Кассовый чек: выдавать или нет?

Применение контрольно­-кассовой техники в режиме онлайн-­касс не вызывает уже удивления, однако остаются вопросы по отражению такой хозяйственной операции в учете. В действующее законодательство о контрольно­-кассовой технике (ККТ) вступили в силу поправки, которые вменили в обязанность применение ККТ при безналичных расчетах. Рассмотрим отдельные вопросы.

А. В. Кондратьева, бухгалтер

По закону

Согласно пункту 1 статьи 1.2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории России в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных данным законом.

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ организации обязаны выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности.

Определение расчетов дано в статье 1.1 Закона № 54-ФЗ. Расчеты — прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов. В целях указанного закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Электронное средство платежа — средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Платежная система — совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств, включающая оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по переводу денежных средств (ст. 3 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон № 161-ФЗ)).

Оператор по переводу денежных средств — организация, которая в соответствии с законодательством вправе осуществлять перевод денежных средств (ст. 3 Закона № 161-ФЗ).

К электронным средствам платежа можно отнести следующую безналичную оплату посредством:

  • перечисления на расчетный счет;
  • банковской карты кредитной организации (с применением интернета, онлайн-кассы);
  • электронных кошельков.

Нужно ли выдавать кассовый чек покупателю при оплате им товаров, работ, услуг безналичным расчетом (через кредитную организацию)?

Согласно пункту 2 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета учреждение, как продавец товаров, работ, услуг, обязано обеспечить покупателя одним из способов:

  • выдать кассовый чек;
  • выдать бланк строгой отчетности на бумажном носителе;
  • в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

Кассовый чек или бланк строгой отчетности, полученные покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанным контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке или таком бланке строгой отчетности, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности.

Внимание!

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника в числе прочего должна иметь внутри корпуса часы реального времени.

54.png

Учреждения (пользователи) при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов с применением устройств, подключенных к сети интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователь может не распечатывать.

Согласно пункту 5.3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ учреждение при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пунктов 5 и 5.1 данной статьи, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из следующих способов:

  • в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее срока, указанного в пункте 5.4 данной статьи;
  • на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме;
  • на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.

Таким образом, при оплате товаров, работ, услуг безналичным расчетом (через кредитную организацию) учреждение обязано выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности любым из закрепленных законом способом.

Возникает вопрос: «Каким образом учреждения, применяющие ККТ, должны получить информацию об электронном адресе покупателя — физического лица, осуществившего оплату посредством платежного поручения через кредитную организацию?»

При оплате товаров (работ, услуг) через кредитную организацию информацию о покупателе (клиенте) учреждения могут получить посредством:

  • личного контакта при осуществлении расчетов;
  • дистанционного взаимодействия.

Внимание!

Кассовый чек или бланк строгой отчетности, полученные покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанным контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке или таком бланке строгой отчетности, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности (п. 4 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Ведущим специалис­том бюджетного учреждения представлен покупателю слип платежного терминала при реализации нормативно-методической литературы в киоске. Надо ли пробивать чек позже, если при оплате он не был выдан, а покупатель ушел?

Согласно Закону № 54‑ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе.

Согласно пункту 4 статьи 4.3 Закона № 54-ФЗ при выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены.

Реквизиты, обязательные к содержанию в чеке коррекции, отражены в таблице № 30 приказа ФНС России от 21 марта 2017 г. № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию». Например, признак расчета (тег 1054), тип коррекции (тег 1173), основание для коррекции (тег 1174).

Право не применять

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг.

54_1.png

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Организации, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта России, вправе не применять ККТ при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией и покупателем, содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты и подписанного лицом, выдавшим этот документ (п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).


Отдельный случай

Входит ли в обязанность пользователей ККТ применение и выдача кассового чека при выплате денежных средств физлицу по гражданско-правовому договору?

Положения Закона № 54-ФЗ регламентируют выдачу кассового чека или иного документа, подтверждающего расчет между учреждением и покупателем товаров, работ, услуг, в том случае, когда учреждение является продавцом товаров, работ, услуг.

Заключение гражданско-правового договора с физическим лицом регламентируется нормами Гражданского кодекса (гл. 37, 39).

Учреждение-заказчик обязано выплатить подрядчику вознаграждение за работы (услуги) в размере, указанном в договоре. Цена определяется по соглашению сторон. При этом Закон № 54‑ФЗ обязывает применять ККТ и выдачу чека или бланка строгой отчетности учреждение, которое реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги и которое формирует и передает (направляет) кассовый чек покупателю (клиенту) (письмо Минфина России от 6 марта 2019 г. № 03-01-15/14624).

54_2.png

Таким образом, в указанном случае при осуществлении учреждением выплаты денежных средств физическому лицу в рамках обязательств по договору гражданско-правового характера контрольно-кассовая техника не применяется и выдача кассового чека не производится.

Кроме того, на практике возникают ситуации, когда контр­агент осуществляет предварительную оплату товара, работы, услуги с последующим зачетом авансовых платежей. В таком случае учреждениям рекомендовано использовать в работе Методические указания по формированию фискальных документов при получении предварительной оплаты за собственный товар, последующем зачете предварительной платы за товар и предоставлении займа для оплаты товара, а также при погашении займа для оплаты товара, направленные письмом ФНС от 20 февраля 2019 г. № ЕД-4-20/2929@.

Внимание!

Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Следует ли учреждению применять ККТ при удержании из зарплаты работников стоимости оказанных им услуг и при возмещении ими расходов (например, восстановление расходов на приобретение бланка трудовой книжки, мобильную связь).

Согласно положениям статьи 1.1 Закона № 54‑ФЗ расчеты для целей указанного закона — это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона от 3 июля 2018 г. № 192‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организации при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять контрольно-кассовую технику до 1 июля 2019 года.

Таким образом, в случае исполнения обязательств работников учреждения-работодателя по оплате оказываемых им услуг путем удержания из заработной платы работников соответствующих сумм задолженности учреждение обязано применять контрольно-кассовую технику с 1 июля 2019 года.

Вместе с тем, возмещение работниками указанных в обращении расходов учреждения на приобретение бланка трудовой книжки, расходов на мобильную связь не относится к расчетам для целей Закона № 54-ФЗ и не требует применения контрольно-кассовой техники (письмо Минфина России от 25 января 2019 г. № 03-01-15/4355).

Справочно.

На официальном сайте ФНС России в сети интернет в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» размещена справочная информация о новом порядке применения ККТ, в частности, о моделях и экземплярах ККТ, соответствующей требованиям нового регулирования, сведения о выданных разрешениях на обработку фискальных данных, ответы на часто задаваемые вопросы и иные информационные материалы (письмо Минфина России от 12 апреля 2018 г. № 03-01-15/24362).

Ответственность

Обязанность учреждений, осуществляющих расчеты, установлена статьей 5 Закона № 54-ФЗ.

Контроль и надзор за соблюдением законодательства о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки, осуществляются налоговыми органами. При этом согласно пункту 3 статьи 7 Закона № 54‑ФЗ банки обязаны предоставлять налоговым органам справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях осуществления налоговыми органами контроля и надзора за соблюдением законодательства о применении ККТ, а также за полнотой учета выручки в организациях.

Согласно статье 14.5 КоАП России неприменение ККТ в установленных законодательством о применении ККТ случаях влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

Повторное совершение указанного административного правонарушения, в случае если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, влечет:

  • в отношении должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;
  • в отношении юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением установленных законодательством о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей;
  • на юридических лиц — преду­преждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.


Реклама