Вопросы при формировании отчета о результатах деятельности и об использовании имущества
Коснемся проблемных моментов, которые выявились при формировании отчетов. Разберем спорные ситуации на конкретных примерах.
А. В. Пичушкин, начальник управления — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационноаналитический центр» Минздрава Пензенской области, член экспертного совета журнала «Бюджетный учет»
В первом квартале 2023 года наши учреждения впервые формировали отчет о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества за 2022 год (далее — отчет) по новым требованиям. Общие требования к порядку составления и утверждения отчета утверждены приказом Минфина России от 2 ноября 2021 г. № 171н «Об утверждении Общих требований к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества» (далее — Приказ № 171н) (не рассматриваем изменения, внесенные в Приказ № 171н приказом Минфина России от 31 января 2023 г. № 10н «О внесении изменений в Общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 ноября 2021 г. № 171н», то есть обсуждаем вопросы в редакции, действовавшей до вступления в силу вышеуказанного документа). При формировании данного отчета у бюджетных учреждений возникло множество вопросов, которые приходилось решать в оперативном порядке.
Кроме того, возможно установление регионального Порядка заполнения отчета в части, не противоречащей Приказу № 171н. В Пензенской области такой порядок установлен приказом Минздрава от 27 декабря 2022 г. № 394 «Об утверждении Порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества».
Порядок заполнения
Сведения о недвижимом имуществе, за исключением земельных участков (закрепленных на праве оперативного управления)
При заполнении данной формы у учреждений возникло немало вопросов. Так, необходимо было расписать фактические расходы на содержание недвижимого имущества, в том числе коммунальные услуги. Часто по одному адресу находится несколько объектов недвижимости. Как правильно разделить расходы в этом случае?
По нашему мнению, нужно указать здания, строения, сооружения и иные аналогичные объекты отдельно в разрезе каждого объекта по наименованию. Соответственно и расходы следует разделять по каждому объекту, ориентируясь, например, на счетчики по электричеству. Если какие-то расходы общие на несколько зданий и распределить их трудно (в том числе при отсутствии счетчика), то рассчитать их можно пропорционально площади.
Похожий вопрос с чуть другой формулировкой: по одному адресу несколько помещений с разными кадастровыми номерами, как их нужно указывать? Фактические расходы по этим объектам можно указать в целом по одному адресу или делить пропорционально площади помещений?
Мы считаем, что если здания числятся отдельно в бухгалтерском учете и в ТО Росреестра (как разные объекты), то расходы следует указывать раздельно по каждому зданию. Аналогичное мнение и по фактическим расходам.
Надо ли к содержанию имущества относить такие работы (услуги), как техническое обслуживание пожарной сигнализации, средств охраны, оборудования системы пожарного мониторинга, лифтов?
На наш взгляд, все расходы, производимые по подстатье КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» и относящиеся непосредственно к содержанию недвижимого имущества и входящих в его стоимость систем и конструкций (двери, окна, лифты, сигнализации, ЛВС, коммунальные системы (кроме коммунальных услуг, отражаемых отдельно)), содержание оборудования систем и обслуживание движимого имущества, отдельно числящегося на балансе, не включаются в данные сведения. Именно поэтому наша бухгалтерия не включает в этот отчет расходы на телефонную связь и интернет, так как они не связаны с содержанием недвижимого имущества. А услуги охраны, например, не входят сюда, поскольку это вопрос обеспечения безопасности, но не содержания имущества.
Одно из подведомственных учреждений задало вопрос: надо ли в графе «Не используется» указывать здание главного корпуса, в котором проводится капитальный ремонт, но больничная деятельность все равно ведется?
Конечно, указывать в графе «Не используется» такое здание не надо, поскольку данная графа означает, что не используется совсем, ни для какой деятельности, а проведение капитального ремонта не означает того, что здание не используется.
В графе 22 «Коммунальные услуги» расчет следует делать по каждому наименованию объекта, а не в общей сумме. В столбце 6 в строке 9000 «Итого» собирается информация по разным единицам измерения (в кв. м и в километрах). Вопрос: можно ли их суммировать в данной строке?
Мы считаем, что можно, так как цель в том, чтобы распределить общую сумму по направлениям деятельности. В отчете отражаются объекты недвижимости по состоянию на 1 января 2023 года и фактические расходы по ним. В течение года отдельные объекты выбывали, поэтому их на 1 января 2023 года на балансовом учете нет. Следовательно, в сведениях их не указываем. Соответственно по этим объектам не отражаются и фактические расходы за год.
Вот еще один интересный момент. Есть объект, который числится как незавершенное строительство нежилого здания. Расходы по нему в сведения не включаются. А как быть с фактическими расходами за год? По ним же есть сумма доходов (возмещенные затраты по коммунальным расходам). Возникает вопрос: где их отражать?
Согласно данным бухгалтерского учета это вложения в недвижимое имущество. Соответственно в сведения не включаются ни сама незавершенка, ни расходы на нее.
И еще один интересный вопрос. В какой строке отразить асфальтовое покрытие, трансформаторную подстанцию?
По нашему мнению, подстанцию надо отражать в строке 1000 «Площадные объекты, всего», а покрытие — в строке 2000 «Линейные объекты, всего».
Сведения о земельных участках, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования
Некоторые учреждения интересовались: отражать фактические расходы на содержание земельного участка на основе начисленных или кассовых расходов? Естественно, начисленных, так как именно они, а не чистая оплата (кассовые расходы) определяют факт произведенных затрат. Многие показатели данного отчета берутся из Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721), а он формируется методом начисления. По аналогии со сведениями о недвижимом имуществе в данных сведениях не отражаются земельные участки, изъятые в течение года.
Сведения о недвижимом имуществе, используемом по договору безвозмездного пользования (договору ссуды)
В данных сведениях в графе «Фактические расходы на содержание объекта недвижимого имущества» необходимо указывать сумму возмещения только за коммунальные услуги?
По нашему мнению, исходя из формы сведений требуется указывать все расходы по зданию, которые возмещаются ссудодателю, предусмотренные соответствующим договором возмещения таких затрат или договором безвозмездного пользования. Также в сведения включается информация только об имуществе, состоящем на бухгалтерском учете учреждения на 1 января 2023 года, поэтому по выбывшим объектам никакой информации давать не надо.
Сведения об особо ценном движимом имуществе (за исключением транспортных средств)
У подведомственных учреждений возник вопрос по таблице «Фактический срок использования». Что нужно в ней отражать? Приход ОЦДИ в разрезе месяцев использования? Если да, то отражать только поступление нового оборудования? А как быть с безвозмездным поступлением, как считать срок использования?
Кроме того, возник вопрос по остаточной стоимости ОЦДИ: нужно указывать остаточную стоимость ОЦДИ по состоянию на 1 января каждого года в течение 10 лет?
Исходя из порядка заполнения сведений срок использования имущества для данного отчета считается начиная с
Еще один интересный вопрос. Нужно ли отражать в данном отчете объекты, которые учтены на счете 02 «Материальные ценности на хранении»?
По нашему мнению, если процедура списания не завершена (в том числе согласование с собственником имущества), то да. В некоторых учреждениях по государственному заданию (КВФО 4) оказывается паллиативная помощь на нескольких койках в терапевтических палатах, а основная медицинская помощь оказывается по системе обязательного медицинского страхования (КВФО 7, ОМС). Но большая часть ОЦДИ числится на КВФО 4. Возникает вопрос: при заполнении сведений в какой строке указывать стоимость ОЦДИ — «по государственному заданию» или «для иной деятельности»?
По нашему мнению, вопрос касается не бухгалтерского учета имущества, а порядка его использования. Поэтому отражать эти сведения следует по основной деятельности (по «государственному заданию»). То есть, если ОЦДИ числится по КВФО 4, но 80 процентов времени используется в ОМС, то отражать эти затраты нужно по ОМС, и т. д.
Сведения о транспортных средствах
В целом по данным сведениям вопрос у учреждений был только один: какие автомобили следует внести в сведения, в том числе в раздел легковых автомобилей (согласно ПТС или иным способом)?
По нашему мнению, следует включать все автомобили, числящиеся на счете 0 101 25 000 «Транспортные средства — особо ценное движимое имущество учреждения», а также транспортные средства, числящиеся на счете 02 «Материальные ценности на хранении», по которым не завершена процедура списания. При этом автомобили, числящиеся на счете 02 «Материальные ценности на хранении», подлежащие списанию, могут быть отражены только в разделе 2 «Сведения о неиспользуемых транспортных средствах, находящихся в оперативном управлении учреждения». Что касается видов транспорта в сведениях, то согласно инвентарной карточке и ОКОФ, и ПТС надо использовать как дополнительный источник информации при нехватке сведений.
Сведения об оказываемых услугах, выполняемых работах сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также выпускаемой продукции
Обратите внимание, что в сведениях указываются данные исключительно об оказываемых услугах и выполняемых работах, то есть доходы, например, от аренды, компенсации затрат, благотворительной помощи и т. п. отражению в данных сведениях не подлежат. А что делать, если в прейскуранте есть укрупненные услуги, например, медосмотр на вождение, медосмотр на оружие, медосмотр на санитарную книжку и т. п? Каждая из этих услуг состоит из набора анализов, обследований и списка консультаций врачей-специалистов с платой за оказываемые услуги. В каком виде заполнять таблицу: укрупненно или по всем позициям?
Считаем, что это нужно делать по цене конкретной услуги, включающей всю себестоимость со всеми расходами и наценками, то есть заполнять по видам (наименованиям) услуг, по которым установлены тарифы учреждения. Строка 9000 графы 7 «Доход от оказания услуг, руб.» должна соответствовать строке 040 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) (далее — Отчет (ф. 0503721)) (начисленный доход) или отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности — Отчету (ф. 0503737) (деньги)? Как уже сказано выше, фактически начисленный доход — это все начисления, включая имеющуюся дебиторскую задолженность, но ни в коем случае не кассовые показатели.
Выборочные замечания
Обобщим некоторые выявленные замечания, на которые стоит обратить внимание при составлении отчетности:
- показатель по доходам от оказания услуг в форме «Сведения об оказываемых услугах, выполняемых работах сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также выпускаемой продукции» не соответствует показателю, отраженному в Отчете (ф. 0503721);
- показатели кредиторской задолженности в форме «Сведения о просроченной кредиторской задолженности» не соответствуют показателям «Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения» (ф. 0503769) (далее — Сведения (ф. 0503769));
- показатели фонда начисленной оплаты труда в форме «Сведения о численности сотрудников и оплате труда» не соответствуют показателям Отчета (ф. 0503721) по КОСГУ 211 «Заработная плата» графы 7 (допустима разница на сумму движения резерва);
- показатели фактических расходов по налогу на имущество в форме «Сведения о недвижимом имуществе, за исключением земельных участков, закрепленном на праве оперативного управления» не соответствуют показателям Сведений (ф. 0503769);
- показатели фактических расходов по земельному налогу в форме «Сведения о земельных участках, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования» не соответствуют показателям Сведений (ф. 0503769).