В общественном транспорте — как в личной машине
Метро, автобусы, троллейбусы и маршрутки — источники повышенной опасности, а конфликтующие в них люди — вдвойне. Все мы пользовались общественным транспортом, и все когда-либо сталкивались с хамами и невеждами, просто из кожи вон лезшими, дабы «свампирить» из окружающих энергию. Надо с этим как-то бороться, как вы считаете?
О.В. Ясногородская,
психолог
Конечно, неприятно, когда вас толкают, кричат (да еще и трехэтажным обложат), когда перед самым носом захлопывается дверь автобуса. День только начался (или заканчивается), настроение уже испорчено, а еще нужно совершить трудовые (домашние) подвиги. Но не все так страшно, как кажется. Главным советом в такой ситуации (да и во многих других), по большому счету, является только один: легче надо ко всему относиться. Если кто-нибудь смотрел фильм «Все будет хорошо», почаще вспоминайте фразу, сказанную Александром Збруевым человеку, у которого украли плащ. Для непосвященных, звучит она так: «Да и черт (слово изменено ввиду жесткой цензуры) с ним, с плащом». И руку повыше, повыше…
Есть и другие психологические приемы, которые помогут вам сберечь свои нервы и нервы окружающих при конфликте в транспорте.
Молчите, молчите
Один из самых верных способов поберечь свои нервы — игнорирование затевающего ссору. Допустим, бабушка сильно не согласна с тем, что вы тут стоите. Ну, правда, лучше бы под потолком висели, свободнее стало бы. Если вы начнете отвечать (тем более грубо и раздражительно), хамить (всеми любимая фраза «Не нравится — ездите на такси»), этим бабушку не остановите (потому как ей обидно за то, какую молодежь воспитали, и за то, что при существующей пенсии денег на такси не хватит). Да и окружающие могут встать на ее сторону (могут, конечно, и на вашу). В итоге обычный автобус превратится в транспортное средство, перевозящее озлобленных, орущих, нервничающих людей. Вам это надо? Промолчите, и проблема решится сама собой.
Надо сказать, это работает не только со старушками, но и с откровенными хамами. Ведь чем больше на них реагируют, тем больше они раззадориваются. Они подпитываются нашими эмоциями. Чтобы не растрачивать себя на таких людей, отвлекитесь. Нужно перевести внимание с внутренних ощущений на внешний мир. Пересчитайте пуговицы на рубашке сидящего рядом мужчины или цветочки на блузке близстоящей девушки. Посмотрите, у скольких женщин, сидящих напротив, вдеты в уши сережки. Читайте приклеенную рекламу наоборот и посмотрите, что из этого получится. А если вы решили смотреть прямо на недружелюбного собеседника, выберите точку чуть выше глаз. Так будет легче справиться с тем давлением, что оказывает на вас говорящий. Ведь главное здесь — не поддаться чужому влиянию.
Повторяйте про себя:
«Это чужой человек, он мне — никто».
«Как он невоспитан! Я бы никогда не позволил себе подобного срыва».
«Бедный человек! Он так потрепан жизнью, что болезнь нервов видна всем».
Первая формула позволит вам выстроить невидимую психологическую защитную стенку между собой и конфликтующим. Вторая — убедит вас в собственной значимости. А третья — поможет заменить чувство возникающего гнева жалостью.
Также можно повторять фразу: «Вокруг меня прозрачная непроницаемая (возможно, теплая) стена. Она отталкивает чужую злую энергию!» или короче: «Вокруг меня стена».
И не забывайте защищаться внутренней иронической улыбкой. Всегда можно отнестись к любой конфликтной ситуации как к забавному представлению, разглядев в поведении брызжущих слюной соседей смешное. Попробуйте воспринимать их как своеобразных характерных актеров. И тогда вы наверняка не окажетесь вовлеченными в этот конфликт. Никто из здравомыслящих людей не полезет на сцену во время театрального или эстрадного представления.
ВНИМАНИЕ
Если долго нет нужного вам транспорта, даже если вы уже в цейтноте, попробуйте вместо выматывающего душу бесплодного раздражения по поводу ожидания сделать простейшие гимнастические упражнения: выпрямитесь, расслабьтесь, потянитесь и затем вновь расслабьтесь. Это поможет снять завладевшую вами нервозность.
Метод психологического айкидо
Конечно, полное игнорирование работает не всегда. И если вы видите, что человек ну никак не унимается, можно воспользоваться методом психологического айкидо (метод амортизации). Он полезен и в ситуации, когда вы молчите с хамами: при длительном подавлении отрицательных эмоций они прячутся глубоко внутри и приобретают застойный характер.
Основа метода — в том, чтобы соглашаться со всем, что говорит вам собеседник. Приведу пример. Вы висите на последней ступеньке троллейбуса и пытаетесь найти в кармане деньги (проездной, телефон). Дама на ступеньке выше в гневе говорит:
— Долго вы еще будете копаться?
Амортизационный ответ должен быть таким:
— Долго.
Дама продолжает:
— Вы мне колготы порвете!
— Порву.
— Молодежь нынче пошла, мы такими не были.
— Да, пошла, вы не были.
Обычно на четвертом ответе скандалисты замолкают.
Однако еще раз повторюсь. Не стоит проверять работу амортизационного метода на той же сварливой бабушке. Пожалейте старушку — не от хорошей жизни она ворчит.
Доведите до абсурда
Существует и такой прием: нужно усилить то качество, которое вам приписывает спорщик.
Например, женщина в вагоне говорит мужчине, слегка ее придавившему:
— Медведь какой.
Он может ответить так (а если еще и улыбнется…):
— Надо было еще козлом назвать (или: «И не только, еще свинья и козел. Как вы догадались, я столько времени это умело скрывал», или: «Ну что ж вы так слабо. Нужно было еще матом обложить»).
В конечном счете это разрядит обстановку. Поспособствуют этому и фразы типа: «Я решила, что столь мудрые замечания действительно стоит рассмотреть, но, пожалуй, лишь в свободное время. Когда вы хотите позвать меня в ресторан?»; «Я завтра в это же время буду в загсе, приходите туда, обсудим. Может, заодно и заявление напишем. Вам когда хочется свадьбу?»; «Извините, касса справок не дает».
Или сами задайте неожиданный вопрос: «Не знаете, который час сейчас на Ямайке?» или: «Не подскажете, сколько калорий в мексиканской дыне?»
Как правило, подобные абсурдные выражения сбивают скандалистов с толку и им больше нечего сказать.
Импровизируйте по ситуации и смотрите на жизнь с улыбкой, невзирая на то, что хамство вряд ли полностью удастся искоренить из нашей жизни.
После драки
Если вам не удалось вовремя самортизировать и вас все-таки втянули в конфликт, попытайтесь изменить свой образ мыслей уже в процессе диалога или в крайнем случае по его окончании. Попробуйте мысленно задать себе вопрос: «Какие неоправданные чувства я испытываю и веду ли я себя правильно в данной ситуации прямо сейчас?» Особое внимание уделите чрезмерному беспокойству, гневу, чувству вины, обиде, раздражению, угрозам, враждебности и т. п.
На втором этапе спросите себя: «Из-за каких неразумных мыслей я расстраиваюсь: из-за себя, из-за других, из-за самой сложившейся ситуации?» Возможно, вы увидите, что это слишком сильное беспокойство по поводу того, какое впечатление вы производите на окружающих.
На третьем этапе подумайте над тем, как можно оспорить и изменить свои «неразумные» мысли. Попробуйте начать со слов: «Следует ли мне?..»; «А нужно ли мне, чтобы он или она?..»; «Почему я должен обвинять кого-то или нападать?» и т. п. На этом этапе вы можете также попробовать помочь себе опровергнуть неоправданную проблему путем точного ее понимания и принятия, не отрицая, не преувеличивая и не уходя от проблемы. Например, вы можете определить, что суть проблемы состоит в следующем: «Этот человек вел себя нагло».
Такой подход поможет вам понять, что именно вы преувеличиваете и как именно вы можете оспорить свою первую реакцию. Например: «Он оскорбил меня в присутствии множества свидетелей, мне этого не вынести!» Но неужели вы действительно не сможете этого пережить? Неужели вы обязаны завоевывать любовь и уважение первого встречного вам человека? Неужели для вас так важно мнение окружающих вас людей (пассажиров в троллейбусе), с которыми вы, возможно, видитесь в первый и последний раз в жизни?
На четвертом, последнем этапе анализа спросите себя: «Какими разумными рассуждениями я могу заменить «неразумные» мысли, возникшие на первом этапе?» Начните в этом случае со слов: «Я бы предпочел…»; «Было бы лучше, если…» и т. д. Для того чтобы выразить свои чувства, используйте выражения: «Не повезло…»; «Мне мешает (или неудобно)…»
Даже если вам удастся подобным образом проанализировать ситуацию уже «после драки», вы сможете избежать нагнетания раздражительности, самобичевания и преувеличения важности происходящего и сведете к минимуму переживания, злобу, обиду, уныние и чувство вины.
ВНИМАНИЕ
Дабы поездка на работу и обратно не превратилась в сущее наказание и в жизнь «на автопилоте», хорошо бы по возможности разнообразить маршрут следования. Если есть возможность сегодня поехать на маршрутке или автобусе, а завтра на метро — жизнь покажется интереснее. Да и прогулки тоже никому еще не помещали. К тому же летом, под ласковым солнышком.
Каждый человек —
ваш учитель
Существует несколько типов пассажиров, которые могут вызывать в нас негативные эмоции. Относитесь к каждому из них как к учителю, который дает вам совет, урок. Вот смотрите.
Первый тип пассажира — толкающийся. Это тот, кто напомнит вам, что агрессия — не лучший выбор. Проследите, откуда к вам пришло негодование по отношению к нему и желание ответить тем же.
Второй — ругающийся. Это тот, кто напоминает вам о том, что человек может быть слабым, может испытывать безысходность, беспомощность.
Третий — пьяный. Он всегда может позволить себе выпустить наружу постыдное, запрещаемое убеждениями, то, что обычно тщательно скрывают. Он может научить вас расслаблению. Не нужно быть всегда как натянутая струна — с прямой спиной и поднятой головой. Позвольте себе хоть изредка расслабиться, пожить для себя.
Четвертый — бомж. По вызываемым реакциям он похож на пьяного. Но есть один дополнительный оттенок: бомж вызывает негативные эмоции у того, кто соотносит себя со своими достижениями, своим положением в обществе. Если вас сильно выводит из себя человек без определенного места жительства, подумайте о том, что вы собой представляете без своих накоплений. Что принадлежит вам на самом деле? Чем вы отличаетесь от бомжа? Это хорошая пища для размышлений.
Пятый — пожилые люди с как правило неподъемными сумками. Они учат вас сочувствию.
Шестой — тинейджер. Раздражение и неприятие разнузданного поведения молодых людей — это сожаление по поводу запретов в собственном детстве и юности. Разыщите в себе ребенка и помогите ему наиграться.
Седьмой — прилипчивый продавец ерунды. Реакция на него — тест на несколько ваших особенностей. Если вы накупили того, что не собирались приобретать, это свидетельствует о скрытой склонности к шопингу (а он является разновидностью зависимости). Его причины — внутренняя неудовлетворенность, пустота внутри, которую пытаются заполнить покупками. Ищите причины внутри себя, а не в искусстве продавца.
Если продавец вызывает у вас негативные эмоции (брезгливость, высокомерие), вы слишком высоко оцениваете свое положение и свои достижения. Здесь следует проанализировать себя так же, как и с бомжом.
Восьмой — карманник. Незамеченный воришка — признак вашей собственной невнимательности. Есть и такая точка зрения: человек лишается того, чем неправильно пользуется. Обдумайте это.
Девятый — не слишком умный человек. Он раздражает того, кто слишком много надежд возлагает на логику, разум, порядок. Если это происходит с вами, значит, вы уделяете мало внимания собственным чувствам и недостаточно их выражаете, пренебрегаете ими, разрешая себе лишь те эмоции, что «разумны». Возможно, вы стесняетесь своих истинных чувств.
Займитесь делом
Поездка на работу и с нее таит в себе множество возможностей. Можно и книжку почитать, и отчеты проверить. А можно заняться собой. К примеру, развивать память и интуицию.
Как улучшить память
Вот несколько способов улучшить и сохранить хорошую память на долгое время.
Память напрямую связана с внимательностью. Поэтому во время поездки внимательно присматривайтесь к людям, запоминайте лица, прически, цвет одежды и прочие как бы незначительные мелочи. Затем, по прошествии некоторого времени, постарайтесь воспроизвести в памяти облик людей, ехавших вместе с вами в общественном транспорте.
Можно воспользоваться схожим методом Айвазовского. Посмотрите внимательно на предмет, пейзаж или человека. В течение 2–5 секунд постарайтесь как можно лучше, во всех подробностях запомнить его. Закройте глаза и постарайтесь добиться четкого и яркого изображения, со всеми деталями. Задавайте вопросы о подробностях и отвечайте на них. Опять откройте глаза на секунду, дополните образ. Внимательно отметьте упущенные детали, потом снова закройте глаза и постарайтесь усовершенствовать изображение; снова посмотрите на предмет и продолжайте так до тех пор, пока не удастся составить вполне ясный зрительный образ предмета со всеми подробностями. При этом не нужно запоминать лицо в целом. Начинайте с рассмотрения деталей, а не с запоминания общего вида предмета. Не старайтесь воспринять весь предмет целиком с первого взгляда. Внимательно рассмотрите нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы и т. д. Воспринимайте отдельные подробности предмета, запечатлевайте их в своей памяти, затем приступайте к следующим подробностям и т. д. То же самое касается зданий. Постарайтесь описать какое-нибудь здание, мимо которого проезжаете ежедневно. Вы поймете, что не в состоянии вспомнить число окон, вид и размер дверей, форму крыши, карнизов, украшений и т. д. Вы никогда в действительности толком не видели дома, а просто смотрели на него. Начните, приглядываясь к находящемуся на вашем пути зданию, воспроизводить позднее мысленно его подробности. На следующий день займитесь этим же зданием и рассмотрите новые детали (а их будет очень много), продолжайте, пока не составите ясного представления об этом здании.
Почти так же, как и внимательность, важную роль в улучшении памяти играет ассоциативное мышление. Всем людям оно дано в разной мере. Но, к счастью, это умение при желании может приобрести каждый человек, хотя и с приложением некоторых сил. Во время поездки сконцентрируйте внимание на каком-либо понравившемся предмете (человеке). Если это продукт питания — представьте его запах, почувствуйте особенный вкус, присущий только ему. Возможно, понравившейся вам вещью станет какая-то одежда, тогда мысленно ощутите ее материал на теле, попытайтесь застегнуть молнию и так далее. Ассоциативное мышление поможет также в запоминании многочисленных чисел, проходящих чередой через всю нашу жизнь.
Как развить интуицию
Когда вы стоите на остановке в ожидании транспорта, мысленно почувствуйте, как долго вам придется ждать троллейбус, какой номер подойдет первым, много ли будет в нем людей. Находясь в автобусе или электричке, попробуйте предугадать, кто из пассажиров и когда выйдет на задуманной вами станции.
Когда раздастся звонок телефона, мысленно представьте, кто это может быть.
Если во время таких раздумий вы сможете еще и «увидеть» воображаемое, будет развиваться не только интуиция, но и видение.
Если вы удачно справляетесь со всеми этими заданиями, усложняйте упражнения по своему усмотрению. Например, пробуйте почувствовать, что происходит в доме вашей подруги или у родителей, которые живут в другом городе.
Взгляд на себя
Присмотритесь к себе. Быть может, вы часто конфликтуете в транспорте по своей вине, а не из-за того, что этот мужик на вас косо посмотрел, а эта дама просто так на вас накричала? Подумайте о том, что все окружающие такие же люди, с такими же, а то и большими проблемами. Будьте снисходительны. Не стоит ущемлять их в правах. Они имеют точно такое же право встать на это место, как и вы.
Не нужно без нужды вторгаться в частную жизнь пассажиров (будь то беседа или сокращение дистанции до предельно интимной). Конечно, речь не идет о толчее в час пик. Здесь уж ничего не поделаешь.
Во время поездки старайтесь не вызывать недовольства и раздражения других пассажиров неуважительным и грубым отношением. Помните о существовании таких слов, как «будьте добры», «извините», «будьте любезны», «пожалуйста, передайте», «разрешите пройти» и т. п. И не забывайте говорить спасибо.
Если рядом с вами разгорается конфликт, ни в коем случае не поддерживайте его. Взбудораженный человек всегда считает правым себя. И потому любое ваше слово будет действовать на него подобно красной тряпке на быка. В таких случаях молчание окружающих чаще всего заставляет спорщика и скандалиста утихомириться.
ОСТОРОЖНО
Просмотр в метро и наземном транспорте новых модификаций мобильных видеоплееров приводит к проблемам со зрением. Это подтверждают результаты исследования пассажиров московского общественного транспорта, проведенные аналитической компанией AVResearch. В отличие от книг, где изображение естественно и глаз аккомодируется автоматически, на экранах видеоисточников изображение формируется таким образом, чтобы окончательная картинка складывалась уже в мозгу. В этом случае любые толчки и вибрация (а их в транспорте хватает) приводят к тому, что глаза постоянно пытаются сфокусироваться на выпадающих битах информации, что ведет к их постоянной перегрузке. Результатом является массовое отслоение сетчатки, атрофия зрительного нерва, миопия и астигматизм. AVResearch предупреждает, что использование видеоисточников с размером пикселя менее 0,2 мм и освещенностью менее 100 кДж (а такими характеристиками обладают сейчас более 95 процентов мобильных видеоносителей) может привести к необратимым последствия для здоровья.