Вопрос-ответ
***
ВОПРОС: Просим вас дать разъяснения, по каким кодам бюджетной классификации (КОСГУ) следует отражать расходы администрации муниципального образования на уличное освещение по оплате договоров:
- с ресурсоснабжающей организацией за услуги освещения (потребление электроэнергии);
- по содержанию объектов уличного освещения (ремонт, установка и прочее).
ОТВЕТ: Расходы на цели, приведенные в вопросе, в соответствии с требованиями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 74н, подлежат отнесению на статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) в следующем порядке:
- расходы на оплату услуг освещения (потребление электроэнергии) на подстатью 223 «Коммунальные услуги»;
- оплату услуг по содержанию объектов уличного освещения (ремонт, установка и прочее) на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»
Отвечала А.А. Комлева,
редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
ВОПРОС: Бюджетное учреждение (детский сад), имеющее на своем балансе здание детского сада, заключило договор на монтаж автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения людей о пожаре (СО). Кассовые расходы отнесены на подстатью 226 «Расходы на прочие услуги». Разъясните, пожалуйста, как дальше учитывать стоимость монтажа АПС и СО:
- Отнести на расходы на счет 1 401 01 226 «Расходы на прочие услуги».
- Увеличить стоимость здания детского сада (модернизация).
- Отдельные элементы пожарной системы принять к учету как объекты основных средств.
Отвечала А.А. Комлева,
редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
ВОПРОС: Как отразить в бюджетном учете начисление и перечисление налога на прибыль по платным услугам?
ОТВЕТ: Начисление налога на прибыль отражается бухгалтерской записью:
Дебет 2 401 01 130
«Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 2 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль».
Перечисление налога на прибыль отражается следующей записью:
Дебет 2 303 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль»
Кредит 2 201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов».
Одновременно сумму перечисленного налога отражают на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения».
Отвечала А.А. Комлева,
редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
ВОПРОС: Учреждение обслуживается в отделении Федерального казначейства. В соответствии с договором, заключенным со Сберегательным банком, заработная плата перечисляется на пластиковые карты. Вместе с тем существует необходимость перечисления на пластиковые карты подотчетных сумм. Просим дать разъяснения по следующим вопросам:
1. Правомерны ли наши действия в случае осуществления данных перечислений?
2. В случае правомерности какими бухгалтерскими записями оформляются данные перечисления?
ОТВЕТ: 1. Центробанк в письме от 18 декабря 2006 г. № 36-3/2408 разъяснил, что выдача денежных средств организацией под отчет своим сотрудникам путем безналичного перечисления средств на их банковские счета для совершения операций, связанных с хозяйственной деятельностью организации, нормативными актами Банка России не предусмотрена. Но в соответствии с пунктом 2.5 Положения от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт», юридическое лицо может осуществлять операции по получению наличных денежных средств с использованием расчетных (дебетовых) карт и кредитных карт. Это могут быть как расчеты, связанные с хозяйственной деятельностью, в том числе с оплатой командировочных и представительских расходов, так и иные операции. Все зависит от заключенного с банком договора.
2. Операции по перечислению подотчетных средств на банковские карты отражаются в бюджетном учете бухгалтерской записью:
Дебет 0 208 00 000
«Расчеты с подотчетными лицами»
Кредит 1 304 05 000* (2 201 01 610)
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов» («Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»).
Отвечала А.А. Комлева,
редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, можно ли учитывать в рамках предпринимательской деятельности в расходах платежи за землю, если договор аренды пока не зарегистрирован?
ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 2 статьи 609 Гражданского кодекса и статьей 26 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, заключаемый на срок более одного года, подлежит государственной регистрации. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относят арендные платежи за арендуемое имущество, в том числе земельные участки (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Чиновники всегда придерживались и придерживаются того мнения, что при нарушении указанных положений организации не вправе учитывать арендные платежи в расходах, уменьшающих базу по налогу на прибыль (письма Минфина России от 6 марта 2008 г. № 03-03-06/1/152, от 17 февраля 2006 г. № 03-03-04/3/3, от 1 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/325, УФНС России по г. Москве от 13 марта 2006 г. № 18-11/2/18780). Аргументация такова. Земельные участки относятся к недвижимому имуществу (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 609 ГК РФ). Поэтому обязательным условием для того, чтобы отнести на расходы плату за землю, является государственная регистрация договора аренды.
Однако судьи указывают, что отсутствие государственной регистрации договора аренды не является препятствием для учета платежей для целей главы 25 Налогового кодекса (постановления ФАС Дальневосточного округа от 14 февраля 2007 г. по делу № Ф03-А59/06-2/5389, Поволжского округа от 8 июня 2006 г. по делу № А55-25816/2005, Северо-Западного округа от 21 апреля 2006 г. по делу № А56-24327/2005, от 27 февраля 2008 г. по делу № А56-30518/2006). Арбитры руководствуются следующим: в Налоговом кодексе ничего не сказано о том, что непременным условием для включения арендных платежей в состав расходов по налогу на прибыль является выполнение требований гражданского законодательства. Поэтому отсутствие государственной регистрации договора аренды земельного участка не может быть основанием для того, чтобы исключить такие платежи из состава расходов.
Заметим, с позиции служителей Фемиды уменьшает базу по налогу на прибыль и арендная плата за здания и сооружения, если договоры аренды этих объектов еще не прошли госрегистрацию (определение ВАС РФ от 15 октября 2007 г. № 12342/07, постановление ФАС Московского округа от 16 августа 2007 г. по делу № КА-А40/7304-07).
Отвечала А.Ю. Ильина,
редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
***
ВОПРОС: Насколько я знаю, налоговики не разрешают принимать к вычету НДС до момента внесения изменений в некорректные счета-фактуры (письмо Минфина России от 22 марта 2006 г. № 03-04-11/61, ФНС России от 6 сентября 2006 г. № ММ-6-03/896@, УФНС по г. Москве от 2 октября 2007 г. № 19-11/093419). Не поменялась официальная позиция?
ОТВЕТ: К сожалению, нет. Однако на помощь могут прийти судьи. Они полагают, что учреждения вправе заявить вычет НДС по исправленному счету-фактуре в том налоговом периоде, когда имели место соответствующие хозяйственные операции и в котором выполнены условия, определяющие право учреждений на налоговые вычеты (после фактического получения, оприходования и оплаты товара, производственное назначение приобретенного товара), а не в том периоде, в котором они были исправлены (постановления Президиума ВАС РФ от 4 марта 2008 г. № 14227/07, Уральского округа от 6 ноября 2007 г. по делу № Ф09-8938/07-С2, от 30 октября 2007 г. по делу № Ф09-8879/07-С2). Правда, тогда арбитры исходили из того, что внесенные исправления не коснулись дат выписки рассмотренных счетов-фактур поставщиками, то есть налоговый период, к которому относился указанный счет-фактура, после внесения исправлений не изменился.
Отвечала А.Ю. Ильина,
редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»