Практика учета платежей физических лиц администраторами поступлений в бюджет

 

медный всадник
Отсутствие автоматизированного учета платежей физических лиц ставит под сомнение возможность выполнения администратором поступлений в бюджет (АДБ) своих полномочий в части контроля за полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджетную систему. Решению этой проблемы путем организации взаимодействия АДБ с биллинговыми центрами банков был посвящен майский семинар компании «Кейсистемс» в г. Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербург был выбран для проведения традиционного весеннего семинара не случайно: именно в этом городе был реализован один из успешных проектов компании «Кейсистемс» по организации взаимодействия биллингового центра Северо-Западного банка Сбербанка России с программным комплексом «Администратор-Д», эксплуатируемым в Финансово-экономическом управлении тыла ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В настоящее время в банковском секторе широко используются возможности систем приема платежей населения в пользу поставщиков услуг, в качестве которых могут выступать коммунальные службы, службы, предоставляющие услуги связи, администраторы поступлений в бюджеты и другие организации.

О достоинствах подключения администратора поступлений в бюджет к биллинговой системе рассказывает Надежда Борисовна Павлова — начальник отдела расчетно-кассового обслуживания населения Управления вкладов и расчетов населения Северо-Западного банка СБ РФ.
По ее словам, внедрение автоматизированной системы приема платежей позволяет:
  • отменить бумажный документооборот (платежные поручения с квитанциями формы № ПД-4 сбор (налог)) между Банком и организацией и заменить его электронными реестрами к сводным платежным поручениям;
  • обеспечить оперативное получение в электронном виде информации о принятых платежах в автоматизированном режиме;
  • обеспечить полное соответствие принятых Банком платежей и выставленных организацией сумм начислений при передаче Банку в электронном виде соответствующей информации;
  • увеличить объем поступлений за счет улучшения информированности плательщика.
При использовании данной системы организация передает Банку электронные реестры, содержащие сведения о плательщиках и их задолженностях; формирует и передает в Банк электронные реестры, содержащие информацию о закрытых задолженностях плательщиков (произведенной оплате по уникальному коду плательщика), информирует своих плательщиков о возможности оплаты услуг/штрафов в структурных подразделениях Банка, через устройства самообслуживания Банка, а также о порядке оформления платежных документов при приеме платежей в пользу организации.

Прием платежей осуществляется в наличной или безналичной форме (по банковским картам: MasterCard, Visa, Visa Electron, Maestro, MasterCard Electronic) через структурные подразделения филиалов Банка, устройства самообслуживания. Документом, подтверждающим прием Банком денежных средств, является в данном случае не традиционная квитанция, а чек-ордер, содержащий реквизитный состав платежа.

Все суммы платежей, принятых Банком от плательщиков, перечисляются не позднее следующего банковского дня на счета казначейства с оформлением сводных платежных поручений отдельно по каждому коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации и кодов ОКАТО в разрезе сформированных реестров принятых платежей. В поле «Назначение платежа» сводного платежного поручения указывается информация о номере электронного реестра, количестве и сумме платежных документов за операционный день.

Плата за выполнение Банком операций по приему и перечислению платежей при приеме платежа в структурных подразделениях Банка и на устройствах самообслуживания взимается Банком с плательщика в размере, установленном Сборником тарифов Банка.

Еще одним существенным достоинством применения автоматизированной системы приема платежей является снижение трудозатрат персонала — как на стороне Банка, так и на стороне АДБ.

Внимание
Комплекс «Администратор-Д» предназначен для комплексной автоматизации процесса администрирования доходов в бюджетную систему. Может использоваться на любом уровне органа, исполняющего полномочия по администрированию доходов (главный администратор, подведомственные администраторы). В ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области эксплуатируется с 2007 года.

В ходе совместных мероприятий, проведенных специалистами ФЭУ, Северо-Западного банка и компании «Кейсистемс», в ГУВД была развернута система, обеспечивающая решение следующих задач:
  • сбор на уровне ГУВД сумм, подлежащих уплате в бюджет, с подразделений ГУВД;
  • формирование реестров для передачи в биллинговую систему Северо-За­пад­ного банка СБ РФ информации о суммах, подлежащих уплате в бюджет;
  • обработка реестров платежей, проведенных через биллинговую систему банка для закрытия обязательств плательщиков перед бюджетом;
  • формирование пакетов для передачи в подразделения ГУВД информации о закрытой дебиторской задолженности плательщиков перед бюджетом.
Однако было бы заблуждением считать, что проблему учета платежей физических лиц можно решить исключительно технологическими методами. Залогом успеха является сопутствующий технологическим решениям комплекс организационных мероприятий. Успешным опытом организации деятельности финансово-экономического подразделения территориального управления МВД в части администрирования поступлений делится Ирина Николаевна Симчук — начальник отдела доходов ФЭУ Тыла ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Для выполнения функций по администрированию поступлений руководителями УВД-ОВД были назначены приказами (распоряжениями) ответственные должностные лица из тех структурных подразделений, сотрудникам которых предоставлено право по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях, по выдаче лицензий, по совершению юридически значимых действий. Указанные должностные лица ведут учет наложенных административных штрафов, платы за медицинские услуги, назначенных сборов за выдачу лицензий, за совершение юридически значимых действий.

таблица к кейсистем


Учет начисленных сумм доходов бюджетов осуществляется на основании сведений, представляемых подразделениями ГУВД в виде структурированных пакетов, сформированных модулем Excel-Клиент (для последующей загрузки в ПК «Администратор-Д»), и на бумажном носителе.
Накопительные бюджетные реестры платежей ведутся администраторами поступлений по двум видам:
1. По учету платежей, связанных с юридически значимыми действиями, которые осуществляются только после внесения оплаты (госпошлина, сборы за выдачу лицензий и сведений из реестра дисквалифицированных лиц, проставление апостиля).
2. По учету платежей, оплата которых производится не предоплатой и не в момент назначения (административные штрафы, плата за медицинские услуги).

Данные об уплате формируются в реестрах на основании платежных поручений с приложенными к ним корешками оплаченных квитанций формы № ПД-4сб (налог) и выписок казначейства, сформированных по головным ОКАТО подразделений из ПК «Администратор-Д» и направленных отделом доходов ФЭУ Тыла ГУВД администраторам поступлений с использованием системы ADE по электронной почте для последующей расстановки уникальных кодов плательщиков в модуле.

Отдел доходов ФЭУ Тыла ГУВД и сводно-учетный отдел ЦБ при ГУВД на основании реестров отражают в бюджетном учете по соответствующему балансу суммы начисленных платежей в разрезе кодов доходов и ведут аналитический учет платежей по кодам доходов бюджетов.

На основании анализа платежных документов администраторы поступлений в подразделениях формируют заключение об уточнении платежей по видам  доходов и принадлежности поступлений к данному подразделению и правильности указания кода ОКАТО и КБК дохода и направляют его в отдел доходов ФЭУ Тыла ГУВД.

Для исключения ошибок при ручном вводе данных по плательщикам в сводных платежных поручениях и ускорения передачи данных по оплате в подразделения ГУВД было рассмотрено предложение Северо-Западного банка Сбербанка России об использовании Системы передачи электронных документов СПЭД.

Электронные реестры формируются на основании реестров начисленных (назначенных к уплате в бюджет) платежей и оплаченных штрафов подразделений ГУВД с уникальным кодом начисления, который указан в поле «Номер л/с плательщика» на квитанции формы № ПД-4 сбор (налог), выдаваемой плательщику.

Таким образом ГУВД в полном объеме реализует свои полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислению, учету, взысканию и принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

Представленная схема взаимодействия с биллинговым центром представляет собой полный реестровый электронный документооборот, при этом достоверность и актуальность информации о задолженностях определяется периодичностью передачи администратором поступлений реестров в биллинговый центр, а в ряде случаев передача информации запрещается внутренними нормативными документами АДБ, однако таких недостатков лишена онлайн-технология взаимодействия. При использовании онлайн-технологии база данных о задолженностях в биллинговый центр не предоставляется, а разворачивается на стороне АДБ.

В процессе совершения платежа наличным или безналичным способом со стороны биллингового центра в базу данных АДБ поступает запрос параметров платежа, а при успешном завершении процесса проставляется отметка об успешной оплате. Ряд биллинговых систем по итогам дня дублирует информацию о проведенных платежах путем передачи в адрес АДБ электронных реестров. Серьезным достоинством такой технологии является то, что АДБ в любой момент времени имеет актуальную информацию о задолженностях плательщиков. В настоящий момент такая система обмена также реализована в ПК «Администратор-Д» и проходит завершающую стадию тестирования в ГИБДД по Чувашской Республике. В качестве параметров для поиска задолженности могут использоваться как номер протокола, так и номер постановления. 


В семинаре приняли участие 94 представителя из 28 регионов РФ, в их числе сотрудники отделов и управлений территориальных органов Министерства внутренних дел, Государственной инспекции безопасности дорожного движения, Федеральной миграционной службы и других организаций, осуществляющих администрирование поступлений в бюджетную систему.


http://www.keysystems.ru
Многоканальный телефон:
(8352) 57-27-57



Реклама