Учет народного достояния
#??#Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Ее популярность не знает границ. Чтобы увидеть необыкновенные сокровища, сотни тысяч людей приезжают ежегодно в тихий Лаврушинский переулок, который расположен в одном из древнейших районов Москвы, в Замоскворечье. О текущем положении дел мы побеседовали с Татьяной Евгеньевной ВОЛОДИНОЙ, заместителем начальника отдела правовой работы.
Беседу вела А.А. Комлева,
редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Вопрос. Татьяна Евгеньевна, как в Третьяковской Галерее прошла сдача годовой отчетности? Какие были трудности при ее формировании? Ведь по приказу от 24 августа 2007 г. № 72н отчетность сдавалась впервые.
Ответ. Наша бухгалтерия сдала отчетность досрочно, несмотря на некоторые изменения в законодательстве. Приказ Минфина № 72н о порядке составления бюджетной отчетности разработан в первую очередь в соответствии с изменениями, внесенными с 1 января 2008 года в Бюджетный кодекс. Так, новая форма «Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета» (ф. 0503137) предусмотрена как самостоятельная. На ее основании можно провести детальный анализ движения внебюджетных средств в учреждении. Порядок заполнения этой формы полностью соответствует порядку заполнения Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127).
Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110), которая ранее входила в баланс главного распорядителя средств бюджета, включена в приказ как самостоятельная форма отчетности. Она используется для отражения операций по заключению счетов и при реформации баланса требует от учреждения четкого представления о формировании финансового результата отчетного года.
В пояснительной записке (ф. 0503160) изменения коснулись только Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503168). В форме значительно расширен перечень показателей, по которым в течение года были поступления и выбытия нефинансовых активов. Также Пояснительная записка дополнена новой формой «Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя средств бюджета» (ф. 0503178).
Я считаю, что при четком составлении отчетности по вышеуказанному приказу учреждению будет проще перейти на единую систему учета или получить статус автономного учреждения.
Вопрос. Сейчас идет процесс преобразования бюджетных учреждений в автономные. Большинство из них — учреждения культуры. У многих возникает опасение, что после изменения статуса последует сокращение государственного финансирования. Каково ваше мнение по этому вопросу?
Ответ. Новая организационно- правовая форма в первую очередь должна способствовать улучшению условий работы тех учреждений, которые могут заработать самостоятельно. Придание учреждению статуса автономного может быть выгодно, если существует конкуренция между поставщиками социальных услуг.
В настоящий момент, после выхода постановления Правительства РФ от 18 марта 2008 г. № 182, опасений по поводу сокращения бюджетного финансирования нет. Федеральному автономному учреждению, созданному путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения, предоставляется субсидия за счет средств федерального бюджета в течение трех лет с даты создания. Цель — выравнивание финансового обеспечения выполнения задания, сформированного учредителем в отношении этого федерального автономного учреждения.
Размер субсидии определяется как разность между суммой бюджетных ассигнований, предоставленных федеральному бюджетному учреждению на текущий год и плановый период, и суммой субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание федеральным автономным учреждением услуг физическим и юридическим лицам, на содержание соответствующего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.
Вопрос. А как автономное учреждение распоряжается имуществом? Оно, так же как и бюджетное, наделено правом оперативного управления закрепленным за ними имуществом?
Ответ. В отличие от бюджетного учреждения автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет выделенных учредителем целевых средств, без согласия учредителя. Остальным имуществом, в том числе недвижимым, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Это право не распространяется на внесение имущества в уставный капитал других юридических лиц.
Вопрос. Как автономное учреждение распоряжается своими доходами?
Ответ. Автономное учреждение распоряжается доходами самостоятельно. Собственник имущества такого учреждения не имеет права на получение доходов от деятельности автономного учреждения и использования закрепленного за ним имущества. Это прописано в законодательстве (п. 8, 9 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).
Вопрос. Третьяковская галерея часто вывозит экспонаты на выставки за границу. Какие трудности, в том числе и в бухгалтерском учете, возникают в связи с этим?
Ответ. Действительно, наша галерея часто участвует в зарубежных выставках в целях пропаганды русского искусства. В бухгалтерском учете не производится отражение операций по направлению экспонатов, поскольку они входят в Музейный фонд России и числятся на хранительском учете. Мы обязаны обеспечить только:
- физическую сохранность и безопасность музейных предметов и коллекций;
- ведение и сохранность учетной документации, связанной с музейными предметами и коллекциями;
- использование музейных коллекций в научных, культурных, образовательных, творческо- производственных целях.
Ответ. Да, мы предоставляем залы для выставок. Например, недавно прошла выставка французского художника, скульптора, литографа Жакомо Де Пасс «Мои страсти». В разные годы он участвовал в совместных выставках с Жоржем Браком, Хуаном Миро, Марком Шагалом, Пабло Пикассо, дружил с Эрве Базеном и иллюстрировал его книги. В настоящее время художник живет и работает на юге Франции, в Грассе. Живописные, скульптурные и графические произведения представляют краткую ретроспективу творчества Жакомо де Пасса, эволюцию его художественных поисков через экспрессионизм, футуризм, сюрреализм. С 30 мая по 13 июля проводится выставка «Православная икона России, Украины и Беларуси». Цель международного проекта — показать своеобразие и одновременно родство в области изобразительного искусства трех народов, имеющих одни корни, общие истоки и общий духовный ориентир — Византию. Собранием Третьяковской галереи представлены самые древние памятники, которые демонстрируют многообразие искусства древнерусских художественных центров в XIV–XVI столетиях. Произведения из собрания Национального Киево- Печерского историко- культурного заповедника прослеживают пути развития местной иконописи на протяжении XVI–XIX веков от поствизантийского времени до эпохи барокко. Национальный музей Республики Беларусь предоставляет белорусские экспонаты XVII–XIX веков — от памятников, сохраняющих византийские традиции, до произведений периода барокко и классицизма. Экспозиция включает около 90 икон. О плане выставок любители могут ознакомиться на сайте www.tretyakov.ru.
Вопрос. Как финансируется галерея? Каково соотношение бюджетного финансирования и доходов от оказания платных услуг?
Ответ. Галерея получает текущее бюджетное финансирование в виде лимитов бюджетных обязательств. Также она получает денежные средства по федеральной программе и, конечно, зарабатывает самостоятельно. Основной источник поступления внебюджетных средств — это выручка от реализации билетов.
Вопрос. Татьяна Евгеньевна, кто и по какому принципу устанавливает цены на билеты в галерее?
Ответ. Цены на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, учреждения культуры устанавливают самостоятельно. Для этого достаточно приказа руководителя учреждения (ст. 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1).
При организации платных мероприятий учреждения культуры могут предоставлять льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Порядок предоставления льгот для учреждений культуры, находящихся в федеральном ведении, устанавливается Правительством Российской Федерации, для организаций культуры, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, — органами государственной власти субъектов Российской Федерации, для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, — органами местного самоуправления.
Вопрос. Получает ли музей средства из бюджета помимо текущего финансирования?
Ответ. Да, получает. Это целевые средства из бюджета, которые выделяются в рамках федеральной программы. Расходуются они на приобретение художественных произведений, организацию и проведение выставок, другие мероприятия.
Вопрос. Как часто у вас бывают проверки? Кто вас проверяет? Кто самый строгий контролер?
Ответ. Проверки в галерее бывают часто. В первую очередь это налоговые проверки. Также осуществляется ведомственный контроль со стороны Федерального агентства по культуре и кинематографии, нас проверяют органы Федерального казначейства.
На мой взгляд, опасаться прихода финансовых контролеров в бухгалтерию учреждения, получающего или использующего бюджетные средства, не стоит. Ведь главная цель контролеров не найти и наказать, а помочь исправить ошибки, принять все меры к тому, чтобы избежать их в дальнейшем.
Вопрос. А финансовые и экономические службы Федерального агентства по культуре и кинематографии оказывают методическую помощь в бюджетном учете?
Ответ. Конечно. Агентство регулярно организует семинары, где предупреждает о нововведениях и подсказывает, каким образом к ним подготовиться.
Вопрос. Татьяна Евгеньевна, какое учебное заведение вы окончили и где начали свою трудовую деятельность?
Ответ. Я окончила экономический факультет Московского авиационного института, но в культуру пришла практически сразу после окончания института. Начинала свою «культурную» деятельность во Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия», затем работала в Министерстве культуры СССР и Министерстве культуры России. С 2004 года работаю в государственной Третьяковской галерее. Скажу честно, мне очень приятно заканчивать свою трудовую деятельность в таком прекрасном учреждении и работать с замечательными, высококвалифицированными специалистами.
Вопрос.Сколько времени вы работаете именно в бюджетной сфере?
Ответ. В бюджетной сфере я работаю с 1981 года. Начинала трудовую деятельность в хозрасчетной организации, как я уже сказала ранее, фирме «Мелодия», которая занималась разными видами деятельности. Это и промышленность — выпуск грампластинок, и торговля — оптовые Дома грампластинок и многое другое.
Вопрос. В какой сфере, на ваш взгляд, учет сложнее?
Ответ. Однозначно в бюджете. Особенно это чувствуется в последнее время, когда практически каждый год бюджетный учет претерпевает значительные изменения. Очень сложно работать, когда выходят законодательные и нормативные акты, противоречащие друг другу.
Вопрос. Недавно (18 мая) музеи отмечали свой праздник — День музеев. Как это знаменательное событие прошло у вас?
Ответ. Галерея радушно принимала посетителей, работали великолепные выставки:
- проект «Золотая карта России». Русское искусство ХVII–ХХ веков;
- В.М. Васнецов. Эскизы росписей Владимирского собора в Киеве к 175-летию П.М. Третьякова и 160-летию В.М. Васнецова;
- «Анатомия памяти» — выставка Андрея Макаревича и Андрея Белле и другие очень интересные выставки и вернисажи.
Ответ. Свободного времени, к сожалению, остается немного. Провожу я его в кругу своей семьи. Мой муж — авиатор. Наша дочь работает ведущим специалистом в компании «Голдентелеком». Я счастливая бабушка: у меня есть внучка, которая заканчивает в этом году 9-й класс, а внук переходит в 4-й класс. Семья — моя надежда и опора.
Из истории
Дата основания Третьяковской галереи — 22 мая (10 мая по старому стилю) 1856 года. В этот день начинающий коллекционер Павел Михайлович Третьяков приобрел свою первую картину русского художника В.Г. Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853 г.). Так начал формироваться первый в России музей национальной художественной школы «общественное, всем доступное хранилище изящных искусств, приносящее многим пользу, всем удовольствие».
Первоначально все, что приобреталось Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома в Лаврушинском переулке, в Замоскворечье. К концу 1860-х годов картин стало так много, что разместить их в комнатах стало невозможно. В 1872 году было принято решение о постройке специальной галереи, примыкавшей к жилому дому. Весной 1874 года картины разместили в новом двухэтажном здании, состоящем из двух больших залов. Быстрый рост коллекции вскоре потребовал и его расширения за счет дополнительных построек. К концу 1880-х годов галерея состояла уже более чем из 20 комнат. С появлением специального здания галереи собрание Третьякова приобрело статус настоящего музея, частного по принадлежности, общественного по характеру, музея бесплатного и открытого на протяжении почти всех дней недели для всех желающих независимо от сословной принадлежности.
Третьяков 31 августа (ст. ст.) 1892 года обратился в Московскую городскую думу с предложением принять от него в дар картинную галерею. Она включала в себя 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII–XIX веков. Московская городская дума с благодарностью приняла бесценный дар, и П.М. Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи. В 1896 году ему было присвоено звание Почетного гражданина города Москвы.
В 1899–1900 годах дом Третьякова в Лаврушинском переулке, к которому примыкала галерея, был перестроен и приспособлен для нужд галереи. В 1901–1902 годах весь комплекс был объединен новым фасадом в неорусском стиле.
В начале ХХ века Третьяковская галерея стала одним из крупнейших музеев не только России, но и Европы.
В 1918 году Третьяковская галерея получила статус государственного музея.
В 1980-е годы начались реконструкция и расширение помещений Третьяковской галереи.
В 1985 году был открыт новый корпус — Депозитарий, включающий в себя просторные хранилища произведений искусства и реставрационные мастерские; в 1989 — второй, так называемый Инженерный корпус, где разместились выставочные помещения, лекционный и конференц-залы, детская студия, информационно-компьютерная и инженерная службы. В 1986 году началась реконструкция основного здания, завершившаяся в 1994 году. Фасад, возведенный по проекту В.М. Васнецова и ставший эмблемой Третьяковской галереи, был сохранен и отреставрирован.
За годы реконструкции сложилась новая концепция галереи как единого музея, существующего в двух зданиях: в Лаврушинском переулке, где сосредоточены экспозиция и хранилища старого искусства, и на Крымском Валу, в залах, посвященных искусству ХХ века. Тогда же в структуру галереи на правах научных отделов был включен ряд московских мемориальных музеев: Дом-музей В.М. Васнецова, Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова, Музей-квартира скульптора А.С. Голубкиной, Дом-музей П.Д. Корина. В процессе реконструкции здания галереи в Лаврушинском переулке обрела новую жизнь церковь Святителя Николая в Толмачах, прихожанином которой был в свое время П.М. Третьяков. Теперь она получила статус домовой церкви при музее, то есть храма-музея.
Третьяковская галерея сегодня — это не только сокровищница отечественного культурного наследия, прошедшая за 150 лет путь от частной коллекции до всемирно известного музея национального искусства, но и крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей.