Бюджетная классификация: отдельные вопросы

Мы продолжаем цикл публикаций с разъяснением порядка применения бюджетной классификации. На вопросы отвечает Д.В. Новиков – советник отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации.

Бюджеты субъектов Российской Федерации

Вопрос. Просьба разъяснить порядок применения функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации  при отражении расходов, осуществляемых за счет резервного фонда исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Ответ. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 152н, планирование ассигнований на образование резервных фондов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется по разделу 0100 «Общегосударственные вопросы», подразделу 0113 «Резервные фонды», целевой статье 070 00 00 «Резервные фонды», виду расходов 183 «Резервные фонды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Указаниями также разъяснено, что в случае принятия в установленном порядке решения об использовании средств резервных фондов расходы отражаются по соответствующим разделам функциональной классификации исходя из отраслевой и ведомственной принадлежности. При этом недопустимо изменять все из указанных выше показателей функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, поскольку необходимо сохранить признак, указывающий на принадлежность расходов к соответствующему источнику. Этим признаком может выступать вид расходов, а в отдельных случаях – целевая статья и вид расходов. 
Так, например, расходы, осуществляемые на основании соответствующего нормативного правового акта, устанавливающего порядок расходования средств резервного фонда, необходимость издания которого установлена пунктом 4 статьи 81 Бюджетного кодекса, подлежат отражению по следующим показателям функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации:
 расходы по передаче муниципальному образованию средств резервного фонда субъекта Российской Федерации на осуществление мероприятий по предотвращению или ликвидации стихийных бедствий следует отражать по разделу 1100 «Межбюджетные трансферты», подразделу 1101 «Финансовая помощь бюджетам других уровней», целевой статье 520 00 00 «Иные безвозмездные и безвозвратные перечисления», виду расходов 183 «Резервные фонды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;
 расходы за счет средств резервного фонда на оказание материальной помощи служащему администрации субъекта Российской Федерации следует отражать по разделу 0100 «Общегосударственные вопросы», подразделу 0104 «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций», целевой статье 070 00 00 «Резервные фонды», виду расходов 183 «Резервные фонды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Вопрос. По каким показателям бюджетной классификации следует отражать операции, связанные с выделением средств из бюджета субъекта Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества, а также на формирование (увеличение) уставного фонда государственных унитарных предприятий, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации?

Ответ. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 152н, операции, связанные с выделением средств из бюджета субъекта Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества, а также на формирование (увеличение) уставного фонда государственных унитарных предприятий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, подлежат отражению по коду 000 05 00 00 00 02 0000 530 «Приобретение акций и иных форм участия в капитале в собственность субъектов Российской Федерации» классификации источников внутреннего финансирования  дефицитов бюджетов Российской Федерации (приложение 7 к Указаниям).

Судебная система

Вопрос. На какую статью экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации следует относить расходы на приобретение путевок судьям, находящимся в отставке?

Ответ. В сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2006 год расходы на обеспечение путевками судьей, находящихся в отставке, предусмотрены по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению».
Однако следует иметь в виду, что с 2007 года (в целях обеспечения соблюдения требований Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 152н, для отражения расходов на указанные выше цели планируется применение подстатьи 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления».

Вооруженные силы и правоохранительные органы

Вопрос.  Какую статью экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации следует применять для отражения расходов на обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, денежными средствами для проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси)?

Ответ. Расходы на возмещения фактических затрат военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на проезд всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) входят в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г. № 47 «О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту» в состав ежемесячной надбавки к окладу по должности (воинской должности), в связи с чем подлежат отражению по подстатье 211 «Заработная плата» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (приложение 5 к  Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 152н).
Учитывая аналогичное назначение выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 816 «Об обеспечении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, денежными средствами для проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси)» (в соответствии с данным постановлением Правительства Российской Федерации издан приказ Минобороны России от 30 декабря 2004 г. № 456 «О размерах и порядке обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, денежными средствами для проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси)», согласно которому расходы на указанные цели производятся за счет источника, по которому военнослужащим выплачивается денежное довольствие), расходы по данной выплате целесообразно относить на указанную выше подстатью экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Образование

Вопрос.  Просим разъяснить порядок применения экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации при отражении расходов на оплату руководителям студенческой практики. Письмом Минфина России от 14 апреля 2006 г. № 02-14-10/880 указанные расходы отнесены на статью 290 «Прочие расходы» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, однако в большинстве случаев с руководителем практики заключается договор возмездного оказания услуг и встает вопрос о применении подстатьи 226 «Прочие услуги».

Ответ. Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 14 апреля  2006 г. № 02-14-10/880 разъяснено, что отнесение расходов по оплате руководителям практики от предприятий, учреждений, организаций услуг по руководству учебной производственной практикой студентов и учащихся образовательных учреждений профессионального образования (в соответствии с Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденным приказом Минобразования России от 25 марта 2003 г. № 1154, разработанным в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») осуществляется по подстатье 290 «Прочие расходы» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (приложение 5 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 152н).
Вместе с тем следует отметить, что в случае, когда учебная практика является продолжением (частью) изучения дисциплин и проводится преподавателями соответствующих кафедр учебного заведения, в должностные обязанности которых входит руководство практикой, расходы подлежат отражению по подстатье 211 «Заработная плата». Если же между образовательным учреждением и руководителем практики заключен договор гражданско-правового характера (в данном случае договор возмездного оказания услуг), расходы на выплату по указанному договору следует относить на подстатью 226 «Прочие услуги».

Общие вопросы

Вопрос.  Просим разъяснить вопрос о порядке применения бюджетной классификации при отнесении затрат, связанных с приобретением бюджетным учреждением устройств флеш-памяти.

Ответ. Согласно положениям Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 г. № 25н, а также разделу VI «Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации» Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 152н, USB-накопители (USB-Flash) относятся к основным средствам, и расходы на их приобретение следует относить на подстатью 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Вопрос.  На какие показатели функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации следует относить расходы по опубликованию в официальном печатном издании информации о размещении заказов на приобретение нефинансовых активов и услуг в целях обеспечения текущей деятельности учреждений?

Ответ. Расходы на оплату услуг по опубликованию в официальном печатном издании информации о размещении заказов на приобретение нефинансовых активов и услуг в целях обеспечения текущей деятельности учреждений, осуществляемые в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» следует относить на подстатью 226 «Прочие услуги» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (приложение 5 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 152н). Что касается функциональной классификации, то указанная выше подстатья должна применяться в увязке с показателями функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, по которым отражаются расходы на текущее содержание учреждений, приобретающих указанные выше услуги.

Вопрос.  Каков порядок применения статей экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации 226 «Прочие услуги»,  статей 310 «Увеличение стоимости основных средств» и 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» при отражении расходов, связанных с государственными капитальными вложениями текущего года (будущих периодов), в том числе в части оплаты проектно-изыскательских работ, предшествующих (сопровождающих) государственные капитальные вложения?

Ответ. Для составления сводной бюджетной росписи федерального бюджета в части расходов, направляемых на государственные капитальные вложения, и осуществления их кассового расхода по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов федеральной собственности, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу, а также в целях обеспечения непрерывного их финансирования применяются следующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации:
1. По вновь начинаемым стройкам и объектам не обеспеченным утвержденной проектно-сметной документацией.
Расходы по отводу земельного участка по стройкам и объектам, включая выкуп земли, следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» для объектов, которые после ввода в эксплуатацию передаются  в оперативное управление  бюджетным учреждениям (далее – объекты бюджетных учреждений), и статью 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» для объектов, которые после ввода в эксплуатацию передаются в хозяйственное ведение (оперативное управление)  государственных унитарных предприятий (далее – объекты государственных унитарных предприятий).
Расходы на выполнение проектных и изыскательских работ, а также проведение экспертизы проектно-сметной документации следует относить на подстатью 226 «Прочие услуги» для объектов бюджетных учреждений и статью 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» для объектов государственных унитарных предприятий.
Расходы на выполнение функций заказчика-застройщика по вновь начинаемым стройкам, осуществляемых Дирекцией строящегося объекта, отражаются:
– по соответствующим статьям – подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в соответствии со сметой доходов и расходов при выполнении функций дирекции бюджетными учреждениями. При этом применяется вид расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации 327 «Обеспечение деятельности подведомственных учреждений»;
– по подстатье 310 «Увеличение стоимости основных средств» для объектов бюджетных учреждений при выполнении функций Дирекции, образованной в форме государственного унитарного предприятия;
– по статье 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» для объектов государственных унитарных предприятий при выполнении функций Дирекции, образованной в форме государственного унитарного предприятия.
2. После утверждения в установленном порядке проектно-сметной документации и включения в бюджетные обязательства Российской Федерации выполнение строительно-монтажных и иных работ, услуг по объектам, планирование расходов и исполнение кассового расхода федерального бюджета осуществляются по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» для объектов бюджетных учреждений, по статье 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» для объектов государственных унитарных предприятий.
Расходы на проектные и изыскательские работы, необходимость которых возникает в процессе проведения строительно-монтажных работ на объекте, и экспертиза проектно-сметной документации, а также пусконаладочные работы, необходимые для ввода объекта, следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» для объектов бюджетных учреждений, а на статью 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» для государственных унитарных предприятий.
Оплата договоров на проведение авторского надзора проектных организаций осуществляется заказчиком-застройщиком с отнесением расходов на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» для объектов бюджетных учреждений, а на статью 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» для объектов государственных унитарных предприятий.
Расходы на выполнение функций заказчика-застройщика по вновь начинаемым стройкам, осуществляемых дирекцией строящегося объекта, отражаются в порядке, указанном в пункте 1.
При осуществлении строительного контроля по договору с инженерной организацией  на объектах реконструкции, технического перевооружения, которые находятся в оперативном управлении у бюджетных учреждений, расходы отражаются соответственно по подстатье 310 «Увеличение стоимости основных средств» и 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале».

Вопрос.  Какие статьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации следует применять при отражении расходов на монтаж пожарной сигнализации, локальной вычислительной сети, охранной сигнализации и других сетей, элементами которых являются объекты основных средств, приобретаемые подрядчиком, осуществляющим монтаж?

Ответ. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 152н, расходы на оплату услуг по договорам, предметом которых является монтаж пожарной сигнализации, локальной вычислительной сети, охранной сигнализации и других сетей (далее – Сети) (кассовые расходы), следует относить на подстатью 226 «Прочие услуги».
При приеме Сетей в эксплуатацию (фактические расходы) объекты основных средств, являющиеся их элементами, должны быть поставлены на балансовый учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 г. № 25н, и соответственно отражены по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств». Затраты на монтажные работы, составляющие, как правило, большую часть в итоговой сумме выплат по договору, подлежат списанию на расходы с отражением по подстатье 226 «Прочие услуги».


Реклама