Возмещаем средства  по акту проверки

М.Р.Губайдуллина
Мы продолжаем публикации о том, как возместить средства по выявленным нарушениям, установленным проверкой бюджетного законодательства
(начало смотрите в № 3/2009, стр. 53).
В данной статье рассмотрим такие меры, как блокировка расходов и уменьшение ассигнований.

М. Р. ГУБАЙДУЛЛИНА, специалист контрольно-ревизионного отдела Финансово-казначейского управления Зеленоградского административного округа Департамента финансов города Москвы


Блокировка
Блокировка расходов бюджета — сокращение при выявлении органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств по решению руководителя финансового органа лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями на любом этапе исполнения бюджета.

В общем виде применение блокировки расходов можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).
Рисунок 1 блокировка расходов


С 1 января по 31 декабря 2009 года положения статьи 231 Бюджетного кодекса применяются в части блокировки расходов бюджета, осуществляемой по фактам нецелевого использования бюджетных средств, выявленным до 1 января 2009 года органами государственного финансового контроля либо органом, исполняющим бюджет.

При выявлении органами государственного финансового контроля нарушений бюджетного законодательства и в случае невозможности перечисления в бюджет указанных в актах проверок сумм нецелевого использования средств, контролирующие органы направляют в финансовый орган представления о применении мер принуждения к нарушителям. В свою очередь отраслевое управление финансового органа либо отдел бюджетного планирования финансово-казначейского управления не позднее семи рабочих дней с момента поступления представления оформляет постановление о блокировке в случае наличия у учреждения, допустившего нарушения, счета, открытого в банке, либо уведомление об изменении бюджетных ассигнований, если лицевой счет нарушителя открыт в финансовом органе.

При выявлении нарушений структурными подразделениями финансового органа и контрольно-реви­зи­он­ными отделами финансово-казна­чейских управлений на основании акта и в зависимости от выявленных нарушений в отношении нарушителя, имеющего лицевой счет в финансовом органе, применяется блокировка расходов либо уменьшение бюджетных ассигнований с внесением изменений в бюджетную роспись. Указанный документ подписывается в семидневный срок и осуществляется без уменьшения бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью.

Постановление о блокировке расходов оформляется в трех экземплярах, первый из которых выдается нарушителю, второй экземпляр остается в финансовом органе, третий передается главному распорядителю, в ведении которого находится нарушитель. В случае необходимости в адрес нарушителя направляется письмо с предложением добровольно уплатить указанные в акте проверки суммы выявленных нарушений. Отраслевые  управления (отделы) финансового органа, отделы бюджетного планирования ФКУ ведут учет постановлений о блокировке расходов и постановлений об отмене блокировки расходов.

В случае наличия у учреждения, допустившего нарушения, счета, открытого в банке, и на основании подписанного руководителем финансового органа постановления о блокировке оформляется инкассовое поручение на сумму средств, подлежащих взысканию в бесспорном порядке со счета нарушителя в кредитной организации. В случае непоступления средств и при наличии информации, дающей основания полагать, что взыскание средств с нарушителя на основании инкассового поручения невозможно (например, тяжелое финансовое положение), финорган отзывает поручение с отметкой о неисполнении суммы требования и направляет письмо в службу судебных приставов по месту нахождения ответчика.

Таким образом, в случае выявления до 1 января 2009 года контролирующими органами фактов нецелевого использования бюджетных средств финансовый орган вправе произвести блокировку расходов в порядке и сроки, определенные приказом Минфина России от 26 апреля 2001 г. № 35н и постановлением Правительства Москвы от 16 ноября 2004 г. № 798-ПП. Так как указанными нормативно-правовыми актами определен семидневный срок для оформления постановления о блокировке с момента подписания акта либо с момента поступления представления, а на согласование актов проверок могут потребоваться месяцы, то Департамент финансов в течение 2009 года может осуществлять блокировку расходов, но только по фактам, установленным до 1 января 2009 года. Таким образом, выявленные в 2008 году суммы нарушений могут быть заблокированы либо на эти суммы могут быть уменьшены бюджетные ассигнования, а к суммам нарушений за 2009 год может быть применена только такая мера принуждения, как уменьшение бюджетных ассигнований.

При выявлении нарушений структурными подразделениями финансового органа и контрольно-ревизи­он­ными отделами финансово-казна­чей­ских управлений в учреждении, имеющем лицевой счет в финансовом органе, после подписания акта и в случае невозможности возместить указанные в акте нарушения отдел  финансирования расходов осуществляет блокировку лимитов бюджетных обязательств на лицевом счете нарушителя и выдает владельцу лицевого счета уведомление, в котором указывается сумма заблокированных средств в разрезе кодов бюджетной классификации и ссылка на номер и дату соответствующего постанов­ления.

В случае невозможности сокращения лимитов бюджетных обязательств в ходе осуществления блокировки расходов на лицевом счете нарушителя ввиду отсутствия достаточного для этого остатка лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам бюджетной классификации блокировка расходов может применяться к главному распорядителю средств бюджета, в ведении которого находится нарушитель.

В случае невозможности в необходимом объеме осуществить у главного распорядителя средств бюджета блокировку расходов и сокращение лимитов бюджетных обязательств в связи с их использованием блокировка расходов осуществляется в пределах имеющихся остатков лимитов бюджетных обязательств, а в недостающем объеме сокращение главному распорядителю средств бюджета лимитов бюджетных обязательств осуществляется в пределах их остатков, запланированных в следующем финансовом году по соответствующим кодам бюджетной классификации.

В случае выполнения условий, повлекших за собой блокировку расходов, руководитель финансового органа (начальник ФКУ) по ходатайству соответствующего главного распорядителя бюджетных средств или другого получателя бюджетных средств отменяет решение о блокировке расходов на основании постановления об ее отмене. Например, в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности было установлено наличие в штатном учреждении ставки кассира при отсутствии объема работ (ставка оставалась вакантной долгое время, обращение наличных денежных средств и ценных бумаг в учреждении отсутствовало, помещение кассы отсутствовало). По результатам проверки фонд оплаты труда по данной ставке был заблокирован. В адрес ФКУ поступило письмо от главного распорядителя с просьбой разблокировки, так как на базе учреждения создан дополнительный отдел и в штатное расписание введены ставки специалистов с одновременным выведением из штатного расписания ставки кассира. Так как условие, повлекшее произведение блокировки, было исполнено, ФКУ произвело разблокировку средств.

Постановление об отмене блокировки расходов оформляется в трех экземплярах, из которых первый выдается нарушителю, второй экземпляр остается в Департаменте, третий — главному распорядителю, в ведении которого находится нарушитель.

В случае отмены блокировки расходов отдел финансирования расходов снимает блокировку лимитов бюджетных обязательств (производит разблокировку лимитов бюджетных обязательств) на лицевом счете нарушителя на сумму, указанную в соответствующем постановлении, и после восстановления заблокированных лимитов бюджетных обязательств на лицевом счете выдает владельцу лицевого счета соответствующее уведомление.

Уменьшение ассигнований
Наряду с описанными выше мерами финансовый орган вправе уменьшить лимиты бюджетных обязательств. На основании акта проверки финансовый орган (отдел бюджетного планирования ФКУ) готовит документы для уменьшения нарушителям бюджетного законодательства бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) в соответствии с законом о бюджете на соответствующий год, нормативно-правовыми актами и документами финансового органа, регламентирующими проведение указанной работы.

Уменьшение лимитов производится в пределах имеющихся остатков годовых назначений по соответствующим кодам бюджетной классификации, необходимых для их уменьшения, а в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств на лицевом счете нарушителя работа по применению мер принуждения к нарушителю бюджетного законодательства применяется за счет лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главному распорядителю средств бюджета.

Совершение на лицевых счетах нарушителей записей, отражающих уменьшение бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) сопряжено с внесением изменений в бюджетную роспись в соответствии с приказом финансового органа.

Таким образом, при проведении уменьшения бюджетных ассигнований на основании выявленных проверкой нецелевого использования средств получатель бюджетных средств не будет иметь возможности восстановить указанные средства и использовать их в дальнейшем.

Прочие
В практике контрольно-реви­зи­он­ных органов имеют место нарушения, не требующие возмещения или применения мер принуждения. Тем не менее бухгалтерская служба бюджетного учреждения не должна оставлять их без внимания. К таким нарушениям относят несвоевременное внесение изменений в штатное расписание, несоответствие сотрудника занимаемой должности, нарушения в оформлении документации и прочее.

При выявлении контролирующими органами таких нарушений необходимо принять действенные меры, которые позволят не допускать таких погрешностей в дальнейшем. Например, в ходе проверки установлены факты несвоевременного внесения изменений в штатное расписание: при наличии в штатном расписании вакантной должности 9-го разряда на работу в учреждение был принят сотрудник с оплатой труда по 7-му разряду. Сложившаяся экономия фонда была израсходована на выплату премий по результатам работы за отчетный период. При этом изменения в штатное расписание были внесены лишь спустя шесть месяцев, что привело к завышению планового фонда оплаты труда. В данном случае кадровой и бухгалтерской службам учреждения необходимо взять на контроль внесение изменений в штатное расписание с четким отслеживанием сроков вносимых изменений.

При обнаружении нарушений в оформлении документации необходимо в ходе проверки внести исправительные записи, провести обучение лиц, ответственных за оформление документации, а также вменить в обязанности должностного лица, курирующего тот или иной участок работы, функции по контролю за ведением соответствующей документации.

В практике ревизионной работы существует негативная тенденция к выявлению однородных нарушений в отрасли, а также единообразных нарушений в одном и том же учреждении от проверки к проверке. Это свидетельствует об ослаблении контроля со стороны администраций бюджетных учреждений в межревизионный период, а также о недостаточном внимании руководителей и бухгалтерских служб к работе по реализации материалов проверок. Необходимо очень внимательно подойти к вопросу устранения всех описанных в акте замечаний, учесть рекомендации руководителя проверки, а также довести информацию до коллег и заинтересованных лиц. Ведь от того, насколько грамотно будет построена работа по устранению и недопущению в дальнейшем указанных в акте фактов, зависит исход следующей проверки и во многом результат работы учреждения в целом.



Реклама