Взыскание межбюджетных трансфертов

Саакян
Журнал продолжает публикации на тему взыскания межбюджетных трансфертов и предлагает вниманию читателей комментарий к Порядку приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий их предоставления, утвержденному приказом Минфина России от 12 ноября 2007 г. № 105н (далее — Порядок № 105н).

Т.В. Саакян, 
заместитель начальника Управления совершенствования
функциональной деятельности Федерального казначейства


В одном из номеров нашего журнала был дан комментарий к двум приказам Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2007 г. № 97н и от 17 января 2008 г. № 6н, разработанным в целях реализации поправок, внесенных в Бюджетный кодекс Законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 63-ФЗ). Этими документами были утверждены общие требования к порядку взыскания межбюджетных субсидий по основаниям, установленным статьями 1422, 1423 и 242 Бюджетного кодекса РФ.

Приказом от 12 ноября 2007 г. № 105н Минфин России утвердил меры принуждения в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий, установленных при предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, в виде приостановления (сокращения) других межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. При этом указанные меры принуждения не распространяются  на субвенции из федерального бюджета. Такая норма объясняется природой этого вида межбюджетных трансфертов. Данные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных в установленном порядке для их осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления.

Поэтому условимся, что в данной статье под межбюджетными трансфертами, предоставление которых может быть приостановлено или сокращено, понимаются  исключительно субсидии и дотации (далее — межбюджетные трансферты).
 
Случаи применения мер принуждения
На основании пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса РФ пунктом 2 Порядка № 105н установлено, что Минфин России вправе принять решение о приостановлении (сокращении) предоставления средств из федерального бюджета бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации в случае:
а) выявления фактов несоблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации;

б) при нарушении предельных значений, установленных пунктами 2 и 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ;

в) при нарушении предельных значений, установленных статьей 107 Бюджетного кодекса РФ.

Как видим, перечень оснований для применения мер принуждения достаточно широк. И если нарушения предельных значений, установленных конкретными статьями Бюджетного кодекса, по крайней мере, легко определить, то основание, обозначенное как несоблюдение органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, по сути необозримо.

В первую очередь к ним относятся основания, определенные статьей 130 Бюджетного кодекса. Она устанавливает условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации исходя из доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в объеме собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет. При этом, согласно пункту 3 статьи 132 Бюджетного кодекса, цели и условия предоставления и использования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

В отношении указанных актов финансовым органам субъектов Российской Федерации необходимо знать, что 26 мая 2008 года Правительство Российской Федерации своим постановлением № 392 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» определило условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Любое нарушение положений вышеуказанных нормативных актов может служить основанием для применения к субъекту Российской Федерации мер принуждения.

Меры принуждения
Меры принуждения, применяемые к субъектам Российской Федерации в соответствии с Порядком № 105н, установлены пунктом 5 статьи 130 Бюджетного кодекса. Они применяются в двух формах.

Первая заключается в прекращении предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета с определенной даты до устранения выявленного нарушения, то есть только в приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов бюджету субъекта Российской Федерации. Она выражается в прекращении санкционирования Федеральным казначейством операций по перечислению указанных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вторая мера является более жесткой, так как в результате ее происходит уменьшение объема предоставляемых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, то есть сокращение

Органы, имеющие право применять меры принуждения
Пунктом 3 Порядка № 105н определено, что решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации принимается Министерством финансов Российской Федерации. Основание — информация о выявленных нарушениях органами государственной власти субъекта Российской Федерации условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, указанных в пункте 2 Порядка № 105н, поступающая от:
а) Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
б) Счетной палаты Российской Федерации;
в) Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;
г) Федерального казначейства;
д) Департаментов Министерства финансов Российской Федерации;
е) федеральных органов исполнительной власти, являющихся в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в текущем финансовом году главными распорядителями средств федерального бюджета.

Основания применения мер принуждения
Решение о применении меры принуждения согласно пункту 4 Порядка № 105н принимается в соответствии с приказами Минфина России.

Формы приказов Минфина России, на основании которых применяются меры принуждения о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утверждены приложениями 1 и 2 к Порядку № 105н.

Проекты приказов Министерства финансов Российской Федерации готовятся курирующим департаментом  Министерства финансов Российской Федерации и подлежат согласованию с Департаментом межбюджетных отношений и Правовым департаментом Министерства финансов Российской Федерации.

Приостановление предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

Рассмотрим первый проект приказа Минфина России, который применяется в качестве более мягкой меры принуждения, — приостановление предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации. Основание для применения — несоблюдение органами государственной власти субъекта Российской Федерации условий их предоставления (предельных значений, установленных пунктами 2 и 3 статьи 92.1, статьей 107 Бюджетного кодекса РФ) (далее — Приказ № 1).

В проекте Приказа № 1 должны быть указаны:

  • наименование и код классификации расходов бюджетов соответствующих межбюджетных трансфертов;
  • наименование территориального органа Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета, осуществляющего перечисление указанных межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • наименование вышеуказанного получателя  и номер его  лицевого счета.
Если главным распорядителем средств федерального бюджета, направившим информацию о выявленных нарушениях условий предоставления межбюджетных трансфертов, годовые назначения бюджетных ассигнований в текущем финансовом году на дату выявления нарушений доведены в полном объеме до соответствующих получателей межбюджетных трансфертов, то мера принуждения может быть реализована двумя способами:
  • через приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов, предусмотренных в сводной бюджетной росписи федерального бюджета данному главному распорядителю средств федерального бюджета на очередной финансовый год;
  • либо за счет других межбюджетных трансфертов, предусмотренных в федеральном бюджете на текущий финансовый год.
Приостановление предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации предполагает прекращение соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета осуществления операций по перечислению межбюджетных трансфертов, установленных приказом Минфина России, в соответствии с пунктом 4 Порядка № 105н, и прекращение санкционирования Федеральным казначейством операций по перечислению указанных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации.

Приказ № 1 о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов не позднее следующего рабочего дня с даты его издания направляется курирующим департаментом:
  • органу, направившему информацию о выявленных нарушениях условий предоставления межбюджетных трансфертов;
  • главному распорядителю средств федерального бюджета, указанному в приказе Минфина России;
  • финансовому органу соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • Федеральному казначейству.
Федеральное казначейство направляет Приказ № 1 в территориальный орган Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета, осуществляющего перечисление указанных межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации, не позднее следующего рабочего дня с даты его получения от Минфина России.

Прекращение санкционирования операций по перечислению указанных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации производится территориальным органом Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета, осуществляющего перечисление указанных межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации, не позднее чем через два рабочих дня с даты получения соответствующего приказа.

Отмена меры принуждения
Отмена приостановления предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета осуществляется при получении от государственного органа (департамента Министерства финансов Российской Федерации), направившего информацию о выявленных нарушениях условий предоставления межбюджетных трансфертов, информации об устранении субъектом Российской Федерации нарушений, указанных в приказе Минфина России, на основании которого была осуществлена принудительная мера.

Соответствующий приказ Минфина России по форме, установленной приложением 3 к Порядку № 105н, издается в течение десяти рабочих дней с момента получения Минфином России информации об устранении субъектом Российской Федерации нарушений, указанных в пункте 2 Порядка № 105н.

Возобновление санкционирования территориальным органом Федерального казначейства операций по перечислению указанных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации производится не позднее чем через два рабочих дня со дня получения соответствующего приказа.

Сокращение предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета
Как уже отмечалось, вторая мера принуждения в форме сокращения предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации предполагает изменение сводной бюджетной росписи федерального бюджета, предусматривающее сокращение бюджетных ассигнований главному распорядителю средств федерального бюджета по межбюджетным трансфертам, установленным приказом Минфина России, в соответствии с пунктом 4 Порядка № 105н.

Указанная мера начинает применяться на основании приказа Минфина России о сокращении предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации в связи с несоблюдением органами государственной власти субъекта Российской Федерации условий их предоставления (предельных значений, установленных пунктами 2 и 3 статьи 92.1, статьей 107 Бюджетного кодекса РФ) (далее — Приказ № 2).

Внесение изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета осуществляется в порядке, установленном Минфином России, на основании указанного Приказа № 2 в сумме, равной сумме выявленного нарушения.

В том случае, когда расчетный объем сокращения предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации превышает объем межбюджетных трансфертов, предусмотренных для соответствующего субъекта Российской Федерации на период, оставшийся до конца текущего финансового года, сокращение производится на объем межбюджетных трансфертов, предусмотренный для соответствующего субъекта Российской Федерации на тот же период.

В следующих номерах в продолжение темы об установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации мерах принуждения  читателям будет предложен комментарий к приказам Минфина России:
  • от 26 декабря 2007 г № 152н, которым утвержден Порядок удержания средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет;
  • от 12 ноября 2007 г. № 104н, которым утверждены Общие требования к порядку взыскания остатков непогашенных кредитов, предоставленных из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных районов.
Приказы посвящены мерам принуждения за нарушение условий, установленных при предоставлении средств, выданных из соответствующего бюджета на возвратной основе.



Реклама