Минздравсоцразвития России:  учет и контроль

Саволайнен
Минздравсоцразвития России является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей. Важная часть работы министерства возложена на Департамент учетной политики и контроля.

А. Ю. Ильина,
 редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»


К компетенции Департамента учетной политики и контроля относят такие вопросы:
  • формирование учетной политики;
  • ведение бухгалтерского и бюджетного учета;
  • формирование сводной бухгалтерской и бюджетной отчетности;
  • организация работы по осуществлению внутреннего контроля;
  • организация контрольно-реви­зи­онной работы.
Подробнее о каждом из них нам рассказали Надежда Борисовна Саволайнен, директор Департамента учетной политики и контроля, Нина Юрьевна Кузнецова, заместитель директора Департамента учетной политики и контроля, Альбина Павловна Фролова, начальник отдела сводной отчетности — заместитель главного бухгалтера.

Вопрос: Надежда Борисовна, как говорится, с места в карьер: какой сейчас для вашего департамента самый острый вопрос, стоящий на повестке дня?

Ответ: Одной из основных задач на сегодняшний момент является создание такой информационной системы, которая будет обеспечивать организацию и регламент взаимодействия всех департаментов министерства. Это крайне важно, поскольку в информационную систему Минзравсоцразвития входит множество участников бюджетного процесса: от субъектов Федерации и до поликлиники или школы. Разработка более совершенной системы позволит облегчить работу бухгалтеров, а также сделать бюджетный учет прозрачным для управленцев.

Не менее важная задача — подбор кадрового состава.

Кроме того, Минздравсоцразвития России активно работает с подведомственными учреждениями. К примеру, недавно прошел семинар-совещание под рабочим названием «Итоги сдачи годового отчета об исполнении федерального бюджета за 2008 год учреждениями, подведомственными Минздравсоцразвития России. Вопросы организации бюджетного учета». На семинаре было решено создать методологический совет при министерстве.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о совете подробнее. Почему возникла необходимость в его создании и чем он будет заниматься?

Ответ: Необходимость создания методологического совета связана с тем, что при возникновении проблемы часть подведомственных учреждений обращается в аудиторскую компанию, другие — напрямую в Минфин России, третьи — в институт профессиональных бухгалтеров. Понятно, что ответы зачастую разнятся, соответственно допускаются ошибки в учете. В связи с чем было принято решение: все запросы подведомственные учреждения должны будут направлять в наше министерство.

Вопрос: А кто будет входить в состав методологического совета?

Ответ: В состав совета будут входить главные бухгалтеры подведомственных учреждений, которые на протяжении многих лет показывают отличные результаты работы. Кроме того, в совет войдут сотрудники агентств и служб, находящихся в ведении министерства: Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Роструда, ФМБА России.

Вопрос: Вы упомянули о недавно прошедшем семинаре. Какие вопросы помимо уже озвученных там рассматривались?

Ответ: В первую очередь это учетная политика. Жизнь не стоит на месте, и это так или иначе отражается на практике финансового учета. Взять хотя бы изменения в бюджетном законодательстве. Возникают новые проблемы, новые задачи, решение которых необходимо «вплести» в систему учетной политики. Поэтому большой блок семинара был посвящен именно этому вопросу.

Заметим, государственная политика реализуется через Инструкцию, утвержденную приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н (далее по тексту — Инструкция № 148н) посредством плана счетов бюджетного учета, порядка отражения операций по исполнению бюджетов, по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, корреспонденции счетов и иных вопросов бюджетного учета. Поэтому еще раз упомяну: крайне важно понимать принципы бюджетного учета и четко их придерживаться при формировании учетной политики.

Вопрос: Раз уж зашла речь об изменениях в бюджетном законодательстве, на ваш взгляд, какое основное новшество они привнесли?

Ответ: Главный распорядитель бюджетных средств анализирует исполнение бюджета, делает предложения, принимает решения. Целесообразность управленческого учета, предусмотренная Инструкцией № 148н, в этом случае несомненна.

Вопрос: Посоветуйте нашим читателям, какие вопросы необходимо закрепить в учетной политике для целей бюджетного учета.

Ответ: Давайте прямо по пунктам.

1. Рабочий план счетов бюджетного учета. Он должен содержать только те счета, которые применяет учреждение. Здесь важно заметить, что в Инструкции № 148н не сказано о том, какой код (1, 2, 3) следует применять при осуществлении деятельности за счет целевых средств и безвозмездных поступлений как обособленного вида деятельности. Значит, при безвозмездном получении имущества от юридических или физических лиц код вида деятельности определяется с учетом направления его использования. Этот аспект необходимо отразить в учетной политике.

2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, для которых в Инструкции № 148н не предусмотрены типовые формы, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности. При утверждении форм первичных документов следует учитывать регистры, которые утверждены приказом Минфина России от 23 сентября 2005 г. № 123н. Кроме того, документы, не имеющие унифицированной формы, должны содержать все реквизиты первичных документов, предусмотренные статьей 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов.

4. Правила документооборота. Мы рекомендуем составить график документооборота, в котором будет отражено, кто оформляет первичные документы и в какие сроки они представляются в бухгалтерию.

5. Технология обработки учетной информации. Для этого достаточно указать название программного продукта, с помощью которого осуществляется данная обработка.

6. Методы оценки активов и обязательств учреждения. В данном разделе нужно отразить методы оценки активов и обязательств с учетом специфики их получения (например, если учреждение получает имущество безвозмездно, в виде дара или пожертвования от юридических и физических лиц).

7. Порядок и сроки проведения инвентаризации активов и обязательств учреждения, за исключением случаев, когда инвентаризация обязательна.

8. Метод списания мате­риально-произ­вод­ствен­ных запасов.

9. Порядок учета в филиалах.

10. Учет средств от приносящей доход деятельности.

11. Порядок выдачи денежных средств под отчет. Здесь определяют круг материально ответственных лиц, имеющих право на получение денег под отчет, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности, и предельный размер подотчетных средств.

12. Порядок списания ГСМ.

13. Порядок списания канцелярских принадлежностей.

14. Сроки и порядок хранения учетных документов.

Вопрос: Скажите, в согласовании каких документов принимает участие ваш департамент?

Ответ: Департамент учетной политики и контроля принимал участие в согласовании документов, важнейших для бюджетников, как то: приказы Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н, от 13 ноября 2008 г. № 128н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», от 30 сентября 2008 г. № 104н «О порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня». Также наш департамент принимал участие в согласовании ряда постановлений Правительства РФ, например, постановления Правительства РФ от 12 января 2009 г. № 19 (оно касается вручения едино­временного денежного поощрения одному из родителей при награждении орденом «Родительская слава» и предоставления других межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на выплату данных сумм), от 10 марта 2009 г. № 198 (это постановление определяет порядок финансового обеспечения в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на совершенствование медпомощи пострадавшим при ДТП), 2 марта 2009 г. № 186 (обеспечение в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на совершенствование медпомощи больным сосудистыми заболеваниями).

Кроме того, подготовлены и находятся на согласовании приказы:
  • «Об утверждении Регламента исполнения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации функции по осуществлению ведомственного контроля»;
  • «Об утверждении формы отчета о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации по выплате едино­временного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, предоставляемые из федерального бюджета» и других приказов об утверждении формы отчета о расходах субъектов РФ;
  • «Об организации работы по проведению расчетов по субсидиям, субвенциям и иным межбюджетным трансфертам, имеющим целевое назначение, с лицевого счета получателя по главе 055 «Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации»;
  • «О результатах рассмотрения материалов ревизий (проверок) финан­сово-хозяйственной деятельности учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России».
Вопрос: Нина Юрьевна, вопрос к вам. Расскажите о проверках, которые проводит министерство. На что стоит обратить внимание учреждениям?

Ответ: Проверки, проводимые министерством, направлены на осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при проведении учреждениями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью. Проверяем наличие и движение имущества, использование материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами и сметами.

Вопрос: Какие виды контроля применяет министерство?

Ответ: Во-первых, это предварительный контроль (он включает контроль за соответствием принимаемых бюджетных обязательств доведенным лимитам, за своевременным и правильным оформлением первичных документов, за законностью совершаемых операций (ежедневно, по мере поступления документов), за правильностью оформления заключаемых договоров, за необходимостью и эффективностью различных закупок).
Во-вторых, существует текущий контроль (за исполнением смет доходов и расходов, за проведением ревизий кассы, за проведением текущей инвентаризации ТМЦ и основных средств, за расходованием денежных средств, выданных под отчет, за суммами дебиторской и кредиторской задолженности, за соответствием кассовых расходов фактическим, за своевременностью оплаты поставок, услуг, за исполнением текущих договорных обязательств, за выдачей бланков строгой отчетности, за движением и расходованием ценностей).
И, в-третьих, мы занимаемся последующим контролем. Он включает в себя контроль за:
  • состоянием расчетов с подотчетными лицами;
  • проведением сверок взаиморасчетов с контрагентами;
  • соответствием перечня полученных товаров, работ и услуг перечню оплаченных согласно заключенным договорам (госконтрактам);
  • состоянием взаиморасчетов с органами, осуществляющими сборы в доходную часть бюджетов;
  • проведением инвентаризации материальных ценностей, основных средств, расчетов при подготовке квартальной или годовой отчетности.
  • По каким направлениям проходит проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждений?
Проверка, как правило, охватывает финансово-хозяйственную деятельность учреждения по следующим направлениям:
  • соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
  • обоснованность расчетов сметных назначений;
  • исполнение смет расходов;
  • использование бюджетных средств по целевому назначению;
  • обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных фондов;
  • соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
  • обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами;
  • полнота расчетов и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • операции с основными средствами и нематериальными активами;
  • операции, связанные с инвестици­ями;
  • расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
  • обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера.
Вопрос:  Какие нарушения являются наиболее характерными в учреждениях, подведомственных Минздравсоцразвития России?

Ответ: Анализ материалов ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений показал, что 56 процентов от общего количества ошибок составляют нарушения законодательства, регламентирующего организацию закупок продукции, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Далее идет искажение бюджетной отчетности, представляемой главному распорядителю средств федерального бюджета (13,9 процента), завышение стоимости объемов выполненных ремонтно-строительных работ (6 процентов), нарушение ведения бухгалтерского учета (3,9 процента) и неэффективное использование средств федерального бюджета (7 процентов). Также характерны, хоть и в меньшей степени, нарушения законодательства по оплате труда: завышение тарифных разрядов, окладов, установленных ETC, надбавок за продолжительность непрерывной работы (1,9 процента) и использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям их получения (1 процент).

Вопрос:  Каковы основные причины, влекущие нарушение бюджетного законодательства?

Ответ: Сказывается низкий уровень бюджетной дисциплины, ненадлежащее ведение бюджетного учета; недостаточный уровень профессиональной подготовки сотрудников бухгалтерских и финансовых служб; отсутствие ответственности за нарушение норм бюджетного законодательства РФ. Одной из основных проблем является то, что причины и условия, повлекшие нарушения, не анализируются, что приводит к повторным нарушениям.

Вопрос: Что может повысить качество внутреннего контроля?

Ответ: Результативность контроля во многом зависит от его правильной организации, возможностей получения достоверной информации, наличия стандартов, регламентирующих движение бюджетных средств, уровня профессионализма контролеров. Повышению качества контрольной деятельности способствуют четко поставленная цель, правильно составленный и последовательно реализуемый план проведения проверок, всесторонний анализ факторов, повлиявших на конечные результаты, разумность и эффективность мер, направленных на устранение выявленных недостатков и мобилизацию внутренних резервов, а также внедрение информационно-аналитической системы управления деятельностью ведомственно-финансового контроля.

Вопрос: Что вы можете посоветовать нашим читателям при встрече с контролерами?

Ответ: Особое внимание хочу уделить подписанию акта проверки. Прежде чем подписать данный документ, следует изучить приказы Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 75н «Об утверждении административного регламента исполнения федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности», от 25 декабря 2008 г. № 146н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля» и Бюджетный кодекс. Может оказаться, что проверяющие не вправе привлекать учреждение к ответственности.

Вопрос: А кто может проверить вас?

Ответ: В соответствии с нормами действующего законодательства главного распорядителя бюджетных средств в течение недели после сдачи годового отчета проверяет Счетная палата Российской Федерации,  а также Росфиннадзор России.

Вопрос: Находят ли ошибки?

Ответ: Конечно, как и в любом нормально действующем учреждении. Ошибки возникают из-за невнимательности, а также из-за недостатка кадров, но, к счастью, не носят системного характера и устраняются в рабочем порядке.

Вопрос: Альбина Павловна, перейдем к отчетности. Что вы можете сказать, проанализировав отчетность от подведомственных учреждений Минздравсоцразвития России за 2008 год? Какие ошибки допускались? С чем они связаны?

Ответ: Результаты представления бюджетной отчетности за 2008 год свидетельствуют о невыполнении рядом подведомственных учреждений установленных требований. Отчетность в установленные сроки представляется далеко не всеми подведомственными учреждениями. При этом, как правило, взаимосвязанные показатели представленных форм не согласованы. Требуется значительное время на их исправление. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на сроках и качестве формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, представляемой в Федеральное казначейство России.

В ряде случаев имелись отклонения от требований к форматам представляемых файлов, что создавало дополнительные трудности, так как формы, составленные с отклонениями, не могут быть импортированы в общую  электронную базу, а следовательно, и не могут пройти установленный контроль.
Кроме того, были выявлены нарушения в таких формах, как:
  • Баланс об исполнении бюджета (ф. 0503130);
  • Справка к балансу по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
  • Отчет о финансовом результате деятельности (ф. 0503121);
  • Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
  • Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137);
  • Пояснительная записка к годовой бюджетной отчетности (ф. 0503160).
Вопрос: Какие ошибки наиболее часто встречаются при заполнении формы 0503110?

Ответ: При составлении данной формы, бывает, возникает ряд технических и методологических ошибок. При заполнении соответствующих граф, например, по счету 0 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами» заполнялась графа 3 «Остаток средств по кредиту», тогда как данный счет не может иметь кредитовый остаток. Кроме того, показатели счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» не соответствовали форме 0503125 «Справка по консолидируемым расчетам».

Вопрос: В чем ошибались бухгалтеры при заполнении Отчета о финансовых результатах деятельности, Справки по консолидируемым расчетам и Отчета об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств?

Ответ: Анализ формы 0503121 показал, что при подготовке данной формы некоторые учреждения не соблюдали контрольные соотношения показателей по нефинансовым активам, финансовым активам и обязательствам Баланса и Отчета о финансовых результатах деятельности. Между тем разница между остатками на конец отчетного периода и на начало отчетного периода Баланса должна равняться показателю «Чистый операционный результат» по соответствующим объектам учета формы 0503121. Хотелось бы обратить внимание на то, что показатели форм 0503110 и 0503121 должны соответствовать друг другу.

Анализ Справки по консолидируемым расчетам показал, что учреждения принимали к учету и передавали основные средства без распорядительного документа главного распорядителя. Основанием для принятия к учету служило извещение, акт приема-передачи. А это неправильно.
Что касается Отчета об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности, то основная ошибка заключается в том, что некоторые учреждения систематически показывают главу 055, хотя администратором невыясненных поступлений является Управление Федерального казначейства (глава 100).

Вопрос: Пояснительная записка вызывает множество вопросов у бухгалтеров многих учреждений. Относится ли это к вашим подведомственным?

Ответ: К сожалению, да. Основной ошибкой при подготовке Пояснительной записки было отсутствие увязки с другими формами отчетности. Так, показатели формы 0503164 не соответствовали показателям формы 0503127  о бюджетной деятельности и фор­мы 0503182 по внебюджетной.

Показатели формы 0503168 не соответствовали показателям строк 010, 040,070, 080 формы 0503130 .

Показатели формы 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» не соответствовали данным о дебиторской и кредиторской задолженности, отраженным в форме 0503130.

Показатели формы 0503179 «Сведения о динамике и структуре основных показателей кассового исполнения бюджета» не соответствовали показателям формы 0503127 «Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета».

В текстовой части Пояснительной записки недостаточно раскрыта информация по следующим вопросам:
  • техническое состояние, эффективность использования, обеспеченность бюджетных учреждений и их структурных подразделений основными фондами; основные мероприятия по улучшению состояния и сохранности основных средств; характеристика комплектности, а также сведения о своевременности поступления материальных запасов;
  • причины образования дебиторской и кредиторской задолженности за счет бюджетных и внебюджетных средств;
  • причины отклонений кассового исполнения от бюджетных назначений.
Вопрос: Дайте, пожалуйста, нашим подписчикам еще несколько советов по правильному оформлению данной формы.

Ответ: При заполнении формы 0503164 «Сведения об исполнении бюджета» следует обратить внимание на то, что информация представляется только по данным, исполнение которых на отчетную дату составило менее 95 процентов от ЛБО. Причины отклонения показателя исполнения от планового показателя по всем разделам формы следует развернуто описать в текстовой части Пояснительной записки формы 0503160.

При заполнении формы 0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов» данные по строке 310 «Справочно: сумма начисленной амортизации» (счет 0 104 00 000 «Амортизация»), отраженные в графах 3, 4, должны соответствовать показателям баланса в части основных средств по строке 020 графа 7 минус графы 3, 8 минус графа 4 и в части нематериальных активов по строке 050 графа 7 минус графа 3, 8 минус графа 4. Помимо того, в тексте Пояснительной записки необходимо представить расшифровку строки 140 «Прочее увеличение» (расшифровать причины увеличения нефинансового актива и  строки 280 «Прочее уменьшение»: расшифровать причины уменьшения нефинансового актива).

Вопрос: Какой совет вы могли бы дать читателям журнала «Бюджетный учет», дабы они не повторяли ошибок подведомственных Минздравсоцразвития учреждений при оформлении Баланса об исполнении бюджета?

Ответ: Из собственного опыта могу посоветовать следующее. В Балансе об исполнении бюджета (ф. 0503130) при наличии, к примеру, остатков по счетам 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» и 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» на 1 января года, следующего за отчетным годом, в Пояснительной записке к годовой бюджетной отчетности следует раскрывать правовые основания и причины возникновения дебиторской (кредиторской) задолженности. Необходимо отметить, что остатки по счету 0 206 000 00 «Расчеты по выданным авансам» могут отражаться только при соблюдении требований пункта 6 постановления Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 987 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

Вопрос: Надежда Борисовна, заканчивая беседу, хочется заметить, что и ваше министерство, и бухгалтеры подведомственных учреждений делают огромную работу. А находит ли героев награда?

Ответ: На уже упомянутом семинаре, прошедшем под эгидой Минздравсоцразвития, впервые за всю историю нашего ведомства Татьяна Алексеевна Голикова — Министр здравоохранения и социального развития РФ — вручила тринадцати бухгалтерам подведомственных министерству учреждений почетные грамоты и благодарность министра за хорошую сдачу годового отчета. Среди награжденных: Сычева Т. М., Каусарова М. Я.,  Попова Т. И., Бурлакова В. В., Лукьянова Т. В., Мустафина Э. Х., Притула И. Е., Игнатова Л. М., Ваганова Т. Н., Палян А. Г., Галышева Н. А., Петрова Т. Л.,  Шашкова Л. С.

То, что бухгалтерам Минздравсоцразвития вручили такие грамоты, очень воодушевило и их, и всех нас. Лично я надеюсь, что в будущем бухгалтеры подведомственных организаций примут участие в конкурсе  «Лучший бухгалтер России», а кто-то, возможно, получит главную награду. Этот конкурс учреждает Институт профессиональных бухгалтеров. Помимо того, мы хотим создать ведомственный конкурс «Лучший бухгалтер». Искренне надеемся, что это послужит дополнительным стимулом для совершенствования работы бухгалтеров. 

НА ЗАМЕТКУ
В структуре Минздравсоцразвития России работает порядка 2000 бухгалтеров. Из них 79 процентов — работники в возрасте от 30 до 60 лет, 17 процентов — в возрасте до 30 лет и 4 процента — в возрасте свыше 60 лет. При этом 58 процентов имеют среднее специальное образование и 42 процента — высшее. Сотрудники со стажем менее года составляют лишь 5 процентов от общего количества работников.



Реклама