Совещание в Сочи

Совещание в сочи
Открывал съезд Роман Евгеньевич Артюхин, руководитель Федерального казначейства. «Я рад присутствовать на ставшем традиционным третьем Всероссийском совещании. Мне вдвойне приятно быть здесь не только как руководителю Федерального казначейства, но и как бывшему в течение пяти лет его главному бухгалтеру. Я считаю, что бухгалтеры по исполнению бюджетов — это особая категория бухгалтеров, делающих уникальную работу».
Далее Роман Евгеньевич перешел к вопросам, которые связаны с изменениями, произошедшими в Бюджетном кодексе и вообще в бюджетной системе.


Бюджетная роспись
 По словам Романа Евгеньевича, в настоящее время совсем по-другому воспринимается институт бюджетной росписи. И Минфин России, и финансовые органы повысили внимание к этому инструменту. В предыдущие годы Бюджетный кодекс не так четко, как сейчас, регулировал вопросы внесения изменений в бюджетные ассигнования, потому и вопросу бюджетной росписи уделялось меньшее внимание. А она имеет определенное значение и для отчетной стадии бюджетного процесса, и для ведения учета. Права руководителя финансового органа на изменение бюджетных ассигнований являются делегированными законодателями правами (так называемое «делегированное законодательство»). Законодатель утверждает бюджетные ассигнования до определенного уровня детализации. Но в то же время он дает право финансовому органу, министру финансов изменять бюджетные ассигнования, утвержденные законодательно. Причем основания таких изменений четко указаны в Бюджетном кодексе (ст. 217). Министр финансов (на федеральном уровне) или руководители финансовых органов (на региональном и местном уровне) вправе менять бюджетные назначения. В итоге получаем иные показатели бюджетных ассигнований, нежели те, что утверждены законодателем. Здесь и возникает проблема для многих внешних пользователей бюджетной отчетности: они не понимают, почему и как изменились бюджетные ассигнования.

К сожалению, вопрос подотчетности в части того, насколько изменились ассигнования (другими словами, вопрос подотчетности органов исполнительной власти перед законодателем), еще не решен окончательно. На федеральном уровне (и в большинстве субъектов Российской Федерации) в законе об исполнении бюджетов присутствуют лишь данные по кассовому исполнению бюджетов, нет информации о бюджетных назначениях, бюджетной росписи.

И хотя они есть в отчетах об исполнении бюджетов, те в части бюджетных назначений законодателем не рассматриваются. Однако на уровне субъектов дело обстоит несколько иначе. Есть очень интересный положительный опыт в части отражения даже в отдельных формах и представлении в законе об исполнении бюджетов данных о бюджетных назначениях. Это единственный регион – Калужская область. Опыт интересен в части утверждения законодателем всех изменений, что были внесены финансовым органом в бюджетную роспись в течение отчетного финансового года. Это серьезный потенциал для развития отчетной стадии бюджетного процесса. Законодателю представляются не только данные о кассовом исполнении бюджета в виде закона, но и о том, каким образом изменились ассигнования.

Роман Евгеньевич отметил, что вторая проблема, связанная с бюджетной росписью, заключается в том, что в условиях трехлетнего бюджета осложнилось осуществление планирования второго и третьего годов. Бюджетный кодекс говорит, что при планировании второго года в закон о бюджете нужно вносить уточнения. В итоге в законе о бюджете второго года появляются так называемые «плюсовые» и «минусовые» ассигнования, отражающие изменения в бюджетных данных, которые были первоначально в законе прошлого года. Читать такую информацию крайне сложно. Более того, если посмотреть на колонку «Всего ассигнований» закона о федеральном бюджете на 2009-2011 года, мы увидим по незначительному ряду ассигнований абсолютный минус. Это происходит потому, что есть огромный блок информации существует именно в бюджетной росписи и есть соответствующий балансирующий плюс. Возникает проблема представления данных о бюджетных ассигнованиях и назначениях внешним пользователям. Выходом из сложившейся ситуации может стать изменение бюджетных ассигнований нормативно- правовым актом, то есть приказами соответствующих финансовых органов (в настоящее время ассигнования меняют лишь разрешением министра финансов). Тогда становится очевидным: есть закон и есть делегированное законодательство в виде нормативно-правовых актов, которые издаются по каждому случаю изменения бюджетной росписи. Следовательно, нужно обеспечивать представление этих данных законодателю как отчет о реализации переданных полномочий по изменению бюджетной росписи.

 
ГРБС и ПБС
Одним из ключевых вопросов в настоящее время является возможность дифференциации в зависимости от видов главных распорядителей. «Мы привыкли, что доведение ассигнований от главных распорядителей до получателей бюджетных средств происходит по полной бюджетной строчке. Однако сейчас на первый план выходит не столько детальный контроль, который выполнил свою миссию, а вопрос результативности деятельности ПСБ. Это предполагает предоставление им дополнительных прав, которые выражаются в механизме дифференцированной классификации».


С нового года в нормативных документах будет предусмотрена возможность доведения бюджетных назначений до получателей бюджетных средств по укрупненным кодам бюджетной классификации (например, до уровня видов расходов). Это серьезное изменение в организации исполнения федерального бюджета и деятельности органов Федерального казначейства в частности. Такая мера позволит решить проблему управляемости ресурсов: нет необходимости постоянно отзывать и получать новые бюджетные назначения, уточнять код бюджетной классификации. Как отметил Роман Евгеньевич, мы пережили серьезный период времени, когда во главе угла стоял контроль за целевым использованием, контроль за каждой копейкой. Постепенно это уходит в прошлое. Вопрос не в том, какой код классификации применять, а в том, достигнут ли результат от использования бюджетных средств.

 
Электронный документооборот
Новая система потребует изменений в работе органов Федерального казначейства. Меняется и эта сфера, и вопросы, связанные с санкционированием расходов, которые пересматриваются.
Действующая модель, применяемая в Федеральном казначействе, во многих субъектах Российской Федерации предусматривает представление документов на бумажных носителях. В результате такого подхода полностью отсутствует аудиторский след. Такая форма контроля была возможна лишь при бумажной обработке информации. Поэтому предполагается видоизменение контроля: переход на безбумажный документооборот. В этом случае присланный в казначейство отсканированный документ будет оставаться в электронной базе данных, при этом представление его на бумажном носителе необязательно.

 
Отчетная стадия бюджетного процесса
Роман Евгеньевич сказал еще несколько слов в отношении новаций в области отчетной стадии бюджетного процесса. По его словам, ввиду того что вопросов в органы казначейства поступает немного, сроки формирования отчетности в субъектах Федерации и муниципальных образованиях поставлены верно. «Пока неизвестна картина с принятием законов об утверждении бюджетов. Ранее большинство законов утверждалось через год-полтора по завершении финансового года. Небольшая часть субъектов Российской Федерации успевали это сделать до завершения финансового года. В дальнейшем хочу вас призвать к своевременному представлению и проявлению инициативы по быстрейшему рассмотрению отчетов. Мировая практика говорит, что отчет об исполнении бюджетов должен быть утвержден до рассмотрения законов о бюджетах на следующие финансовые годы. Это позволяет законодателю достойно оценить нашу с вами работу, поможет выявить резервы, ресурсы, поговорить с администраторами бюджетных средств на предмет того, насколько реализованы поставленные задачи, и учесть уроки прошлого бюджетного цикла».


Как отметил выступающий, не так давно Федеральное казначейство провело рабочую встречу с представителями комитета из Международной федерации бухгалтеров, который занимается стандартами государственного сектора. На встрече были представлены данные финансовой отчетности Российской Федерации. Она произвела очень приятное впечатление на наших коллег из-за рубежа. Хотя, конечно, предстоит еще большая работа. На первом этапе нужно обеспечить перевод стандартов международных финансовой отчетности государственного сектора (их 28) и впоследствии работать над выработкой российских стандартов бюджетного учета. «Но на данном этапе создан блестящий документ в виде плана счетов, который, если говорить языком бухгалтеров в негосударственной сферы, выполняет функции управленческого учета и позволяет полностью интегрировать данные любого учреждения с кассовыми данными по единому счету бюджета. Такой механизм отсутствует в других странах. Этот неоценимый опыт мы будем пропагандировать в других странах».

 
Награда нашла героя
После выступления Романа Евгеньевича собравшихся ждал сюрприз. Многие в тот день получили благодарности за достигнутые успехи в труде, значительный вклад в совершенствование финансовых механизмов, способствующих социально-экономическому развитию области, и почетные грамоты за успехи в организации бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности в системе органов Федерального казначейства. Наградили:

– Почетной грамотой Федерального казначейства

 Жарову Л. А., заведующую Отделом бухгалтерского учета и отчетности – главного бухгалтера Департамента финансов Тверской области;

– Ходус Р. Е., начальника Отдела бюджетного учета, исполнения бюджета и консолидированной отчетности – главного бухгалтера Министерства финансов Ставропольского края;

– Рязанову А. Н., заместителя начальника Отдела бухгалтерского учета и отчетности    заместителя главного бухгалтера Министерства финансов Рязанской области;

– Шаталову Т. А., начальника Управления учета и отчетности – главного бухгалтера Комитета финансов Санкт-Петербурга;

– Осипову Т. А., начальника Управления бухгалтерского учета и отчетности – главного бухгалтера Департамента финансов г. Москвы;

 
Почетной грамотой Федерального казначейства за достигнутые успехи в труде и личный вклад в организацию бюджетного учета и бюджетной отчетности в системе органов Федерального казначейства

– Шакирову С.Д., начальника отдела бюджетного учета и отчетности Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия;

 – Ларину Н.В., начальника отдела бюджетного учета и отчетности  по операциям бюджетов Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл;

 – Кузнецову Т.Л., заместителя руководителя – главного бухгалтера  Управления Федерального казначейства по Архангельской области;

 – Сорокину Т.М., начальника отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов Управления Федерального казначейства по Брянской области;

 – Антонову Е.А., заместителя руководителя – главного бухгалтера Управления Федерального казначейства по Ивановской области;

 – Моисееву Н.И., начальника отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов – главного бухгалтера Управления Федерального казначейства по Иркутской области;

 – Макарову В.В., заместителя руководителя – главного бухгалтера Управления Федерального казначейства по Свердловской области.

 Благодарность Министра финансов  РФ получили:

 – Шубина Т. К.,  главный  бухгалтер департамента финансов Краснодарского края;           

– Падерина О. Е.,  заместителю главного бухгалтера департамента финансов Челябинской области;

 – Терентьева И. Е., начальник Управления казначейства и бухгалтерского учета Министерства финансов Республики Карелия.


А Ходус Раиса Егоровна, начальник Отдела бюджетного учета, исполнения бюджета и консолидированной отчетности – главный бухгалтер Министерства финансов Ставропольского края произнесла ответную речь: «Я считаю, что полученная мной награда – заслуга всех бухгалтеров Ставропольского края в том числе в освоении Инструкций № 70н, 25н и 72н. Думаю, мы будем и дальше совершенствоваться и наша работа станет еще более эффективной».

Вот таким был первый день совещания. Также выступили следующие докладчики

  • Изменения в нормативных документах, регулирующие вопросы организации бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации – С.В. Романов, заместитель директора Департамента бюджетной политики Минфина России;
  • Актуальные вопросы методологии исполнения бюджетов на примере приказов Минфина России, регулирующих процедуры исполнения федерального бюджета – Т.В. Саакян, заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России;
  • Актуальные вопросы применения бюджетной классификации Российской Федерации при организации исполнения бюджетов и осуществлении бюджетного учета ­– С.В. Сивец, начальник отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики Минфина России;
  • Основные изменения в функциональной деятельности органов Федерального казначейства – Л.А. Лопина, заместитель руководителя Федерального казначейства;
  • Изменения, вносимые в порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный приказом Мнфина России от 16 декабря 2004 г. № 116н, вступающие в силу с 1 января 2009 года – Н. Г. Кобзева, начальник отдела организации распределения поступлений между бюджетами;
  • Изменения, вносимые в порядок кассового обслуживания  исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вступающие в силу с 1 января 2009 года – Е.В. Мухтиярова, начальник отдела методологии исполнения бюджета по расходам Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России;
  • Актуальные вопросы бюджетного учета в бюджетных учреждениях, финансовых органах, органах Федерального казначейства – Г.И. Маклева,  начальник Управления  бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства;
  • Актуальные вопросы формирования отчетности главными распорядителями (распорядителями), получателями бюджетных средств – Е.В. Володина, заместитель начальника Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства;
  • Отдельные вопросы формирования бюджетной отчетности территориальными органами Федерального казначейства – Б.В. Салдусова, начальник отдела отчетности кассового исполнения бюджетов;
  • Актуальные вопросы формирования отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и территориального фонда обязательного медицинского страхования – А.В. Дубовик, заместитель начальника отдела консолидированной отчетности;
  • ·Формирование бюджетной отчетности государственными внебюджетными фондами – П.А. Пупасов, заместитель начальника отдела отчетности об исполнении федерального бюджета;
  • и другие.
Материалы с этих выступлений читайте в следующих номерах.

Реклама