Комментарий к новому порядку санкционирования расходов федерального бюджета

Саакян
Для реализации поправок, которые внесены в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 63-ФЗ) и вступают в силу с 1 января 2009 года, Минфин России разработал приказы по санкционированию расходов федерального бюджета. В предложенной статье автор комментирует данные документы.

Т.В. Саакян,
заместитель директора Департамента бюджетной политики
 и методологии Министерства финансов Российской Федерации


На основании статей 219 и 219.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), которые регламентируют исполнение бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета, был разработан приказ Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» (далее — Порядок № 87н).

Статья 219 Кодекса кроме определения этапов исполнения бюджета вводит норму, согласно которой исполнение бюджета по расходам устанавливается соответствующим финансовым органом. Данное положение исполнялось на практике и до принятия Закона № 63-ФЗ. Но теперь, будучи четко сформулированным на уровне Закона № 63-ФЗ, оно стало   поручением Минфину России и финансовым органам на установление такого порядка.


Кроме того, Минфин России в целях реализации указанного положения разработал следующие нормативные акты:

  • приказ от 30 сентября 2008 г. № 104н «О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня» (далее — Порядок № 104н);
  • приказ от 19 сентября 2008 г. № 98н «О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета» (далее — Порядок № 98н).
Среди этих документов Порядок № 87н занимает особое место. Правовое основание для установления данного порядка вытекает не только из статьи 219 Кодекса, но и из другой его статьи 219.2, установившей, что санкционирование оплаты денежных обязательств, которые подлежат исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета, осуществляется в порядке, установленном финансовым органом.

Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. А оплата по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

В соответствии с пунктом 3 статьи 219 Кодекса получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом либо иным правовым актом, соглашением.

Прежде чем начать комментировать положения Порядка № 87н, необходимо обратить внимание читателей на письмо Минфина России с разъяснением указанных норм.

В соответствии с письмом Минфина России от 26 октября 2008 г. № 02-03-0/3290 получатели средств федерального бюджета могут заключать государственные контракты на срок, превышающий финансовый год. Денежные обязательства по данным государственным контрактам будут оплачиваться в следующем порядке.

Формирование расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов (статья 65 Кодекса).

Согласно статье 6 Кодекса расходными обязательствами Российской Федерации являются обусловленные федеральным законом, иным нормативно-правовым актом Российской Федерации, договором или соглашением обязанности Российской Федерации или действующего от ее имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из федерального бюджета. При этом расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, являются бюджетными обязательствами.

Начиная с 2008 года на основании статьи 169 Кодекса Закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее — Закон) утверждается сроком на три года. В целях реализации Закона бюджетные данные (в том числе лимиты бюджетных обязательств) доводятся до главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 72 и статьи 219 Кодекса для принятия новых обязательств (заключения новых государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами) или для исполнения (оплаты) ранее принятых обязательств по ранее заключенным госконтрактам (договорам), получателю бюджетных средств доводятся лимиты бюджетных обязательств.

Получатель средств федерального бюджета начиная с 2008 года вправе заключать в установленном порядке гос­контракт (договор) на срок, выходящий за пределы финансового года, в соответствии с доведенными до него лимитами бюджетных обязательств.

Положениями пункта 3 статьи 72 Кодекса установлены исключения из указанной нормы, когда госконтракты (договоры) могут заключаться получателем бюджетных средств с превышением доведенных лимитов бюджетных обязательств. Это если:
  • предметом государственного контракта является поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом РФ;
  • выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более трех лет.
Такие государственные (муниципальные) контракты могут заключаться в пределах средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ (включая долгосрочные целевые программы на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации), государственной программы вооружения (далее — ФЦП) либо в соответствии с решениями Правительства РФ.

Решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации принимается в соответствии с требованиями, определенными статьей 79 Кодекса. Такое решение принимается в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2008 г. № 324. Указанные решения принимаются в форме:
  • нормативно-правового акта Правительства РФ — в отношении объекта капитального строительства федерального государственного учреждения сметной стоимостью 600 млн рублей и более и в отношении объекта капитального строительства федерального государственного унитарного предприятия независимо от сметной стоимости;
  • акта главного распорядителя средств федерального бюджета — в отношении объекта капитального строительства федерального государственного учреждения сметной стоимостью менее 600 млн рублей.
Принятие отдельных решений Правительства РФ о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 978 (далее — Правила № 978).

В соответствии с Правилами № 978 государственный заказчик может заключить долгосрочный государственный контракт для нужд Российской Федерации на сумму и срок, которые установлены решением Правительства РФ. Для этого федеральному органу исполнительной власти необходимо подготовить проект распоряжения Правительства РФ и пояснительную записку к нему с указанием предельного срока выполнения работ (оказания услуг) и предельного объема средств на их выполнение и представить на согласование в Минфин РФ. Минфин России в пятнадцатидневный срок должен согласовать представленные документы при соблюдении следующих условий:
  • соответствие контракта реестру расходных обязательств Российской Федерации;
  • соответствие предельного объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых на оплату контракта в текущем финансовом году и плановом периоде, бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на исполнение соответствующего расходного обязательства федеральным законом о федеральном бюджете;
  • непревышение годового предельного объема средств, предусматриваемых на оплату контракта за пределами планового периода, над максимальным годовым объемом бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату указанного контракта в пределах планового периода (в текущем финансовом году). Это условие означает, что любой из годовых объемов оплаты, предусмотренных контрактом, выходящий за пределы планового периода, не должен превышать максимального значения суммы лимита бюджетных обязательств, установленной на текущий финансовый год или первый (второй) год планового периода.
После согласования с Минфином России проект распоряжения представляется в Правительство РФ.

При заключении государственного контракта на сумму и сроки, определенные ФЦП по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 72 Кодекса, возникает расходное обязательство, подлежащее исполнению (оплате) в соответствующем финансовом году за счет средств федерального бюджета в рамках бюджетного обязательства. Исполнение бюджетного обязательства (как части расходного обязательства), возникшего из заключенного долгосрочного государственного контракта, осуществляется государственным заказчиком в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год. Эти положения должны быть предусмотрены в заключаемых долгосрочных государственных контрактах.

Следовательно, государственные заказчики вправе принимать бюджетные обязательства, в том числе путем заключения госконтрактов:
  •  на срок до трех лет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств;
  •  на срок, превышающий три года, в пределах объема соответствующего расходного обязательства в рамках ФЦП и в случае принятия отдельного решения Правительства РФ по госконтрактам на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом.
Общие положения санкционирования
Общие требования санкционирования Федеральным казначейством и его территориальными органами оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства, определены пунктом 3 Порядка № 87н. В соответствии с ним санкционирование осуществляется органом Федерального казначейства не позднее рабочего дня, следующего за днем представления получателем средств федерального бюджета (администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета) Заявки на кассовый расход или Заявки на получение наличных денег (далее — Заявка).

Орган Федерального казначейства проверяет Заявку на соответствие установленной форме, а также на наличие в ней предусмотренных реквизитов, показателей и документов.

В рамках общих положений Порядок № 87н устанавливает процедуры санкционирования расходов федерального бюджета по оказанию государственных услуг (в том числе особые нормы для санкционирования расходов по государственным контрактам (договорам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по договорам аренды), расходов по исполнению публичных нормативных обязательств, а также выплат по источникам финансирования дефицита федерального бюджета.

Контроль Заявки
Пунктом 4 Порядка № 87н установлено требование по оформлению Заявки. Она должна соответствовать установленной форме. Подписывают Заявку лица, занесенные в карточку образцов подписей.

Пунктом 5 Порядка № 87н определен перечень обязательных реквизитов и показателей Заявки, к которым относятся следующие:
  • код участника бюджетного процесса по сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее — Сводный реестр) и номера соответствующего лицевого счета, открытого получателю средств федерального бюджета или администратору источника финансирования дефицита бюджета федерального бюджета;
  • коды классификации расходов бюджетов (классификации источников финансирования дефицитов бюджетов), по которым необходимо произвести кассовый расход (кассовую выплату), а также текстового назначения платежа;
  • суммы кассового расхода (кассовой выплаты) и цифрового кода валюты в соответствии с Общероссийским классификатором валют, в которой он должен быть произведен;
  • суммы кассового расхода (кассовой выплаты) в валюте Российской Федерации, в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату оформления Заявки;
  • суммы налога на добавленную стоимость (при наличии);
  • вид средств (средства федерального бюджета, средства дополнительного бюджетного финансирования, средства для финансирования оперативно-розыскных мероприятий);
  • предельная дата исполнения Заявки;
  • наименования, банковские реквизиты, ИНН и КПП получателя денежных средств по Заявке;
  • номер учтенного бюджетного обязательства получателя средств федерального бюджета (при его наличии);
  • номер и серия чека, а также срок его действия (при наличном способе оплаты денежного обязательства);
  • фамилия, имя и отчество получателя средств по чеку (при наличном способе оплаты денежного обязательства);
  • данные документов, удостоверяющих личность получателя средств по чеку (при наличном способе оплаты денежного обязательства);
  • данные для осуществления налоговых и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (при необходимости);
  • реквизиты (номер, дата) и предмет договора или государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (далее — государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) или договора аренды и (или) реквизиты (тип, номер, дата) документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства при поставке товаров (накладная, акт приемки-передачи), выполнении работ (акт выполненных работ), оказании услуг (счет) или по аренде (счет), номер и дата исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ), иные документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств в соответствии с пунктом 6 Порядка № 87н.
Пунктом 10 Порядка № 87н установлено, по каким направлениям осуществляется контроль при оплате денежных обязательств по расходам федерального бюджета (за исключением публичных нормативных обязательств):
  • коды классификации расходов федерального бюджета, указанные в Заявке, должны соответствовать кодам бюджетной классификации, действующим в текущем финансовом году на момент представления Заявки;
  • соответствие указанных в Заявке кодов КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, текстовому назначению платежа исходя из содержания текста назначения платежа, в соответствии с утвержденным Минфином России порядком применения бюджетной классификации;
  • непревышение указанного в Заявке авансового платежа предельного размера авансового платежа, установленного федеральным законом (постановлением Правительства Российской Федерации), в случае представления Заявки для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствие размера и срока выплаты арендной платы за период пользования имуществом условиям договора аренды;
  • соответствие содержания операции исходя из документа-основания (в установленных случаях), коду КОСГУ и содержанию текста назначения платежа, указанным в Заявке;
  • непревышение сумм в Заявке остатков соответствующих лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования, учтенных на лицевом счете получателя бюджетных средств;
  • непревышение сумм в Заявке остатка источника дополнительного бюджетного финансирования, если осуществляется проверка Заявки за счет источника дополнительного бюджетного финансирования (по аналогии с Положением № 57н).
Кроме того, при санкционировании оплаты денежных обязательств, возникающих по государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по договору аренды, согласно указанному в Заявке номеру ранее учтенного органом Федерального казначейства бюджетного обязательства получателя средств федерального бюджета осуществляется проверка соответствия информации, указанной в Заявке, реквизитам и показателям бюджетного обязательства на:
  • идентичность кода участника бюджетного процесса по Сводному реестру по бюджетному обязательству и платежу;
  • идентичность кодов классификации расходов федерального бюджета по бюджетному обязательству и платежу;
  • идентичность предмета бюджетного обязательства и содержания текста назначения платежа;
  • идентичность кода валюты, в которой принято бюджетное обязательство, и кода валюты, в которой должен быть осуществлен платеж;
  • непревышение суммы кассового расхода над суммой неисполненного бюджетного обязательства;
  • соответствие кода классификации расходов бюджетного обязательства и платежа исходя из вида средств;
  • идентичность наименования, ИНН, КПП получателя денежных средств, указанного в Заявке, и банковских реквизитов по бюджетному обязательству и платежу;
  • непревышение размера авансового платежа по бюджетному обязательству и платежу;
  • наличие в показателях бюджетного обязательства ссылки на уникальный номер реестровой записи, присвоенный государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в ре­естре государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;
  • идентичность реквизитов и показателей бюджетного обязательства по государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг сведениям о нем в реестре госконтрактов;
  • соответствие информации, содержащейся в Заявке по указанному государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг исходя из их электронных копий, сведениям о государственном контракте на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в реестре госконтрактов.
Санкционирование оплаты денежного обязательства, возникающего по государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договору аренды, по Заявкам, в которых не указана ссылка на номер ранее учтенного Федеральным казначейством или органом Федерального казначейства бюджетного обязательства, осуществляется одновременно с принятием на учет нового бюджетного обязательства в соответствии с утвержденным Минфином России порядком учета органами Федерального казначейства бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета. В этом случае в представленной получателем средств федерального бюджета Заявке номер бюджетного обязательства не указывается.

Пунктом 12 Порядка № 87н установлена процедура проверки Заявки по оплате денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам, в соответствии с которой Заявка проверяется по следующим направлениям:
  • коды классификации расходов бюджетов, указанные в Заявке, должны соответствовать кодам бюджетной классификации Российской Федерации, действующим в текущем финансовом году на момент представления Заявки;
  • соответствие указанных в Заявке кодов КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов исходя из содержания текста назначения платежа, кодам, указанным в порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденном в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации;
  • непревышение сумм, указанных в Заявке, остатков соответствующих бюджетных ассигнований, учтенных на лицевом счете получателя бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 13 Порядка № 87н осуществляется проверка Заявки при санкционировании оплаты денежных обязательств, связанных с выплатами по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, когда осуществляется проверка по следующим направлениям:
1) коды классификации источников финансирования дефицита федерального бюджета, указанные в Заявке, должны соответствовать кодам бюджетной классификации Российской Федерации, действующим в текущем финансовом году на момент представления Заявки;
2) соответствие указанных в Заявке кодов КОСГУ, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов исходя из содержания текста назначения платежа, кодам, указанным в порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденном в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации;
3) непревышение сумм, указанных в Заявке, остатков соответствующих бюджетных ассигнований, учтенных на лицевом счете администратора источника внутреннего (внешнего) финансирования дефицита бюджета.
Как видим, процедура, установленная Порядком № 87н, соответствует действующему порядку, установленному Инструкцией № 4н.

Все вышеперечисленные нормы представлены в таблицах № 1, 2.

Таблица 1 к саакян


Таблица 2 к саакян


Контроль оплаты денежных обязательств получателя средств
Как видно из вышеперечисленных норм, Порядком № 87н установлена особая процедура санкционирования в отношении денежных обязательств по государственным контрактам (договорам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и по договорам аренды.

Кроме более широкого перечня направлений, по которым должна пройти проверка Заявки по таким видам денежных обязательств, Порядком № 87н вводятся особые нормы в части документов, подлежащих представлению в орган Федерального казначейства получателем средств федерального бюджета.

Необходимо обратить внимание, что, как и в действующем порядке, требования, установленные пунктом 7 Порядка № 87н, не распространяются на санкционирование оплаты денежных обязательств, связанных:
  • с обеспечением выполнения функций бюджетных учреждений (за исключением денежных обязательств по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде);
  • с социальными выплатами населению;
  • с предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
  • с предоставлением субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;
  • с предоставлением межбюджетных трансфертов;
  • с предоставлением платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
  • с обслуживанием государственного (муниципального) долга;
  • с исполнением судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации (государственных органов Российской Федерации) либо должностных лиц этих органов;
  • с выполнением оперативно-розыскных мероприятий (по аналогии с Положением № 124н).
Документы, подтверждающие бюджетные и денежные обязательства получателя средств федерального бюджета
Сравним эти нормы с существующим порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателя средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 54 Инструкции № 142н при оплате денежных обязательств поставки товаров, оказания услуг и выполнения работ получатель средств федерального бюджета вместе с платежным документом должен представлять в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства оригиналы документов, определенных вышеуказанным пунктом:
  • договор (государственный контракт) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенный в любой предусмотренной для совершения сделок форме, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма;
  • документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате за поставленные товары (накладная или акт приемки-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненных работ, счет);
  • иные необходимые для осуществления текущего контроля документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств у получателя средств.
Согласно положениям пунктов 5, 6 и 7 Порядка № 87н получатель средств федерального бюджета для оплаты денежных обязательств, возникающих по государственным контрактам (договорам)  на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по договорам аренды, должен указать в Заявке реквизиты документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства. К ним относятся реквизиты:
  • договора или государственного контракта (на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд или договора аренды);
  • документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства при поставке товаров (накладная, акт приемки-передачи), выполнении работ (акт выполненных работ), оказании услуг (счет) или по аренде (счет), номер и дата исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ), иных документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
При этом сохраняется норма, что договор на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг может быть заключен в любой предусмотренной для совершения сделок форме, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Для оплаты денежных обязательств при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг в случаях, когда заключение государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг законодательством Российской Федерации не предусмотрено, в Заявке указываются только реквизиты соответствующего документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства.

Как видим, изменения в перечне документов, подлежащих представлению в орган Федерального казначейства получателем средств федерального бюджета, не столь значительны:
  • появилась норма о представлении договора аренды, подтверждением денежного обязательства по которому является счет;
  • впервые в качестве документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства, объявлен исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ);
  • расширился по сравнению с ранее действовавшим порядком перечень иных документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, к которым добавились документы, определенные указами Президента Российской Федерации.
Но эти незначительные изменения в перечне документов дополнены изменением в порядке представления указанных документов в орган Федерального казначейства.

Согласно пункту 7 Порядка № 87н для подтверждения возникновения денежного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет  в орган Федерального казначейства вместе с Заявкой указанные в ней соответствующий государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договор аренды и (или) документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства (далее — документ-основание) согласно требованиям, установленным пунктом 9 Порядка № 87н. Этим пунктом устанавливается процедура представления документов-оснований в орган Федерального казначейства.

Получатель средств федерального бюджета обязан представить в орган Федерального казначейства при наличии электронного документооборота с применением электронной цифровой подписи между органом Федерального казначейства и получателем средств федерального бюджета электронную копию, подтвержденную электронной цифровой подписью уполномоченного лица получателя средств федерального бюджета, соответствующего документа-основания.

При отсутствии электронного документооборота получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства документ-основание на бумажном носителе. Работник казначейства формирует электронную копию документа-основания и подписывает его своей электронной цифровой подписью. Орган Федерального казначейства не вправе вносить изменения в созданную электронную копию документа-основания.

Прилагаемый к Заявке документ-основание на бумажном носителе после формирования его электронной копии, как и в действующем порядке, подлежит возврату получателю средств федерального бюджета.

Благодаря новому порядку при наличии электронного документооборота «личное хождение» получателя средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства существенно сокращается, так как для подтверждения возникновения соответствующего денежного обязательства служит хранящаяся в органе Федерального казначейства ранее созданная электронная копия государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договора аренды. 

Если проанализировать изменения, внесенные в процедуру представления документов-оснований в орган Федерального казначейства, на первый взгляд они носят чисто технический характер. Однако при этом необходимо иметь в виду важное обстоятельство, что находящиеся в базе органа Федерального казначейства электронные копии государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договора аренды, других документов-оснований оставляют так называемый аудиторский след, который может быть использован при последующем контроле.

Особый порядок установлен пунктом 9 Порядка № 87н для санкционирования расходов, осуществляемых на основании Заявки, содержащей гриф «секретно» (а не документа-основания!), когда документ-основание, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, в орган Федерального казначейства не представляется.

Санкционирование авансовых выплат
Порядок № 87н по-прежнему устанавливает полномочия органа Федерального казначейства по осуществлению контроля за авансированием поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое производится получателем средств согласно условиям заключенного государственного контракта (договора).

Согласно пункту 6 Порядка № 87н для оплаты денежных обязательств по авансовым платежам в соответствии с условиями государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также денежных обязательств по договору аренды реквизиты документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, в Заявке могут не указываться.

В дополнение к указанной норме необходимо отметить, что в 2008 году регулирование этого вопроса традиционно содержится в постановлении Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации Федерального закона о федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 14 ноября 2007 г. № 778.

В целях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» Минфин России подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации, положениями которого предусматривается, что получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, включая договоры, подлежащие оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, вправе пре­дусматривать авансовые платежи в размере до 100 процентов суммы договора (контракта), но не более суммы лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году по договорам (контрактам): об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, об участии в научных, методических, научно- практических и иных конференциях, о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, о проведении Всероссийской олимпиады школьников, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, о приобретении путевок на санаторно-курортное лечение и по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Как видим, указанным проектом расширяется перечень 100-процентных авансовых платежей по оплате расходов на участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях,  проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий,  проведение Всероссийской олимпиады школьников.

Результаты процедуры контроля
Несомненным достоинством Порядка № 87н является вводимая пунктом 14 обязательная процедура письменного оформления результата проверки документов, представленных участником бюджетного процесса.

Если форма или информация, указанная в Заявке, не соответствует требованиям, установленным пунктами 4, 5, 10-13 Порядка № 87н, то орган Федерального казначейства регистрирует представленную Заявку в Журнале регистрации неисполненных документов, форма которого утверждена приказом Федерального казначейства от 10 сентября 2008 г. № 8н, и возвращает получателю средств федерального бюджета (администратору источников финансирования дефицита федерального бюджета) не позднее срока, установленного пунктом 3 Порядка № 87н, экземпляры Заявки на бумажном носителе с указанием в прилагаемом Протоколе, форма которого также утверждена вышеуказанным нормативным актом, причины возврата.
Если Заявка представлялась в электронном виде, получателю средств федерального бюджета (администратору источников финансирования федерального бюджета) направляется Протокол в электронном виде, в котором указывается причина возврата.

При положительном результате проверки в Заявке, представленной на бумажном носителе, уполномоченным руководителем органа Федерального казначейства работником проставляется отметка, подтверждающая санкционирование оплаты денежных обязательств получателя средств федерального бюджета (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета), с указанием даты, подписи, расшифровки подписи, содержащей фамилию, инициалы указанного работника и Заявка принимается к исполнению.

Рассматривая новые положения санкционирования оплаты денежных обязательств получателя средств федерального бюджета, необходимо обратить внимание на Приказ № 98н, устанавливающий порядок учета органами Федерального казначейства бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета.

Учет бюджетных обязательств также является формой санкционирования расходов еще на стадии принятия бюджетного обязательства и в силу этого обстоятельства позволяет главному распорядителю или распорядителю средств федерального бюджета принять соответствующие меры при принятии находящимся в его ведении получателем средств федерального бюджета бюджетных обязательств сверх доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Приказ № 98н предусматривает, что органы Федерального казначейства учитывают бюджетные обязательства, подлежащие оплате не только за счет средств федерального бюджета, но и за счет средств, возникающих у получателей средств федерального бюджета от осуществления  приносящей доход деятельности.

С 1 января 2009 года такой учет будет вестись в более простой форме — на основании представленных получателями средств федерального бюджета Заявки на кассовый расход и Заявки на получение наличных денег.

Данная норма вытекает из положений пункта 2 Приказа № 98н, определившего, что указанный приказ вступает в силу с 1 января 2009 года, за исключением вступающих в силу с 1 января 2010 года положений, устанавливающих порядок постановки на учет бюджетных обязательств, возникающих на основании государственных контрактов, иных договоров.

Процедура учета обязательств с 2010 года на основании отдельной формы Сведения о бюджетном обязательстве, утвержденной Приказом № 98н, по каждому заключенному государственному контракту (договору) потребует больших усилий и от органов Федерального казначейства, и от получателей средств федерального бюджета, но она и позволит получать Министерству финансов  Российской Федерации и главным распорядителям средств федерального бюджета уникальную информацию о всех бюджетных обязательствах, принятых бюджетными учреждениями. Причем эта информация поступит заблаговременно, еще до наступления момента ее оплаты получателем бюджетных средств, и ее можно использовать и при формировании бюджета, и для анализа исполнения бюджета.

Заканчивая комментарий к положениям Порядка № 87н, необходимо отметить, что на основании пункта 2 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. № 87н нормы пункта 11 и положений пункта 14 Порядка № 87н в части проведения проверки на соответствие информации по денежному обязательству получателя средств федерального бюджета по государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договору аренды показателям учтенного органом Федерального казначейства бюджетного обязательства, вытекающего из такого государственного контракта, а также информации о данном государственном контракте в ре­естре государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказа, вступают в силу с 1 января 2010 года.


Реклама