Как пожаловаться на налоговую: правила игры поменялись
Обычно фраза «обжалование решений налоговых органов» ассоциируется с арбитражным судом. И надо сказать, что до 1 января 2009 года это было справедливо. Но в текущем году, в связи со вступлением в силу изменений в Налоговый кодекс, предусмотренных в Законе от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ, ситуация резко поменялась. Главный налоговый документ был дополнен статьей 101.2, которая предусматривает новую структуру обжалования решений чиновников.
Структура обжалования решений налогового органа выглядит следующим образом: учреждение может подать либо апелляционную жалобу в течение 10 дней, либо простую жалобу в течение одного года.
Суть структуры
Закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (далее — Закон № 137-ФЗ), на первый взгляд, не внес революционных изменений. Например, статья 137 Налогового кодекса и до введения Закона № 137-ФЗ предусматривала, что учреждение имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению учреждения, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. А по правилам статьи 138 Налогового кодекса акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц в свою очередь могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Таким образом, единственным новшеством, которое подарила налогоплательщикам статья 101.2 Налогового кодекса, является обязательность обжалования решений налогового органа сначала в вышестоящую налоговую инстанцию и только потом уже в арбитражный суд.
Дело в том, что в пункте 5 данной статьи сказано, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
Полную версию материала можно прочитать в июльском номере журнала "Бюджетный учет".
Е. Ю. Сафарова,
руководитель отдела правового консалтинга и судебных споров ЗАО «ЦБА»
руководитель отдела правового консалтинга и судебных споров ЗАО «ЦБА»
Структура обжалования решений налогового органа выглядит следующим образом: учреждение может подать либо апелляционную жалобу в течение 10 дней, либо простую жалобу в течение одного года.
Суть структуры
Закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (далее — Закон № 137-ФЗ), на первый взгляд, не внес революционных изменений. Например, статья 137 Налогового кодекса и до введения Закона № 137-ФЗ предусматривала, что учреждение имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению учреждения, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. А по правилам статьи 138 Налогового кодекса акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц в свою очередь могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Таким образом, единственным новшеством, которое подарила налогоплательщикам статья 101.2 Налогового кодекса, является обязательность обжалования решений налогового органа сначала в вышестоящую налоговую инстанцию и только потом уже в арбитражный суд.
Дело в том, что в пункте 5 данной статьи сказано, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
Полную версию материала можно прочитать в июльском номере журнала "Бюджетный учет".