Формирование отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и ТФОМС
Ежемесячная отчетность
Как отметил Антон Викторович, помимо Инструкции от 24 августа 2008 г. № 72н при составлении и представлении отчетности также следует руководствоваться письмами Федерального казначейства от 6 февраля 2008 г. № 42-7.1-15/2.1-45 (о порядке составления и представления месячной отчетности), от 8 апреля 2008 г. № 42-7.1-15/2.1-155 (о порядке составления и представления квартальной отчетности), от 26 мая 2008 г. № 42-7.1-17/2.1-230 (о сроках представления Справки по консолидируемым расчетам), от 30 июня 2008 г. № 42-2.1-06/93 (дополнения к письму по квартальной и месячной отчетности), от 18 августа 2008 г. № 42-7.1-15/2.1-377 (о порядке сверки показателей бюджетной отчетности финансовых органов субъектов РФ и управлений Федерального казначейства).
Отчетность представляется по каналам сети Интернет, в соответствии с утвержденными требованиями к форматам и способам передачи отчетности в электронном виде. В качестве эксперимента планируется организация тестового приема отчетности через СЭД ФК. Как отметил Антон Викторович, эта схема в большей степени будет интересна для регионов с большой разницей во времени относительно московского — отчетность пересылается средствами СЭД, автоматически проходит контроль. Отправитель получает результаты контроля для анализа и исправления ошибок, при этом вмешательство куратора минимизируется.
# 49871#
Схема составления и представления
Финансовые органы муниципальных образований составляют и представляют в орган, осуществляющий составление консолидированной отчетности, Справку по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) и Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117). При этом показатели Отчета ф. 0503117 должны быть выверены с показателями Отчета по кассовым поступлениям и выбытиям (ф. 0503151), представленного в финансовый орган соответствующим территориальным органом казначейства. При наличии допустимых расхождений (связанных с проведением некассовых операций или в части операций на счетах открытых получателями средств в кредитных организациях) финансовый орган формирует пояснительную записку с описанием причин расхождений и представляет ее совместно с бюджетной отчетностью в финансовый орган, уполномоченный на формирование консолидированной отчетности.
Главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), администраторы поступлений (АП), администраторы источников финансирования (АИФ) средств бюджета субъекта РФ составляют и представляют в финорган субъекта Отчет ф. 0503125 и Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127). При этом Отчет ф. 0503127 администратора поступлений в бюджет должен содержать остаток средств, поступивших, но не распределенных со счета 40101 на соответствующие счета бюджетов, в последний день месяца.
Финансовый орган субъекта РФ производит формирование сводного Отчета ф. 0503127 и Отчета о кассовом поступлении и выбытии средств бюджета (ф. 0503124) и производит сверку его показателей с показателями сводного Отчета ф. 0503127. При этом расхождение показателей по разделу 1 «Доходы бюджета» в разрезе КБК должно соответствовать суммам доходов, поступивших платежным поручением в первый рабочий день месяца, следующего за отчетным, на единый счет соответствующего бюджета с банковского счета 40101 и отраженных в Реестре перечисленных поступлений (ф. 0512089) к указанному платежному поручению.
Так как указанные средства на конец отчетного периода не поступили на единый счет соответствующего бюджета, финансовый орган осуществляет формирование раздела 1 «Доходы бюджета» Отчета ф. 0503117 на основании показателей графы 5 Отчета ф. 0503124 и граф 6, 7 сводного Отчета ф. 0503127.
Финансовый орган, уполномоченный на формирование консолидированной отчетности, на основании Отчетов ф. 0503117, ф. 0503125 формирует Отчет ф. 0503317 и производит его сверку с показателями Консолидированного отчета по поступлениям и выбытиям ф. 0503152, представляемого в финорган соответствующим УФК, и формирует пояснения к допустимым отклонениям.
Консолидированная отчетность субъекта РФ совместно с пояснительной запиской направляется в Федеральное казначейство.
Представленная финансовыми органами субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов (ГВБФ) отчетность проходит контроль на соответствие требованиям и установленным контрольным соотношениям и в сроки, установленные приказом Минфина России, производится формирование Отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ф. 0507021) на основании Отчетов ф. 0503317 субъектов РФ, Отчетов ф. 0503117, представленных ГВБФ, Отчета ф. 0503117 федерального бюджета.
Формы отчетности
Отчетность представляется в Федеральное казначейство в составе следующих форм:
- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) — представляется в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Представление Справки в сроки, более ранние, чем сроки, установленные для отчетности, вызвано необходимостью выверки межбюджетных расчетов между всеми участниками консолидированного бюджета Российской Федерации до представления ими отчетности в Федеральное казначейство;
- Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317) — представляется в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным;
- Справочная таблица к отчету об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (ф. 0503387) — представляется в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Форма 0503125 «Справка по консолидируемым расчетам».
Справка представляется ежемесячно, нарастающим итогом с начала года в части денежных расчетов по счетам:
1 205 05 560 (1 205 05 660) «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» («Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации») — в части полученных и возвращенных в Федеральный бюджет межбюджетных трансфертов;
- по счетам 1 301 01 710 (1 301 01 810) «Увеличение задолженности по внутренним долговым обязательствам» («Уменьшение задолженности по внутренним долговым обязательствам») — в части полученных и погашенных кредитов из федерального бюджета;
- по счету 1 302 12 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» — в части перечислений другим бюджетам бюджетной системы РФ межбюджетных трансфертов.
- указание кода ОКАТО бюджета с детализацией ниже уровня субъекта;
- указание некорректного кода ОКАТО для федерального бюджета и бюджетов ГВБФ;
- указание элемента бюджета, не соответствующего бюджету, с которым осуществлялись межбюджетные расчеты.
Лектор также обратил внимание слушателей на то, что, поскольку ТФОМС входит в состав консолидированного бюджета субъекта РФ, в Справке ф. 0503125 должны находить отражение и взаимоотношения ТФОМС с другими бюджетами (например, с ФОМС).
Форма 0503317 «Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования». Это основной отчет финансовых органов субъектов РФ. Он формируется на основании Отчетов об исполнении бюджета (ф. 0503117), представленных участниками консолидированного бюджета. Показатели Отчета подлежат сверке с показателями Консолидированного отчета по поступлениям и выбытиям ф. 0503152 составляемого и представляемого УФК в финорган. Необходимо отметить, что показатели представленных в Федеральное казначейство субъектом РФ Отчетов ф. 0503317 проходят выверку с показателями Отчетов ф. 0503152, представленных соответствующими УФК. На основании выверки формируется протокол сверки и производится анализ отклонений с представленными пояснениями финоргана. В случае обнаружения недопустимых отклонений отчет направляется для исправления в финансовый орган.
#?36242?#
В процессе формирования бюджетной отчетности взаимосвязанные расчеты между всеми участниками консолидированного бюджета должны быть исключены. Здесь возникает несколько проблем. Главная из них — неправильное планирование в бюджете расходов, связанных с межбюджетными трансфертами. Так, например, средства, передаваемые из бюджетов субъектов в бюджет ТФОМС на обязательное медицинское страхование неработающего населения, планируются и исполняются в бюджетах по разделу 09 00 «Здравоохранение, физическая культура и спорт», в то время как планирование и исполнение должно осуществляться по разделу 11 00 «Межбюджетные трансферты».
Вне зависимости от того, с использованием каких кодов бюджетной классификации произведены межбюджетные расчеты, они подлежат обязательной консолидации.
Особо стоит обратить внимание на консолидацию взаимных расчетов в части невыясненных поступлений. При зачислении межбюджетных трансфертов (в части взаимоотношений между бюджетами, входящими в состав консолидированного) на невыясненные поступления консолидацию необходимо производить с соответствующим кодом доходов (группа/подгруппа классификации доходов бюджетов 1 17). В настоящее время консолидация таких операций финорганами субъектов РФ не производится.
Проблемными являются и операции, связанные с возвратом субсидий, субвенций прошлых лет участникам консолидированного бюджета. В Отчете также необходимо обеспечить полную консолидацию этих денежных потоков, в том числе и при зачислении органом казначейства указанных средств на невыясненные поступления. Кроме того, анализ отчетности финансовых органов РФ показал наличие плановых показателей в законе (решении) о бюджете поступлений возвратов субсидий, субвенций прошлых лет, что также говорит о неправильном планировании и свидетельствует о том, что субсидии и субвенции для данного бюджета планировались свыше реальной потребности.
В отчетности необходимо отразить средства, перечисленные в конце отчетного периода и поступившие в начале периода, следующего за отчетным. В некоторых субъектах РФ указанные средства не отражались в бухгалтерском учете, как суммы в пути, последним днем отчетного периода и не были представлены в отчете, что привело к невозможности проведения консолидации.
В части межбюджетных отношений с бюджетом Пенсионного фонда РФ следует отметить, что в бюджетах субъектов РФ ассигнования на перечисления из органов социальной защиты в Пенсионный фонд РФ на выплату пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными, планировались и исполнялись по разделу/подразделу 1003 «Социальное обеспечение», в то время как планирование и исполнение должно было осуществляться по разделу/подразделу 1105 «Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам государственных внебюджетных фондов». При этом указанные расчеты необходимо отражать в Справке ф. 0503125 по счету 1 302 12 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».
Особенности формирования показателей Отчета ф. 0503317 должны быть отражены в текстовой части пояснительной записки. Пояснения необходимо формировать не только в части сверки показателей отчетности ФО и УФК, но и, например, в части консолидационных операций по КБК, не относящихся к операциям с межбюджетными трансфертами.
Возникают и проблемы при отражении внутренних оборотов в справочных строках разделов Отчета ф. 0503317 по графам 5, 13. В указанных графах в строках внутренних оборотов не должны отражаться суммы взаимных расчетов с ТФОМС (см. рис. 1–4 (Консолидация взаимосвязанных показателей Отчета ф. 0503317))
Антон Викторович заметил, что планируются изменения в Инструкцию № 72н (начиная с отчетности на 01.01.2009 г.) касательно Отчета ф. 0503317. К примеру, будут добавлены строки для отражения консолидируемых сумм в части изменения остатков средств (коды КОСГУ 510, 610). Кроме того, строки внутренних оборотов по кодам КОСГУ 540, 640 будут перенесены в раздел 3 «Источники финансирования дефицита бюджетов».
В части консолидации плановых показателей, а именно нераспределенных назначений Отчета ф. 0503317, следует помнить, что нераспределенный остаток консолидации не подлежит и должен быть отражен в графах 4, 5.
Квартальная отчетность
Регламент, порядок составления и представления квартальной отчетности в Федеральное казначейство полностью соответствует месячной отчетности.
Однако в рамках квартальной отчетности сроки представления Отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ в Минфин России увеличены на 5 дней, что позволяет производить анализ соблюдения финорганами субъектов РФ нормативов отчислений по распределяемым налогам и сборам.
В состав отчетности на квартальную дату включен отчет Сведения об исполнении консолидированного бюджета ф. 0503364. Он составляется раздельно по показателям консолидированного бюджета субъекта РФ и территориального государственного внебюджетного фонда на основании Отчета ф. 0503317.
В Отчетах за первый квартал, полугодие, 9 месяцев указывают показатели, по которым исполнение на отчетную дату составило соответственно менее 20, 45, 70 процентов от утвержденных годовых назначений. Соответственно в Отчете ф. 0503364 за 9 месяцев должны быть включены показатели, исполнение по которым составило менее 70 процентов. Отраженные отклонения должны быть пояснены.
Итоговые показатели Отчета ф. 0503364 формируются на основании итоговых показателей Отчета ф. 0503317. В связи с этим итоговые строки Отчета ф. 0503364 не являются арифметической суммой показателей, включенных в отчет как имеющие отклонение.
Отчет на квартальную дату формируется по соответствующим разделам в разрезе группы/подгруппы классификации доходов бюджетов, раздела/подраздела классификации расходов бюджета, группы/подгруппы классификации источников финансирования дефицита бюджетов.
Основной проблемой, возникающей при приеме данной отчетной формы, является отсутствие пояснений касательно отраженных отклонений. Отмечена и другая крайность — представление в графе 6 Отчета ф. 0503364 подробнейшего описания отклонения, тогда как в соответствующей графе необходимо указать только ключевую причину, а подробное пояснение привести в текстовой части пояснительной записки к Отчету об исполнении бюджета.