Уточняем платеж

В работе бухгалтера возникают ситуации, когда требуется уточнить совершенный платеж. Уточнение касается вида и принадлежности платежа (в том числе применения КОСГУ), неверно указанных банковских реквизитов получателя, иных данных. Разберем отдельные ситуации по расходным операциям.

Н. П. НЕСТЕРЕНКО, консультант

Уточнение операций включает поступления на счет от контрагентов, а также расходные операции, которые были отражены на счете клиента органа Федерального казначейства.

Ошибки в принадлежности платежа (применение бюджетной методологии), его назначения могут повлечь серьезные последствия для учреждения.

Допущенные ошибки бывают:

1. Критическими, которые нельзя исправить уточнением платежа (ошибки в реквизитах, повлекшие неперечисление суммы в бюджетную систему России на соответствующий счет Федерального казначейства).

2. Не критическими (не приводят к тому, что обязанность по уплате платежей признается неисполненной, возможность уточнить платеж).

Уточнение реквизитов

Учреждения бюджетной сферы исполняют обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов.

Согласно пункту 7 статьи 45 Налогового кодекса при обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

Вместе с тем налоговый орган вправе требовать от банка на бумажном носителе копию поручения на перечисление налога в бюджетную систему, оформленного налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.

Таким образом, уточнение платежа при обнаружении ошибок в платежных документах по уплате налогов, сборов, страховых взносов возможно как учреждением, так и налоговым органом.

Уточнение назначения платежа

Текстовое пояснение

Согласно пункту 2.1.1 приказа Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» (далее — Порядок № 8н) для осуществления кассовых выплат получатели средств федерального бюджета и администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета представляют в Федеральное казначейство (органы Федерального казначейства) по месту обслуживания в электронном виде или на бумажном носителе в том числе Заявку на кассовый расход (ф. 0531801), Заявку на кассовый расход (сокращенную) (ф. 0531851) (далее — заявка на кассовый расход).

При оформлении заявки на кассовый расход учреждением может быть также допущена ошибка при заполнении реквизита документа в поле «Назначение платежа».

В поле «Назначение платежа» следует указать текстовое пояснение, которое позволит максимально точно охарактеризовать платеж (например, предмет договора).

Заполняя текст поля «Назначения платежа» заявки на кассовый расход, возможно использовать в работе нормы Перечня и описания реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, утвержденного положением Банка России от 19 июня 2012 г. № 383‑П «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Право корректировок назначения платежа принадлежит плательщику (собственнику денежных средств) (ст. 209 ГК РФ). Однако по результатам обзора арбитражной практики в части уточнения (изменения) назначения платежа возможно представить следующую группировку:

по письменному согласованию с получателем денежных средств (постановление ФАС ЦО от 3 марта 2011 г. по делу № А09-5609/2010 (определение от 8 июля 2011 г. № ВАС-8103/11));

обоюдное согласие отправителя и получателя денежных средств (постановление АС Уральского округа от 23 июня 2011 г. № А76-18273/2010-62-513);

без согласования с получателем, если такое условие закреплено условиями договора (государственного контракта) (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27 мая 2011 г. по делу № А82-1485/2010).

Обратите внимание, что, оформляя письмо контрагенту с уточнением назначения платежа, необходимо учесть требования пункта 7 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ.

Уточнение КОСГУ

Бюджетным кодексом установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38).

При детализации (дополнительной детализации) показателей бюджетной росписи, бюджетной сметы казенного учреждения, обоснований бюджетных ассигнований, плана ФХД бюджетного (автономного) учреждения применяются Порядки № 132н, 209н.

Несоответствие показателей бюджетной сметы доведенным ЛБО, в том числе обусловленное некорректным применением КОСГУ, является нарушением порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы (письмо Минфина России от 9 июля 2019 г. № 02-09-06/1/50753).

В случае осуществления расходов казенным учреждением в нарушение Порядка № 209н такие операции считаются нецелевым использованием бюджетных средств.

Согласно пункту 7 приказа Казначейства России от 19 июля 2013 г. № 11н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений» (далее — Порядок № 11н), если представленные клиентом платежные документы соответствуют установленным требованиям, орган Федерального казначейства формирует платежные поручения, на основании которых осуществляются операции по списанию средств со счетов по учету средств клиентов.

Клиент вправе в течение финансового года представить в орган Федерального казначейства Уведомление для уточнения кодов по бюджетной классификации (кодов по бюджетной классификации и (или) кодов субсидии), по которым операции были отражены на лицевом счете клиента (лицевом счете клиента для учета операций со средствами ОМС, отдельном лицевом счете клиента) (п. 16 Порядка № 11н).

Аналогичная норма закреплена в Порядке № 8н (п. 2.5.3).

При ошибочном указании получателем бюджетных средств (администратором источников финансирования дефицита бюджета) в платежном документе или финансовым органом в расчетном документе кода бюджетной классификации, на основании которого была отражена кассовая выплата на его лицевом счете, в случае если указанная ошибка не влечет создания нового бюджетного обязательства, учреждение (клиент Федерального казначейства или органа Федерального казначейства) формирует Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809).

Бухгалтерский (бюджетный) учет

Согласно пункту 153 Инструкции № 157н учет операций по движению безналичных денежных средств учреждений ведется на основании первичных документов, приложенных к выпискам с соответствующих счетов; по движению наличных денежных средств (денежных документов) — на основании кассовых документов, предусмотренных для оформления соответствующих операций с наличными деньгами (денежными документами).

Данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов в части операций с безналичными, наличными денежными средствами систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в Журналах операций с безналичными денежными средствами, по счету «Касса» соответственно.

Согласно представленным в орган Федерального казначейства Уведомлениям об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809) по результатам уточнения денежные средства отражаются на лицевом счете учреждения по верным кодам бюджетной классификации.

Как учреждению отразить исправительную операцию, соблюдая методологию бухгалтерского (бюджетного) учета, сохранив тождество оборотов по счетам бухгалтерского (бюджетного) учета?

Порядок операций по уточнению кодов КОСГУ целесообразно согласовать с органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, закрепив его в сформированной учетной политике.

Вопрос: Казенным учреждением при выполнении договорных обязательств по расчетам ошибочно указан код КОСГУ (226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ за химчистку салона автомобиля вместо 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ). Спустя время в ОФК Федерального казначейства учреждение­м представлено Уведомление (ф. 0531809).

Ответ: Согласно Порядкам № 132н и 209н расходы учреждения на химчистку салона автомобиля, находящегося в оперативном управлении, отражаются по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Согласно пункту 18 Инструкции № 157н исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, производится в соответствии с СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

Кроме того, согласно пункту 16 СГС «Концептуальные основы» объекты бухгалтерского учета признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов бухгалтерского учета, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

Таким образом, с учетом изложенного, ошибку, выявленную в текущем отчетном периоде до момента утверждения и представления бухгалтерской (бюджетной) отчетности, возможно исправить на дату ее обнаружения.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются первичным учетным документом, составленным субъектом учета — Бухгалтерской справкой (ф. 0504833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен, и период, в котором были выявлены ошибки.

Согласно полученной Выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств (ф. 0531759) бухгалтер сделает следующие записи:

исправительная запись методом «Красное сторно»

Дебет 1 302 26 834

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Кредит 1 304 05 226

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом за прочие работы, услуги»;

одновременно

Дебет 1 401 20 226

«Расходы на прочие работы, услуги»

Кредит 1 302 26 734

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»;

отражение операции с применением верного КОСГУ

Дебет 1 302 25 834

«Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»

Кредит 1 304 05 225

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом за работы, услуги по содержанию имущества»;

одновременно

Дебет 1 401 20 225

«Расходы по работам, услугам по содержанию имущества»

Кредит 1 302 25 734

«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества».

Обратите внимание: неправильное применение КВР казенным учреждением может расцениваться как нецелевое использование бюджетных средств. Например, как усматривается из судебных актов, нецелевым использованием учреждением бюджетных средств признана оплата за счет средств, выделенных по виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», работ по изготовлению и монтажу декоративных элементов фасада (диодных вывесок) в рамках государственных контрактов, в то время как указанные работы следовало осуществить по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» (определение Верховного Суда России от 10 июня 2019 г. № 309-ЭС19-8349).

Закупочная деятельность

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона № 44‑ФЗ планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

Порядок формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещение планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенности включения информации в такие планы-графики и требования к форме планов-графиков закупок утверждены постановлением России от 30 сентября 2019 г. № 1279 (далее — Постановление Правительства России № 1279).

Проведение закупок невозможно без распределения затрат согласно утвержденной смете казенного учреждения, плану ФХД бюджетного (автономного) учреждения.

Планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов России на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта России о бюджете, законов субъекта России о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете (п. 5 ст. 16 Закона № 44‑ФЗ, п. 4 Постановления № 1279).

Согласно пункту 8 статьи 16 Закона № 44‑ФЗ и пункту 22 Постановления № 1279 планы-графики подлежат изменению при необходимости:

  • приведения их в соответствие в связи с изменением установленных требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;
  • приведения их в соответствие в связи с изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, изменением соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий;
  • реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки;
  • использования в соответствии с законодательством экономии, полученной при осуществлении закупки;
  • в иных случаях, установленных Законом № 44‑ФЗ;
  • уточнения информации об объекте закупки;
  • исполнения предписания органов контроля, указанных в пункте 1 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ;
  • признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся;
  • расторжения контракта;
  • возникновения иных обстоятельств, предвидеть которые при утверждении плана-графика было невозможно.

Норма соответствия утвержденных показателей бюджетной сметы казенного учреждения доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения (п. 2 ст. 221 БК РФ) означает контроль расходов по заключенным договорам (государственным контрактам).

Обратите внимание, что с 14 октября 2019 года в план-график включают идентификационный код закупки. Порядок формирования идентификационного кода закупки утвержден приказом Минфина России от 10 апреля 2019 г. № 55н.

Ответственность

Согласно пункту 17 СГС «Концептуальные основы» в целях достоверного представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о финансовом положении субъекта отчетности в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на достоверную.

Отметим, что употребляемые термины «недостоверная отчетность», «существенная ошибка (искажение), влияющая на достоверность отчетности», как любое оценочное понятие, наполняются содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела и с учетом толкования указанных терминов в правоприменительной практике (письмо Минфина России от 7 сентября 2017 г. № 02-06-10/57741).

Перечень видов административных наказаний и правил их применения утвержден КоАП России.

Согласно статье 15.6 КоАП России непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том исле к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ст. 15.11 КоАП РФ).

Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно статье 15.15.6 КоАП России непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством о бухгалтерском учете, бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее незначительное искажение показателей этой отчетности или не повлекшее искажения показателей этой отчетности, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее значительное искажение показателей этой отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Внутренний финансовый контроль позволяет предупредить нарушения бюджетного и (или) иного законодательства и обеспечить предоставление полной и достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Организация внутреннего финансового контроля, как непрерывного процесса взаимосвязанных этапов, позволяет:

  • установить регламент процедур составления, исполнения смет (плана ФХД), ведения учета и представления отчетности;
  • формировать мероприятия контрольных действий;
  • анализировать риски и факторы, влияющие (которые, возможно, могут оказать влияние) на окончательный результат проводимых операций финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, своевременное внесение изменений (уточнение осуществленного платежа) в финансовые документы возможно отнести к мероприятиям внутреннего финансового контроля.


Реклама