О применении статьи 242.2 Бюджетного кодекса

К нам в редакцию поступил такой вопрос: «Должны ли исполняться в порядке, предусмотренном статьей 242.2 Бюджетного кодекса, судебные решения по искам бывших работников ликвидированных организаций угольной промышленности к администрации муниципального образования о предоставлении жилищных субсидий, учитывая, что в федеральном бюджете не предусмотрены средства на финансирование требований, изложенных в исполнительных документах, а в соответствии с пунктом 2 статьи 239 Бюджетного кодекса обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится?» Ответить на столь непростой вопрос согласился Ю.М. ЛЕРМОНТОВ, консультант Минфина России

В случае поступления с учетом требований, установленных главой 24.1 Бюджетного кодекса, для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативно-правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), они исполняются в порядке, предусмотренном статьей 242.2 Бюджетного кодекса. Поясним.

Порядок взыскания
В силу статьи 239 Бюджетного кодекса иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса.

Исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Минфином России (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение (п. 6 ст. 242.2 БК РФ).

Как указано в письме Минфина РФ от 23 октября 2006 г. № 08-04-14/4519, глава 24.1 Бюджетного кодекса устанавливает два порядка исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
1) статьями 165 и 242.2 Бюджетного кодекса на Минфин России возложена обязанность по исполнению судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (статьи 1069, 1070 Гражданского кодекса), а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации;

2) статьей 242.3 Бюджетного кодекса предусмотрена обязанность Минфина России по исполнению судебных актов по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения-должника, находящегося в ведении Минфина России. Исполнительные документы направляются в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В постановлении Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23 говорится, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного само­управления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

Таким образом, исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение трехмесячного срока.

НА ЗАМЕТКУ.
Согласно статье 217 и пункту 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса в случае, когда у финансового органа субъекта Российской Федерации недостаточно средств для исполнения судебных актов, финансовый орган субъекта Российской Федерации может внести изменения в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок исполнения сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации включая процедуру внесения изменений предусматривается субъектом Российской Федерации в нормативно-правовом акте субъекта Российской Федерации, регулирующем бюджетные правоотношения (письмо Минфина России от 6 сентября 2007 г. № 03-03-06/4/128).


Реклама