О работе сочинских казначеев

Ричард
Хотя Сочи — город соблазнов, где слышен шум прибоя, видны пальмы, озаренные солнцем, сочинские казначеи работают на износ: многие в этом году ни разу не искупались. И несмотря на это, первое, что бросается в глаза при встрече с сотрудниками ОФК, — доброжелательная атмосфера в коллективе. Возможно, это и является залогом его успешной работы.

Сочи — это не только сам город. Помимо Центрального существуют Лазаревский, Адлерский и Хостинский районы, которые занимают весьма обширную территорию в прибрежной полосе и горах. Маленькие курортные поселки у моря, большие и малые села и аулы в горах — все это тоже Сочи. Большой Сочи географически начинается от поста Магри и заканчивается Адлером. Ввиду такой обширности и удаленности друг от друга населенных пунктов (вкупе с серпантинной дорогой и отсутствием системы электронного документооборота) изначально помимо ОФК по г. Сочи были созданы отделения Федерального казначейства в Лазаревском и Адлерском районах. Как нам рассказал Ричард Иванович Клыжко, руководитель ОФК по г. Сочи, с введением электронного документооборота взаимодействие между бюджетополучателями и Отделениями казначейства как по Большому Сочи, так и непосредственно между самими отделениями и отделениями и Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю заметно улучшилось. Возросла мобильность, работать стало удобнее. Это позволило наиболее оперативно решать поставленные перед органами Федерального казначейства задачи.

Надо добавить, в крае существует как федеральное, так и местное казначейство. При финансовом департаменте города был в свое время создан отдел казначейского контроля, осуществляющий мониторинг операций со средствами муниципального (местного) бюджета. Данная служба была создана во время отсутствия четкой нормативной базы для контроля за операциями со средствами бюджетов муниципальных образований. В настоящее время с выходом приказа Федерального казначейства РФ от 9 ноября 2007 г. № 6н, где прописан принцип унификации бюджетов бюджетной системы РФ и при создании и налаженном стабильном функционировании системы электронного документооборота между финансовым департаментом и отделениями Федерального казначейства есть все предпосылки к передаче функций мониторинга операций со средствами местных бюджетов органам (отделениям) Федерального казначейства.

Кадровая оптимизация
К нашей беседе присоединилась Людмила Александровна Баталова — главный бухгалтер ОФК. Она подробно рассказала об оптимизации работы бухгалтерии, которая произошла прошлым летом. Сначала была объединенная бухгалтерия, потом ее разделили на  отдел бюджетного учета, осуществляющий учет операций со средствами бюджетов в разрезе бюджетополучателей, и отдел исполнения сметы расходов, осуществляющий бюджетный учет непосредственно самого отделения как бюджетополучателя. Затем отдел был снова объединен. Сотрудники бухгалтерии обучались тогда на различных курсах (государственный заказ, программное обеспечение, на котором сейчас работает бухгалтерия, и т. д.). Постоянная реорганизация отдела не могла не отразиться на его работе. Однако в настоящее время она идет слаженно и четко. И обусловлено это прежде всего распределением обязанностей и должностными регламентами. «Все обязанности у нас распределены таким образом, что они соответствуют нормативно-законодательной базе по ведению бюджетного учета», — говорит Людмила Александровна.

Кроме того, и в бюджете, и в смете работа построена таким образом, чтобы каждый сотрудник знал соседний участок.

Светлана Васильевна Маргиева, заместитель руководителя ОФК по г. Сочи, ко всему вышесказанному добавила, что на тот момент, когда был упразднен ревизионный отдел ОФК, на его базе были учреждены должности внутреннего аудита и контроля, осуществляющие ревизионную деятельность внутри отделения. Это было сделано не с целью выявления и наказания, а прежде всего для оказания помощи. У работника, понятное дело, от рутинных операций глаз замыливается, а внутренний ревизор может оценить работу свежим взглядом. В итоге, когда проходит внешняя проверка (управления, либо центрального аппарата), сотрудники ОФК спокойны.

Надо заметить, такая система очень давно применяется во Франции. «Надеюсь, что этот пример будет заразительным и многие сделают так же», — говорит Ричард Иванович.

Взаимопомощь
Мы поинтересовались: помогает ли в работе Москва?
Людмила Александровна пояснила, что тесное общение в основном идет с краем. «Мы чувствуем постоянную помощь управления, главного бухгалтера, начальника отдела финансового обеспечения Галины Александровны Минчевой. Всегда, когда обращаемся за помощью, мы ее получаем».
Активно используется форум Краснодарского края (www.kubufk.ru). Там задают вопросы и обсуждают их в режиме реального времени как сами ОФК, так и бюджетополучатели. Что касается последних, ОФК по г. Сочи предоставляет им необходимую информацию как в письмах, так и при личной встрече на организуемых совещаниях. Например, когда была введена система электронного документооборота, проводились обучение, консультации и на общих совещаниях, и в частном порядке. Результат налицо — ОФК по г. Сочи входит в тройку лидеров, которые добились 85-процентного подключения бюджетополучателей к этой системе раньше установленных сроков. А оставшиеся 15 процентов — это либо организации, у которых закрытая сеть, либо военные (секретные) учреждения.

Сочи-2014

И, конечно же, нашу редакцию интересовал вопрос, каким образом влияет на работу казначейства предстоящая Олимпиада. Как нам пояснили, в конце 2006 года была организована Дирекция по развитию города Сочи. Финансирование осуществлялось за счет средств федерального бюджета через Сочинское отделение Федерального казначейства. Однако, по мнению экспертов, при больших объемах строительства без гос­корпорации было просто не обойтись. В итоге спустя приблизительно полтора года в России появилась госкорпорация по строительству олимпийских объектов. Таким образом контроль за средствами, выделяемыми на финансирование зимней Олимпиады, был выведен из-под контроля сочинского отделения. По словам Ричарда Ивановича, казначеи поначалу вздохнули спокойнее. Но это только поначалу. Ведь когда госкорпорация заработала в полную силу и начала объявлять конкурсы на замещение вакантных должностей (а зарплаты там немаленькие), в отделении остро встал кадровый вопрос, так как сотрудники стали уходить.

Заметим, единая Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта предусматривает более 240 мероприятий — от строительства городских общественных туалетов до четырехзвездочных пансионатов и пляжных комплексов. Для проведения зимней Олимпиады планируется построить биатлонный комплекс на 20 000 мест, лыжный комплекс на 16 000 мест, санно-бобслейную трассу, ледовый дворец спорта на 12 000 мест, большую и малую ледовые арены для хоккея с шайбой, центральный стадион на 40 000 мест, горную олимпийскую деревню. Также Программой предусмотрены строительство транспортных развязок, реконструкция и строительство 15 портопунктов, приобретение скоростных пассажирских судов для обеспечения пассажирских перевозок, реконструкция аэропорта, строительство Адлерской ТЭЦ в Нижнеимеретинской низменности, строительство магистрального газопровода Джубга — Лазаревское — Сочи, реконструкция и строительство полигонов твердых бытовых отходов, разработка схемы территориального планирования, разработка новейших технологий мониторинга и оценки сейсмического состояния территории Сочи, строительство новых туристических объектов, большая часть которых будет располагаться в районе Малого Ахуна, реконструкция старейших гостиниц и здравниц.

Напоследок хотим отметить, что в ОФК по г. Сочи работает в основном молодежь. Некоторые сотрудники, отработав после института два года, становились начальниками отделов. Но, набравшись опыта, поднаторев, молодежь отправляется на вольные хлеба (в банки, санатории и т. д.). И не потому, что не хотят работать или не устраивает коллектив, совсем наоборот. Просто зарплаты в казначействе невелики. Остаются старожилы. Был в ОФК такой сотрудник — один из старейших — Леонид Никитович, работал ревизором, начальником отдела; потом, когда вышел на пенсию, не ушел, остался завхозом. И получал от этого удовольствие. ­Так же и предыдущий главный бухгалтер, Лидия Леонтьевна: выйдя на пенсию, она еще долго работала по контракту, а сейчас работает бухгалтером. Это ли не лучшее доказательство того, что в Сочинском ОФК царит такая обстановка, в которую постоянно хочется возвращаться?

Из истории
Территория Сочи начала осваиваться человеком 400 000–350 000 лет назад в эпоху раннего палеолита. На северо-восточном побережье Черного моря в раннеантичное время (IV–I вв. до н. э.) жили племена ахеев, зихов и гениохов, а первые столетия нашей эры основную территорию современного Сочи занимали саниги, которые прежде входили в конгломерат гениохских племен.

В средние века в районе Сочи проживали племена абхазо-адыгской языковой группы, а в первой половине ХIХ века — адыги (причерноморские шапсуги), убыхи, абазины (садзы).

Со второй половины XVI века Кавказ превратился в арену борьбы России с Турцией и Персией. Эта борьба закончилась в 1829 году подписанием Андриапольского мирного договора, по условиям которого Черноморское побережье от устья реки Кубань до форта Святого Николая (южнее Поти) отошло к России. В ходе Кавказской войны в 30-е годы XIX века была создана Черноморская береговая линия, состоявшая из береговых укреплений, предназначенных для охраны побережья. На территории Сочи русскими войсками были построены укрепления (форты): Святого Духа (Адлер), Александрия (Сочи), форт Лазарева (Лазаревское), Головинский (Головинка) и другие. Остатки крепостных стен фортов сохранились и являются памятниками истории.

В Сочи существует также более 200 уникальных памятников археологии. Среди них Римско-Византийская крепость на реке Годлик Лазаревского района, средневековый храм в поселке Лоо и так далее.

СОВЕТЫ БУХГАЛТЕРАМ
С Людмилой Александровной у нас зашел разговор о том, следует ли сближать бюджетный и налоговый учеты. Поскольку операциями с внебюджетными средствами Отделение не занимается (значит, не платится и налог на прибыль и т.д.), то налоговый учет ведется лишь по налогу на имущество, транспорт и зарплатным отчислениям. Но, по мнению Людмилы Александровны, два этих учета все же следует разделять. Ведь в бюджетном законодательстве есть строгие нормы расхода, которые не учитываются в налоговом учете. И для бухгалтеров легче будет сдавать два баланса, чем слить все вместе. Да и при проверке финансово-бюджетного надзора ( по старому КРУ) учеты четко разделены.



Реклама