Вопрос-ответ

 

Здание
ВОПРОС: Государственное научное учреждение (ГНУ) Россельхозакадемии осуществило сделку по передаче имущественных прав (аренды земли) другой организации. Земельный участок ранее находился в хозяйственном ведении, потом учреждение приобрело право на аренду и решило передать его другой организации. В соответствии с Законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» денежные средства, полученные от реализации имущества, подлежат перечислению в бюджет в полном объеме. Облагается ли данная сделка НДС, если все средства от сделки перечислены в бюджет?

ОТВЕТ: При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления (п. 9 ст. 22 ЗК РФ). Передача имущественных прав является объектом обложения НДС, за исключением передачи имущественных прав организации ее правопреемнику (подп. 1 п. 1 ст. 146, подп. 7 п. 2 ст. 146 НК РФ). Из этого правила есть исключения (подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ). Платежи за право заключения договора аренды не облагают НДС только в случае, если продавцом данных имущественных прав являются органы государственной власти и местного самоуправления, уполномоченные законодательством Российской Федерации (актами органов местного самоуправления) распоряжаться данными земельными участками. Следовательно, операции по передаче прав и обязанностей по договору аренды земельных участков учреждением третьим лицам облагают НДС на общих основаниях и в общеустановленном порядке (письмо УМНС по г. Москве от 26 августа 2003 г. № 24-11/46409, ст. 154, п. 5 ст. 155 НК РФ).

Заметим: моментом определения налоговой базы при передаче прав, связанных с правом заключения договора, и арендных прав является день передачи имущественных прав (п. 8 ст. 167 НК РФ).

Отвечала Т.А. Кашицына,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ


ВОПРОС: Может ли муниципальное медицинское учреждение, осуществляющее в том числе и платные медицинские услуги (такая возможность предусмотрена уставом учреждения), заключать договор о совместной деятельности (простого товарищества) по оказанию платных медицинских услуг?

ОТВЕТ:
Как следует из формулировки вопроса, простое товарищество создается для совместного осуществления муниципальными клиниками и частными организациями предпринимательской деятельности (оказания платных медицинских услуг).

По нашему мнению, подобные договоры не соответствуют требованиям законодательства. Поясним. В соответствии со статьей 1041 Гражданского кодекса сторонами договора о совместной деятельности, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Учреждение является разновидностью некоммерческой организации (ст. 120 ГК РФ). Наличие у некоммерческой организации права осуществлять предпринимательскую деятельность в случаях, указанных в пункте 3 статьи 50 Гражданского кодекса, не меняет характер такой организации как некоммерческой. Поэтому учреждение не может выступать стороной договора «предпринимательского» простого товарищества, даже если деятельность, приносящая доход, для занятия которой создается товарищество, не противоречит уставным целям учреждения (п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 июля 2000 г. № 56).

Указанную точку зрения поддерживают и судьи (постановления ФАС Дальневосточного округа от 27 марта 2007 г. по делу № Ф03-А73/07-1/541, Северо-Западного округа от 9 октября 2000 г. по делу № А56-11814/00, Московского округа от 4 февраля 2003 г. по делу № КГ-А40/40-03, Волго-Вятского округа от 12 мая 2005 г. по делу № А11-4316/2004-К1-2/141), указывая на недействительность (ничтожность) подобных договоров.

Отвечал О.А. Москвитин,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ


ВОПРОС: Имеет ли право муниципальное образование безвозмездно, по договору дарения, передать имущество в собственность обществу с ограниченной ответственностью? В государственной регистрации данного договора было отказано.

ОТВЕТ: Пунктом 1 статьи 124 Гражданского кодекса установлено, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, пре­дусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что при приватизации государственного и муниципального имущества положения, предусмотренные Гражданским кодексом, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. То есть по данному вопросу существует приоритет закона о приватизации над соответствующими нормами Гражданского кодекса.

Итак, чтобы передать имущество муниципального образования в собственность другому лицу, в том числе ООО, необходимо обратиться к положениям Закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон № 178-ФЗ). Статьей 13 Закона № 178-ФЗ определены способы приватизации государственного и муниципального имущества. В пункте 5 этой статьи указывается, что приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными Законом № 178-ФЗ. Дарение муниципального имущества в определенные этим законом способы приватизации не входит.

Более того, согласно пункту 2 статьи 2 Закона № 178-ФЗ государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

Отвечал В.А. Орлов,
 эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ


ВОПРОС: Интересует такой вопрос. Как отразить в бюджетном учете передачу основных средств внутри одного ведомства?

ОТВЕТ:
При передаче внутри одного ведомства делают записи:

передающая сторона

Дебет 0 304 04 310
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств»
Кредит 0 101 00 000
(0 101 01 410 — 0 101 09 410)
«Основные средства»
— отражена передача основного средства в размере его первоначальной балансовой стоимости;

Дебет 0 104 00 000
(0 104 01 410 — 0 104 07 410)
«Амортизация»
Кредит 0 304 04 310
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств»
— отражена передача суммы начисленной амортизации.

Принимающая сторона должна поставить объект на баланс по первоначальной стоимости и одновременно отра­зить сумму амортизации, которая была начислена на момент его передачи:

Дебет 0 101 00 000
(0 101 01 310 — 0 101 09 310)
«Основные средства»
Кредит 0 304 04 310
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств»;
Дебет 0 304 04 310
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств»
Кредит 0 104 00 000
(0 104 01 410 — 0 104 07 410)
«Амортизация».

Отвечала А.Ю. Бунина,
аудитор

ВОПРОС: Федеральное учреждение заключило договор на приобретение основного средства и заплатило аванс. Но контракт был расторгнут. Как отразить данную операцию в бюджетном учете?

ОТВЕТ:
Как правило, расторжение договора происходит по взаимному соглашению сторон, но контракт может быть расторгнут и по решению суда, если одна из организаций нарушила его существенные условия (ст. 450 ГК РФ).

При расторжении договора учреждению должны вернуть аванс, что оформляют следующей проводкой ( Одновременно соответствующая сумма отражается на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на банковские счета учреждения»):
 
Дебет 1 304 05 310 (2 201 01 510)
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению основных средств» («Поступления денежных средств учреждения на банковские счета»)
Кредит 1 206 19 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам за приобретение основных средств»
— возвращен ранее выданный аванс.

Указанная проводка делается при возврате аванса в том году, в котором он был выдан. Если же на лицевой счет учреждения возвращают аванс, выданный в прошлом году, то он в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. № 142н «Об утверждении инструкции о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета» (далее — Инструкция № 142н), подлежит перечислению дебитором напрямую в доход бюджета. При этом на основании выписки из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета делают запись:

Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 1 206 19 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение основных средств».

В случае поступления сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет получателя средств указанная сумма подлежит перечислению в доход федерального бюджета самим получателем средств в порядке, определенном Инструкцией № 142н. При этом, если учреждение является администратором доходов бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, оно оформляет следующие записи:

Дебет 1 304 05 310
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению основных средств»
Кредит 1 206 19 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение основных средств»
— поступила на лицевой счет учреждения дебиторская задолженность прошлых лет;

Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 304 05 310
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению основных средств»
— перечислены в бюджет поступившие средства;

Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— поступили в доход бюджета перечисленные учреждением средства (основание — выписка из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета (ф. 0512088)).

Отвечала А.Ю. Бунина,
 аудитор


ВОПРОС: Помогите начинающему бухгалтеру! Какими записями следует отра­зить покупку основного средства (компьютера) за счет бюджетных и внебюджетных средств?

ОТВЕТ:
Когда основное средство покупают за счет бюджетных средств, нужно сделать такие проводки:

Дебет 1 106 01 310
«Увеличение капитальных вложений в основные средства»
Кредит 1 302 19 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— поступило основное средство;

Дебет 1 106 01 310
«Увеличение капитальных вложений в основные средства»
Кредит 1 302 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг»
— отражены затраты по доставке ОС;

Дебет 1 101 04 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования»
Кредит 1 106 01 410
«Уменьшение капитальных вложений в основные средства»
— основное средство введено в эксплуатацию.

Если же объект основных средств приобретают за счет предпринимательской деятельности, записи будут такими:

Дебет 2 106 01 310
«Увеличение капитальных вложений в основные средства»
Кредит 2 302 19 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— поступило основное средство;

Дебет 2 210 01 560
«Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
Кредит 2 302 19 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— учтен НДС по приобретенному оборудованию;

Дебет 2 106 01 310
«Увеличение капитальных вложений в основные средства»
Кредит 2 302 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг»
— отражены затраты по доставке компьютера;

Дебет 2 210 01 560
«Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
Кредит 2 302 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг»
— учтен НДС по транспортной услуге;

Дебет 2 101 04 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования»
Кредит 2 106 01 410
«Уменьшение капитальных вложений в основные средства»
— основное средство введено в эксплуатацию;

Дебет 2 302 19 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 2 201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»
— произведены расчеты с поставщиком основных средств;

Дебет 2 302 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг»
Кредит 2 201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»
— произведены расчеты с транспортной организацией;

Дебет 2 303 04 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
Кредит 2 210 01 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
— принят к вычету НДС.

Отвечала А.Ю. Ильина,
редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

ВОПРОС: Какой код статуса налогоплательщика должно указывать учреждение при заполнении платежного поручения на уплату единого социального налога?

ОТВЕТ:
Учреждение, производящее выплаты физическим лицам и, следовательно, являющееся плательщиком ЕСН, при заполнении платежного поручения на его уплату в соответствии с приказом Минфина России от 24 ноября 2004 г. № 106н указывает в поле 101 «Статус плательщика» код статуса 14.

Отвечала А.А. Комлева,
редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

ВОПРОС: Единый социальный налог перечисляется в рублях. А как вести индивидуальные карточки по ЕСН: в целых рублях или с копейками?

ОТВЕТ:
При перечислении ЕСН в целом по учреждению сумма налога округляется до целого рубля. В этом случае общая сумма ЕСН будет отличаться от величины, исчисленной по всем индивидуальным карточкам, в пределах 50 копеек.

В письме Минфина России от 17 марта 2008 г. № 03-04-06-02/31 говорится, что округление до рублей налоговой базы, налогового вычета, исчисленных сумм ЕСН, иных показателей производится не в индивидуальном учете, а после суммирования данных индивидуального учета в целом по организации.
Данные суммы будут отличаться от сумм, исчисленных организацией по всем индивидуальным карточкам, менее чем на 50 копеек в сторону уменьшения или увеличения.

Если налогоплательщик первичный учет показателей для целей исчисления ЕСН по каждому физическому лицу осуществляет в рублях, что не противоречит главе 24 Налогового кодекса, то округления при перечислении ЕСН в целом по организации не требуется.

Отвечала А.А. Комлева,
редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

ВОПРОС: Работаем в Федеральном учреждении «Межрегиональный учебный центр» Федеральной службы исполнения наказаний бухгалтерами и кассиром финансового отделения (вольнонаемные). Положена ли нам доплата за работу с компьютерами? Помещение бухгалтерии маленькое (12 кв. м), кондиционера нет, четыре компьютера. Просим разъяснить, на основании каких документов нам обращаться к руководству, какой процент доплаты положен.

ОТВЕТ:
Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т. д.), которая проводится в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 марта 1997 № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».

В соответствии со статьями 146 и 147 Трудового кодекса оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.

В соответствии с приказом Мин­здравсоцразвития РФ от 29 декабря 2007 г. № 822 выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Размеры доплат в процентах к тарифной ставке (окладу) установлены постановлением Госкомтруда СССР и Секритариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда».

Отвечала А.А. Комлева,
редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет"


Реклама