Ребенок с особенностями. Гарантии родителям

Если в учреждении работают лица, у которых есть дети-инвалиды, работодателю следует помнить об их правах и гарантиях. Важно не только предоставить сотруднику предусмотренные законом возможности, а еще и отразить их в учете.

Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Положения статьи 262 Трудового кодекса устанавливают возможность родителям получить освобождение от работы, чтобы посвятить их своим детям-инвалидам. Четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц предоставляются одному из родителей (опекуну, попечителю) по его письменному заявлению. Причем дни могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка.

Дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами предоставляются в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства России от 13 октября 2014 г. № 1048 (далее — Правила № 1048). Для получения дополнительных выходных дней требуется письменное заявление. Периодичность его подачи строго не регламентирована. В пункте 2 Правил № 1048 указано, что работник (родитель, опекун, попечитель) по согласованию с работодателем может писать заявление:

  • ежемесячно;
  • раз в квартал;
  • раз в год, с указанием даты выходных в месяц сразу на весь период;
  • по мере обращения.

К заявлению прилагается определенный пакет документов:

  • справка, подтверждающая факт установления инвалидности (в соответствии со сроками установления инвалидности — один раз, один раз в год, один раз в два года, один раз в пять лет);
  • документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида (однократно);
  • свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом (однократно);
  • оригинал справки с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично.

В случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей и т. п.) работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя. В таком же порядке четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям.

Установлены периоды, в течение которых дополнительные оплачиваемые дни для ухода за детьми-инвалидами не предоставляются:

  • очередной ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • отпуск без сохранения заработной платы;
  • отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Справочно.

Работодатель не вправе требовать подтверждения целевого использования работником этих дней.

Справочно.

Работник может воспользоваться свои правом на дополнительные дни в месяце, который будет отработан им не полностью в связи с отпуском, болезнью, при наличии в этом месяце рабочих дней.

Когда один из родителей (опекунов, попечителей) находился в одном из перечисленных отпусков и не смог использовать свое право, у другого родителя возможность получения четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней сохраняется.

Дополнительные оплачиваемые выходные дни, не использованные в календарном месяце родителем (опекуном, попечителем) в связи с его временной нетрудоспособностью, предоставляются ему в этом же календарном месяце (при условии окончания временной нетрудоспособности в указанном календарном месяце и предъявления листка нетрудоспособности).

Дополнительные оплачиваемые выходные дни, не использованные в календарном месяце, на другой календарный месяц не переносятся (п. 10 Правил № 1048).

Учет дополнительных выходных дней

Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и в порядке, который устанавливается федеральными законами (ст. 262 ТК РФ). Начисляет и выплачивает деньги работодатель, однако при этом указанные расходы не являются его обязательством.

По своей экономической направленности оплата дополнительных дней не является вознаграждением за выполнение трудовых или иных обязанностей. Она носит характер государственной поддержки, так как ее цель — компенсировать потерю заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, или минимизировать последствия изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. В пункте 8 положения «О Фонде социального страхования Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства России от 12 февраля 1994 г. № 101, указано, что средства фонда направляются в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет. Финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС России (п. 17 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ (далее — Закон № 213‑ФЗ)).

Положения Порядков № 132н, 209н предусматривают определенные коды видов расходов и статей (подстатей) КОСГУ для отражения расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами. В Порядке № 132н указаны элементы видов расходов:

  • 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений»;
  • 129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов»;
  • 139 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда лиц (денежное содержание) гражданских лиц»;
  • 149 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов» (п. 51.1 Порядка № 132н).

Согласно пункту 10.1.3 Порядка № 209н оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами относится на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.

Записи в учете учреждения будут следующими:

Дебет 0 303 02 831

«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Кредит 0 302 13 737

«Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда»

— начислена оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом;

Дебет 0 303 02 831

«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Кредит 0 303 ХХ 731

«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное страхование»

— начислены страховые взносы на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом;

Дебет 0 302 13 837

«Уменьшение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда»

Кредит 0 201 11 610, 1 304 05 213

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда»

— перечислена на счет сотрудника оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом;

Дебет 0 303 ХХ 831

«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное страхование»

Кредит 0 201 11 610, 1 304 05 213

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда»

— перечислены страховые взносы, начисленные на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Применение подстатьи 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ согласуется с положениями пункта 2 статьи 431 Налогового кодекса, в соответствии с которой расходы на выплаты по страховому обеспечению засчитываются в счет начисленных страховых взносов. Эта модель полностью отражает учет оплаты дополнительных выходных дней в регионах, не участвующих в пилотном проекте.

Участникам пилотного проекта

Отражая операции, связанные с расходами, производимыми за счет средств ФСС России, следует принимать во внимание участие региона нахождения работодателя в пилотном проекте «Прямые выплаты». Реализация пилотного проекта началась в 2011 году. Его цель — улучшение положения застрахованных граждан и страхователей при осуществлении мероприятий, связанных с назначением и получением пособий в рамках обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

По общему правилу работодатель может уменьшить начисленные страховые взносы на сумму понесенных им расходов на выплату страхового обеспечения. В случае перерасхода (превышения сумм расходов на выплату страхового обеспечения общей суммы исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование) полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей (п. 9 ст. 431 НК РФ).

Страхователи из пилотных регионов должны уплачивать страховые взносы в полной сумме. В рамках механизма прямых выплат пособия рассчитываются и выплачиваются застрахованным лицам непосредственно территориальными органами ФСС России в сроки, установленные законодательством. Однако есть пособия, которые должен выплачивать сам работодатель, а не территориальное отделение ФСС России. Это пособие на погребение члену семьи умершего работника и оплата четырех дополнительных выходных дней в течение каждого календарного месяца работнику-родителю (опекуну, попечителю) для ухода за ребенком-инвалидом.

Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012–2020 гг. застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах России, участвующих в реализации пилотного проекта, утверждено постановлением Правительства России от 21 апреля 2011 г. № 294 (далее — Положение № 294).

Расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами возмещаются территориальным органом ФСС России по месту регистрации страхователя за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Порядок возмещения закреплен в пункте 11 Положения № 294. В соответствии с ним страхователь должен представить в территориальный орган фонда следующие документы:

  • заявление о возмещении расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по форме, утверждаемой ФСС России. В форме указывается статус получателя выплат, средний дневной заработок (в руб. и коп.);
  • заверенную копию приказа о предоставлении дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.

Территориальный орган фонда в течение 10 рабочих дней со дня получения документов принимает решение о возмещении расходов страхователю на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и в течение двух рабочих дней со дня принятия указанного решения перечисляет средства на расчетный счет страхователя.

ФСС России подготовил проект приказа «Об утверждении форм документов, применяемых для выплаты в 2012–2020 годах страхового обеспечения и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иных выплат и расходов территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации».

Предполагается изменить форму заявления о возмещении расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами. Теперь о получателях пособия нужно будет сообщать:

  • СНИЛС;
  • периоды, за которые были использованы дополнительные выходные;
  • количество предоставленных дополнительных выходных;
  • общую сумму выплаченного пособия;
  • сведения о страховых взносах по видам страхования с указанием тарифа и общей суммы.

В разделе банковских реквизитов также появится поле для дополнительной информации.

При применении механизма прямых выплат оплата дополнительных дней не засчитывается в счет уплаты страховых взносов. Страхователь уплачивает страховые взносы в полном объеме без уменьшения на сумму расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Действия работодателя — участника пилотного проекта выстраиваются по алгоритму:

  • работодатель предоставляет и оплачивает дополнительные выходные дни работнику-родителю (опекуну, попечителю) для ухода за ребенком-инвалидом;
  • обращается в территориальный орган ФСС России за возмещением.

Таким образом, учреждение должно полностью уплатить страховые взносы, отраженные по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ. Если отнести на эту же подстатью расходы страхователя, то сумма начислений уменьшится, что приведет к несоответствию данных учета.

Принимая во внимание особенности прямых выплат, учреждение, работающее в рамках пилотного проекта, может принять решение отражать начисление дополнительной гарантии работнику, имеющему ребенка-инвалида, так же как и заработную плату — по коду видов расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений», 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов», 141 «Фонд оплаты труда государственных внебюджетных фондов» в увязке с подстатьей 211 «Заработная плата»:

Дебет 0 303 02 831

«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Кредит 0 302 11 737

«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

— начислена оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом;

Дебет 0 303 02 831

«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Кредит 0 303 ХХ 731

«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное страхование»

— начислены страховые взносы на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом;

Дебет 0 302 11 837

«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

Кредит 0 201 11 610, 1 304 05 211

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате»

— перечислена на счет сотрудника оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом;

Дебет 0 303 ХХ 831

«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное страхование»

Кредит 0 201 11 610, 1 304 05 213

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда»

— перечислены страховые взносы, начисленные на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Представленные операции инструкциями по учету не преду­смотрены. Учреждения могут самостоятельно определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей инструкции. Для финансовых органов, главных распорядителей бюджетных средств такое право закреплено положениями пункта 2 Инструкции № 162н. Соответственно бюджетные и автономные учреждения могут по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя) публично-правового образования, определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов (п. 4 Инструкции № 174н, п. 5 Инструкции № 183н).

Отметим, что Минфин России в письме от 10 августа 2016 г. № 02-07-10/46795 рекомендовал при начислении сотруднику оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, в учреждении, осуществляющем выплату, производить запись по дебету счета 0 303 02 830 и кредиту счета 0 302 11 730.

Как в отчете?

За 2019 год учреждения отчет по страховым взносам предоставят по форме и в порядке его заполнения, а также формате представления расчета по страховым взносам в электронной форме, утвержденным приказом ФНС России от 10 октября 2016 г. № ММВ-7-11/551@. Отчетность за 2020 год утверждена приказом ФНС России от 18 сентября 2019 г. № ММВ-7-11/470@.

Учреждения, расположенные в регионах, не участвующих в пилотном проекте, указывают расходы на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами в приложении 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации» к разделу 1: в строке «070 — Оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами» указывают оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, а в строке «080 — Страховые взносы, исчисленные на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами» — страховые взносы. Соответственно эти расходы учитываются в приложении 2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» к разделу 1. Таким образом оплата дополнительных выходных и начисленных на них взносов участвует в механизме зачета сумм произведенных расходов в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Плательщиками страховых взносов, состоящими на учете на территории субъектов — участников пилотного проекта, приложения 3 и 4 к разделу 1 расчета не заполняются и в состав представляемого ими в налоговые органы расчета не включаются (письмо ФНС России от 3 июля 2017 г. № БС-4-11/12778@). Соответственно и данные об оплате дополнительных дней и начисленных на нее страховых взносах в расчет не попадают. Они отражаются только в бухгалтерском учете организации.

В отношении плательщиков страховых взносов, вступающих в реализацию указанного пилотного проекта не с начала расчетного периода, этот порядок не применяется. Страхователи, применяющие в течение отчетного периода и зачетный порядок, и механизм прямых выплат, отражают расходы, произведенные до начала применения положений об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплат страхового обеспечения, в рамках проведения пилотного проекта.

Налоги

При начислении некоторых выплат часто возникают вопросы, связанные с удержанием из них НДФЛ и включением в базу при начислении страховых взносов.

НДФЛ

Вопрос об удержании НДФЛ из оплаты дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом долгое время был предметом споров. Приводились аргументы «за» и «против». На сегодняшний день принята однозначная позиция, которая закреплена в пункте 78, введенном в статью 217 Налогового кодекса[1], — не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса лицам (родителям, опекунам, попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами.

Страховые взносы

Еще один спорный вопрос — начисление страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование и на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на страхование от несчастных случаев (далее — страховые взносы) на выплаты родителям за предоставление дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

В пользу начисления страховых взносов говорят следующие нормы:

  • оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами осуществляется в рамках трудовых отношений, а значит, является объектом обложения страховыми взносами (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ));
  • выплата не включена в перечни сумм, освобожденных от обложения страховыми взносами, закрепленными в статье 422 Налогового кодекса и статье 20.2 Закона № 125-ФЗ.

Из указаний пункта 17 статьи 37 Закона № 213-ФЗ также следует, что страховые взносы начислять надо, тем более что их финансовое обеспечение осуществляется за счет средств ФСС России. В приложении 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации» к разделу 1 для них предусмотрена строка 080.

Минфин России в письме от 30 марта 2017 г. № 03-15-05/18599 подтвердил, что оплата четырех дополнительных дней для ухода за детьми-инвалидами подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Начисленные взносы включаются в сумму, отражаемую по строке 020 приложения 2 к разделу 1 Расчета по страховым взносам.

В то же время в арбитражной практике встречается и противоположное мнение. Оно основано на том, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, не относится к категории вознаграждений за труд, а является средством обеспечения социальной защиты соответствующих категорий граждан.

При принятии решения следует помнить, что в случае неначисления страховых взносов с рассматриваемых выплат учреждение может подпасть под штрафы и пени, предусмотренные статьями 75, 122 Налогового кодекса, статьями 26.11, 26.29 Закона № 125-ФЗ.

[1]Положения пункта 78 статьи 217 Налогового кодекса применяются в отношении доходов физических лиц, полученных ими начиная с налогового периода 2019 года (п. 5 ст. 2 Закона от 17 июня 2019 г. № 147-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).


Реклама