Учимся на чужих ошибках: обзор нарушений

Для принятия мер, направленных на предупреждение возникновения недостатков и нарушений либо их своевременное устранение, Казначейство России направило обзор результатов осуществления контрольной деятельности в субъектах России, выявленных системных и систематических недостатков и нарушений, а также положительной практики, направленной на предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере[1].

О. Б. Воробьева, аудитор

Под системными нарушениями (критерий «совокупность») понимаются систематические нарушения и однократные нарушения, выявленные в определенной сфере деятельности (отрасли) либо в определенной сфере законодательства у нескольких объектов контроля, а под систематическими нарушениями (критерии «регулярность», «постоянность») — однородные и неоднократные нарушения, выявленные у одного объекта контроля.

Системные нарушения

Учет и отчетность

1. Получателями средств бюджетов субъектов России допущено несвоевременное отражение в бюджетном (бухгалтерском) учете фактов хозяйственной жизни (результатов операций), не приведших к недостоверности бюджетной (бухгалтерской) отчетности (например, стоимость принятых работ по акту о приемке выполненных работ отражена в бухгалтерском учете позднее установленного срока на 39 дней).

Тем самым были нарушены подпункт 5 пункта 1 статьи 162 и пункты 1, 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса, пункты 1 и 3 статьи 9 Закона № 402‑ФЗ, пункты 3 и 11 Инструкции № 157н.

2. Получателями средств бюджетов субъектов России, средств бюджетов муниципальных образований допущено нарушение порядка учета нефинансовых активов на забалансовых счетах, повлекшее искажение бюджетной отчетности, что выразилось в нарушении пунктов 1, 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса, пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 13 Закона № 402‑ФЗ, абзаца пятого пункта 16, пункта 68 СГС «Концептуальные основы», пункта 20 Инструкции № 191н, пунктов 3, 333, 351 Инструкции № 157н.

3. Нарушение пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса, статей 9, 13 Закона № 402‑ФЗ, пунктов 17, 35, 36, 43, 65 СГС «Концептуальные основы», пунктов 7, 34, 35 СГС «Доходы», абзаца третьего пункта 3 Инструкции № 157н выразилось в неотражении получателями средств бюджетов субъектов России и учреждениями в бухгалтерском учете суммы неустоек, выставленных за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров).

4. Получателями средств бюджетов субъектов России приняты к учету первичные учетные документы, содержащие недостоверные данные (например, по акту приема-передачи выполненных работ произведена приемка результатов работ, которые не соответствуют условиям заключенного государственного контракта), что повлекло нарушение пункта 4 статьи 219 Бюджетного кодекса, пунктов 1 и 3 статьи 9 Закона № 402‑ФЗ.

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал


Реклама