Вопросы по бюджетному (бухгалтерскому) учету

Как правильно оформить выплату компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации (ТСР)? Какими бухгалтерскими записями это отразить?

Выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу осуществляется согласно Порядку, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. № 57н.

Компенсация инвалиду выплачивается на основании его заявления (либо заявления его представителя) о возмещении расходов по приобретению ТСР и документов, подтверждающих эти расходы.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением территориальный орган ФСС России высылает ему направление на получение либо изготовление ТСР в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, — 60 календарных дней.

ТСР, приобретаемые как для нужд региональных отделений ФСС России в целях передвижения инвалидов при самостоятельном посещении ими объекта ФСС России, так и в целях обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, подлежат отражению на балансе отделения фонда в качестве материальных запасов (письмо Минфина России от 1 сентября 2017 г. № 02-06-10/56294).

Бухгалтерские записи по выплате компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации будут следующими:

Дебет 0 401 20 262
«Расходы на социальную помощь населению в денежной форме»
Кредит 0 302 62 730
«Увеличение кредиторской задолженности по пособиям по социальной помощи населению в денежной форме»
— начислены компенсационные выплаты инвалиду за самостоятельно приобретенное ТСР;

Дебет 0 302 62 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по пособиям по социальной помощи населению в денежной форме»
Кредит 0 201 34 610, 0 201 11 610, 0 304 05 262
«Выбытия средств из кассы учреждения», «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по пособию по социальной помощи населению в денежной форме»
— осуществлены расчеты с контр­агентом.

Отвечала А. В. Кондратьева, бухгалтер

В соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса в 2019 году органом местного самоуправления принято решение о выделении субсидии на капитальные вложения в объекты капитального строительства муниципальной собственности (реконструкция очистных сооружений) муниципальному унитарному предприятию (далее — МУП).

Лимиты в решении о бюджете утверждены РБС, который будет перечислять субсидию по КВР 466 «Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности государственным (муниципальным) унитарным предприятиям» и КОСГУ 530 «Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов».

Финансовым органом на расчетном счете 40701, открытом в расчетно-кассовом центре города, открыт отдельный лицевой счет МУП для учета операций со средствами, предоставляемыми на капитальные вложения в объекты капитального строительства муниципальной собственности. Кроме того, на этом же расчетном счете открыты лицевые счета для учета операций муниципальных бюджетных, автономных учреждений.

МУП не ведет бюджетного учета, осуществляет свою деятельность на основании коммерческого плана счетов.

Инструкция № 33н распространяется на государственные (муниципальные) автономные учреждения и государственные (муниципальные) бюджетные учреждения.

Таким образом, при формировании консолидированной отчетности в соответствии с Инструкцией № 33н по муниципальному образованию «выпадают» расходы на капитальные вложения в объекты капитального строительства муниципальной собственности, отраженные на лицевом счете МУПа.

Должно ли МУП вести бюджетный учет и представлять отчетность в части полученной и использованной субсидии на капитальные вложения в объекты капитального строительства муниципальной собственности?

Если МУП не представляют отчетность в соответствии с Инструкцией № 33н, то каким образом консолидировать отчетность муниципального образования?

Согласно пункту 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса в бюджетах бюджетной системы России бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее в настоящей главе — капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

Обязанность формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности распространяется на МУП согласно нормам Закона № 402-ФЗ.

Формирование отчетности МУП предусматривается согласно приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

68.png

Вместе с тем на государственные (муниципальные) унитарные предприятия в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающих бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств, наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, указанные в ведомственной структуре расходов бюджета, в части операций по осуществлению ими полномочий главного распорядителя бюджетных средств распространяются нормы Инструкции № 191н. Перечень учреждений (организаций), на которые распространяется действие указанного приказа, закреплен пунктом 3 Инструкции № 191н.

Таким образом, формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности следует осуществлять согласно Инструкции № 191н.

Справочно

Инструкция № 33н применяется при формировании годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант

По вине организации ЖКХ был поврежден автомобиль (на него упала снежная глыба), принадлежащий учреждению. На основании судебного решения с организации ЖКХ была взыскана сумма ущерба. Как правильно отразить сумму ущерба (счет 209 40 или 209 70)?

Согласно пунктам 220, 221 Инструкции № 157н для ведения бухгалтерского (бюджетного) учета расчетов по ущербу применяются счета аналитического учета счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам». При этом:

  • счет 0 209 40 000 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба» применяется в части расчетов по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров), от страховых возмещений, сумм принудительного изъятия;
  • счет 0 209 70 000 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам» применяется с детализацией аналитического счета 0 209 71 000 «Расчеты по ущербу основным средствам».

Таким образом, расчеты по ущербу нефинансовым активам (автомобилю, находящемуся в оперативном управлении учреждения) следует отражать с применением счета 0 209 71 000 «Расчеты по ущербу основным средствам».

Отвечала Н. П. Нестеренко, консультант

Нотариус выдал справку о совершении нотариальных действий на руководителя. Можно ли оформлять авансовый отчет на подотчетное лицо с таким документом?

Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе (должностное лицо), за совершение нотариальных действий взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством о налогах и сборах.

Суммы, уплаченные за нотариальные действия и услуги правового и технического характера, указываются на нотариальном акте, оформленном на бланке единого образца (п. 2.14 Порядка определения предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера, утвержденного решением Правления ФНП от 24 октября 2016 г., протокол № 10/16).

Согласно нормам статьи 9 Закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку (операцию) и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
  • подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 статьи 9, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Реквизит «Покупатель» не поименован в перечне реквизитов, обязательных к применению при оформлении первичных учетных документов. Наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика (налогового агента) и покупателя, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя обязательны к заполнению в счетах-фактурах (ст. 169 НК РФ).

68_1.png

Вместе с тем согласно пункту 6.3 Указаний Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее — Указания № 3210-У) для выдачи наличных денег работнику под отчет (далее — подотчетное лицо) на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, оформляется распорядительный документ юридического лица (заявление подотчетного лица, составленное в произвольной форме и содержащее запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дата), Расходный кассовый ордер (ф. 0310002).

К авансовому отчету подотчетное лицо обязано приложить подлинники документов, подтверждающих произведенные расходы (п. 6.3 Указаний № 3210‑У).

Обратите внимание, что на каждую выдачу наличных денег в распорядительном документе, на основании которого оформляется Расходный кассовый ордер (ф. 0310002) для выдачи наличных денег под отчет на расходы, связанные с деятельностью юридического лица, могут быть поименованы несколько работников с указанием по каждому подотчетному лицу суммы наличных денег и срока, на который они выдаются (письмо Банка России от 13 октября 2017 г. № 29-1-1-ОЭ/24158).

Указанную ситуацию предлагаем разрешить согласно следующим вариантам.

Вариант 1. Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии — руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами без приложения справки о совершении нотариальных действий, оформленной на руководителя.

При этом руководитель оформляет авансовый отчет, как любой другой работник учреждения.

Такие затраты могут быть учтены в расходах текущего отчетного периода.

Например, при приобретении работником организации товарно-материальных ценностей за собственный счет их стоимость может быть учтена в расходах в отчетном периоде погашения организацией задолженности перед работником (письмо Минфина России от 17 января 2012 г. № 03-11-11/4).

Вариант 2. Как говорилось выше, реквизит «Покупатель» не является обязательным к заполнению первичного учетного документа, а также в целях принятия оправдательного документа бухгалтерского (бюджетного) учета. В таком случае подотчетное лицо в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу представляет авансовый отчет с приложением справки о совершении нотариальных действий, оформленной на руководителя учреждения.

Кроме того, для подтверждения расходов на оплату нотариальных услуг рекомендуем оформить также доверенность на работника, который обращался к нотариусу от имени учреждения.

Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор

По какому КБК нужно разместить закупку на услуги по рыночной оценке муниципального имущества?

Руководствуясь положениями Порядка № 209н, расходы на услуги по рыночной оценке муниципального имущества следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».

Отвечала Н. П. Нестеренко, консультант

В 2018 году было списано на пять литров бензина больше. Какими исправительными записями отразить увеличение остатка бензина в 2019-м?

В рамках формирования своей учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным, учреждение проводит инвентаризацию активов и обязательств по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом (ст. 11 Закона № 402-ФЗ, п. 80 СГС «Концептуальные основы»).

Правила проведения инвентаризации установлены Методическими указаниями № 49.

Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, производится в соответствии с СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются первичным учетным документом, составленным субъектом учета, — Справкой, содержащей информацию по обо­снованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен, и период, в котором были выявлены ошибки.

68_2.png

Бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности в отдельном Журнале по прочим операциям, содержащем отметку «Исправление ошибок прошлых лет».

Отражение исправлений в электронном регистре бухгалтерского учета осуществляется лицами, ответственными за ведение регистра, в порядке, преду­смотренном положениями настоящего пункта, записями, подтвержденными Справками.

Согласно пункту 17 письма Минфина России от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480 ошибка прошлых лет, допущенная при ведении бухгалтерского учета, исправляется в бухгалтерском учете дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью по счетам бухгалтерского учета в период (на дату) обнаружения ошибки и ретроспективного пересчета бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Бухгалтерские записи по ошибкам прошлых лет, корректирующие финансовый результат, формируемый по операциям прошлых лет, будут следующими:

Дебет 0 401 28 272
«Расходы финансового года, предшествующего отчетному, в части расходования материальных запасов»
Кредит 0 105 33 440
«Уменьшение стоимости горюче­смазочных материалов — иного движимого имущества учреждения»
— корректирующие записи методом «Красное сторно».

Отвечала Н. П. Нестеренко, консультант


Реклама