Бюджетная классификация РФ в 2007 году
Этот год со всеми его проблемами и вопросами, касающимися в том числе и бюджетной классификации Российской Федерации, близится к завершению. В связи с эти всех финансистов-бюджетников нашей страны, занятых в настоящее время формированием бюджетов на 2007 год, особенно волнует следующий вопрос: какой будет бюджетная классификация Российской Федерации в 2007 году, насколько она изменится по отношению к бюджетной классификации, применяющейся в 2006 году. Постараюсь ответить на этот вопрос.
Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, действующие в 2006 году, утверждены приказом Минфина России от 21 декабря 2005 г. № 152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее – Приказ № 152н).
Указанный приказ пришел на смену приказу Минфина России от 10 декабря 2004 г. № 114н, имевшему аналогичное название – «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее – Приказ № 114н).
Приказ № 114н был издан Минфином России в развитие положений постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». Напомню, что указанным постановлением одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 – 2006 годах, предусматривающая, в частности, приведение структуры и содержания бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета в соответствие с целями и задачами осуществляемых реформ, в том числе с переориентацией бюджетного процесса на достижение конечных результатов.
Останавливаться на анализе изменений, которые принес процесс реформирования бюджетной классификации Российской Федерации в 2004 году, оформленный в итоге Приказом № 114н, а также впоследствии Приказом № 152н, мы не будем. Упомяну только, что так называемая новая бюджетная классификация применяется участниками бюджетного процесса уже практически в течение двух лет.
Каждый из вас, наверное, помнит, что Приказу № 114н и Приказу № 152н предшествовали приказы, носящие, так скажем, информативный характер. Это были следующие приказы Минфина России:
• от 27 августа 2004 г. № 72н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год»;
• от 14 сентября 2005 г. № 119н «О применении бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2006 год».
Приведенные приказы, как видно из названий, предназначались именно для составления бюджетов. Целью их издания была необходимость исключения информационного «голода», связанного с долгосрочностью законодательных процедур (по сложившейся практике последних лет ежегодный Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» Президент РФ подписывает в декабре месяце).
Безусловно, информировать субъектов бюджетного планирования о предстоящих изменениях в бюджетной классификации менее чем за месяц до начала нового бюджетного года как минимум неправильно, ведь основные, концептуальные и необходимые субъектам бюджетного планирования положения должны быть доведены до них заблаговременно.
Этот год в свете изложенного выше не исключение – 25 августа 2006 г. Министром финансов Российской Федерации подписан приказ № 112 «О бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2007 год» (далее – Приказ № 112н).
Без глобальных перемен
«Приказ Минфина России от 25 августа 2006 г. № 112н «О применении бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2007 год» содержит в себя позитивную информацию для субъектов бюджетного планирования», – поделился с нами Д.В. Новиков, советник отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики Минфина России. Изучив приказ, вы убедитесь, что в следующем году бюджетной классификации Российской Федерации не грозит очередная метаморфоза.
Уточнение кодов, статей и других составляющих бюджетной классификации носит технический характер. Внесенные поправки отражают текущий процесс, связанный с изменениями, произошедшими в процессе исполнения бюджетов на 2006 год. Не планируется изменение и ЭКР».
Обзор Приказа о бюджетной классификации
Приказ № 112н предписывает при составлении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на 2007 год применять бюджетную классификацию Российской Федерации согласно приложениям 1, 2 и 3 к нему. Это предписание основано прежде всего на законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон “О бюджетной классификации Российской Федерации”» (в редакции которого составлен проект федерального бюджета на 2007 год) , далее – Законопроект.
Приказ № 112н имеет несколько приложений. Рассмотрим их.
Приложение 1 к Приказу № 112н (далее – Приложение 1) содержит новую редакцию:
• классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
• перечня целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
• перечня видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
• классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
• наименований администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации;
• наименований главных распорядителей средств федерального бюджета – администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Приложение 2 к Приказу № 112н (далее – Приложение 2) предусматривает исключение вида долга 015 «Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации» из классификации видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга.
Приложение 3 к Приказу № 112н (далее – Приложение 3) включает в себя две таблицы:
• соответствия кодов видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации, применяемых при передаче средств в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;
• соответствия кодов видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации, применяемых при передаче средств в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Первая таблица наглядно демонстрирует:
• показатели классификации доходов бюджетов Российской Федерации, по которым подлежат отражению в доходной части соответствующего бюджета целевые поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
• виды расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Виды расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации необходимо примененять:
• при отражении операций по передаче средств бюджетам нижестоящего уровня на осуществление полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления);
• при отражении расходов, связанных с непосредственным осуществлением полномочий соответствующим уровнем власти.
Вторая таблица выстроена аналогичным образом, но отражает порядок применения:
• показателей классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
• показателей функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, по которым отражаются операции по передаче и расходованию средств на осуществление полномочий органами управления государственных внебюджетных фондов и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Очевидно, что Приложение 2 и Приложение 3 в комментариях не нуждаются, а вот изменения, предусмотренные Приложением 1, следует осветить более подробно.
Комментарий к Приложению 1
Приказ № 112н, как, собственно, и положения упомянутого выше Законопроекта, предусматривает уточнение составляющих бюджетной классификации в связи с изменениями, произошедшими в процессе исполнения бюджетов на 2006 год:
• в структуре классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
• в функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
• в классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
• в структуре администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации и главных распорядителей средств федерального бюджета – администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Основные новшества классификации доходов бюджетов Российской Федерации
Дополнительные коды бюджетной классификации группы 000 1 00 00000 00 0000 000 "Доходы" представлены в справке «Дополнительные коды классификации доходов».
Дополнительные коды классификации доходов
Группа 000 1 00 00000 00 0000 000 «Доходы» классификации доходов бюджетов Российской Федерации дополнена следующими кодами бюджетной классификации:
000 1 07 01030 01 0000 110 «Налог на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов»;
000 1 12 02013 01 0000 120 «Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории Российской Федерации по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов»;
000 1 13 01050 01 0000 130 «Доходы от операций с продукцией особого хранения»;
000 1 13 01090 01 0000 130 «Средства, уплачиваемые импортерами таможенным органам за выдачу акцизных марок»;
000 1 13 01270 01 0000 130 «Доходы, поступающие в порядке возмещения федеральному бюджету средств, выплаченных на покрытие процессуальных издержек»;
000 1 14 03013 01 0000 440 «Средства от реализации секвестрованной древесины»;
000 1 16 31000 01 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение порядка работы с денежной наличностью, ведения кассовых операций и невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций»;
000 1 16 32000 00 0000 140 «Поступления от возмещения сумм, израсходованных незаконно или не по целевому назначению, а также доходов, полученных от их использования» .
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уточняется значение кода элемента «03» (12-13 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации). Этот код будет соответствовать бюджетам внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
С целью увеличения прозрачности финансовых потоков в части получения и передачи межбюджетных трансфертов виды доходов группы 000 2 00 00000 00 0000 000 «Безвозмездные поступления» приведены во соответствие с видами расходов.
Перечень целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации
Упорядочены расходы на федеральные целевые программы, а именно:
• Федеральные целевые программы (подпрограммы), срок действия которых истек, – исключены;
• перечень целевых статей расходов дополнен новыми программами (подпрограммами).
В целях обеспечения единства отражения реализации муниципальных целевых программ введена целевая статья 795 00 00 «Целевые программы муниципальных образований».
В целях мониторинга за реализацией приоритетных национальных проектов введены целевые статьи 104 00 00 «Федеральная целевая программа “Жилище” (второй этап)», 106 00 00 «Строительство федеральных центров высоких медицинских технологий», 107 00 00 «Строительство современных перинатальных центров».
При этом в составе целевых статей 104 00 00 «Федеральная целевая программа «Жилище» (второй этап)» (104 40 00 «Подпрограмма «Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», 106 00 00 «Строительство федеральных центров высоких медицинских технологий», отражены конкретные объекты капитального строительства.
Перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации
Для обеспечения контроля за использованием средств, передаваемых в виде субсидий и субвенций из федерального бюджета в другие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, введены обособленные виды расходов для отражения передаваемых средств, а также для осуществления расходов за счет указанных средств.
Кроме того, на уровне видов расходов продолжена детализация расходов, направляемых на реализацию приоритетных национальных проектов. Для этого в целях дальнейшего обособления мероприятий, осуществляемых в рамках приоритетных национальных проектов (в том числе для реализации демографической политики, а также в части проекта развития агропромышленного комплекса), перечень видов расходов дополнен новыми видами расходов.
Для реализации демографической политики, предусматривающей качественное улучшение системы поддержки материнства и детства в целях существенного повышения рождаемости в стране, в перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации были введены новые виды расходов (см. соответствующую справку)
Новые виды расходов
• 417 «Субсидии бюджетам на выплату компенсации затрат на дошкольное образование»;
• 418 «Субсидии бюджетам на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также на выплату заработной платы приемному родителю»;
• 419 «Субвенции бюджетам на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью»;
• 425 «Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
• 497 «Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий»;
• 763 «Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию».
В связи с расширением круга мероприятий, финансируемых в рамках национального проекта «Развитие АПК» введены новые виды расходов:
426 «Субсидии бюджетам на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства»;
427 «Субсидии бюджетам на поддержку племенного животноводства»;
428 «Субсидии бюджетам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до пяти лет в российских кредитных организациях на приобретение племенного скота, техники и оборудования для животноводческих комплексов».
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации
В целях приведения классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации в соответствие с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, устанавливающими нормативы распределения основных видов поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, коды бюджетной классификации подгруппы 000 06 00 00000 00 0000 430 «Продажа (уменьшение стоимости) земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации отредактированы (см. соответствующую справку)
Новая редакция подгруппы
000 06 00 00000 00 0000 430
• 000 06 01 00 00 00 0000 430 «Поступления от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю»;
• 000 06 01 01 00 00 0000 430 «Поступления от продажи земельных участков, предназначенных для целей жилищного строительства, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю»;
• 000 06 01 01 00 02 0000 430 «Поступления от продажи земельных участков, предназначенных для целей жилищного строительства, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга»;
• 000 06 01 01 00 04 0000 430 «Поступления от продажи земельных участков, предназначенных для целей жилищного строительства, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в границах городских округов»;
• 000 06 01 01 00 05 0000 430 «Поступления от продажи земельных участков, предназначенных для целей жилищного строительства, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в границах межселенных территорий»;
• 000 06 01 01 00 10 0000 430 «Поступления от продажи земельных участков, предназначенных для целей жилищного строительства, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в границах поселений»;
• 000 06 01 02 00 00 0000 430 «Поступления от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю (за исключением земельных участков, предназначенных для жилищного строительства)»;
• 000 06 01 02 00 02 0000 430 «Поступления от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (за исключением земельных участков, предназначенных для жилищного строительства)»;
• 000 06 01 02 00 04 0000 430 «Поступления от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в границах городских округов (за исключением земельных участков, предназначенных для жилищного строительства)»;
• 000 06 01 02 00 05 0000 430 «Поступления от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в границах межселенных территорий (за исключением земельных участков, предназначенных для жилищного строительства)»;
• 000 06 01 02 00 10 0000 430 «Поступления от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в границах поселений (за исключением земельных участков, предназначенных для жилищного строительства)»;
• 000 06 02 00 00 00 0000 430 «Поступления от продажи земельных участков после разграничения собственности на землю»;
• 000 06 02 00 00 01 0000 430 «Поступления от продажи земельных участков после разграничения собственности на землю, находящихся в федеральной собственности»;
• 000 06 02 00 00 02 0000 430 «Поступления от продажи земельных участков после разграничения собственности на землю, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации»;
• 000 06 02 00 00 03 0000 430 «Поступления от продажи земельных участков после разграничения собственности на землю, находящихся в собственности внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга»;
• 000 06 02 00 00 04 0000 430 «Поступления от продажи земельных участков после разграничения собственности на землю, находящихся в собственности городских округов»;
• 000 06 02 00 00 05 0000 430 «Поступления от продажи земельных участков после разграничения собственности на землю, находящихся в собственности муниципальных районов»;
• 000 06 02 00 00 10 0000 430 «Поступления от продажи земельных участков после разграничения собственности на землю, находящихся в собственности поселений».
Администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации.
В данной составляющей бюджетной классификации Российской Федерации продолжена работа по закреплению доходных источников за конкретными администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации. Кроме того, применительно к администраторам поступлений в бюджеты Российской Федерации следует проинформировать участников бюджетного процесса о том, что в рамках Законопроекта предложены следующие изменения:
• законопроект предусматривает приведение частей третьей и четвертой статьи 2 Федерального закона «О бюджетной Классификации Российской Федерации» в соответствие со статьей 20 Бюджетного кодекса в части администраторов поступлений в бюджеты – главных распорядителей бюджетных средств, не являющихся органами государственной власти Российской Федерации (например, Государственный Эрмитаж, Большой театр);
• законопроект также предусматривает редакционную правку статьи 2 Федерального закона «О бюджетной Классификации Российской Федерации» в части включения в перечень администраторов поступлений в федеральный бюджет органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Подведем итоги
Предвосхищая вопрос об экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, скажу, что данная классификация каким-либо изменениям в 2007 году подвергнута не будет.
Многочисленные изменения показателей бюджетной классификации Российской Федерации, в том числе редакционные неминуемы в процессе прохождения через тернии законодательных процедур проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О бюджетной классификации Российской Федерации”», в ближайшее время доработки указаний по применению бюджетной классификации не планируется. Поэтому к декабрю 2006 года Приказ 112н, а также изменения показателей бюджетной классификации Российской Федерации, которые последуют в течение предстоящих двух с половиной месяцев, преобразуются в новый приказ Минфина Россиb «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», изданный в соответствии с новым федеральным законом.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что свою изначально заложенную функцию – обеспечение субъектов бюджетного планирования информацией об основных, концептуальных направлениях развития бюджетной классификации Российской Федерации, а также об изменениях, грядущих с 1 января 2007 года, – приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 августа 2006 г. № 112н «О бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2007 год» успешно выполнил.
Новиков Д.В.,
советник Отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации