Планируем ремонт. Копим деньги
Чтобы по возможности избежать проблем во время эксплуатации объектов основных средств, требуется внимательно относиться к их содержанию. Вовремя проводить техническое обслуживание, текущий ремонт. Для равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств учреждения могут создавать соответствующие резервы предстоящих расходов.
Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
В целях формирования полной и достоверной информации об обязательствах публично-правового образования (государственного (муниципального) учреждения) по методу начисления, предусматривающему отражение расходов в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда были выплачены денежные средства, а также для равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения, в том числе для расчета налога на прибыль организаций, создаются резервы (письмо Минфина России от 20 мая 2015 г. № 02-07-07/28998).
В числе обязательств, на оплату которых создается резерв, могут быть: оплата отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда, фактически произведенные расходы, по которым в срок не поступили документы (по приобретаемым услугам связи, коммунальным услугам и т. д.), ремонт основных средств. При этом средства можно использовать только на покрытие тех затрат, в отношении которых они были зарезервированы.
Расходы на предстоящий ремонт относятся к затратам, которые планируются к осуществлению исходя из допущения непрерывности деятельности субъекта учета (затраты для продолжения деятельности субъекта учета в обозримом будущем) и не регулируются положениями СГС «Резервы».
Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва (п. 302.1 Инструкции № 157н).
Формирование резерва
Порядок формирования резерва на проведение ремонта устанавливается учреждением в учетной политике (п. 302.1 Инструкции № 157н). В ней могут быть закреплены:
- порядок определения оценочного значения обязательства, на основании которого расчетным путем определяется размер формируемого резерва.
- Наиболее достоверная оценка расходов представляет собой величину, необходимую непосредственно для исполнения (погашения) обязательства по состоянию на отчетную дату;
- размер резерва предстоящих расходов. При этом согласно пункту 3 Инструкции № 157н следует обеспечить приоритетное признание в учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, отражая указанные объекты учета по самым консервативным оценкам — не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы (принцип осмотрительности).
Определение оценочного значения дано в пункте 6 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Это рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, при отсутствии точного способа его определения.
Пунктом 23 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» предусмотрена возможность корректировки оценочного значения, отраженного в бухгалтерском учете, бухгалтерской (финансовой) отчетности, вследствие изменения допущений, обстоятельств, информации, на основе которых были определены суммовые величины оценочных значений. Это не является исправлением ошибки и изменением учетной политики. Информация о таких корректировках не подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности (письмо Минфина России от 19 октября 2018 г. № 02-07-10/75145).
Порядок и методы определения оценочного значения зависят от вида создаваемого резерва. Отражение в учете отложенных обязательств осуществляется на основе оценочных значений. Формирование суммы резерва в счет предстоящих расходов на ремонт основных средств отражается записью (равными долями (ежемесячно/ежеквартально)):
Дебет 0 109 ХХ 225, 0 401 20 225
«Затраты в части работ, услуг по содержанию имущества», «Расходы экономического субъекта в части работ, услуг по содержанию имущества»
Кредит 0 401 6Х 225
«Резервы предстоящих расходов в части работ, услуг по содержанию имущества».
Одновременно с отражением операций с резервами на балансовых счетах сумма отложенных обязательств должна учитываться на счетах санкционирования расходов. Для отражения в учете в оценочном (расчетном) значении принятого обязательства, период исполнения которого на день отражения в учете определить не представляется возможным, применяются счета санкционирования расходов экономического субъекта.
Дебет 1 501 93 225, 0 506 90 225
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств на иные очередные годы (за пределами планового периода) в части работ, услуг по содержанию имущества», «Право на принятие обязательств на иные очередные годы (за пределами планового периода) в части работ, услуг по содержанию имущества»
Кредит 0(1) 502 99 225
«Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода) в части работ, услуг по содержанию имущества»
— отражены права на принятие обязательств в сумме утвержденных плановых назначений в части формирования резерва предстоящих расходов на содержание имущества.
При проведении ремонта по мере подтверждения обязательств списываются средства из сформированного резерва и соответствующие отложенные обязательства.
Дебет 0 401 6Х 225
«Резервы предстоящих расходов в части работ, услуг по содержанию имущества»
Кредит 0 302 25 73Х
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
— начислены расходы за счет созданного резерва;
Дебет 0(1) 502 99 225
«Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода) в части работ, услуг по содержанию имущества»
Кредит 0(1) 502 11 225
«Принятые обязательства в части работ, услуг по содержанию имущества»
— приняты расходные обязательства на проведение ремонта.
Перед составлением годовой отчетности проводится также инвентаризация резервов. По ее результатам в учете учреждения может быть скорректирована величина резервов и отложенных обязательств до величины фактических расходов.
В бухгалтерском (бюджетном) учреждении:
- фактические расходы превышают суммы начисленных резервов — разница между суммой признается расходами текущего периода;
- неизрасходованная сумма резерва может быть отнесена на уменьшение расходов (финансового результата) текущего периода.
Также неиспользованные суммы резервов (отложенные обязательства) могут быть сторнированы (письмо Минобрнауки России от 29 сентября 2016 г. № АП-1659/20).
Аналитический учет по счету 401 6Х ХХХ «Резервы предстоящих расходов» ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) или в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) по видам создаваемых резервов (п. 302.1 Инструкции № 157н).
В Многографной карточке (ф. 0504054) учет ведется в разрезе аналитических показателей, применяемых по соответствующим объектам учета согласно порядку, установленному субъектом учета, в рамках формирования учетной политики на основании первичных (сводных) учетных документов. Карточка учета средств и расчетов (ф. 0504051) открывается записями сумм остатков на начало года. Текущие записи производятся не позднее следующего дня после совершения операции. В конце месяца подсчитываются итоги по остаткам (Методические рекомендации № 52н).
Справочно.
При проведении инвентаризации резервов предстоящих расходов необходимо помнить, что кредитовые остатки на счетах 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» и 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» должны быть равны.
Налоговый учет
Расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств, в том числе затраты на ремонт арендованных амортизируемых основных средств, используемых в приносящей доход деятельности, если условиями договора не предусмотрено возмещение расходов арендодателем (п. 2, 3 ст. 260 НК РФ).
В налоговом учете могут быть сформированы резервы на оплату как текущего ремонта, так и капитального. Порядок формирования резерва под предстоящие ремонты основных средств, созданных в целях налогового учета, установлен в статье 324 Налогового кодекса.
Для создания резерва потребуется различная информация, в том числе:
- первоначальная стоимость амортизируемых основных средств на начало налогового периода;
- фактическая сумма расходов на ремонт за предыдущие три года;
- график проведения ремонтов, в том числе приходящихся на текущий налоговый период;
- сметная стоимость указанных ремонтов;
- перечень основных средств, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта;
- график проведения ремонта этих основных средств, в котором указываются период осуществления ремонтных работ и их сметная стоимость.
Сумма расходов на ремонт основных средств формируется с учетом группировки всех осуществленных расходов:
- стоимость запасных частей и расходных материалов;
- оплата труда работников, осуществляющих ремонт;
- прочие расходы, связанные с ведением указанного ремонта собственными силами;
- оплата работ, выполненных силами сторонних организаций (п. 1 ст. 324 НК РФ).
Резерв формируется за счет отчислений, размер которых определяется исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, установленных организацией.
Справочно.
Если налогоплательщик создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва (ст. 324 НК РФ).
Совокупная стоимость основных средств представляет собой сумму первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств (а не только тех, в отношении которых планируется провести ремонт), введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором создается резерв (п. 2 ст. 324 НК РФ).
При этом из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства:
- переданные или полученные по договорам в безвозмездное пользование, за исключением основных средств, переданных в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям;
- переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;
- находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью более 12 месяцев, за исключением случаев, если основные средства в процессе реконструкции или модернизации продолжают использоваться налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода (п. 3 ст. 256 НК РФ).
Нормативы отчислений устанавливаются налогоплательщиками самостоятельно и утверждаются приказом по учетной политике в целях налогообложения. Предельная сумма отчислений определяется исходя из периодичности осуществления ремонта объекта, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. Размер суммы не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года (п. 2 ст. 324 НК РФ). Исходя из этой нормы складывается следующий алгоритм действий:
перед началом нового налогового периода налогоплательщик составляет смету на ремонт, учитывая все группы затрат;
определяется средняя величина фактических расходов:
Фрср. = Σ Фр : 3,
где:
Фрср. — средняя величина фактических расходов за год;
Σ Фр — сумма фактических затрат на ремонт за три года;
сметная стоимость сравнивается со средней величиной фактических расходов на ремонт за последние три года;
определяется наименьшая из этих сумм.
Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 324 НК РФ). В зависимости от выбранного отчетного периода размер отчислений в резерв составит:
1/4 годовой суммы отчислений, если отчетными периодами по налогу на прибыль являются квартал, полугодие и девять месяцев календарного года;
1/12 годовой суммы отчислений, если отчетными периодами по налогу на прибыль являются месяц, два месяца, три месяца и т. д. до окончания календарного года.
Резерв может формироваться в целях проведения не только текущего, но также особо сложного и дорогого вида капитального ремонта основных средств в течение более чем одного налогового периода. В этом случае предельный размер отчислений может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта, при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись (письмо Минфина России от 7 апреля 2017 г. № 03-03-06/1/20813).
Капитальный ремонт является дорогостоящим мероприятием. Как правило, резерв на него создается в течение нескольких лет. В течение каждого года, приходящегося на период между плановыми капремонтами, на последнее число каждого отчетного периода необходимо признавать в расходах сумму отчислений в резерв, рассчитанную по формуле:
Σ от. = Σ смет. : Т : 4 (12),
где:
Σ от. — норматив ежеквартальных (ежемесячных) отчислений в резерв на капитальный ремонт;
Σ смет. — сумма затрат на капитальный ремонт в соответствии со сметой;
Т — период между плановыми капитальными ремонтами (лет).
Пунктом 2 статьи 324 Налогового кодекса установлено, что на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения.
Для применения этой нормы требуются следующие основания:
- закрепление ее в учетной политике для целей налогообложения;
- график проведения капитального ремонта.
В период проведения капитального ремонта фактические затраты на него списываются за счет резерва. Не израсходованная в текущем году сумма резерва переносится на следующий год. Процедура повторяется до года, в котором капитальный ремонт завершен.
Определение необходимости того или иного вида ремонта (текущий или капитальный) и различий между ними не входит в обязанность бухгалтера. Это сфера ответственности технических (инженерных) служб учреждения. Ими в рамках системы планово-предупредительных ремонтов должны быть разработаны соответствующие нормативные документы (письма Минстроя России от 27 февраля 2018 г. № 7026-АС/08).
В статье 267.3 Налогового кодекса предусмотрено право бюджетных, автономных учреждений создавать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы.
Размер создаваемого резерва предстоящих расходов определяется на основании разработанных и утвержденных налогоплательщиком смет расходов на срок, не превышающий трех календарных лет.
Сумма отчислений в резерв включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Установлен предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов — не более 20 процентов от суммы доходов отчетного (налогового) периода, учитываемых при определении налоговой базы. Если налогоплательщиком сформирован резерв предстоящих расходов на осуществление расходов, предусмотренных несколькими сметами расходов, налогоплательщик самостоятельно в налоговом учете распределяет сумму отчислений в резерв между сметами расходов (ст. 267.3 НК РФ).
По состоянию на 31 декабря (окончание налогового периода) проводится инвентаризация резерва и сравниваются размеры сформированного резерва с произведенными фактическими затратами на ремонт.
В налоговом учете:
- неизрасходованная сумма резерва, в соответствии с установленной учетной политикой в целях налогообложения, может быть перенесена на следующий налоговый период или включена в состав доходов (внереализационных доходов) (п. 5 ст. 267, п. 4 ст. 267.3, п. 2 ст. 324, п. 5 ст. 324.1 НК РФ);
- если сумма созданного резерва оказалась меньше фактических расходов, в отношении которых сформирован резерв, разница между указанными суммами включается в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы (п. 5 ст. 267, п. 4 ст. 267.3, п. 2 ст. 324, п. 3 ст. 324.1 НК РФ).
Справочно.
Расходы государственных (муниципальных) учреждений отражаются по коду вида расходов (КВР):