Задание учредителя
Л.Н. Титова, государственный советник
Российской Федерации 1-го класса,
доктор экономических наук
Для начала отметим, что переход федеральных учреждений в статус автономных осуществляется в соответствии c постановлением Правительства РФ № 182 от 18 марта 2008 г. «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания» (далее — Постановление № 182), а также в соответствии с ведомственными нормативными документами, разработка и принятие которых предусмотрены указанным постановлением.
Изменению статуса бюджетных учреждений на статус автономных учреждений (далее — АУ) предшествует большая подготовительная работа. Реорганизация бюджетных учреждений в АУ осуществляется в соответствии с Законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ) и нормативными документами Правительства РФ. В частности, постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения» регламентирован порядок заполнения документов с предложением о создании автономного учреждения путем изменения статуса бюджетного учреждения.
Наиболее сложным при изменении статуса бюджетного учреждения является процесс формирования сведений об имуществе существующего государственного (муниципального) учреждения. Перечень имущества с указанием стоимости утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. К форме прикладывается копия свидетельства о внесении имущества в реестр федерального имущества, а также сведения об ином имуществе, подлежащем передаче в оперативное управление создаваемого автономного учреждения.
Решение об изменении типа существующего учреждения принимается высшим коллегиальным органом этого учреждения (при наличии такого органа) или его руководителем.
Успешность деятельности АУ, созданных путем изменения типа бюджетных учреждений, зависит от двух составляющих:
- обоснованности задания автономному учреждению, позволяющего ему, с одной стороны, обеспечивать гарантии населению в предоставлении услуг, а с другой стороны, сохранять рациональную загрузку и, следовательно, финансирование учреждения;
- наличия рациональных нормативов финансирования предоставления услуг, определенных заданием.
Целью разработки и установления заданий является предоставление услуг (выполнение работ) для выполнения предусмотренных законодательством Российской Федерации функций государства в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
С использованием задания учредитель сможет более рационально осуществлять финансирование предоставления услуг населению, увеличивая задания тем учреждениям, которые обеспечивают предоставление услуг более высокого качества. Введение конкурентных начал в распределение задания на оказание бюджетных услуг будет стимулировать учреждения к повышению качества своей деятельности.
Доведение заданий, финансовое обеспечение которых рассчитано на нормативной основе, позволяет связать финансирование учреждений с конкретными, реально измеримыми показателями, стимулирующими к повышению качества предоставляемых услуг (выполняемых работ).
Бюджетным кодексом (п. 1 ст. 69.2) с учетом последних изменений и Постановлением № 182 определено, что государственное задание должно содержать:
- выписку из реестра расходных обязательств;
- показатели, характеризующие состав, качество и объем (содержание) оказываемых услуг (выполнение работ);
- порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания;
- требования к отчетности;
- порядок оказания услуг (выполнение работ);
- категории физических (юридических) лиц — потребителей услуг;
- предельные цены (тарифы) на оплату услуг или порядок их установления.
Исполнителями заданий учредителей могут быть государственные учреждения (бюджетные и автономные) и иные некоммерческие организации.
В силу того что для бюджетных учреждений процедура доведения заданий учредителя нормативными документами практически не регламентирована, рассмотрим подробно процедуры доведения и исполнения заданий автономному учреждению.
Прежде всего следует отметить, что из числа автономных учреждений исполнителями государственных (муниципальных) заданий могут быть только те, которые образовались в результате изменения статуса бюджетных учреждений.
Условия и порядок формирования и финансового обеспечения выполнения задания АУ федерального уровня регламентирован Постановлением № 182. Данным постановлением, в частности, определено, что задания устанавливаются в соответствии с основной деятельностью, предусмотренной уставом автономного учреждения с учетом предложений учреждения о потребности в соответствующих услугах, оцениваемых на основании:
- прогнозируемой динамики количества потребителей услуг;
- уровня удовлетворенности существующим объемом и качеством услуг;
- возможностей федерального автономного учреждения по оказанию услуг;
- сданного в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенного этим учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания которого учредителем не осуществляется;
- показателей выполнения федеральным автономным учреждением задания в отчетном финансовом году.
Формирование задания учредителя
Условия и порядок формирования задания учредителя для государственных (муниципальных) АУ определяются:
1) Правительством РФ в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
3) местной администрацией в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Задание учредителя на оказание услуг либо выполнение работ утверждается на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно утвержденным условиям и порядку устанавливается содержание задания учредителя, обусловленное необходимостью исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Так, например, в сфере образования устанавливается задание, которое обеспечивает конституционное право граждан на бесплатное и общедоступное общее образование, начальное и среднее профессиональное образование, а также право на высшее профессиональное образование на конкурсной основе.
В соответствии с Законом № 174-ФЗ учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Современный подход к определению содержания задания учредителя автономному учреждению вытекает из характеристик качества и параметров услуги. В соответствии с действующим законодательством предусматривается выделение средств не на содержание автономных учреждений как таковых, а на финансирование выполнения задания учредителя, то есть финансирование их деятельности по предоставлению услуг населению, определенных на основе нормативов затрат.
Так, например, под образовательной услугой понимается услуга, предоставляемая воспитаннику/обучающемуся на безвозмездной основе образовательным учреждением, связанная с формированием у него знаний, умений и навыков (в том числе профессиональной деятельности) в ходе освоения образовательных программ, отвечающих требованиям государственного образовательного стандарта, и оплачиваемая за счет средств бюджетов.
Определение содержания задания учредителя автономному образовательному учреждению нацелено на:
- мотивацию образовательных учреждений к эффективному использованию бюджетных ресурсов и повышению эффективности образовательной деятельности и улучшению качества образовательных услуг в соответствии с современными требованиями рынка труда и международными стандартами;
- предоставление бюджетных ресурсов образовательным учреждениям исходя из оценки качества образовательных услуг и иных показателей оценки эффективности образовательной деятельности учебного заведения;
- обеспечение учебных заведений объемом бюджетных ресурсов, достаточным для осуществления образовательной деятельности и финансирования программ развития;
- обеспечение самостоятельности учебных заведений в распределении бюджетных ассигнований между кодами бюджетной классификации.
Задание составляется учредителем по форме, приведенной в приложении 1 (см. стр. 30), по каждому виду услуг (выполнения работ) отдельно. Форма задания утверждена приказом Минэкономразвития России от 3 декабря 2008 г. № 424.
В состав задания включаются:
1. Выписка из реестра расходных обязательств, предусмотренная в виде строк из последнего сданного учредителем реестра расходных обязательств, включающего расходные обязательства, связанные с оказанием федеральным автономным учреждением соответствующих услуг (выполнением работ).
2. Потребители услуги.
3. Показатели, характеризующие состав, качество и объем (содержание) оказываемой услуги (выполняемой работы).
3.1. Заданием могут предусматриваться показатели, характеризующие качество услуг (работ), в виде утвержденных требований к качеству.
В рамках одного задания учредителя может устанавливаться от 2 до 6 характеристик качества услуги (работы).
В графе «Единица измерения» отражаются единицы измерения качества оказываемой услуги (выполняемой работы), если возможно их количественное измерение.
Графа «Формула расчета» содержит формулу, установленную учредителем для расчета показателя качества услуг (работ), если возможно его количественное измерение.
3.2. При характеристике объема оказания услуги (выполнения работы) указываются данные:
- наименование показателя объема оказания услуги (выполнения работы), измеряемого в натуральном выражении. В случае невозможности измерения услуги в натуральных единицах определяется состав услуги (работы), например состав научно-исследовательских работ в области фундаментальной науки;
- единица измерения объема оказываемой услуги в натуральном выражении;
- планируемые по годам (на очередной финансовый год и плановый период) объемы оказания услуги (выполнения работы) в количественном выражении. Объемы оказания услуги (выполнения работы) могут измеряться как в количестве потребителей, так и в иных единицах (например, койко-днях, количествах постановок и т. п.). При этом допускается одновременное использование для характеристики одной услуги (работы) нескольких показателей объема оказания услуги (работы).
Порядок оказания услуги (выполнения работы) может быть установлен регламентом или иным документом, разработанным учредителем с учетом специфики деятельности вида учреждения. В этом случае заполнение пункта «Порядок оказания услуги (выполнения работы)» ограничивается указанием наименования и реквизитов правового акта, устанавливающего этот порядок.
При отсутствии такого регламента или иного документа порядок оказания услуги (выполнения работы) устанавливается в задании. В этом случае пункт «Порядок оказания услуги (выполнения работы)» должен содержать:
- характеристики основных действий при оказании услуги и выполнении работы: требования к режиму работы федерального автономного учреждения, времени ожидания, оказания услуги (выполнении работы) и т. п.;
- описание порядка информирования потребителей об оказании услуги (выполнении работы), который включает сведения: о способе информирования потребителей об оказании услуги (выполнении работы); о составе и содержании размещаемой (доводимой) информации; о частоте обновления информации и т. п.;
- основания для приостановления оказания услуги (выполнения работы), предусматривающие перечень оснований для приостановления оказания услуги со ссылкой на соответствующий нормативно-правовой акт;
- основания для отказа от оказания услуги (выполнения работы), предусматривающие перечень оснований для отказа от оказания услуги (выполнения работы) со ссылкой на соответствующий нормативно-правовой акт.
6. Порядок контроля за выполнением задания, условия и порядок его досрочного прекращения предусматривают:
- описание основных форм осуществления контроля (плановые проверки, внеплановые проверки, периодичность и т. д.), а также исполнительные органы государственной власти, осуществляющие контроль за выполнением задания;
- условия и порядок досрочного прекращения задания учредителя, которые отражают перечень условий досрочного прекращения задания учредителя (ликвидация федерального автономного учреждения, изменение учредителя и др.), описание основных действий учредителя, обусловленных досрочным прекращением задания, предпринимаемых учредителем, и описание действий федерального автономного учреждения.
8. В графе «Срок выполнения задания» определяется срок, утверждаемый учредителем.
9. Порядок изменения задания, которое определяется учредителем, предусматривает указание государственных органов, организаций, лиц, которые вправе внести предложения об изменении задания учредителя, а также основания, при наличии которых задание может быть изменено.
Финансовое обеспечение задания
Статья 69.2 Бюджетного кодекса предусматривает многовариантный характер содержания государственного задания. Предполагается, что такой же многовариантный характер должен носить и механизм бюджетного финансирования государственного задания, устанавливаемого для автономных и бюджетных учреждений.
Объем финансового обеспечения задания учредителя не должен ставиться в зависимость от типа соответствующего государственного или муниципального учреждения при условии, что АУ создано путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Исходя из этого положения порядок формирования задания и определение размеров его финансового обеспечения на оказание услуг (выполнение работ) для АУ действуют и для бюджетных учреждений.
Совершенно по-разному для каждого из этих типов учреждений решаются вопросы по финансовому обеспечению содержания имущества, развития учреждений и т. д.
Финансовое обеспечение содержания федерального имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных бюджетных учреждений, должно осуществляться в действующем порядке, поскольку установленная нормативными документами регламентация порядка финансового обеспечения содержания недвижимого и особо ценного движимого имущества касается лишь автономных учреждений.
В отношении автономного учреждения в соответствии с Законом № 174-ФЗ (п. 3 ст. 4) учредитель осуществляет:
- финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки;
- финансовое обеспечение развития автономного учреждения в рамках программы, утвержденной в установленном порядке.
- на возмещение затрат по оказанию услуг (выполнению работ);
- на возмещение затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем, а также расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки;
- на обеспечение программ развития автономного учреждения;
- с целью выравнивания финансового обеспечения выполнения задания. Размер субсидии определяется как разность между размером бюджетных ассигнований, предоставленных федеральному бюджетному учреждению на текущий год и плановый период, и размером субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание федеральным автономным учреждением услуг и на содержание соответствующего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.
Финансовое обеспечение задания учредителя по оказанию государственных (муниципальных) услуг
Финансовое обеспечение задания учредителя по оказанию государственных (муниципальных) услуг должно осуществляться на нормативной основе.
Так, например, формирование задания учредителя федеральным автономным учреждениям профессионального образования на основе нормативного финансирования призвано обеспечить учебные заведения объемом бюджетных ресурсов, достаточным для возмещения постоянных и переменных издержек по оказанию государственных образовательных услуг. Общий объем бюджетных средств, предоставляемых учебному заведению, определяется уровнем норматива подушевого финансирования и численностью обучающихся в образовательном учреждении.
По мере роста среднегодового контингента автономного образовательного учреждения уровень затрат на одного студента сокращается за счет снижения уровня условно постоянных и постоянных расходов, что в условиях применения единого норматива финансирования обеспечивает автономным образовательным учреждениям формирование чистого дохода за счет экономии бюджетных средств. Определение объема задания учредителя на основе норматива подушевого финансирования сопряжено с ответом на вопрос, какова нормативная численность контингента, при которой нормативное подушевое финансирование позволяет обеспечить безубыточность деятельности федерального автономного образовательного учреждения в части оказания государственных образовательных услуг начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. Под нормативной численностью обучающихся понимается среднегодовая численность базового контингента (среднегодовая численность студентов, обучающихся очно по образовательным программам начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования), подготовка которых осуществляется в соответствии с государственным заданием.
Однако нормативный метод в процессе определения объемов бюджетного финансирования имеет в настоящее время существенные недостатки. Так, например, нормативный метод определения объемов бюджетных ассигнований для федеральных учреждений высшего профессионального образования заключается в использовании индивидуальных материальных и бюджетных норм для планирования расходов в разрезе операций КОСГУ классификации расходов бюджетов Российской Федерации. При этом отдельные расходы (оплата труда профессорско-преподавательского состава, расходы на производственную практику студентов, трансферты населению) рассчитываются на одного студента, а остальные расходы при их планировании не увязываются с количеством студентов (обучающихся), определенным в соответствии с государственным заданием, и качеством их подготовки.
Объем финансового обеспечения выполнения задания, установленного учредителем государственному или муниципальному учреждению (бюджетному или автономному), не может зависеть от типа такого учреждения (п. 1 ст. 20 Закона 174-ФЗ). Следовательно, утвержденный главным распорядителем средств федерального бюджета порядок (методика) определения нормативных затрат на оказание услуги одного вида не может различаться для федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений. В связи с этим нормативно-правовым актом федерального органа исполнительной власти должен утверждаться единый порядок определения нормативных затрат на оказание услуг.
Финансовое обеспечение задания учредителя по выполнению работ
Бюджетным кодексом (ст. 69) предусматривается выделение бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнований на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд. Наибольший интерес при формировании и финансовом обеспечении задания учредителя представляет вопрос включения в состав задания научно-исследовательских работ.
Составной частью задания учредителя может быть выполнение научно-исследовательских работ, поскольку согласно Закону № 174-ФЗ учредитель устанавливает задания для АУ в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью, в состав которой входит и научно-исследовательская деятельность. Структура задания учредителя должна включать помимо оказания услуг и содержания имущества еще и дополнительную часть «выполнение работ», которая формируется в соответствии с перечнем таких работ, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере, в установленном учредителем порядке.
При этом порядок финансового обеспечения затрат на выполнение научно-исследовательских работ как АУ, так и бюджетными учреждениями (например, образовательными) в рамках государственного задания учредителя должен быть единым.
Финансирование расходов АУ на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества
Как уже было отмечено, учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. Законом № 174-ФЗ предусмотрено, что при создании АУ путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества и денежных средств, находящихся у государственного (муниципального) учреждения. Имущество, в том числе денежные средства, передаваемое АУ при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного (муниципального) учреждения до изменения его типа.
Объем финансового обеспечения содержания недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за АУ учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных учредителем, определяется с учетом расходов АУ на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за АУ учредителем или приобретенных им за счет средств, выделенных учредителем, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредитель не осуществляет.
Финансовое обеспечение содержания недвижимого и особо ценного движимого имущества АУ осуществляется на основе:
- нормативов затрат на содержание недвижимого имущества;
- нормативов затрат на содержание особо ценного движимого имущества;
- нормативов затрат на уплату налогов.
В состав нормативов затрат на содержание недвижимого имущества (зданий, сооружений) должны быть включены следующие нормативы затрат на:
осуществление текущего и капитального ремонта;
- холодное водоснабжение;
- на отопление;
- на горячее водоснабжение;
- на водоотведение;
- на электроснабжение;
- на газоснабжение;
- эксплуатацию систем охранной сигнализации;
- обеспечение пожарной безопасности;
- санитарное содержание имущества;
- по оплате арендных платежей за арендуемые здания (помещения).
Рассчитанные по нормативам расходы на содержание недвижимого имущества подлежат уменьшению на ожидаемые суммы поступлений от арендной платы за предоставление соответствующего имущества в аренду с согласия учредителя.
Нормативы затрат на содержание особо ценного движимого имущества
В зависимости от вида движимого имущества и в соответствии с требованиями к содержанию каждого из видов особо ценного движимого имущества могут разрабатываться нормативы на его содержание, устанавливаемые учредителем. При этом представляется важным определить, какое именно имущество можно отнести к особо ценному движимому. Данные определения содержатся в постановлении Правительства РФ от 31 мая 2007 г. № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения».
В соответствии с данным постановлением при определении видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений подлежит включению в его состав:
- движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тыс. рублей;
- иное движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет менее 50 тыс. рублей, без которого осуществление федеральным автономным учреждением своей основной деятельности будет существенно затруднено;
- имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда Российской Федерации.
Расчет нормативных затрат на содержание каждой категории имущества (в части движимого) осуществляется исходя из объемов указанного имущества, а также нормативных требований, установленных СНИП и СаНПиН по соответствующим направлениям.
В зависимости от вида особо ценного движимого имущества в состав нормативов затрат на его содержание рекомендуется включать следующие нормативы затрат на:
- техническое обслуживание;
- текущий и капитальный ремонт;
- на приобретение расходных материалов (в зависимости от объема оказания услуги).
Нормативы затрат на уплату налогов
Для уплаты налогов АУ применяют нормативы затрат на уплату налога на имущество и на уплату земельного налога.
Нормативы затрат на уплату налога на имущество устанавливаются исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, и ставки налога на имущество в соответствующем субъекте Российской Федерации (с учетом возможной дифференциации ставок налога на имущество и льгот):
Nни = P * Cни, где:
Nни — норматив затрат на уплату налога на имущество;
Р — среднегодовая стоимость имущества автономного учреждения, признаваемого объектом налогообложения;
Cни — ставка налога на имущество в субъекте РФ.
Нормативы затрат на уплату земельного налога устанавливаются исходя из кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного АУ на праве постоянного (бессрочного) пользования, и ставки земельного налога в соответствующем муниципальном образовании (с учетом возможной дифференциации ставок земельного налога и льгот).
Nни = K * Cни, где:
Nни — норматив затрат на уплату земельного налога;
K — кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного АУ на праве постоянного (бессрочного) пользования;
Cни — ставка земельного налога в муниципальном образовании.
Финансовое обеспечение развития автономных учреждений
Учредитель, устанавливая задания для автономного учреждения в соответствии с его уставной деятельностью, осуществляет и финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. Финансирование расходов на развитие АУ должно осуществляться в форме субсидий из соответствующего бюджета.
Анализ объемов финансирования федеральных бюджетных учреждений, направляемых на развитие, позволяет определить в качестве источников финансового обеспечения развития федеральных автономных учреждений следующие источники.
1. Средства федерального бюджета в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на развитие федеральных бюджетных учреждений. Они могут быть исчислены как разница между объемом бюджетных ассигнований, предоставленных федеральному бюджетному учреждению, и размером субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг федеральным АУ и субсидии на содержание соответствующего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества (на текущий год и плановый период).
Иными словами, объем этих средств должен быть равен объемам бюджетных ассигнований бюджетного учреждения, предусмотренных на его развитие. Это вытекает из сложившегося в настоящий момент финансирования бюджетных учреждений и определенного законодательством положения, что АУ сохраняют за собой право на средства федерального бюджета в объемах, которые направлялись им на развитие в статусе бюджетных учреждений. В аналогичном порядке могут исчисляться объемы финансирования, направляемые на развитие АУ из других уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2. Средства федеральных целевых программ. Например, в сфере образования основной федеральной целевой программой является Федеральная целевая программа развития образования (далее — ФЦПРО) на 2006–2010 годы. Но поскольку ее направлениями не предусмотрена поддержка программ развития АУ, у федеральных автономных образовательных учреждений остается лишь возможность получать средства на свое развитие по результатам общих конкурсов, если какие-либо разделы их программ развития созвучны с мероприятиями ФЦПРО. Ибо в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» ФЦПРО является организационной основой государственной политики в сфере образования.
3. Средства Федеральной адресной инвестиционной программы (программная и непрограммная части). Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо на основании решения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (ст. 79 БК РФ). На практике это означает необходимость применения для АУ стандартной процедуры формирования бюджетной заявки на получение бюджетных инвестиций, принятия решения об их предоставлении и реализации в том же порядке, что и для бюджетных учреждений, то есть согласно бюджетному законодательству.
4. Средства ведомственных целевых программ учредителя при наличии таковых.
5. Собственные средства автономного учреждения, к которым относятся:
- средства от оказания платных услуг;
- доходы от предпринимательской деятельности;
- безвозмездные и безвозвратные поступления, включая средства работодателей, добровольные пожертвования и целевые взносы от физических и юридических лиц;
- заемные (кредитные) средства.
- порядок и критерии конкурсного отбора автономных образовательных учреждений, реализующих программы развития;
- процедуры организации и проведения конкурсного отбора,
- а также создают экспертную и конкурсную комиссии.
Экспертная комиссия оценивает представленные программы, а конкурсная комиссия определяет победителей с учетом предельных объемов бюджетных средств, предусмотренных на эти цели на очередной финансовый год и плановый период.
Что касается программ развития АУ, то они должны утверждаться до начала работы над проектом расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
В настоящее время действующими нормативными документами сроки действия Программ развития федеральных АУ не ограничены, поэтому они могут приниматься на любой период. В связи с этим федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, целесообразно ограничить временной период действия таких программ. При этом следует придерживаться временных границ среднесрочного периода для планирования бюджета, с тем чтобы сохранялась возможность достижения конкретных результатов в реализации программ развития, совпадающих со сроками финансирования.
В связи с тем что вопрос об объемах субсидий на развитие АУ до настоящего времени нормативно не определен, автономному учреждению необходимо самостоятельно применять различные механизмы финансового обеспечения программ развития.
Отчет о выполнении задания
Задание учредителя отражает объем действующих расходных обязательств Российской Федерации по оказанию государственных образовательных услуг и действующих расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению отдельных трансфертов населению.
Так, например, при определении стоимости государственной образовательной услуги и формировании норматива подушевого финансирования образовательных программ учитываются виды расходов, связанные с исполнением расходных обязательств Российской Федерации по оказанию государственных образовательных услуг и выплате отдельных трансфертов населению, отраженные в выписке из соответствующих реестров расходных обязательств (см. таблицу 1 на стр. 32).
Поскольку бюджетному учреждению средства соответствующего бюджета на выполнение задания учредителя будут доводиться в прежнем порядке, финансовая отчетность для данного типа учреждения не меняется.
Одинаковой для бюджетных и автономных учреждений будет являться отчетность о выполнении задания, которая должна отражать значения показателей состава, качества и объема (содержания) оказанных государственных (муниципальных) услуг или выполненных работ.
Учредителем самостоятельно устанавливаются требования к отчетности о выполнении задания федеральным автономным учреждением в соответствии с примерной формой отчетности. Примерная форма отчета о выполнении задания учредителя федеральным автономным учреждением по конкретному виду услуги утверждена приказом Минэкономразвития России от 3 декабря 2008 г. № 424 (приложение 2 на стр. 31). Эта форма предусматривает следующие данные:
- наименование показателя как вида оказанной услуги в натуральном выражении;
- значение, утвержденное в государственном задании на год;
- фактическое значение выполнения задания за год;
- источник информации о фактическом выполнении задания.
Сведения о выполнении задания учредителя отражаются в формах отчетов о деятельности государственного (муниципального) автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества, утверждаемых соответствующими органами государственной власти, осуществляющими полномочия учредителя, либо органами местного самоуправления.
После рассмотрения наблюдательным советом АУ указанные отчеты подлежат опубликованию (ст. 11 закона № 174-ФЗ) не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, в определенных учредителем АУ средствах массовой информации.
Отчет о деятельности АУ, подлежащий опубликованию, должен содержать следующие сведения за каждый из двух предшествующих опубликованию
лет:
а) информацию об исполнении задания учредителя;
б) информацию об осуществлении деятельности, связанной с выполнением работ или оказанием услуг, в соответствии с обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию;
в) общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами (работами) автономного учреждения, в том числе количество потребителей, воспользовавшихся бесплатными, частично платными и полностью платными для потребителей услугами (работами), по видам услуг (работ);
г) средняя стоимость для потребителей получения частично платных и полностью платных услуг (работ) по видам услуг (работ);
д) среднегодовая численность работников автономного учреждения;
е) средняя заработная плата работников автономного учреждения;
ж) объем финансового обеспечения задания учредителя;
з) объем финансового обеспечения развития автономного учреждения в рамках программ, утвержденных в установленном порядке;
и) объем финансового обеспечения деятельности, связанной с выполнением работ или оказанием услуг, в соответствии с обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию;
к) общие суммы прибыли автономного учреждения после налогообложения в отчетном периоде, образовавшейся в связи с оказанием автономным учреждением частично платных и полностью платных услуг (работ);
л) перечень видов деятельности, осуществляемых автономным учреждением;
м) перечень разрешительных документов (с указанием номеров, даты выдачи и срока действия), на основании которых автономное учреждение осуществляет деятельность;
н) состав наблюдательного совета
(с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств).
Отчет об использовании закрепленного за автономным учреждением имущества должен содержать сведения:
а) об общей балансовой стоимости имущества АУ, в том числе балансовой стоимости закрепленного за АУ имущества с выделением стоимости недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, на начало и конец отчетного периода;
б) о количестве объектов недвижимого имущества АУ (зданий, строений, помещений) на начало и конец отчетного периода;
в) об общей площади объектов недвижимого имущества АУ на начало и конец отчетного периода, в том числе площади недвижимого имущества, переданного в аренду, на начало и конец отчетного периода.
Оценка учредителем выполнения задания
Поскольку основными критериями оценки выполнения задания учредителя по оказанию услуг (выполнению работ) выступают состав, качество и объем (содержание), их установление учредителем оказывает определяющее влияние на последующие решения учредителя о размещении заданий в дальнейшем и, как следствие, об объеме финансирования.
При оценке учредителем выполнения задания используется детальная спецификация предоставляемых АУ бюджетных услуг, которая заменяет детальную регламентацию расходов бюджетного учреждения. Прежде всего утверждается перечень организаций, оказывающих государственную услугу конкретного вида, например, перечень государственных вузов, поликлиник и т. д., а также устанавливаются правила формирования и корректировки этого перечня.
Такая спецификация в виде Перечней государственных услуг, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере, является основой для формирования государственных заданий. При этом учредитель должен их утвердить до начала формирования проекта расходной части бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Таким образом, деятельность АУ должна быть определена посредством детального перечня оказываемых услуг и выполняемых работ, что обеспечит объективность оценивания учредителем выполнения задания. Это в полной мере соответствует требованию о предоставлении высокой степени финансовой самостоятельности АУ с сохранением его ответственности перед учредителем за результаты своей деятельности по выполнению задания.
Положения о контроле за исполнением задания и требованиях к отчетности АУ должны предусматриваться заданием учредителя.