Контрактная система в зеркале правоприменительной практики

Продолжаем рассматривать вопросы контрактной системы. Остановимся на разъяснениях регулятора и законодательных инициативах, а также новостях законодательства[1].

Д. А. Казанцев, кандидат юридических наук, эксперт Совета ТПП России по развитию системы закупок

Разъяснения регулятора

Среди всего объема разъяснений регулятора можно выделить несколько, актуальных для широкого круга заказчиков и имеющих значение для прогнозирования регуляторной логики.

Например, совместным письмом Минздрава России и ФАС России от 14 октября 2024 г. № 25-3/и/2-20326 / ТН/92615/24 заказчикам было поставлено на вид следующее: заказчик не вправе отстранять участника, если параметры его медицинского изделия соответствуют описанию объекта закупки, но код номенклатурной классификации медицинских изделий не совпадает с тем, что указан в справочной информации к позиции каталога товаров, работ и услуг. И это отрадный пример доминирования сущностной экспертизы над формальным подходом.

В этом же контексте можно вспомнить, например, постановление Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2024 г. № 15АП-15032/2024 по делу № А32-22259/2024, в котором указано на неправомерность действий заказчика, отклонившего заявку участника на основании того, что в реестровой записи был указан код ОКПД 2, который не совпадал с кодом в извещении. Суды указали: по Закону № 44‑ФЗ заказчик не вправе отклонять заявку из-за различий в кодах ОКПД 2, если продукция соответствует описанию объекта закупки. Код носит информационный характер и не описывает функциональные, технические и качественные характеристики. ОКПД 2, который заказчик указал в извещении, не является единственно верным.

Другим совместным письмом Минздрава России и ФАС России от 23 октября 2024 г. № 25-7/И/2-21105 / ТН/95899/24 заказчиков предостерегают от использования при обосновании Н(М)Ц единицы лекарства информацию о препаратах, у которых нет сведений о вводе в оборот в России или истек срок годности с даты последнего ввода в оборот на территории нашей страны. Проверять такие факты следует по данным госреестра лекарств и сервиса Росздравнадзора.

Минфин России считает, что в госконтракт с единственным поставщиком нельзя включать ретроактивную оговорку. Если контракт заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), то в нем не может быть условия об обратной силе, то есть данный контракт не распространяется на отношения, возникшие до его подписания.

Порядок проведения закупок не позволяет единственному поставщику приступить к исполнению контракта до его заключения. Это образует фактическую задолженность в условиях, когда обязательство не поставлено на бюджетный учет. Такие выводы сформулированы в письме Минфина России от 1 августа 2024 г. № 24-08-08/71743.

Стороны контракта с неопределенным объемом не вправе уменьшить цену единицы товара, работы либо услуги (речь идет о снижении цены контракта при его исполнении без изменения иных условий) (письмо Минфина России от 26 сентября 2024 г. № 24-08-07/92762).

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал