Бюджетная классификация: отдельные вопросы
Вопросы применения бюджетной классификации представляют особый интерес для участников бюджетного процесса, что подтверждают многочисленные письма, поступающие в адрес Минфина России. Это свидетельствует о том, что данная проблема требует дополнительного рассмотрения и обсуждения.
Изменения, произошедшие с бюджетной классификацией в 2006 году, рассматривались в предыдущих номерах журнала. В данной статье в рамках схемы «Вопрос–Ответ» предлагаю рассмотреть некоторые из наиболее часто встречающихся вопросов по бюджетной классификации в 2006 году.
Бюджеты субъектов Российской Федерации
Вопрос. Просим разъяснить порядок отражения расходов на содержание отраслевых органов местной администрации, как обладающих правами юридического лица, так и не обладающих таковыми. А именно следует ли отражать эти расходы:
– по подразделу 0104 «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций»
– либо по соответствующим разделам и подразделам бюджетной классификации в соответствии с отраслевой принадлежностью. Например, отдел по образованию – по подразделу 0709 «Другие вопросы в области образования», отдел по культуре и искусству – по подразделу 0806 «Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации» и т. д.?
Ответ. Расходы на содержание отраслевых органов местного самоуправления по подразделу 0104 «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций» не предусмотрены (Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 2005 г. № 152н, далее по тексту статьи – Указания). Их следует отражать по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в соответствии с отраслевой принадлежностью указанных выше органов.
Вместе с тем, если ввиду отсутствия отраслевых органов местного самоуправления, их функции выполняют отраслевые отделы местной администрации – ее структурные подразделения, расходы на обеспечение деятельности данных отделов подлежат отражению по подразделу 0104 «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций».
Вопрос. Просим разъяснить порядок применения ЭКР бюджетов РФ в части указания кодов, на которые должны быть отнесены расходы общеобразовательных учреждений, осуществляемые за счет средств, полученных в качестве государственной поддержки из федерального бюджета общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и отражаемых по виду расходов 621 «Внедрение инновационных образовательных программ в государственных и муниципальных общеобразовательных школах».
Ответ. Согласно Указаниям данные расходы следует относить на статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (приложение 5 к Указаниям) в зависимости от их экономического содержания.
Вооруженные силы и правоохранительные органы
Вопрос. На какой вид расходов и подстатью экономической классификации нужно относить расходы военных комиссариатов:
– по компенсации транспортных затрат на перевозку призывников от места жительства до районного призывного пункта;
– по оплате медицинских услуг при направлении комиссариатом граждан на медицинское освидетельствование или лабораторное исследование?
Ответ. Согласно Указаниям расходы военных комиссариатов, направляемые на компенсацию транспортных затрат предприятий и организаций, связанных с перевозкой призывников, следует относить на подстатью 290 «Прочие расходы» в рамках вида расходов 252 «Мероприятия в области национальной обороны».
Расходы по оплате услуг медицинских учреждений, в которые военные комиссариаты на основании соответствующих договоров направляют граждан для медицинского освидетельствования (проведения лабораторных исследований), следует относить на подстатью 226 «Прочие услуги» в рамках вида расходов 234 «Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию при постановке на первоначальный воинский учет».
Вопрос. Просим разъяснить порядок применения приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 152н в части отражения расходов на оплату проезда гражданского персонала, работающего в воинских частях, дислоцируемых в районах Крайнего Севера к месту проведения отпуска и обратно, а также на выплату денежной компенсации за санаторно-курортное лечение военнослужащих.
Ответ. Сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2006 год в рамках главы 187 «Министерство обороны Российской Федерации», раздела 0200 «Национальная оборона», подраздела 0201 «Вооруженные Силы Российской Федерации»:
– расходы на оплату проезда предусмотрены по целевой статье 201 00 00 «Материально-техническое обеспечение», виду расходов 233 «Обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации», подстатье 212 «Прочие выплаты» ЭКР бюджетов Российской Федерации.
– расходы на выплату денежной компенсации за санаторно-курортное лечение, (осуществляемые в соответствии с Законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), предусмотрены по целевой статье 202 00 00 «Воинские формирования (органы, подразделения)», виду расходов 233 «Обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации», подстатье 212 «Прочие выплаты» ЭКР бюджетов Российской Федерации.
Вопросы в части «сетей» и «сигнализаций»
Очень много вопросов получателей бюджетных средств связано с применением ЭКР бюджетов Российской Федерации в отношении порядка отражения расходов на монтаж, ремонт, модернизацию локально-вычислительных сетей, корпоративных сетей передачи данных, охранной и пожарной сигнализаций.
Вопрос. Что является критерием постановки на балансовый учет систем охранной и пожарной сигнализации? Данный критерий необходим для оплаты расходов по договорам на техническое обслуживание и ремонт сигнализации по подстатьям 225 «Услуги по содержанию имущества», либо 226 «Прочие услуги».
Ответ. В соответствии с Указаниями расходы на оплату услуг по договорам, предметом которых является монтаж охранной, пожарной сигнализации (далее – сигнализация), следует относить на подстатью 226 «Прочие услуги».
Отдельные элементы сигнализации по своим характеристикам могут подпадать под категорию основных средств, в связи с чем при приеме сигнализации в эксплуатацию указанные элементы должны быть поставлены на балансовый учет.
В дальнейшем расходы по оплате договоров на оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту, наладке, эксплуатации элементов сигнализации, учитываемых на балансе учреждения, следует относить на подстатью 225 «Услуги по содержанию имущества». Если же ремонт сигнализации не связан с технической неисправностью основных средств – отдельных элементов сигнализации (например, повреждение сетевого кабеля), расходы на оплату услуг по устранению неисправности следует относить на подстатью 226 «Прочие услуги».
Вопрос. Просим разъяснить порядок отражения расходов, связанных с монтажом локально-вычислительных сетей, корпоративных сетей передачи данных, охранно-пожарной сигнализации (далее – Сети), расходов, связанных с приобретением, установкой, наладкой необходимого для функционирования указанных Сетей и сигнализации оборудования, а также реконструкцией или модернизацией этих объектов.
Ответ. Согласно Указаниям расходы, связанные с монтажом Сетей, подлежат отнесению на соответствующие статьи и подстатьи ЭКР бюджетов Российской Федерации (приложение 5 к Указаниям) в следующем порядке:
– в случае если предметом договора, заключенного между бюджетным учреждением (заказчиком) и специализированной организацией (исполнителем) является оказание услуги по монтажу Сети, а исполнитель приобрел и установил необходимое для функционирования Сети оборудование, вся сумма выплат по данному договору (с учетом стоимости приобретенного оборудования) подлежит отражению по подстатье 226 «Прочие услуги»;
– если же к предмету договора отнесены отдельно услуги по монтажу Сети, а также поставка (приобретение) необходимого для ее функционирования оборудования (и при этом суммы выплат в рамках договора разделены по указанным направлениям), расходы по оплате договорных обязательств подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие услуги» и по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
– если монтаж Сети осуществляется исполнителем с использованием основных средств – будущих элементов Сети, предоставляемых заказчиком (объекты нефинансовых активов закуплены заказчиком заблаговременно с отражением расходов по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств»), расходы на оплату указанных услуг также подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие услуги».
Затраты, связанные с монтажом Сетей (стоимость услуг по монтажу, стоимость приобретенных и вмонтированных исполнителем в стены и потолки здания расходных материалов (короба, провода, розетки и т. д.)), следует относить на счет 0 401 01 226 «Расходы на прочие услуги». При этом отдельные элементы Сетей, относящиеся к основным средствам (в соответствии с критериями, установленными Инструкцией по бюджетному учету от 10 февраля 2006 г. № 25н), при приеме Сети в эксплуатацию должны быть отражены на соответствующих счетах по учету основных средств.
При проведении реконструкции или модернизации учитываемых на балансе учреждения основных средств – отдельных элементов Сетей произведенные затраты относят на счет 0 106 01 000 «Капитальные вложения в основные средства» с дальнейшим их отнесением на стоимость основных средств.
Вопрос. Просим сообщить, какими бухгалтерскими записями следует отражать в бюджетном учете операции, связанные с монтажом локальных вычислительных сетей.
Ответ. Если учреждение заключило договор, предметом которого является, к примеру, «Монтаж локальной вычислительной сети», отражение операций оформляют следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 0 302 09 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг»
Кредит 0 304 05 226
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате прочих услуг»
– оплата услуг по монтажу ЛВС;
Дебет 0 106 01 310
«Увеличение капитальных вложений в основные средства»
Кредит 0 302 09 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг»
– увеличение капитальных вложений в основные средства;
Дебет 0 401 01 226
«Расходы на прочие услуги»
Кредит 0 302 09 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг»
– списание на расходы монтажных услуг, включая стоимость приобретенных подрядчиком расходных материалов (розетки, провода, короба и т. д.);
Дебет 0 101 04 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования»
Кредит 0 106 01 410
«Уменьшение капитальных вложений в основные средства»
– оприходование объектов основных средств – элементов ЛВС.
Общие вопросы
Вопрос. Учреждение заключило договор со специализированной организацией на проведение ремонта помещений в здании, стоящем на его балансе. На какую статью ЭКР следует относить расходы, связанные с приобретением строительных материалов (линолеума, плитки и т.д.), необходимых для проведения ремонта?
Ответ. Если предметом договора является проведение ремонтных работ, а исполнитель при выполнении работ приобретал необходимые для проведения ремонта строительные материалы, вся сумма выплат по данному договору (с учетом стоимости приобретенных исполнителем строительных материалов) подлежит отражению по подстатье 225 «Услуги по содержанию имущества».
Если же учреждение (заказчик) самостоятельно приобретает строительные материалы для проведения ремонтных работ, вышеуказанные расходы следует относить на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».
Вопрос. С 1 января 2006 года приобретение посуды относится к подстатье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» экономической классификации. Просим разъяснить, что подразумевается под материальными запасами «посуда»: только изделия из стекла, или также изделия из алюминия и нержавеющих материалов (подносы, ложки, вилки, кастрюли и т. д.)?
Ответ. Расходы на приобретение хозяйственной утвари, предназначенной для еды, питья и приготовления пищи (в том числе тарелки, стаканы, ложки, вилки, подносы, кастрюли и т. п.), следует относить на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» вне зависимости от материала, из которого изготовлены данные предметы.
Вопрос. При проверках целевого использования бюджетных средств возникают разногласия по порядку применения экономической классификации отражения расходов на выплаты по договорам гражданско-правового характера (в части вознаграждения за услуги сторожей). Какая статья ЭКР должна применяться при отражении расходов на указанные цели?
Ответ. Содержание имущества предполагает осуществление действий, направленных на обеспечение выполнения имуществом своих функций. К данным действиям, безусловно, относят: техническое обслуживание объектов нефинансовых активов; пуско-наладочные работы; капитальный и текущий ремонт; содержание в чистоте (в том числе санитарно-гигиеническое обслуживание); другие аналогичные расходы.
Что касается привлечения охранных услуг (в данном случае – услуг сторожей), то их наличие или отсутствие на функциональность объектов нефинансовых активов не влияет. В связи с этим для отнесения услуг сторожей к услугам по содержанию имущества оснований не имеется.
Расходы на оплату услуг сторожей, осуществляемые на основании соответствующих договоров гражданско-правового характера, следует относить на подстатью 226 «Прочие слуги», поскольку в разрезе подстатей, детализирующих статью 220 «Приобретение услуг», затраты на указанные цели могут быть классифицированы только как прочие.
Вопрос. Просим разъяснить порядок применения ЭКР бюджетов Российской Федерации при отражении расходов на приобретение поздравительных открыток с немаркированными конвертами, а также на изготовление визиток.
Ответ. В соответствии с Указаниями, траты на указанные выше цели подлежат отнесению на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (приложение 5 к Указаниям) в следующем порядке:
– расходы на приобретение услуг по изготовлению визиток следует относить на подстатью 226 «Прочие услуги»;
– расходы на приобретение поздравительных открыток с немаркированными конвертами относят на подстатью 290 «Прочие расходы».
Вопрос. Какую статью экономической классификации следует применять при отражении расходов на приобретение питьевой воды глубокой очистки в канистрах (бутылях)?
Ответ. В соответствии с Указаниями такие затраты следует относить на подстатью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».
Вместе с тем если у получателя бюджетных средств отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения, либо органом санитарно-эпидемиологического надзора (лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, аккредитованной в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды) учреждению выдано заключение, подтверждающее неблагополучие системы питьевого водоснабжения (эпидемиологическое или иное), расходы на указанные выше цели следует относить на подстатью 223 «Коммунальные услуги».
Новиков Д.В., советник Отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации