Налоговый кодекс. С учетом ситуации
Проблемы, возникшие в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией потребовали внесения изменений во многие законодательные акты. В их числе и новый пакет налоговых мер, принятых в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Законом от 22 апреля 2020 года № 121 —ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон №
— доходы в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета (п. 81 ст. 217 НК РФ);
— доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством России (далее — субсидии, полученные из федерального бюджета в связи с распространением COVID-19) (п. 82 ст. 217 НК РФ).
Также доходы от указанных субсидий и произведенные за их счет расходы не включаются в базу для расчета налога на прибыль (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ).
В число прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включены расходы на дезинфекцию помещений, приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, необходимой для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Список дополнен расходами на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством России, их сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования (подп. 48.12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Эти медицинские изделия пополнили список имущества, не подлежащего амортизации (подп. 11 п. 2 ст. 256 НК РФ) и учитываются при обложении в главы 25 Налогового кодекса. В тоже время расходы, произведенные за счет субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с распространением COVID-19, при расчете налога на прибыль не учитываются (подп. 48.26 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Изменения коснулись и порядка исчисления налога и авансовых платежей, закрепленных статьей 286 Налогового кодекса. Налогоплательщикам, уплачивающим в налоговом периоде 2020 года ежемесячные авансовые платежи в течение отчетного (налогового) периода, предоставлено право перейти до окончания 2020 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, начиная с отчетного периода четыре месяца, пять месяцев и так далее до окончания календарного года. Сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм. Применение нормы необходимо отразить в учетной политике организации и уведомить об этом налоговый орган в установленный срок не позднее
Для возможности применять нормы пункта 3 статьи 286 Налогового кодекса — вносить только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль — средняя квартальная сумма доходов от реализации увеличена с 15 миллионов рублей до 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст. 2 Закона №
Новшества, внесенные Законом №
Новые нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.