С музыкой по жизни

Одной из неотъемлемых частей нашей жизни стала музыка. Мы слушаем ее дома, готовя обед, в машине или общественном транспорте, когда едем на работу. Внимаем мы прекрасным трелям и в кабинетах. Вот только мелодии мы выбираем не всегда те, что помогли бы иногда сосредоточиться, а когда и расслабиться.

О.В. Ясногородская, 
психолог


«Музыка — это самое мощное средство, потому что ритм и гармония живут в душе человека. Музыка обогащает ее, даруя ей блаженство и озарение».
Платон



Специалисты подсчитали: при использовании музыки на рабочих местах активность в первый час работы повышается на 10 процентов, брак снижается на 30 процентов, общая работоспособность увеличивается до 70 процентов. Музыка снижает нервное напряжение, тревогу и усталость, улучшает восприятие, внимание, память, воображение, мышление, прогоняет сонливость при монотонной работе, делает людей более терпимыми и менее агрессивными.

Воздействие музыки основано на двух особенностях психики: эмоциональной восприимчивости и непроизвольном подчинении заданному музыкой ритму. Это можно объяснить тем, что большинство физиологических, биофизических и биохимических процессов в организме человека протекает ритмично. В отличие от шума музыкальный звук — это строго упорядоченные колебания какого-либо источника звука. Особенно вреден разночастотный, нестационарный и интенсивный высокочастотный шум — визг, скрежет, свист. Однако полная тишина также неблагоприятна для нормального самочувствия — она вызывает сонливость, галлюцинации.

Из прошлого…
О том, что музыка — это выражение гармонии в Космосе, знал еще Пифагор, который применял ее и для лечения, и для воспитания детей. Ученый ставил музыку на тот же уровень, что и математику. Для лечения людей от разных болезней музыка применялась в Индии, Тибете, Китае и других странах. В Тибете знали о том, что плохое психоэмоциональное состояние человека может стать причиной заболевания какого-либо внутреннего органа или всего организма. На Востоке для лечения людей применялись священные песнопения. В Древней Греции одним из главных требований к врачам, судьям и педагогам было многолетнее изучение и знание музыки.

В XVII–XVIII веках в Европе и России повысился интерес к лечению музыкой, изучались реакции организма человека на прослушивание различных музыкальных произведений. Определялось изменение показателей пульса, сердечной деятельности, ритма дыхания в зависимости от силы звука, тональности и содержания самого произведения. В середине XIX века академическая медицина начала заниматься музыкотерапией. Во время Второй мировой войны музыкотерапию применяли в госпиталях, так как выяснилось что это значительно снижает количество осложнений при ранениях.

Музыкальное сопровождение трудовых процессов также возникло в глубокой древности. Высказывалось мнение, что само происхождение музыки связано с необходимостью организации совместных ритмичных трудовых действий.

В начале 20-х годов прошлого века во Франции существовало национальное движение за применение музыки в цехах.

В Америке 20-х годов функциональную музыку впервые стали применять в лифтах нью-йоркских небоскребов, для того чтобы люди при долгом подъеме чувствовали себя более комфортно. Существовала и «танцевальная прачечная», сотрудницы которой работали под свинг. К концу 20-х годов в США насчитывалось свыше 670 предприятий, применявших функциональную музыку.

У нас, в Советском Союзе, исследования на тему использования функциональной музыки в труде проводились с начала 60-х годов ХХ века. Разрабатывалось научное обоснование использования музыки в пищевой и легкой промышленности, изучался вопрос ее применения и для работников умственного труда. Но до того, в довоенные времена, на Ленинградском оптическом заводе «ЛОМО» во время обеденных перерывов перед местными рабочими выступали артисты Ленинградской филармонии.

Санитарные правила для швейного производства (утверждены Минздравом СССР 21 июня 1990 г. № 5182-90) и обувных предприятий (утверждены Мин­здравом СССР 27 июня 1989 № 5047-89), к примеру, предусматривали, что комната отдыха помимо всего прочего должна быть оборудована радио для прослушивания музыкальных передач. Кроме того, в указанных документах можно найти и такие строчки: «..эффективным средством ускорения «вхождения» в работу, повышения работоспособности и производительности труда является внедрение функциональной музыки» и «для предотвращения утомления и повышения настроения работающих следует предусмотреть трансляцию функциональной музыки в течение рабочей смены. При определении длительности, периодичности и содержания музыкальных передач следует руководствоваться «Методическими рекомендациями по применению функциональной музыки на промышленных предприятиях».

…в настоящее
Подобных примеров организованного применения функциональной музыки сейчас немного, тем более для работников, занятых в непроизводственной сфере. Оно и понятно: там сложно оценить экономический эффект от прослушивания музыки. Ну, допустим, бухгалтер скорее сдаст отчетность, не наделав в ней ошибок, ну пусть платежку выдаст побыстрее. И что? Рано или поздно он это и так сделает, работа у него такая. Поэтому в массе своей работники берут все в свои руки: вставляют наушники в уши и — вперед, творить сонату из цифр и счетов. Здесь главное — не ошибиться с выбором. Ведь каждый жанр и направление в музыке имеют свое воздействие на организм человека. Так, тяжелый рок может вызвать агрессию. Вот пример из жизни. В английском городе Ньюкасл служба безопасности метро заменила транслируемую в подземке рок-музыку на мелодии барокко. Количество случаев вандализма и агрессии на станциях уменьшилось вдвое! Однако в большинстве своем народ слушает то, что нравится. И, бывает, это не лучший выбор для рабочего места. «Неправильная» музыка в лучшем случае не будет мешать, в худшем — отвлекать. Исследование британской компании The Radio Advertising Bureau показало, что лишь пять процентов осознанно включают музыку для повышения собственной работоспособности или расслабления. В качестве мотива для выбора чаще всего называют то, что «просто музыка нравится» (25 процентов); почти столь же часто упоминается, что «так быстрее проходит время», «легче переносить монотонность и скуку» или что мотив выбора как таковой отсутствует («просто включена музыка»).

Какую выбрать
Восприятие музыки индивидуально у каждого человека. Бывает так, что на одного какая-то мелодия действует вдохновляюще, другому она встает поперек горла. Но есть и объективные реакции на разные стили.

Классика (в широком смысле слова).
Мелодии Гайдна и Моцарта помогают сосредоточиться, улучшают память и пространственное восприятие. Медленные мелодии Баха, Генделя или Корелли дают ощущение стабильности, спокойствия, безопасности и способствуют интеллектуальной работе. Однако музыка романтизма (Шопен, Лист, Вагнер) и вся музыка, сыгранная симфоническим оркестром, нежелательна для применения в качестве фона. Ведь высокая эмоциональная экспрессивность и большие перепады громкости скорее мешают, чем помогают сосредоточиться. Более подходящей может оказаться «старинная» музыка (в основном созданная до XVII века включительно) или классика в современном исполнении, при котором сложные переходы сглажены. Такая музыка — неяркая, со скупым использованием выразительных средств, не отвлекает внимание, а усиливает сосредоточенность человека на какой-либо деятельности.

«Легкая» музыка.
Этот термин объединяет довольно разные жанры. Это музыка Ж. Оффенбаха, И. Штрауса, Ф. Легара, И. Кальмана, И. Дунаевского, Берлина, Дж. Керна, Ф. Лоу, К. Портера, Дж. Мак-Хьюи и других композиторов. Сюда можно отнести и легкий джаз. Именно им и следует отдать предпочтение. А вот современные поп-ритмы лучше слушать вне работы. Ведь помимо всего прочего такая музыка в основном вокальная. Значит, ее использование противопоказано там, где человеку приходится работать с текстом или разговаривать, да и при ином характере работы песни рекомендуется слушать преимущественно до начала работы, после ее окончания или в перерывах. В лучшем случае песня не мешает работать, если слушающий знает текст практически наизусть и, следовательно, для него там не содержится никакой информации.

Рок.
Одни формы классического рока пробуждают страстные чувства, другие снимают напряжение. Эффект воздействия этой музыки очень различен для разных людей. Рок может быть и спокойным (например, рок-баллады или тяжелая музыка рок-группы «Металлика», сыгранная симфоническим оркестром в специальной обработке, звучит и воздействует совсем не так, как оригинал, хотя мелодически и ритмически ничего не менялось), и агрессивным.

Хеви-метал, панк, гранж.
Эта, как правило, очень громкая музыка непосредственно воздействует на нашу нервную систему, напрягая барабанные перепонки и слуховые нервы. Отсюда и незамедлительные физиологические последствия: учащенное сердцебиение и дыхание, повышенное давление.

Техно.
Пульсация басов, присущая всей «коммерческой» техно-музыке, изменяет ритмы мозговой деятельности. Слушатель вынужден встраиваться в техно-частоты и в итоге может погрузиться в некое подобие транса. А это ну никак не поможет при составлении декларации.

Музыка для релаксации (медитативная).
Наш организм подобен оркестру: биение сердца, ритм мозговой деятельности, работа легких, циркуляция крови, импульсы нервных клеток, — все должно функционировать слаженно. Если ритмы внешней жизни слишком агрессивны, работа внутреннего «оркестра» нарушается: организм, пытаясь адаптироваться, «подхватывает» быстрый ритм, напряжение растет, возникает стресс. И наоборот, если музыка соответствует нашим биоритмам, мы ощущаем гармонию.

Мы чувствуем себя хорошо, когда звуки музыки или окружающей среды вступают в резонанс с частотами нашей нервной системы. С этой физической закономерностью связан успокаивающий эффект так называемых мелодий для релаксации: мозг адаптируется к их темпу, а интенсивность его работы замедляется настолько, что мы можем и прикорнуть.

Специалисты советуют устраивать себе небольшие перерывы по 10–15 минут, во время которых стоит либо уединиться и послушать такую музыку, либо, если нет возможности, воспользоваться наушниками. После этого человек чувствует себя бодрым и веселым. Эти свойства медитативной музыки используются в так называемых комнатах психологической разгрузки. Важным фактором является то, что эта музыка создает позитивное ощущение одиночества, что позволяет расслабиться максимально глубоко и телу, и мозгу.

Этническая музыка (разных народов мира).
Она сегодня также существует как в аутентичном исполнении, так и в самых разнообразных обработках, порой переплетаясь и с эстрадной музыкой, и с направлением «нью-эйдж». В свое время рекомендовалось включать народную музыку в функциональные программы на производстве, учитывая национальный состав работников.

Своя программа
Поняв, какая музыка вам нужна, следует составить программу для прослушивания (банально создать свой плей-лист, включаемый во время работы и отдыха).

Многие ученые, в том числе и в нашей стране, разрабатывали программы функциональной музыки. Воспользуемся их рекомендациями. Музыкальных передач за смену было, как правило, от 7 до 9, и занимали они чаще всего от 90 до 120 минут; их количество и общая продолжительность различались также в зависимости от времени суток и года: в ночную смену и зимой музыка передавалась в два раза чаще или на 15–20 минут дольше.

Возвращаясь к зарубежному опыту, нужно отметить, что еще в середине 1950-х годов Дон О`Нейл разработал «Систему нарастающей стимуляции» для поддержки работоспособности. В течение рабочего дня музыка включается 15-минутными блоками, вмещающими по 5–6 произведений, перерывы между которыми также составляют до 15 минут. Каждое произведение в блоке более стимулирующее (возбуждающее), чем предыдущее. Каждая композиция получает определенный «балл стимулирующего действия», выставляемый с учетом таких параметров, как темп, ритм, звуковая масса (последнее определяется исходя из количества и свойств звучащих инструментов). В норме друг за другом в программе выстраивают композиции, получившие баллы: 3, 4, 5, 5, 6. Однако в периоды наиболее сниженной работоспособности — утром и после обеда — нужна последовательность произведений, набравших 4, 5, 6, 6, 6 баллов.

Итак, основные рекомендации по прослушиванию музыки на работе сводятся к следующему.

Выбор музыки зависит от характера работы: чем она монотоннее, тем больше можно слушать вокальных произведений (лучше на иностранном языке). Там, где человеку приходится работать с текстом или разговаривать — а работа бухгалтера чаще всего сводится именно к этому, — вокальная русскоязычная музыка не самое лучшее сопровождение. Ведь чем больше требуется внимания, тем более фоновой, инструментальной должна быть музыка. Для работы, требующей размышления, подойдет сдержанная, мягкая, легкая музыка. Для рутинной бумажной работы — легкая, приятная, мирная.

Не стоит использовать во время работы музыку, которая очень нравится: захочется сделать погромче и слушать, забыв о работе. По мнению специалистов, работу мозга способна улучшить только та музыка, к которой вы относитесь нейтрально.

Не считая моментов отдыха, лучше включать произведения, написанные в быстром темпе (а то заснете). Но не стоит увлекаться чересчур ритмичной. В этом случае у человека, как правило, учащается сердцебиение и повышается кровяное давление, что неблагоприятно сказывается на профессиональных навыках.

Продолжительность звучания не должна превышать 2,5 часа (а не весь рабочий день).

Музыка должна включаться главным образом во время «вхождения» в работу (в начале рабочего дня и после обеда) и тогда, когда наступает утомление: ближе к концу работы. Хорошо слушать музыку в перерывах (лучше релаксирующую).

При очень монотонной работе музыка может звучать непрерывно 30–45 минут подряд, а при относительно разнообразном труде достаточно 10–15 минут.

Программа должна обновляться каждую неделю. Хотя бы за счет перекомпоновки порядка следования произведений.

В течение дня ни одно произведение не должно повторяться.

Слишком назойливо ритмичная или скучная и однообразная музыка быстро надоедает и вызывает раздражение.

Музыка не должна быть очень громкой. Ученые установили, что выполнение как физической, так и умственной работы под слишком громкую музыку происходит гораздо медленнее, чем под тихую. Включенная на большую громкость музыка замедляет реакцию.

На работу с ветерком
Многие из нас добираются до работы на машине. И, понятно, слушая музыку. Однако, как утверждают ученые, прослушивание некоторых произведений во время вождения может привести к неблагоприятным последствиям.

Британская Ассоциации автомобилистов GEM Motoring Assist установила, что при прослушивании спокойных песен водители в большинстве своем ехали точно так же, как если бы музыка не играла. Но стоило поставить быстрые композиции, как ситуация менялась. В этом случае водители непроизвольно ехали с более высокой средней скоростью и меньше внимания уделяли изучению ситуации на трассе. А когда звук становился слишком громким, то водители уже переставали слушать звуковые сигналы других машин и вообще не замечали других участников движения. Надо сказать, канадские ученые пришли к выводу, что громкая музыка в машине может стать причиной ДТП. По данным исследования, у водителей, в машине которых звучит громкая музыка, время реакции на физическом и умственном уровнях увеличивается на 20 процентов. Особенно плохо сказывается на реакции быстрая ритмичная музыка. Ранее исследование показало, что, слушая такую музыку, водители в два раза чаще проезжают на красный сигнал светофора.

Результаты исследования, проведенного британскими учеными, показали, что существует несколько музыкальных направлений, которые, по сути, опасны для водителя. Они нарушают концентрацию сидящего за рулем и его душевное равновесие. К числу подобных направлений отнесены хаус, хип-хоп, r›n›b, любого рода «гаражная» музыка, рэп, тяжелый рок, рейв и все громогласные и ритмичные музыкальные произведения вообще. Не рекомендованы водителям и отдельные классические произведения, в числе которых — творения Вагнера и Листа.

Ученые советуют слушать джаз и соул (музыка американских негров. Наиболее яркими ее представителями являются Джеймс Браун, Рэй Чарлз, Сэм Кук, Дженис Джоплин) — они помогают сконцентрироваться на дороге.

Специалисты не имеют ничего против подпевания любимым исполнителям (в том числе и в пробках). Оно, в отличие от разговоров с пассажиром* или по мобильному, не отвлекает от вождения. Дело в том, что в большинстве случаев мы подпеваем хорошо знакомым нам композициям и делаем это по инерции.

 * Доказано, что при интересном разговоре, независимо от пола и возраста собеседника, человек за рулем позже включает поворотники, реже смотрит в зеркала заднего вида и медленнее реагирует на дорожную ситуацию. Поэтому желательно свести разговоры в процессе движения к минимуму (но только не в том случае, когда водитель клюет носом и намеревается заснуть).

ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ.
Специалисты по музыкотерапии дают автомобилистам такие советы.
Если вы часто нервничаете, склонны к агрессивному стилю езды, купите в машину диск с музыкой Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева.
Успокоить нервишки помогут также  "Вальс" Шостаковича, музыка Свиридова.
При стрессе - музыка Шуберта, Шумана.
После трудового дня вы частенько устаете и нередко бывает лень вести машину? Слушайте "Утро" Грига, "Времена года" Чайковского.
Ободряют и радуют многие произведения Гайдна, Моцарта и Россини.
Однако специалист по музыкотерапии Игорь Пассацкий напоминает, что эти рекомендации общие. Поэтому, если классика вам совсем не нравится, а хэви-метал успокаивает и расслабляет - так тому и быть.




Реклама