Жертвы и тираны:  офисные отношения

Очки
Бывает, один из сотрудников организации становится козлом отпущения для всего коллектива.
Его не замечают, всячески унижают, на него жалуются начальству, ему строят козни.
Все это называется одним мало знакомым русскому человеку словом «моббинг», от которого, однако, и в России страдают сотрудники каждого пятого офиса. О том, что это за явление, почему возникает и можно ли с ним справиться, оставшись на рабочем месте, мы и поговорим далее.

О.В. Ясногородская,
психолог


Моббинг — это коллективный психологический террор, целенаправленное преследование, травля кого-либо из работников со стороны коллег, подчиненных или начальства. Мобберы могут преследовать самые разные цели. Так, для некоторых это возможность «разрядиться», скрасить скучные трудовые будни, по­упражняться в остроумии. Другие хотят отомстить сослуживцу за успешность, непохожесть. А третьи считают моббинг хорошим способом наказать коллегу, отвергнувшую ухаживания. В конечном итоге сознательно или подсознательно люди стараются достигнуть одной цели — заставить коллегу уволиться.

Средством достижения таких целей являются:
  • распространение слухов;
  • социальная изоляция, бойкот (коллеги избегают общества в курилке, не приглашают пить чай, обедать вместе);
  • утаивание необходимой информации;
  • клевета;
  • доносительство (например, посредством подачи докладных записок начальству);
  • непрекращающаяся критика, при­дирки;
  • высмеивание, насмешки (колкости за спиной);
  • запугивание;
  •  унижения;
  • устрашение;
  • вредительство (пример тому — разлитый «нечаянно» на бумаги или клавиатуру чай);
  • кражи и подлоги;
  • использование акустических (крики, шумы, раздражающие звуки), световых, обонятельных эффектов и т. д.
Психологи выделяют два основных вида моббинга:
  • вертикальный — когда сотрудники решают выжить начальника. Разновидностью такого моббинга является боссинг, когда травля идет от начальника;
  • горизонтальный — травля идет от коллег.
Изредка эти два вида совпадают для одного человека (это так называемый сандвич-моббинг). К примеру, руководитель отдела может подвергнуться моббингу со стороны высшего начальства и со стороны коллег и подчиненных.

НА ЗАМЕТКУ
Отечественный моббинг отличается от заграничного. Допустим, в Германии самый частый вариант психологического террора проходит по сценарию «а-ля Катя Пушкарева». Коллектив находит козла отпущения и начинает дружно клевать коллегу. В России же, напротив, гораздо чаще встречается вертикальный моббинг.


Последствия
Из-за моббинга снижается производительность: многие сотрудники начинают ходить на работу в первую очередь затем, чтобы узнать, что еще отмочит этот чудак-коллега, как он будет реагировать на новые каверзы и выбираться из свежевыкопанных ям.

Следствием моббинга для его жертвы может быть стресс (он появляется в 76% случаев), паранойя (60%), головные боли (55%), чувство отстраненности (41%), сомнения, стыд и чувство вины (38%). Кроме того, травля на работе приводит к ночным кошмарам (у 49% людей), бессоннице (71%) и рассеянности (71%). У 35 процентов значительно меняется вес тела. К тому же в 28 процентах случаев прессинг на рабочем месте провоцирует злоупотребление алкоголем, сигаретами и медикаментами.

Примечательно, что в 73 процентах случаев жертвами моббинга становятся женщины. А гонителями в равной степени могут быть и женщины, и мужчины. При этом чем выше статус или должность сотрудника, тем реже он становится организатором или активным участником моббинга. Офисная дедовщина — явление, характерное прежде всего для среднего звена.

Кто может стать жертвой
Стать «белой вороной» просто. Здесь не идет речь о зарплатах или должностях. Коллектив может ополчиться по любой, на первый взгляд незначительной причине. Например, если девушка моложе всего коллектива или одевается не так, как это принято в организации. Западные психологи составили рейтинг причин, которые могут превратить обычного сотрудника в жертву моббинга. Настроить коллектив против себя можно, похваставшись перед коллегами своими успехами или, наоборот, пожаловавшись на то, что дела идут из рук вон плохо. Постоянные просьбы, заигрывание с противоположным полом, странная манера говорить, редкое хобби или вредная привычка — вот те факторы, которые могут стать определяющими при выборе объекта офисной травли. Так уж устроены некоторые люди: не любят тех, кто отличается от большинства. Кому-то везет, и через пару месяцев, пережив период адаптации, он вливается в новый коллектив, кто-то предпочитает увольнение. И ничего удивительного в этом нет, ведь вместо того чтобы вникать в специфику работы, человек расходует силы и время на собственную защиту.

Жертвой моббинга может стать кто угодно, однако наибольшие шансы — у нескольких групп.
1.Неординарные личности, те, кто выделяется из толпы.
2.Эмоционально открытые простаки.
3.Высокомерные индивидуалисты.
4.Новичок, воспринимаемый ветеранами как конкурент.
5.Те, к кому особо благосклонно относится начальство.
6.Сотрудник, назначенный начальником над своими бывшими сослужив­цами.
7.Сотрудник, резко пониженный в должности.
8.Новый босс, сразу внедряющий нововведения. Его задания могут единодушно саботировать, итог — увольнение как не справившегося с руководством.
9.Коллега, с которым вдруг приходится делить работу.
10.Удачливый провинциал или, наоборот, столичная штучка, представитель иной национальности, инвалид.
11.Сотрудницы, противостоящие сексуальному преследованию шефа (кол­леги).

Чаще всего моббинг зарождается при следующих условиях:
  • в коллективе имеются родственные (интимные) связи;
  • работают пожилые сотрудники, которые боятся потерять свое место;
  • дублируются должности;
  • попустительское отношение начальства и коллектива к интриганам и сплетникам;
  • границы ответственности и служебных обязанностей расплывчаты;
  • неравномерно разделена работа (одни вкалывают, у других — вечный обеденный перерыв);
  • отсутствуют возможности карьерного роста;
  • внешняя кризисная ситуация;
  • наличие нескольких претендентов на одно освободившееся карьерное место.

ДЛЯ СПРАВКИ
Психолог и ученый-медик, доктор Ханц Лейман впервые провел исследование травли на работе в Швеции в начале 1980 годов. Он назвал такое поведение «моббингом» и охарактеризовал его как «психологический террор», который включает «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека». Лейман определил 45 вариаций поведения, типичных для моббинга..


Взгляд на себя

Не всегда люди становятся жертвами прессинга по объективным причинам. Бывает, все дело в них самих. Моббинг возникает по вине жертвы, когда человек сознательно или бессознательно противопоставляет себя коллективу (ведет себя с вызовом, просит не прикасаться к его кружке, расчищает свою полку в общем холодильнике, требует называть его только по имени-отчеству и т. д.), демонстрирует неуважение к традициям, сложившимся в компании, системе работы, неформальным лидерам и т. д.

Вот еще несколько «волшебных способов» настроить людей против себя:
 хвастовство;
  • «вы мне не чета». Дистанцирование от коллег при обсуждении самых разных тем (диеты, романы, цены), отказ от совместных походов в кафе или от общих чаепитий в офисе, демонстрация картины под названием «я существо из другого теста» закладывают фундамент отторжения от коллектива;
  •  жалобы. Антипод хвастовству, но действует столь же безотказно. Постоянно причитающий и ноющий коллега, грузящий проблемами всех и каждого, является серьезным претендентом на роль жертвы моббинга;
  •  просьбы. Конечно, можно изредка обращаться за помощью к коллегам. Но если это станет навязчивым поведением, отдача будет жестокой;
  •  «ваши правила не наши!» Чем дольше существует коллектив, тем больше он сплочен. Нарушение негласных правил (корпоративной морали) настраивает народ против человека;
  •  «интеллект — редкая штука! И похоже, что здесь им обладаю только я!»;
  •  «все мое!» Лучший стол, лучший стул, вся вешалка и три полочки в холодильнике — пользоваться ими приятно, но долго ли?;
  •  игры с противоположным полом. Заигрывание, сексапильные наряды, «динамо» создают клубок сплетен и обсуждений;
  •  подтрунивание. Сарказм и шутки над окружающими вовсе не гарантируют, что вы не станете следующей жертвой.
Схема
Вне зависимости от того, в каком коллективе разгорается травля, она практически всегда проходит по одному и тому же сценарию. Начинается все с того, что участники моббинга, сами того не осознавая, распределяют между собой роли. Обычно их четыре:
  • «сплетник». Он занимается формированием негативного образа жертвы в коллективе, запускает за спиной коллеги сплетни, слухи, трубит на каждом углу о его неудачах и снижает значимость его побед;
  •  «скандалист» идет на открытую конфронтацию с жертвой. Он постоянно устраивает склоки, в которые старается втянуть и объект моббинга, а в ходе перепалки пытается открыто оскор-
  • бить его;
  •  «казначей» стремится взять под контроль все ресурсы жертвы. Например, старается стать посредником между «козлом отпущения» и клиентами или начальством. Понятно, что свои посреднические функции он выполняет из рук вон плохо, то там, то тут закладывая ненавистному коллеге мины;
  •  «критик» носит деловую маску. С серьезным видом он постоянно подвергает сомнению любые идеи жертвы, даже если она настаивает на том, что дважды два четыре.
Жертва чаще всего ведет себя тоже по стандартному сценарию. Она либо начинает переживать из-за травли и старается найти компромисс с остальным коллективом, либо уходит в глухую оборону, пытаясь игнорировать нападки своих коллег.

#?37888?#

Как бороться
К сожалению, бороться с моббингом сложно, эффективных способов до сих пор никто не изобрел. Практически все истории заканчиваются сменой работы. Однако попробовать улучшить ситуацию можно. Прежде всего не надо ее преувеличивать. Может быть, все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Не замыкайтесь в себе и не выказывайте страха. Одним из действенных способов является прямой разговор. Правда, это требует большой выдержки. Эмоции необходимо оставить в стороне и убеждать силой логики.

Стремитесь к тому, чтобы в своей области быть безусловным профессионалом, а также иметь четкое представление о ваших непосредственных обязанностях. И, разумеется, эти обязанности выполнять. Тогда вас по крайней мере не смогут обвинить в непрофессионализме.

Хотя бы на первых порах, придя на новую работу, общайтесь с коллективом как можно более ровно и формально вежливо. Не стремитесь сразу навязывать свое эмоциональное расположение, ввязываться во внутренние разборки или привлекать излишнее внимание экстравагантным поведением и т. п. Не помешает хоть иногда соблюдать традиции коллектива. Допустим, в коллективе принято ходить пить пиво по пятницам, а пиво вы не любите. Ничего не случится, если вы сходите со всеми за компанию и вместо пива закажете себе минералки.

Не прекращайте постоянно наблюдать за тем, что происходит на работе вообще и вокруг вас в частности. При желании вы всегда сможете увидеть и услышать чуть больше, если научитесь не столько говорить, сколько молча наблюдать. И, разумеется, думать над увиденным и анализировать полученные сведения.

Помимо того, как уже было сказано, сама жертва может являться причиной нападок. Поэтому проанализируйте ситуацию. Ведь даже если придется менять работу, может оказаться так, что и на новом месте вы спровоцируете такую же агрессию.

Есть и еще несколько приемов. Необходимо выделить в коллективе «сомневающихся» коллег, которые могут питать антипатию к моббингу вообще, либо к лидеру травли в частности, либо испытывать симпатию непосредственно к жертве. Надо попытаться создать свою группировку.

Не опускайтесь до скандалов и криков. Открытый конфликт — эмоциональный пир для негативно настроенного человека. Не давайте мобберам утолить свой голод.

И напоследок несколько советов, которые помогут вам в любой жизненной ситуации.

Не сплетничайте. А услышав сплетню, не передавайте ее дальше.

Никого не унижайте, наоборот, старайтесь возвысить человека в его собственных глазах и в глазах других.

Не позволяйте себя унижать. Иногда нужно показывать зубы.

Старайтесь не реагировать на обидные слова, представьте себе, что они адресованы не вам. Ведь чаще всего обижают тех, кто легко обижается. А по большому счету, обижается лишь тот, кто хочет обидеться. Если кто-то из сотрудников пытается вас «достать», не нервничайте, спокойно поговорите с ним, выясните, чего он от вас хочет.

Постарайтесь найти золотую середину между тем, чтобы сохранить свое лицо, и тем, чтобы не выделяться из коллектива.


Реклама