Вопрос-ответ

Каким образом и в какой момент учредителю и учреждению производить начисление субсидии на выполнение государственного задания при планировании бюджета на три года? Что изменилось в 2019 году по сравнению с 2018 годом?


При учете доходов, раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о доходах применяются СГС «Доходы», Инструкции № 157н, 174н, 33н.

В соответствии с разделом II «Термины и их определения» СГС «Доходы» доходы от субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания относятся к прочим доходам от необменных операций.

Кроме того, согласно пункту 7 СГС «Доходы» доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, признаются для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами будущих периодов.

Доходы от безвозмездных поступлений денежных средств (включая субсидии и гранты) признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений. По мере реализации условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду, доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода от безвозмездных поступлений.

Начисление доходов в форме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания осуществляется на основании заключенного соглашения. Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение (ст. 54 СГС «Доходы») (письмо Минфина России от 21 декабря 2018 г. № 02-06-10/93719).

Неотъемлемой частью соглашения о доведении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания является график перечисления денежных средств (далее — График).

Перевод доходов будущих периодов в доходы текущего года следует осуществлять постепенно согласно Графику перечисления субсидии, прилагаемому к соглашению о предоставлении субсидии.

Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания на основании соответствующих соглашений, заключенных с учредителем, отражается по дебету счета 4 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)» и кредиту счета 4 401 40 131 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг (работ)» (п. 158 Инструкции № 174н).

Согласно пункту 168 Инструкции № 174н обобщение информации об исполнении учреждением плановых назначений отражается в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения».

В соответствии с пунктом 312 Инструкции № 157н показатели (остатки, обороты) по соответствующим аналитическим счетам счета 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения» и 0 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения», сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов. В частности, показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим, переносятся на счета санкционирования текущего финансового года и т. д.

Отражение суммы доходов бюджетного учреждения, утвержденных планом ФХД на три года, на счетах санкционирования следует отразить следующими записями:

Дебет 4 507 10 131
«Утвержденный объем финансового обеспечения на текущий финансовый год»
Кредит 4 504 10 131
«Сметные (плановые, прогнозные) назначения текущего финансового года»
— на текущий финансовый год;

Дебет 4 507 20 131
«Утвержденный объем финансового обеспечения на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)»
Кредит 4 504 20 131
«Сметные (плановые, прогнозные) назначения на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)»
— на первый год, следующий за текущим;

Дебет 4 507 30 131
«Утвержденный объем финансового обеспечения на второй год, следующий за текущим (на первый, следующий за очередным»)
Кредит 4 504 30 131
«Сметные (плановые, прогнозные) назначения на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным»)
— на второй год, следующий за текущим.

Изменения, которые вносятся в положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утверждены постановлением Правительства России от 19 июля 2018 г. № 849.

Бюджетные обязательства на соответствующий финансовый год (финансовый год и плановый период) по предоставлению согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса из соответствующего бюджета субсидий бюджетным (автономным) учреждениям учредителем на выполнение государственного (муниципального) задания государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), подлежат отражению в бюджетном учете в сумме заключенных соглашений.

Отражение принятых бюджетных обязательств по предоставлению бюджетному (автономному) учреждению субсидии на финансовое обеспечение государственного задания учредителем осуществляется на основании заключенного соглашения.

Принятые денежные обязательства по перечислению субсидии бюджетному (автономному) учреждению учредителем отражают на основании графика платежей, являющегося неотъемлемой частью заключенного соглашения.

Отражение операции по перечислению субсидии бюджетному (автономному) учреждению учредителем осуществляется на основании Выписки из лицевого счета получателя бюджетных средств (ф. 0531759).

Операции, связанные с отражением в бюджетном учете заключенных соглашений по предоставлению субсидий на государственное (муниципальное) задание и их перечислением бюджетным (автономным) учреждениям, отражающиеся учредителем, освещены в письме Минфина России от 15 июня 2018 г. № 02-07-10/41205.

Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор

Какие виды расходов и статья КОСГУ применяются при отражении в учете казенного учреждения расчетов по договору гражданско-правового характера, заключенному с физическим лицом, на уборку снега с территории учреждения?


68_1.png

Расходы на оплату договора на уборку снега, а также уплату страховых взносов, начисленных на вознаграждение по указанному договору, отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (Порядок № 132н) и относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (Порядок № 209н). При этом договор гражданско-правового характера на уборку снега с территории учреждения при отсутствии штатной единицы в штатном расписании учреждение вправе заключить с физическим лицом.

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Ревизией в бюджетном учреждении установлены излишки продуктов питания, приобретенных за счет субсидии на иные цели. Какими записями нужно оприходовать излишки?


68_2.png

Неучтенные материальные запасы (излишки), выявленные при инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету на основании первичных учетных документов — Акта приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) по их текущей оценочной стоимости. Операция отражается бухгалтерской записью:

Дебет 2 105 32 340
«Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 401 10 189
«Иные доходы»
— приняты к учету излишки продуктов питания, выявленные при инвентаризации.

Отвечала А. В. Кондратьева, бухгалтер

Как исчисляется среднемесячный заработок при повторном несчастном случае на производстве?


Согласно пункту 3 статьи 15 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ) ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им трудоспособности со дня факта ее установления, исключая период, за который сотруднику было назначено пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.

Кроме того, степень утраты профессиональной трудоспособности при повторных несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях определяется на момент освидетельствования по каждому из них отдельно, независимо от того, имели они место в период работы у одного работодателя или разных работодателей, с учетом профессиональных знаний и умений пострадавшего, и в целом не может превышать 100 процентов (п. 18 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства России от 16 октября 2000 г. № 789).

Таким образом, при повторном несчастном случае на производстве средний месячный заработок исчисляется по каждому из таких случаев отдельно за соответствующие периоды, предшествующие первому и повторному страховому случаю.

Отвечала Ю. Л. Анохина,
консультант

Бюджетное образовательное учреждение до июля 2018 года в структуре учреждения имело филиальную сеть. Согласно реорганизационным мероприятиям по факту присоединения филиала к головному учреждению переданы по акту приема-передачи основные средства с применением счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты». После ликвидации филиала по акту были переданы основные средства (через счет 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»). Кроме того, по акту приемки-передачи показателей лицевого счета были переданы обороты лицевого счета с начала года и остатки денежных средств на начало года.

1. Нужно передавать доходы и расходы от филиала учредителю через счет 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» или через счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» и 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»? В филиале показатели по счетам финансового результата текущего года формируются с применением счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

2. При проверке в головном учреждении Отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) программа выдает ошибку на сумму остатка денежных средств филиала на начало года за минусом перечисленного остатка: «Чистое поступление средств не равно чистому изменению остатков средств на счетах — недопустимо».


Согласно статье 57 Гражданского кодекса реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Поскольку реорганизация и ликвидация имеют принципиальные различия в вопросах правопреемства, остановимся подробнее на следующем.

Передача прав и обязанностей при реорганизации органов и учреждений осуществляется в соответствии со статьей 58 Гражданского кодекса. Для выполнения необходимых мероприятий по реорганизации в форме присоединения в каждом учреждении необходимо создать соответствующую комиссию с определением конкретных задач, сроком их выполнения и утвердить ответственных лиц.

Одним из мероприятий по проведению реорганизации является инвентаризация имущества и финансовых обязательств. Она проводится согласно Методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Справочно.

В проведении инвентаризации имущества и обязательств при реорганизации в случае присоединения может принять участие присоединяемая сторона (письмо Минфина России от 22 июля 2016 г. № 02-07-10/43062).

Кроме того, согласно разделу VIII СГС «Концептуальные основы» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств. Обязательное проведение инвентаризации установлено пунктом 81 СГС «Концептуальные основы».

Передача показателей остатков, сформированных в регистрах бухгалтерского учета текущего финансового года на дату передачи показателей, осуществляется на основании Актов приема-передачи активов, обязательств, финансового результата, бюджетных данных, в том числе финансовых требований, показателей забалансовых счетов, с приложением Извещения (ф. 0504805) и подлежит отражению принимающей стороной в бюджетном учете:

Дебет 0 401 20 000, 0 401 50 000, 0 401 60 000
«Расходы текущего финансового года», «Расходы будущих периодов», «Резервы предстоящих расходов»
Кредит 0 304 06 730
«Увеличение расчетов с прочими кредиторами»
— принятие к учету финансового результата учреждения в части расходов по передаточному акту (разделительному балансу);

Дебет 0 100 00 000, 0 200 00 000
«Увеличение нефинансовых активов», «Увеличение финансовых активов»
Кредит 0 304 06 730
«Увеличение расчетов с прочими кредиторами»
— принятие к учету нефинансовых, финансовых активов (за исключением безналичных денежных средств) по передаточному акту (разделительному балансу);

Дебет 0 304 06 830
«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»
Кредит 0 104 ХХ 440
«Уменьшение стоимости нефинансовых активов за счет амортизации»
— принятие к учету начисленной амортизации;

Дебет 0 304 06 830
«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»
Кредит 0 301 1Х 730, 0 302 ХХ 730, 0 401 10 000, 0 401 40 000
«Увеличение расчетов по долговым обязательствам в рублях», «Увеличение расчетов по принятым обязательствам», «Доходы текущего финансового года», «Доходы будущих периодов»
— принятие к учету расчетов по обязательствам, финансового результата (кроме расходов).

Согласно приказу Казначейства России от 17 октября 2016 г. № 21н (далее — Приказ № 21н) в случае закрытия лицевого счета клиенту в связи с реорганизацией (ликвидацией) клиента передача показателей, отраженных на закрываемом лицевом счете, осуществляется на основании Акта приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого организации, бюджетному (автономному) учреждению (ф. 0531961) (далее — Акт (ф. 0531961)), представленного в орган Федерального казначейства по месту обслуживания клиента.

Орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета учреждению, деятельность которого в результате реорганизации в форме присоединения, слияния или разделения прекращается (далее — учреждение, прекращающее свою деятельность), обеспечивает перечисление в порядке, установленном Приказом № 21н, остатков денежных средств, отраженных на лицевых счетах учреждений, прекращающих свою деятельность, на соответствующие лицевые счета учреждения, являющегося в результате реорганизации правопреемником.

Орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета учреждению-правопреемнику после получения Акта (ф. 0531961) обеспечивает отражение указанных в Акте (ф. 0531961) показателей на соответствующих лицевых счетах учреждения-правопреемника.

Реорганизуемые филиалы бюджетных учреждений передают правопреемнику (головному учреждению) остатки денежных средств, включая субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Что касается перечисления остатков средств с закрываемых счетов учреждений в части предоставленных субсидий на иные цели, то их перечисление осуществляется с учетом решения учредителя, в ведение которого передается учреждение.

После передачи остатки на всех счетах, включая счет 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», должны быть равны нулю.

Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) составляется по форме и согласно порядку его заполнения, который установлен Инструкцией № 33н. В нем отражаются данные о движении денежных средств в рублях и иностранной валюте в разрезе кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) на основании аналитических данных по видам поступлений и выбытий, отраженных в бухгалтерском учете.

Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант

Контрольным управлением (орган исполнительной власти субъекта) проведено контрольное мероприятие в отношении автономного учреждения на предмет целевого использования бюджетных средств (субсидия на иные цели), в ходе которого было выявлено превышение расходов по текущему ремонту, а именно завышение нормативных затрат в локально-сметном расчете. Нарушение выразилось в использовании бюджетных средств не по целевому назначению. Учреждение признало данное нарушение.

После направления контрольным управлением решения учреждение направило контр­агенту требование о возврате части средств по исполненному договору в связи с завышением затрат. Контрагент согласился с данным требованием и вернул денежные средства (на лицевой счет).

Учреждением были получены денежные средства и отражены как восстановление остатков субсидии прошлого года, а после возвращены учредителю в доход бюджета как возврат остатка субсидии прошлых лет по подгруппе доходов 218 «Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет» в соответствии с условиями соглашения.

При этом Контрольное управление не согласно с данными действиями, так как считает, что администратором доходов должен быть контрольный орган и учитывать данный доход следует как санкцию по подгруппе доходов 116 «Штрафы, санкции, возмещение ущерба».

Как быть в данной ситуации?


Согласно Порядку № 132н доходы бюджетов бюджетной системы от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет отражаются по подгруппе доходов 218 «Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет».

В соответствии с совместным письмом Минфина России и Казначейства России от 21 января 2019 г. № 02-06-07/2736 / 07-04-05/02-932 «О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2018 год» возвраты в доход федерального бюджета неиспользованных остатков субсидий на иную цель и субсидий на цели капитального строительства отражаются по строке 592 (КОСГУ 610) с одновременным отражением по строке 911 (КОСГУ 183, 184) раздела 4 Отчета (ф. 0503737). Данный показатель сводного Отчета (ф. 0503737) выверяется учредителем на соответствие показателям поступления доходов бюджета по КБК 218 01010 01 0000 180, 218 01020 01 0000 180 консолидированного Отчета (ф. 0503127) учредителя.

Аналогичная ситуация рассмотрена в письме Минфина России от 6 апреля 2018 г. № 09-10-07/22940.

Оспаривание выводов (заключения) контрольного мероприятия (акта проверки) проверяющими органами возможно во внесудебном порядке. Порядок внесудебного обжалования учреждением выводов контрольного мероприятия закреплен в нормативных документах контрольного органа, определяющих порядок осуществления им контрольной деятельности. Учреждение вправе подготовить возражения на бумажном носителе с указанием конкретного положения акта проверки и аргументов, с отражением норм законодательства, подтверждающих его позицию.

Отвечала Н. П. Нестеренко, консультант


Реклама