости один рубль?

СГС «Основные средства» предусматривает ситуации, когда объекты бухгалтерского учета ранее не учитывались в составе основных средств и (или) отражались на забалансовом учете, а с 2018 года признаются субъектом учета в составе основных средств. То есть отражаются в учете на соответствующих балансовых счетах по их первоначальной стоимости (п. 57 СГС «Основные средства»).

При первом применении СГС «Основные средства» объекты недвижимого имущества отражаются в учете на соответствующих балансовых счетах по их кадастровой стоимости, которая признается балансовой стоимостью указанных объектов основных средств. Если кадастровая оценка для объекта недвижимости по каким-либо причинам недоступна на дату первого применения стандарта, учреждение отражает такие активы по ранее сформированным оценкам (п. 58, 59 СГС «Основные средства»). Если балансовая стоимость объекта до первого применения не была сформирована, то — в условной оценке: один объект — один рубль.

Оценка используется до момента, когда по объекту недвижимости будет определена актуальная кадастровая оценка. После ее получения осуществляется пересмотр балансовой стоимости и срока полезного использования объекта (п. 59 СГС «Основные средства»).

Из вопроса следует, что учреждение не является балансодержателем здания. То есть у учреждения нет оснований переводить объект на свой баланс в качестве основного средства.

С 2018 года аренда разделяется на операционную и неоперационную (финансовую). Прежде чем оформлять какие-либо записи, необходимо определиться с типом арендных отношений. Аренда является операционной, если:

  • срок пользования имущества меньше и несопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении;
  • общая сумма арендной платы ниже и несопоставима со справедливой стоимостью имущества, которое передается в пользование.

Как правило, аренда зданий, помещений признается операционной. В этом случае при первом применении СГС «Аренда» учреждение должно было сформировать входящие остатки и отразить их записью:

Дебет 0 111 4Х 350
«Увеличение стоимости прав пользования нефинансовыми активами»
Кредит 0 401 30 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
— отражено право пользования объектом имущества в 2017 году с одновременным списанием с забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование» (1 руб.).

На счете 0 111 40 000 «Право пользования нефинансовыми активами» учитывается право пользования объектом имущества, полученного в соответствии с договором аренды в безвозмездное (бессрочное) пользование, относящегося к объектам учета операционной аренды в сумме справедливой рыночной стоимости. Справедливая стоимость определяется на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен — как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (п. 26 СГС «Аренда»).

Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»

В рамках действующего договора учреждение безвозмездно использует плавательные дорожки в бассейне. Кроме прочих в контракте установлены условия:

  • количество дорожек;
  • дни недели и часы, закрепленные для использования.

Надо ли было в 2017 году вести учет этого договора?

В целях контроля и учета договор учреждения на право безвозмездного использования плавательных дорожек в бассейне в 2017 году должен был быть отражен на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Отвечала А. В. КОНДРАТЬЕВА, бухгалтер

В соответствии с необходимостью и согласно распоряжению руководителя учреждения сотруднику продлили командировку. При переоформлении ранее приобретенного билета компания-перевозчик удержала штраф. Надо ли принимать к возмещению командировочных расходов работника сумму штрафа, удержанную компанией-перевозчиком?

Согласно пункту 12 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства России от 13 октября 2008 г. № 749, оплата услуг по оформлению проездных документов включается в расходы по проезду к месту командировки и обратно на территории России. Следовательно, и штраф, удержанный за переоформление билета, входит в сумму возмещения.

Для обоснования этого расхода должен быть издан приказ (распоряжение) руководителя учреждения с указанием причины и срока продления командировки, а также требование оплаты дополнительных расходов, возникших в связи с увеличением срока командировки. Это могут быть суточные, оплата жилья, затраты на переоформление, возврат и приобретение нового билета на проезд из командировки.

Отвечала Ю. Л. АНОХИНА,
консультант

По результатам проведенной инвентаризации в бюджетном учреждении было выявлено, что стол для переговоров, учитываемый в составе инвентарного объекта — набора кабинетной мебели, поврежден и ремонту не подлежит. Комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов приняла решение о его списании.

Набор кабинетной мебели стоимостью 38 000 был приобретен за счет субсидии на выполнение государственного задания и принят к учету в составе особо ценного имущества. При передаче его в эксплуатацию начислена амортизация в размере 100 процентов. Комиссия учреждения установила стоимость стола, пришедшего в негодность, в размере 18 000 рублей. Убытка от обесценения нет.

Как отразить в учете бюджетного учреждения частичную ликвидацию набора кабинетной мебели (стола для переговоров)?

В пунктах 19 СГС «Основные средства», 27 Инструкции № 157н указано об изменении первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов по ряду причин, в том числе и в результате частичной ликвидации объектов нефинансовых активов.

Порядок определения стоимости ликвидируемых частей инвентарного объекта и доли приходящейся на них начисленной амортизации следует закрепить в учетной политике учреждения.

Частичная ликвидация инвентарного объекта осуществляется на основании акта о частичной ликвидации объекта основных средств. В учете бюджетного учреждения операция отражается согласно Инструкции № 174н:

Дебет 4 104 26 411
«Уменьшение за счет амортизации стоимости инвентаря производственного и хозяйственного — особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 101 26 410
«Уменьшение стоимости инвентаря производственного и хозяйственного — особо ценного движимого имущества учреждения»
— отражена частичная ликвидация набора кабинетной мебели (списание стола для переговоров) (18 000 руб.);

Дебет 4 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 4 210 06 660
«Уменьшение расчетов с учредителем»
— отражены расчеты с учредителем в сумме изменения балансовой стоимости комплекта корпусной мебели (18 000 руб.) методом «красное сторно».

Стол для переговоров, в отношении которого принято решение о списании, до момента его утилизации или уничтожения следует учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» в условной оценке: один объект — один рубль (п. 335 Инструкции № 157н).

Частичная ликвидация набора кабинетной мебели отражается в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»


Реклама