Цивилизация приватизации

Учет имущества казны по-­прежнему вызывает у бухгалтеров много вопросов. Часть из них касается проблем приватизации.

О. Б. Воробьева, аудитор

Имущество, принадлежащее на праве собственности России (федеральная собственность), субъектам России — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта России), является государственной собственностью. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (ст. 214 ГК РФ).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну России, казну республики в составе России, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

К операциям с имуществом казны относятся:

  • поступление;
  • выбытие;
  • переоценка.

Выбытие имущества из состава имущества казны, кроме реализации, результата безвозмездной передачи учреждениям в оперативное управление, постоянное (бессрочное) пользование (земельные участки), государственным и муниципальным унитарным предприятиям в хозяйственное ведение, безвозмездной передачи в собственность других публично-правовых образований, недостачи (хищения), продажи, вложений в уставный капитал (фонд) организаций, предусматривает его приватизацию.

Согласно статье 217 Гражданского кодекса имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности России, субъектов России, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 Закона от 21 декабря 2001 г. № 178‑ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон № 178‑ФЗ)).

Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан России на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде (ст. 1 Закона от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Закон № 1541-1)).

Порядок приватизации

Согласно пункту 4 статьи 298 Гражданского кодекса казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

В соответствии со статьей 13 Закона № 178‑ФЗ используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

  • преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;
  • продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  • продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;
  • продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  • продажа за пределами территории России находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;
  • продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  • продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;
  • продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Приватизация объектов культурного наследия может осуществляться в части объектов, включенных в реестр объектов культурного наследия, а также путем продажи на конкурсе или путем внесения указанных объектов в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества при условии их обременения требованиями к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, требованиями к сохранению таких объектов, требованиями к обеспечению доступа к указанным объектам.

Решение об условиях приватизации объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, должно содержать информацию об отнесении такого объекта к объектам культурного наследия, включенным в реестр объектов культурного наследия (ст. 29 Закона № 178‑ФЗ).

Согласно Закону № 178‑ФЗ за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество государственной казны России, казны субъекта России или казны муниципального образования в целях совершения сделок приватизации государственного или муниципального имущества плата не взимается.

В собственность граждан

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

42_1.png

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность, в порядке, установленном законодательством. Нотариального удостоверения договора передачи не требуется, государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением (ст. 6, 7 Закона № 1541-1).

Обратите внимание, что согласно Закону № 1541-1 граждане России, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных указанным законом, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. При этом бремя уплаты налога на недвижимое имущество, содержания общедомового имущества в результате приватизации муниципального жилья (безвозмездной передачи гражданам) несут собственники.

Вместе с тем, Закон № 1541-1 не предусматривает возможности передачи жилых помещений в собственность юридических лиц, поскольку указанным законом регулируются отношения по бесплатной передаче в собственность граждан России на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Справочно.

Существенная информация — это информация, пропуск или искажение которой влияет на экономическое решение пользователей информации.

Бюджетный учет

Целью бюджетного учета имущества казны является формирование достоверной информации, позволяющей осуществлять эффективное управление государственной (муниципальной) собственностью.

Основными направлениями реализации политики в сфере приватизации имущества казны являются:

  • приватизация государственного имущества, не являющегося необходимым для обеспечения выполнения государственных функций и полномочий;
  • формирование доходов соответствующего бюджета.

Согласно пункту 45 СГС «Основные средства» признание объекта основных средств в бухгалтерском учете в качестве актива прекращается в случае выбытия объекта имущества:

  • по основаниям, предусматривающим принятие решения о списании государственного (муниципального) имущества;
  • при прекращении по решению субъекта учета использования объекта основных средств для целей, предусмотренных при признании объекта основных средств, и прекращения получения субъектом учета экономических выгод или полезного потенциала от дальнейшего использования субъектом учета объекта основных средств;
  • при передаче в соответствии с договором аренды (имущественного найма) либо договором безвозмездного пользования, в случае возникновения у получателя такого имущества объекта бухгалтерского учета в составе основных средств;
  • при передаче другой организации государственного сектора;
  • при передаче в результате продажи (дарения);
  • по иным основаниям, преду­сматривающим в соответствии с законодательством прекращение права оперативного управления имуществом (права владения и (или) пользования имуществом, полученным по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования).

Порядок ведения бюджетного учета должен соответствовать методологии и стандартам бухгалтерского (бюджетного) учета — Инструкциям № 157н, 162н, принятым ФСБУ.

Согласно инструкции № 162н для учета операций с нефинансовыми активами имущества казны применяется счет 0 108 50 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну».

Аналитический учет объектов в составе имущества казны осуществляется в структуре, установленной для ведения реестра государственного (муниципального) имущества соответствующего публично-правового образования.

Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования устанавливается в части имущества субъекта России, имущества муниципального образования — документом учетной политики органа, осуществляющего полномочия и функции собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну субъекта России (муниципального образования), если иное не предусмотрено финансовым органом соответствующего бюджета (п. 145 Инструкции № 157н).

Согласно пункту 120 Инструкции № 162н списание балансовой стоимости реализованных активов отражается по дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 100 00 000 «Нефинансовые активы», 0 200 00 000 «Финансовые активы», 0 300 00 000 «Обязательства».

Списание расходов, связанных с реализацией активов, отражается по дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».

Передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, а также между субъектами учета и иными созданными на базе государственного (муниципального) имущества государственными (муниципальными) организациями в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления) осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации (п. 29 Инструкции № 157н).

Списание сумм начисленной амортизации объектов имущества казны при их выбытии, в том числе при списании, реализации, вложении в уставный капитал (фонд) организаций, безвозмездной передаче иным организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций, физическим лицам, наднациональным организациям и правительствам иностранных государств, международным финансовым организациям, передаче в финансовую (неоперационную) аренду, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 50 000 «Амортизация имущества, составляющего казну» (0 104 51 411, 0 104 52 411, 0 104 54 421) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны» (0 108 51 410 — 0 108 53 410, 0 108 54 420, 0 108 57 410, 0 108 91 410) (п. 38 Инструкции № 162н).

Доходы по операциям реализации имущества казны в случае, если договором предусмотрена рассрочка платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов, применяется счет 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов».

Отсутствующие в инструкциях по бухгалтерскому (бюджетному) учету корреспонденции счетов по хозяйственной операции, производимой учреждением в соответствии с законодательством, учреждения вправе согласовать с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя), в части, не противоречащей этим инструкциям. Корреспонденции счетов бухгалтерского учета согласно принятым решениям учреждению следует закрепить в соответствующем разделе сформированной учетной политики.

Начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность, при условии, что со дня составления отчета об оценке объекта оценки до дня размещения на официальном сайте в сети «Интернет» информационного сообщения о продаже государственного или муниципального имущества прошло не более чем шесть месяцев (ст. 12 Закона № 178‑ФЗ).

Обратите внимание, что заключение договора на предмет оценки имущества необходимо заключать исходя из требований Законов № 44‑ФЗ, 223‑ФЗ.

Обязательные требования к договору на проведение оценки изложены в статье 10 Закона № 135‑ФЗ.

ПРИМЕР

Реализовано недвижимое имущество из состава имущества казны.

Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 1 104 51 411
«Уменьшение стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны за счет амортизации»
Кредит 1 108 51 410
«Уменьшение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»
— выбытие имущества на сумму начисленной амортизации на дату включения имущества в состав имущества казны;

Дебет 1 401 10 172
«Доходы от выбытия активов»
Кредит 1 108 51 410
«Уменьшение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»
— выбытие имущества на сумму остаточной стоимости;

Дебет 1 205 71 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с основными средствами»
Кредит 1 401 10 172
«Доходы от выбытия активов»
— начисление доходов от продажи имущества, подлежащих перечислению в доход бюджета;

Дебет 1 210 02 410
«Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия нефинансовых активов»
Кредит 1 205 71 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с основными средствами»
— поступление в бюджет дохода от продажи имущества казны.

Операции по приватизации гражданами жилых помещений, входящих в состав имущества казны, бухгалтер отразит следующим образом:

Дебет 1 104 51 411
«Уменьшение стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны за счет амортизации»
Кредит 1 108 51 410
«Уменьшение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»
— выбытие имущества на сумму начисленной амортизации на дату включения имущества в состав имущества казны;

Дебет 1 401 10 172
«Доходы от выбытия активов»
Кредит 1 108 51 410
«Уменьшение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»
— выбытие имущества на сумму остаточной стоимости.

Согласно статье 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с нормами Методических рекомендаций № 52н.

Операции по выбытию имущества из состава казны отражаются в бюджетном учете на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), Акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104)).

Учет операций по выбытию, перемещению имущества (нефинансовых активов), составляющего государственную (муниципальную) казну, ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) (п. 146 Инструкции № 157н). В этом документе необходимо отражать обороты по счету 0 108 50 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну».

Справочно.

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично России, субъектам либо муниципальным образованиям (ст. 8 Закона от 29 июля 1998 г. № 135‑ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 135‑ФЗ)).

Налогообложение

НДС

Согласно пункту 3 статьи 161 Налогового кодекса при реализации (передаче) имущества казны налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом НДС. Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

При реализации имущества казны физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, обязанность по уплате НДС возникает у государственных органов власти (органов местного самоуправления), осуществляющих операции по реализации данного имущества (письма Минфина России от 23 октября 2017 г. № 03-07-11/69165, ФНС России от 28 июля 2017 г. № СД-4-3/14806@).

Передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации не признается реализацией товаров, работ или услуг в части налога на добавленную стоимость (подп. 7 п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Также не признаются объектом налогообложения операции по передаче на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Налог на прибыль

Согласно статье 41 Бюджетного кодекса доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся к неналоговым доходам бюджетов.

Согласно статье 246 Налогового кодекса плательщиками налога на прибыль являются российские и иностранные организации. При этом публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль в соответствии с положениями указанной статьи Налогового кодекса (информационное письмо ВАС России от 22 декабря 2005 г. № 98).

В случае реализации имущества казны муниципального образования, то есть имущества, в отношении которого орган исполнительной власти муниципального образования осуществляет функции управления в соответствии с предметом ведения, доходы от реализации данного имущества являются доходами казны, следовательно, объекта обложения налогом на прибыль не возникает (письмо Минфина России от 27 августа 2015 г. № 03-03-05/49365).


Реклама